Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей до 7 лет
Похожие статьи вашей тематики
(Н. В. Ежова, Е. М. Русакова, г. и. Кащеева, 1997)
Первый год жизни
Воз-
раст
| Зрительные
ориентировочные
реакции
| Слуховые
ориентиро-.
вочные
реакции
| Эмоции
| Движения рук
и действия с
предметами
| Движения общие
| Подготовительные этапы
развития
| Навыки и
умения в
процессах
| | | | | Понимание
речи
| Активная речь
| | | | | | | (Аз)
| (Ас)
| (Э)
| (др)
| (До)
| (ПР)
| (АР)
| (Н)
| | |
дней
| Удерживает в поле
зрения движущиеся
предметы
(ступенчатое
движение)
| Вздрагивает и
мигает при
резком звуке
|
|
| -
|
|
|
| | | 18-20
дней
| Удерживает в поле
зрения
неподвижный
предмет (лицо
взрослого)
| Успокаивается
при сильном
звуке
|
|
|
|
|
|
| | | 1-й
месяц
| Появляется
плавное
прослеживание
движущегося
предмета
| Прислушива-
ется к звуку и
голосу
взрослого
| Первая улыбка
в ответ на
разговор
взрослого
|
| Лежа на животе,
пытается
поднимать и
удерживать голову
|
|
|
| | | 2-й
месяц
| Дпительное
зрительное
сосредоточение на
лице взрослого или
неподвижном
предмете
Дпительно следит
за движущейся
игрушкой или
взрослым (на
расстоянии до 1 м.)
| Поворачивает
голову к
источнику
длительного
звука
| Быстро
отвечает
улыбкой на
разговор
|
| Лежа на животе,
поднимает и
непродолжительно
(1-2 мин)
удерживает голову
|
|
|
| | З-й
месяц
| Фиксирует взгляд
на неподвижных
предметах,
находясь в любом
положении
| Отчетливое
слуховое
сосредоточе-
ние
| В ответ на
разговор
проявляет
радость
улыбкой,
оживленными
движениями
ножек, звуками
(комплекс
оживления)
| Случайно
наталкивается
руками на
игрушки,
висящие над
грудью
| Лежит на животе
несколько минут,
опираясь на
предплечье,
высоко подняв
голову
При поддержке
подмышки крепко
упирается ногами,
согнутыми в
тазобедренных
суставах
Удерживает голову
в вертикальном
положении на руках
у взрослого
|
|
|
| | 4-й
месяц
| У знает мать
(радуется)
| Находит
глазами
невидимый
источник звука
| Громко
смеется
| Захватывает
подвешенную
игрушку
| -
|
| Гулит
| Придерживает
руками грудь
или бутылочку
во время
кормления
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Зрительные
ориентировочные
реакции
| Слуховые
ориентиро-
вочные
реакции
| 3моции
| Движения рук
и действия с
предметами
| Движения общие
| Подготовительные этапы
развития
| Навыки и
умения в
процессах
| | Воз-
раст
| | | Понимание
речи
| Дктивная
речь
| | | (ДЗ)
| (Де)
| (3)
| (Др)
| (до)
| (ПР)
| (ДР)
| (Н)
| | 5.й
месяц
| Отличает близких
людей от чужих (по
разному реагирует)
| Узнает голос
матери
Различает
строгую и
ласковую
интонацию
речи
|
| Четко берет
игрушку из рук
взрослого
Удерживает в
руке игрушку
| Долго лежит на
животе, опираясь
на ладони
выпрямленных рук
Переворачивается
со спины на живот
Ровно устойчиво
стоит при
поддержке
подмышКи
|
| Подолгу певуче
гулит
| Ест с ложки
густую и
полугустую
пищу
| | б-й
месяц
|
| Па-разному
реагирует на
свое и чужое
имя
|
| Свободно
берет игрушку
из разных
положений и
подолгу
занимается,
перекладывает
из одной руки в
другую
| Переворачивается
с живота на слину
Пытается ползать
|
| Произносит
отдельные
слоги (начало
лепета)
| Хорошо ест с
ложечки,
снимая пищу
губами
| | | | | | | | |
|
|
| |
7-й
месяц
|
|
|
| Игрушкой
стучит,
размахивает,
бросает ее
| Хорошо ползает
| На вопрос
| Подолгу
лепечет
| Пьет из чашки,
| | «где?» находит
| которую
| | взглядом
| держит
| | предмет,
| взрослый
| | находящийся
|
| | постоянно в
|
| | определенном
|
| |
| месте
|
| | 8.й
месяц
|
|
|
| Игрушками
занимается
долго,
подражает
действиям
взрослого
(катает, стучит,
вынимает
ит. д.)
