Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости



Культурно-историческое развитие личности до возраста средней зрелости. Его предпосылочный характер и реализация в других функциональных линиях развития. Знания, умения и навыки как основа культурно-исторического развития человека. Убеждения и нравственные позиции: их влияние на культурно-историческое развитие личности.

Возраст средней зрелости как отправной пункт культурно-исторического развития личности. Социально-ролевая ориентация личности в возрасте средней зрелости. Статусная иерархия: поиски места в социальной структуре. Профессиональный статус. Притязания на успех, признание, статус. Мировоззренческая основа культурно-исторического развития личности. Мировоззрение как совокупность взглядов личности на себя, социальную микросреду, общество в целом, достижения цивилизации. Определение своего положения в обществе в целом.

Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.

Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.

Аффективная сфера в период средней взрослости. Роль эмоций в профессиональной деятельности. Стресс в жизни человека в период средней взрослости.Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности.

Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте. Мотивационный кризис. Мотивация достижения и мотивационный кризис. Смысл жизни. Рль метапотребностей в выходе из кризиса. Мотивация семейной жизни. Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности.

Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности. Особенности самооценки личности возраста средней зрелости. Самореализация и самоактуализация личности как конечные цели человеческого бытия. Юношеский возраст как период планирования жизни. Возраст ранней зрелости как подготовка к самореализации и самоактуализации в предметном плане. Возраст средней зрелости как период самореализации и самоактуализации личности, но уже в социальном плане. Предпосылочный характер самореализации и самоактуализации личности в предшествовавших возрастах. Личность и творчество.

Творческое развитие личности в возрасте зрелости. Личностные установки и притязания. Творчество как самопожертвование, как жизненный выбор. Структура творческой личности, ее жизненный путь. Поиски признания и отказ от него как формы зависимости. Акцентуирование личности как предпосылка творческого развития человека. Социальная микросреда, личные взаимоотношения. Отношение к жизни и смерти. Отношение к богу.

Социальное поведение, трудовая деятельность и досуг в период средней зрелости. Расширение сферы социальной активности и социальной ответственности в зрелости.

 

Тема 24. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости

Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Теории старения. Стохастические теории. Теории запрограммированного старения (теории «заведенных часов»).

Старческий возраст. Условность проводимых границ. Внутреннее деление на пожилой возраст, старость и дряхлость. Причины и факторы, влияющие на процессы старения. Длительность жизни. Социальная среда старых людей. Их интересы, установки, взаимоотношения. Отношения с детьми, внуками. Выполняемые социальные роли.

Морфологическое развитие в старческом возрасте. Изменения в опорно-двигательном аппарате. Структура тканей и органов. Физиологическое развитие в старческом возрасте. Взаимодействие гомеостатических систем. Процессы обмена веществ, питание, выделение. Эмоционально-чувственная сфера.

Моторное развитие в старческом возрасте. Структура мотивов, ее изменения. Возрастная динамика интересов. Половая сфера. Сенсорное развитие в старческом возрасте. Характеристика динамики восприятия, двигательной сферы, действий. Речевое развитие в старческом возрасте.

Комплексность нарушений развития как причина старения. Генетические нарушения. Морфологические нарушения. Физиологические нарушения. Нейрофизиологические нарушения. Психофизиологические нарушения. Психофизические нарушения. Психологические нарушения. Социально-психологические нарушения. Социальные нарушения. Общая характеристика нарушений в старости.

Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Изменения в функционировании психических функций в старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Основные типы приспособления к старости. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости.

Смена мотивов у пенсионеров. Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости. Чувство удовлетворенности жизнью и мотивационное здоровье. Мотивация семейных отношений.

Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения. Личностные новообразования в старости. Я-концепция поздней взрослости как совокупность установок на себя. Теории «относительности» старения.. Специфика Я-образа на этапе старения.

Изменение структуры социальной активности в старости. Проблема одиночества. Изменения временной перспективы в старости.

Возрастная динамика социально-ролевой структуры личности в старческом возрасте. Потеря статуса и ее осознание. Возрастная динамика творческих способностей в старческом возрасте. Закономерности инволютивного развития личности в старческом возрасте в сопоставлении с периодом эволюционного развития.

Тема 25. Инволютивное развитие личности

Нарушения развития детей. Генетические нарушения. Морфологические нарушения. Физиологические нарушения. Нейрофизиологические нарушения. Психофизиологические нарушения. Психофизические нарушения. Психологические нарушения. Социально-психологические нарушения. Общая характеристика нарушений у детей.

Нарушения развития взрослых. Генетические нарушения. Морфологические нарушения. Физиологические нарушения. Нейрофизиологические нарушения. Психофизиологические нарушения. Психофизические нарушения. Психологические нарушения. Социально-психологические нарушения. Социальные нарушения. Общая характеристика нарушений у взрослых.

