Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безусловные рефлексы новорожденныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на 3 категории: Ø стойкие пожизненные автоматизмы; Ø транзиторныерylциментарные рефлексы, отражающие специфические условия уровня развития двигательного анализатора и впоследствии исчезающие; Ø рефлексы, илиавтоматизмы, только появляющиеся и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения. К первой группе рефлексов относятся такие, как роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный, или надбровный, рефлекс. Ко второй группе рефлексов относятся: оральные сегментарные автоматизмы (сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой), спинальныесегментарные автоматизмы (хватательный рефлекс, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Галанта, Переса), миелоэнцефальные позотонические рефлексы (лабиринтный, асимметричный и симметричныйшейные тонические рефлексы). К третьей группе можно отнести мезэнцефальные установочные автоматизмы: лабиринтные рефлексы, простые и цепные шейные и туловищныерефлексы. Оценка безусловно-рефлекторной деятельности должна про водиться в теплой хорошо освещенной комнате на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных видов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оцениваются в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания. Х о б о т к о в ы й ре ф л е к с. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком. Рис. 9.1.
Рис. 9.1.
П о и с к о в ы й р е ф л е к с. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует при касаться к губам) происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу первого года. Рис. 9.2.
Рис. 9.2.
С о с а т е л ь н ы й р е ф л е к с. Если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Исчезает к концу первого года. О р б и к у л о п а л ь п е б р а л ь н ы й р е ф л е к с. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 мес. Л а д о н н о- р о т о в о й р е ф л е к с Б а б к и н а. Рефлекс вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответнаяреакция про является открыванием рта и сгибанием головы. Исчезает к 3 мес. Рис. 9.3.
Рис. 9.3.
Х в а т а т е л ь н ы й р е ф л е к с. Этот рефлекс состоит в схватывании . и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладонь ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания 11 - 111пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4-м месяце. Ре ф л е к с М о р о; Этот рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегосяна руках у врача, резко опускают на 20 см, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижниеконечности или ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 - 20 см с двух сторон от головы. В ответ на эти действия ребеноксначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение руки носит характер охватывания. Этотрефлекс сохраняется до 4 мес. Рис. 9.4.
Рис. 9.4. Ре ф л е к с Б а б и н с к о г о. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тьшьное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. Рефлекс остается физиологичным до 2 лет.
Рис. 9.5.
Ре ф л е к с К е р н и г а. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются вьшрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается. Этот рефлекс исчезает после 4 мес. Ре ф л е к с о пор ы. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, вьшрямив туловище. Рефлекс исчезает к 2 мес. Р е ф л е к с а в т о м а т и ч е с к о й п о х о д к и. В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. Рефлекс исчезает к 2 мес. Рис. 9.6.
Рис. 9.6. Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползанье» включаются руки и онначинает активно отталкиваться ногами от препятствия, рефлекс исчезает к 4 мес. Рис. 9.7.
Рис. 9.7
Ре ф л е к с Г а л а н т а. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога" Рефлекс исчезает к 4 мес. Рис. 9.8.
Рис. 9.8. Р е ф л е к с П е р е с а. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этотрефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. Исчезаетк 4 мес. На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы. Л а б и р и н т н ы й т о н и ч е с к и й р е ф л е к с. Вызывается изменением головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей. Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на сщше, происходит повышение тонуса сгибателей рук и разгибателей ног. При разгибании головынаблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей. А с и м м е т р и ч н ы й ш ей н ы й т о н и ч е с к и й ре ф л е к с. Для проверкй этого рефлекса голову ребенка, лежащего на спине, поворачиваютв сторону так, чтобы подбородок касался плеча. При этом уменьшается тонусконечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышается тонус противоположных конечностей. Рефлекс исчезаетк концу первого года. т у л о в и щ н ая вы пр я м и т е л ь н а я р е а к ц и я. При соприкос,»ове нии стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Эта реакция формируется с конца 1-го месяца. Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость рука. ми, удерживается в этой позе. Этот рефлекс формируется к 4 мес. Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5 - 6 мес. Простые шейные и туловищные установочные р е ф л е к с ы. Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, al раздельно: сначала поворачивается груднойотдел, а затем тазовый. Эти рефлексы появляются с рождения и видоизменяются к 5 - 6 мес. Цепной установочный рефлекс с туловища на тул о В и Щ е. Поворот плеч ребенка в сторону приводит К повороту туловищаи нижних конечностей в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища. Этот рефлекс формируется к 6 - 7 мес. Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов, учитывают наличие или их отсутствие, симметричность, время появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен уже отсутствовать, т. е. запределами своей возрастной границы, он считается патологическим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.009 с.) |