| Самостоятельно
садится, сидит,
ложится
Встает, держась за
барьер, стоит и
опускается
Переступает,
держась за барьер
| На вопрос
«где?» находит
несколько
предметов на
постоянных
местах, по
слову
взрослого
выполняет
разученные
ранее действия
(без показа, \
например,
«ладушки»,
«дай ручку» И
др.).
|
| Сам держит
корочку хлеба
(сухарик)
| | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
| | 9-й
месяц
|
| Плясовые
движения под
плясовую
мелодию
|
| Действует с
предметами по
разному, в
зависимости от
их свойств
(катает,
открывает,
| Переходит от
предмета к
предмету, слегка
придерживаясь
руками
| На вопрос
<<[де?» находит
и достает
предмет из
множества
игрушек
Знает свое имя
| Подражает
взрослому,
повторяя слоги,
имеющиеся в
его лепете
| Хорошо пьет и
чашки, слегка
придерживая
ее руками
Спокойно
сидит на
горшке
| |
| | | | | |
|
| |
| Зрительные
| Слуховые
|
| Движения рук
|
| Подготовительные этапы
| Навыки и
|
| ориентиро-
|
|
| развития
|
| Воз-
| ориентировочные
| ЭМОЦИИ
| и действия с
| Движения общие
|
|
| умения в
| вочные
|
| Понимание
|
|
| раст
| реакции
| реакции
|
| предметами
|
| речи
| Активная речь
| процессах
|
| (Аз)
| (Ас)
| (Э)
| (Др)
| (до)
| (пР)
| (АР)
| (Н)
| 1О-й
месяц
|
|
|
| Самостоятель-
но и по проо,бе
Выполняет раз-
личные
действия:
открывает,
закрывает, до-
стает, выкла-
дывает и др.
| Поднимается на
невысокую
поверхность и
сходит с нее
| По просьбе
«дай» находит
и дает
знакомые
предметы
| Подражая
взрослому,
повторяет за
ним новые
слоги, которых
нет в его
лексиконе
|
|
| 11-й
месяц
|
|
|
| Oвладевает
новыми
действиями и
начинает
выполнять их
по просЬбе
взрослого,
накладывает
кубики,
снимает и
одевает кольца
с большими
отверстиями
| Стоит
самостоятельно
без опоры
Делает первые
самостоятельные
шаги
| Первые обоб-
щения в пони-
маемой речи
(по слову нахо-
дит любой
предмет, лю-
бую куклу, все
машины и пр.)
| Произносит
первые слова
- обозначения
(дай, на, ав, па,
ба и пр.)
|
|
2-й
| Узнает на
фотографии
знакомоnз
взрослого
|
|
| Выполняет
самостоятель-
но разученные
действия с
игрушками
(катает, кормит
и т.д.).
Переносит все
действия
разученные с
одним
предметом, на
другой (возит,
кормит,
баюкает и Т'п.)
