Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическое и психическое развитие в юношеском возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Хронологические рамки (возрастные границы: 15-18/19 лет – ранняя юность, 18/19–20/23 года – юность. Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек. В западной психологии преобладает традиция объединения подросткового и юношеского в возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), от 12-14 до 25 лет. Общее название любого человека, которому от 13 до 19 – «тинэйджер» (число лет, в английском языке заканчивающее на -teen). В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет (15-23 лет) и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17(18) лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. И.Ю.Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С.Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости, возрастные рамки от 15-16 до 21-25 лет. Юность – это время выбора жизненного пути, поиск и работа по выбранной специальности, учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации - ускорение соматического развития и физиологического созревания детей, подростков и юношей, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения). Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (И.С.Кон). Ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность - деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения. Основные задачи развития в ранней юности: 1 Личностное развитие и обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности). 2 Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола. 3 Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. 4 Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Учебно-профессиональная деятельность – ведущая деятельность юношеского возраста, в ходе которой помимо усвоения знаний, решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения. Период юности – это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовное, практическое – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Новообразования в раннем юношеском возрасте. Саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000). Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение – система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях. Это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности (Е.Е.Сапогова). Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Центральное новообразование – профессиональное и личностное самоопределение. Система ценностных ориентаций и социальных установок. Психическое развитие. Развитие формального мышления (по Ж.Пиаже) позволяет личности построить программу жизни и в соответствие с ней организовать свое поведение. Внимание: преобладает произвольное внимание;владение приемами переключения внимания, умение самостоятельно правильно организовать сове внимание; развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой. Память становится произвольной, управляемой. Старший школьник владеет различными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось. Значительно увеличивается объем осмысленного запоминания. Мышление. Развитие мышления позволяет юноше выделять в предмете существенное, приходит к пониманию причин того или иного явления. В юношеском возрасте мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия. Пик интеллектуального развития. За стадией решения проблем, которой завершается модель Пиаже, следует еще одна стадия. Характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы. Основные свойства данной стадии интеллектуального развития заключаются в возможности проявления нестандартного подхода к уже известным проблемам; в умении включать частные проблемы в более общие, родовые; в способности поставить плодотворные вопросы даже на основе плохо сформулированных задач и т.п. (Арлин А., 1975). Речь старших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная. Речь опосредует мышление и развитие самосознания в юношеском возрасте. Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля. Фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто и особенно это проявляется в мечтах о будущем. Главные направления в развитии сознания и самосознания в период ранней юности. Одно из достижений юношеского периода – новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: – открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; – стремление к самопознанию; – формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единичности; – самоуважение; – становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать «Я лично отвечаю за это!».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.194 (0.009 с.) |