Феномен смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания. Проблема «жизни после жизни». Смерть как кризис индивидуальной жизни. Основные показатели смерти. Этические аспекты эвтаназии. Психологические аспекты умирания.

Учебный модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ

Предмет и задачи психологии развития

Предмет психологии развития

Предметом психологии развития может быть только развитие. Почти все исследователи сходятся во мнении, что развитие можно определить как изменение во времени. Встает вопрос – какое изменение и чего именно изменение? Г.Крайг отмечает, что термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. А.А.Реан определяет развитие как процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1997).

1. Определение развития через понятие роста (арх.). Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта. Рост может быть только количественной характеристикой развития.

2. Определение развития через созревание (арх.). Под созреванием понимается процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

3. Определение развития через совершенствование носит телеологический (цель) характер. Предполагается изначально наличие цели, в качестве которой выступает совершенная, т.е. самая лучшая форма развития.

4. Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений.

5. Развитие как качественное, структурное изменение связано с пониманием объекта как системы. За основу берется улучшение (или ухудшение) структуры объекта и это связывается с определением развития через совершенствование. В данном определении исключается количественная мера совершенствования и сохраняется качественная.

6. Развитие как количественно-качественное изменение. Во многих определениях существует идея связи количественных и качественных изменений.

7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения,предполагает эволюционную преемственность в изменениях, связанных с развитием (А.Фламмер).

В зависимости от протяженности временной дистанции можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Деление временной дистанции на возрастные периоды имеет внешние и внутренние основания. Внешние основания:Всякое изменение происходит во времени независимо от того, является оно количественным или качественным, быстрым или медленным, микро- или макропроцессом. Время никоим образом не регламентирует ход психического развития. Однако время фиксирует все события в строго заданной последовательности, не позволяя одним событиям обгонять другие, а вторым становиться впереди первых.

Внутренние основания: Л.С.Выготский писал, что единственным основанием для деления онтогенеза на возрастные периоды может быть только само психическое развитие, т.е. те изменения, которые происходят в психике детей и взрослых с возрастом.

Общие показатели развития. Что изменяется? Изменяется поведение и переживание человека. Области (сферы) психического развитияуказывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психического развития возникают из-за смешения различных областей психического развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от другой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделением областей психического развития следует определить и их носителей.

Можно выделить следующие области развития:

психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей. Структура индивида является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивныхсубъект деятельности. О возможности подобной «увязки» свидетельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).

Как изменяется? Можно выделить систему парных признаков, характеризующих качественную природу изучаемых изменений. Эти изменения являются количественными или качественными; непрерывными или дискретными, скачкообразными; универсальными или индивидуальными; обратимыми или необратимыми; целенаправленными или ненаправленными; изолированными или интегрированными; прогрессивными или регрессивными.

Почему изменяется? относится к механизмам развития, порождающим описанные изменения. Их цель объяснить причины и условия, вызвавшие наступившие изменения. Причины, обусловившие наступившие изменения, принято называть факторами. При этом говорят о множественности факторов, потому что единичный фактор, как причина наступивших изменений, скорее исключение из правила, чем правило. Преемственность изменений является основой, на которой строятся последующие изменения.

В каком направлении изменяется? Следующие друг за другом изменения отличаются друг от друга качественно и количественно. Качественные изменения определяют деление развития на этапы, а количественные — содержание каждого отдельного этапа. Каждый новый этап основывается на предыдущем.

Анализ литературных источников показывает, что можно выделить 2 вида определений развития.

1) – узкое, традиционное включает однонаправленные, необратимые, универсальные, качественно-структурные изменения, ведущие к состоянию зрелости

2) – широкое определение развития включает все онтогенетические изменения, которые носят относительно протяженный, длительный характер; обнаруживают какую-то упорядоченность или внутреннюю взаимосвязь; находятся с возрастными периодами в более или менее тесных отношениях.

Развитие рассматривается одновременно и как процесс и как результат. Причем процесс оказывается, как правило скрыт для исследователя, а результат доступен для наблюдения.

3) – рабочее определение понятия развития: развитием называются изменения образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой (Ю.Н.Карандашев).

Предметом психологии развития является психическое развитие, которое определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.

2. Научные задачи психологии развития:

— Описание развития (включает рассмотрение изучаемого объекта в статике и в развитии),

— Объяснение развития (выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании),

— Прогноз развития (исследование следствий, кторорые вытекают из данной причины. Прогноз всегда носит гипотетический характер, так как он основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами),

— Коррекция развития (включает в себя управление развитием через изменение возможных причин).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.022 с.)