| Ходит
самостоятельно
без опоры
| Понимает (без
показа)
названия
предметов,
действий,
имена
взрослых,
выполняет
поручения
(принеси,
найди, отнеси,
попожи на
место)
Понимает
слово «нельзю,
| Легко
подражает
новым словам
Произносит до
10 облеNенных
слов
| Самостоятель-
но берет чаШК)
и пьвт
| | месяц
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
Второй год ЖИЗНИ
|
|
|
|
|
| Возраст
| Понимание речи
| Активная речь
| Сенсорное развитие
| Игра и действия
| Движения
|
| Навыки
| | с предметами
|
|
| | 1 г. 1 мес-
1г.Змес
| Запас понимаемых
слов быстро
расширяется
| Пользуется
отдельными
облеNенными
словами в момент
двигательной
а ктивности и радости
(машина - би би,
собака - ав ав)
| Играя, различает два
разных по величине
предмета (два кубика)
|
| Воспроизводит в
игре разученные
действия (кормит
куклу, нанизывает
кольца на стержень)
| Ходит длительно,
меняет положение
(приседает,
наклоняется,
поворачивается,
пятится)
| Самостоятельно ест
густую пищу пожкой
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Возраст
| Понимание речи
| Активная речь
| Сенсорное развитие
| Игра и действия
| Движения
| Навыки
| с предметами
| 1 г.Змео-
| Находит по слову
среди нескольких
внешне сходных
предметов два
одинаковых по
значению, но разных
по цвету или
величине
| Попьзуется
облегченными и
правильно
произносимыми
словами. Называет
предметы и действия
в момент сильной
заинтересованности
| Играя, разпичает три
разных по величине
предмета (например три
кубика)
| Отражает в игре
наблюдаемые
действия
| Перешагивает через
препятствия
приставным шагом
(например, через
палку, лежащую на
полу)
| Самостоятепьно ест
жидкую пищу ложкой
| 1 г.6мес
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 г.7мео-
| Понимает несложный
| Пользуется
двсложными
предложениями
| из предметов разной
формы (3-4) по образцу
и слову подбирает
предмет такой же
формы (например к
кv6икv кУбик)
| Строит ворота,
домик, скамейку
| Ходит по
ограниченной
поверхности шириной
15-20 см и
приподнятой над
полом на 15-20 см.
| Частично снимает
одежду с небольшой
помощью взрослого
(ботинки, шапку)
| 1 г.9мес
| рассказ по сюжетной
|
| картинке. Отвечает
|
| на вопросы взрослого
|
|
|
|
|
|
| 1 г.1Омес-
| Понимает короткий
рассказ о знакомых
ему по опыту
событиях
| При общении со
взрослыми пользуется
двухсловными
предложениями,
употребляя
припагательные и
местоимения
| По образцу и просьбе
взрослого находит
предмет того же цвета
| Вигре
воспроизводит ряд
последовательных
действий, начало
сюжетной игры
(куклу купает и
вытирает)
| Преодолевает
препятствия, чередуя
шаг
| Частично надевает
одежду (ботинки,
шапку) с небольшой
помощыо взрослого
| 2г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Третий год жизни
Возраст
| Активная речь (Ар)
| Сенсорное развитие,
| Сюжетная игра (И)
| Навыки в одевании
| Движения (д)
| грамматика
| вопоосы
| восприятие цвета (С)
| (Н)
| 2 года
| Строит
предложения из
трех и более слов
| Появляются
вопросы
«где?»,
«когда?»
| Подбирает по образцу
предметы основных
цветов
| Игра носит сюжетный
| Самостоятельно
одевается, но не
умеет застегивать
пуговицы и
завязывать шнурки
| Приставным шагом
перешагивает через
несколько препятствий,
лежащих на полу (палка,
веревка, кубик) при
расстоянии между ними
около 20 см.
| 6 мес
| характер, в игре действует
|
| взаимосвязанно и после-
|
| довательно (кормит кукол,
|
| укладывает их спать)
|
|
|
|
|
|
|
| 3 года
| Начинает
употреблять
придаточные
предложения
| Появляются
| Называет четые
| Появляются элементы ро-
левой игры (например,
играя с куклой говорит «я
- мама», «Я- доктор»)
| Одевается
самостоятельно,
может застегивать ny-
говицы,
зашнуровывать обувь
с небольшой по-
мощью взрослого
| Переступает через
препятствие высотой 1
15 см чередующимся
шагом
|
| вопросы «ког-
| основных цвета
|
| да?»,
|
|
| «почему?»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Четвертый год
Моторное развитие
| Сенсорное развитие
| Умственное развитие
| Игровая деятельность
| Поведение
| Навыки
| Свободные,
координированные
движения рук, лри
ходьбе не шаркает
ногами
Бросает мяч двумя
руками, опвnкивает
и ловит его, не
прижимая к груди
Прыгает с высоты и
в длину на 15-
20 см, подскакивает
на месте с отрывом
от пола
По сигналу может
задерживать
движение
Заводит ключом
механическую
игрушку, умеет
правильно держать
карандаш и
проводить линии
Любит лазать
Умеет правильно
держать карандаш
и проводить
горизонтальные и
вертикальные
линии
| Знает 6 основных
цветов, подбирает
предметы по цвету и
опенку
Знает и подбирает
«КРУГ», «квадрат»,
«треугольник»,
умеет сопоставлять
по длине, ширине,
высоте
Правильно
ориентируется в
пространстве, знает
«около», «рядом»,
«за», узнает на
ощупь предметы
| Знает «много», «мало»,
«ОДИН», считает до
пяти, знает времена
года, времена суток
Знает вопросы «что?»,
«зачем?», «почему?»
