Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Физическое и психическое развитие подростка Хронологические рамки (возрастные границ: 10-11 – 14-15 лет. Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий в современной школе со временем обучения в 5-8 классах. Понятие отрочества объединяет младший и средний подростковый возраста, а также начало старшего подросткового возраста. Младший подросток 10-11 лет. Средний подросток 11-12 лет. Старший подросток 13-14 лет. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются: · стремление к общению со сверстниками; · появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию (табл. 4.9). Согласно взглядам Л.С.Выготского, подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва заметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости». Таблица 4.9 Структура притязаний на взрослость
притязания на взрослость
Внешние внутренние (способ поведения подростка) (установка подростка)
пассивные активные пассивные активные
Переход от детства к взрослости, от зависимости к независимости, определяется появлением притязаний на взрослость, что часто называют чувством взрослости. Чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком – центральное новообразование младшего подросткового возраста. Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в стремлении думать и действовать осмысленно (О. И. Пашкевич, 1998). Л.С.Выготский указал на наличие в этом возрасте 3 точек созревания: 1) органическое, 2) половое, 3) социальное. У современного человека все линии разошлись, сначала половое созревание, затем органическое, потом социальное. К подростковому периоду следует относиться как к историческому образованию, зависящему от социальной ситуации развития. В соответствии с теорией рекапитуляции Ст.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством – эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием – эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст.Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Это представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение, и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию. Ст.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, назвав этот период «периодом бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст.Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности». Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер в 1924 г. выпустил книгу «Психология юношеского возраста», которая не потеряла своего значения до сих пор. Шпрангер определяет границы подросткового внутри юношеского возраста: 13 – 19 у девушек, 14 – 21 у юношей. Первая фаза этого возраста, собственно подростковая ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Не всегда можно сказать, что это период «бури и натиска», потому что все зависит от того, по какому типу идет развитие ребенка. Э.Шпрангер выделяет три типа: 1) бурный скачок, кризисное течение. В результате чего возникает новое «Я» 2) плавный, медленный рост. Подросток приобщается ко взрослой жизни без изменения своего «Я» 3) подросток сам создает себя, сознательно и активно преодолевая кризисы. Главное – это развитие рефлексии, осознание своей индивидуальности и открытие своего «Я». Ш. Бюлер определяет подростковый возраст на основе понятия пубертатности. Пубертатный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Фаза пубертатности обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш.Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека идущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «Я» должно быть раскрыто для встречи с «Ты». Ш. Бюлер осуществила попытку рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития. Э.Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом в человеческой жизни. Он подчеркивал зависимость протекания подросткового кризиса не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет. Ж.Пиаже считал, что в подростничестве окончательно формируется личность, строится программа жизни (для создания этой программы необходимо развитие формального мышления). Л.С.Выготский отмечал, что в подростничестве происходит существенное развитиепсихических процессов, а также в качестве новообразований возраста выделял развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Д.Б. Эльконин в качестве центрального новообразования этого возраста выделяет возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Для физического развития характерна активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Биологически отрочество относится к предпубертатному и пубертатному периоду (от лат. pubertas, pubertatatis – возмужалость, половая зрелость), хотя не совпадает с ним полностью. Предпубертатный период охватывает возраст от 7 до 11-13 лет (по И.В.Дубровиной). Термин «пубертат» характеризует первую фазу подросткового периода, когда появляются признаки полового созревания (по Н.Ньюкомб). Таблица 4.8
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.007 с.) |