Внимательно слушает,
пересказывает,
выделяет
существенное звено в
сказке, называет сюжет
картины
Речь фразовая,
грамматически
оформленная
| Появляется
сюжетно-ролевая
игра с 2-3 детьми
Продолжительность
игры от 1 О до 40 мин
Появляются
любимые игры,
любит играть со
строительными
материалами
Занимается
конструированием
более 10 мин,
обыгрывает
постройку -
«гараж», «комната»,
«домию)
| Внимательно
слушает, что
говорят взрослые,
называет взрослых
по имени, отчеству
Соблюдает
элементарные
правила поведения
в обществе
Сформированы
гигенические
навыки -
опрятность,
умывание, мытье
после туалета
| Самостоятельно
одевается,
застегивает
пуговицы, молнии, не
не зашнуровывает
ботинки
Самостоятельно
кушает, при этом
правильно держит
ложку, умеет
пользоваться вилкой
Самостоятельно
умывается и
вытирается
|
|
|
|
|
|
|
Пятый год жизни
Моторное развитие
| Сенсорное развитие
| Умственное развитие
| Игровая деятельность
| Поведение
| Навыки
| Формируется
правильная осанка,
правильно держит
голову при ходьбе и
беге
Хорошо
координирует дви-
жения рук и ног при
ходьбе
Умеет ходить и
бегать по кругу на
носочках, взявшись
за руки, без боязни
прыгает с высоты
Может ходить по
бруску высотой 20-
30 см и шириной
20 см
Ударяет мяч о
землю и ловит его
Четко координирует
движения пальцев
при конструиро-
вании
| Знает восемь цветов,
при рисовании
использует не только
цвета, но и их опен-
ки
Может расставить
предметы в
возрастающем и
убывающем порядке
Ориентируется в
сторонах соб-
ственного тела и тела
собеседника
| Считает до пяти;
сравнивает
небольшие
количества
Формируются
обобщенные понятия
типа «мебель»,
«фрукты»,
<пранспорп) и т.д.
В рассказе может
выделить причинно-
следственные отно-
шения
Речь фразовая, с
хорошим про-
. изношением
| Увеличивается
разнообразие игр,
обобщается сюжет -ный замысел игры
Стержнем игры
являются вза-
имоотношения
между людьми
В игре подчиняется
определенным
правилам, отража-
ющим
общественные фун-
кции
Продолжительность
игры 40-50 мин.
| Рассуждает по
поводу увиденного,
делает критические
замечания
Появляются
зачатки
ответственности за
порученное дело,
стремится быть
полезным
окружающим
Умеет подчинять
свои желания
требованиям
взрослых, начинает
усваивать правила
взаимоотношений
| Умеет правильно
пользоваться
предметами
домашнего обихода
Умеет поддерживать
чистоту и порядок в
комнате
Полностью
самостоятельно
одевается, в том
числе завязывает
шнурки
|
Шестой год жизни
Моторное развитие
| Сенсорнoe развитие
| Умственное развитие
| Игровая деятельность
| поведение
| Навыки
| Движения
приобретают лег-
кость и изящество,
энергичны и точны
Увлеченно прыгает с
разбега в высоту и
длину
Размахивается при
метании предмета
Ловит мяч одной
рукой
Может ходить боком
по скамейке
Умеет прыгает на
месте, чередуя ноги
Свободно рисует
карандашом и
красками, вырезает
ножницами любые
формы
| Тщательно,
планомерно ис-
следует предметы
зрительно и
осязательно
Определяет и
называет новые
геометрические
формы - ромб,
овал
Правильно называет
опенки цветов
roлубой, розовый,
фиолетовый, серый
| Считает до десяти,
складывает единицы,
имеет понятие о
делении на равные
части
Последовательно
называет дни недели,
времена года
Может обобщать 4-5
предметов методом
исключения, называет
составляющие
понятий,
обобщаюших
предметы
Делает
последовательные
умозаключения по 2-
4 картинкам,
рассуждает, речь не
косноязычная
| Проявляет
устойчивый интерес
к игре
Есть любимые игры
и роли
Сюжет игры
приобретает на-
ибольшую полноту,
яркость и
выразительность
В игре наиболее
часто отражается
жизнь окружающих
людей
| Согласует свою
деятельность с
другими людьми
Начинает
соэнательно
выполнять правила
поведения, но и
следит, чтобы их
выполняли другие
дети
| Все умеет делать
самостоятельно -
умываться, одевать-
ся, пользоваться
столовыми
приборами
Активно
поддерживает
порядок и чистоту в
доме и детсаде
Свободно пользуется
ножницами
|
Седьмой год жизни
Моторное развитие
| Сенсорное развитие
| Умственное развитие
| Игровая деятельность
| Поведение
| Навыки
| Может быстро
перестраиваться во
время движения,
равняться в шеренге,
колонне, круге
Может выполнять
ритмичные движения
в указанном темпе
Может кататься на
лыжах, коньках,
самокате,
трехколесном
велосипеде
Учится плавать без
поддержки, играть в
бадминтон, теннис
Хорошо умеет
работать с разными
материалами -
бумаroй, картоном,
тканью
Вдевает нитку в
иголку, пришивает
пуговицу
Может пользоваться
пилой и молотком
| Правильно называет.
простые и сложные
геометрические
формы
Правильно
указывает основные
различия между
геометрическими
формами
При рисовании
использует не
только цвета, ни и
их опенки
| Владеет прямым и
обратным счетом в
пределах десяти,
решает простейшие
задачи на сложение и
вычитание
Дифференцирует
количество
независимо от
формы, величины,
обобщает методом
исключения,
мотивирует
Четко устанавливает
связи, выделяет
существенное звено
Владеет большим
запасом слов, речь
грамматически офор-
млена, знает буквы,
читает слоги
| Создает план игры,
совершенствует ее
замысел
В процессе игры
обобщает и
анализирует свою
деятельность
Игра может
продолжаться в
течение нескольких
дней
Отдает
предпочтение
групповым играм
| Испытывает
сложные мораль-
ные переживания
за сеои и чужие
поступки
Способен крити-
чески анализиро-
вать черты харак-
тера и взаимоотно-
шения людей
Первым
здоровается со
взрослым,
благодарит, усту-
пает место,
бережно относится
к вещам
| Выполняет
индивидуальные
поручения,
формируются
трудовые навыки,
убирает комнату,
ухаживает за
цветами
Способен критически
анализировать черты
характера
Мальчики умеют
пользоваться
молотком, пилой,
рубанком
|
Глава X
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства.
На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения.Косновным критериям физического развития относятмассуидлинутела,окружность головы и грудной клетки, пропорциитела(телосложение,осанку).Основные показатели и формулы, применяемые для ориентировочной оцен- ки физического развития ребёнка, приведены в таблице 10.1
Таблица 10.1
Основные показатели физического развития детей
Период развития
| Показатели и формулы развития
| Плод
| Масса тела плода в 30 нед — 1300 г; на каждую последующую неделю прибавляют 200 г, на каждую недостающую отнимают 100 г Длина тела плода в 25—40 нед: срок гестации в неделях +10 см Окружность головы плода в 34 нед — 32 см; на каждую последу- ющую неделю прибавляют 0,5 см, на каждую недостающую отнимают 1 см Окружность грудной клетки плода в 25—40 нед: срок гестации в неделях — 7 см
| Новорождённый
|
Масса тела 3300-3500 г Длина тела 51-53 см Окружность головы 35-36 см Окружность грудной клетки 33—34 см Физиологическая убыль массы тела к 3— 5-му дню жизни составляет 3—6%; масса тела восстанавливается к 7— 10-му дню жизни
| 1 мес
|
Прибавка массы тела (рассчитывают от массы тела при рождении) — 600 г Увеличение длины тела на 3—4 см Увеличение окружности головы на 1,5—2 см Увеличение окружности грудной клетки на 2 см
| 3 мес
| Среднемесячная прибавка массы тела — 700 г Увеличение длины тела ежемесячно — 3 см Увеличение окружности головы до 40 см (ежемесячная прибавка 1,5—2 см) и окружности грудной клетки до тех же размеров
| 6 мес
|
Среднемесячная прибавка массы тела — 700 г Увеличение длины тела ежемесячно (после 3 мес) на 2,5 см Увеличение окружности головы до 43 см (ежемесячная
Прибавка после 3 мес — 1 см)
| 1 год
| Среднемесячная прибавка массы тела (после 6 мес) — 400—600 г, масса тела к 1 году — 10— 11 кг Увеличение длины тела от 6 до 9 мес на 1,5-2 см в месяц; от 9 до 12 мес — на 1 см в мес. К 1 году длина тела увеличивается на 25 см и составляет 75—77 см Увеличение окружности головы до 46-47 см (ежемесячная прибавка после 6 мес — 0,5 см)
| Старше 1 года
| Масса тела после 1 года увеличивается в среднем на 2—2,5 кг в год до 10—11 лет; в дальнейшем масса рассчитывается по формуле n x 5— 20 кг, где n — возраст ребёнка от 12 до 15 лет К 4—5 годам жизни длина тела новорождённого удваивается, т.е. составляет 100—106 см (ежегодная прибавка рассчитывается по формуле: длина тела годовалого ребёнка + 6 х n, где n — возраст в годах). Затем (до 15 лет) исходят из роста 8-летнего ребёнка, равного 130 см. На каждый последующий год прибавляют 5 см, на каждый недостающий отнимают 7 см Окружность головы увеличивается за всю жизнь на 22 см (на 11 см в 1-й год жизни, затем на 1 см ежегодно до 5 лет и составляет в этом возрасте 50 см; в последующем до 15 лет по 0,6 см за год)
| Таким образом, наиболее активно ребёнок растёт в 1-й год жизни. Так, масса тела новорождённого к 4,5-5 мес удваивается, а к10—11месутраивается. Длина тела за год увеличивается на 25 см. В течение всей жизни человека только у детей до 3-месячного возраста окружность головы превышает окружность грудной клетки. У доношенных новорождённых эта разница составляет 2см. Быстрое увеличение окружности головы косвенно свидетельствует об интен- сивном развитии ЦНС в 1-й год жизни.
Для более точной оценки физического статуса разработаны соответствующие таблицы стандартов, в частности, центильные шкалы распределения, получившие широкое распространение во всем мире с середины 70-х годов XX века. Чаще всего применяют шкалу Стюарта. В ней выделены коридоры 3, 10, 25, 75, 90, 97. Для центильных кривых на оси абсцисс откладывают возраст ребёнка в годах, на оси ординат — значение соответствующего признака. Кривые разработаны с учётом половой принадлежности. Возрастной (идеальной) нормой служит диапазон признака, свойственный50%здоровыхдетейтого же возраста и пола. Нормальные показатели физического развития ле- жат в диапазоне 25—75 центилей. Отклонения за пределы 97-го и3-гоцентилей считают патологическими. В тех странах, где нет своих национальных таблиц, ВОЗ рекомендует применять в качестве международного стандарта графики, полученные Национальным центром по статистике здоровья.
Увеличение массы и длины тела у детей происходит неравномерно, волнообразно. Периоды «округления», когда нарастает преимущественно масса тела, приходятся на возраст 1-4 и 8—10 лет; периоды «вытяжения», когда нарастает преимущественно длина тела, — на возраст 5—7 и 11 — 15 лет.
При оценке физического развития необходимо также обращать внимание на эластичность кожи, толщину подкожной клетчатки, тургор мягких тканей, мышечный тонус, психомоторное развитие.
|