Организация помощи детям с церебральным параличом в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация помощи детям с церебральным параличом в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.



Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются: -развитие эмоционального общения со взрослым; -нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности); -стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности; -коррекция кормления (сосания, глотания, жевания); -развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве; - развитие речевого дыхания и голоса; -формирование движений руки и действий с предметами; -развитие хватательной функции рук; -развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; -дифференцированных движений пальцев рук); -формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями в раннем возрасте являются: -формирование предметной деятельности, способности произвольно включаться в деятельность; -формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания; -формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими; -формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации; -развитие знаний и представлений об окружающем; -стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); -формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

 

4. Специализированные детские учреждения для детей с нарушениями ОДА.

Виды спец. учреждений для детей с нарушением функций ОДА.

Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7 — 9 лет.

Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

1)дифференциальная диагностика;

2)развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений;

3)подготовка к обучению к школе.

 

5. Организация коррекционно-развивающего процесса в специализированных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями функций ОДА. Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения. При нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом, но осваивают навыки самообслуживания. Слабое ощущение своих движений, затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. С первых моментов общения с ребенком важно создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы, развития мотивационной, психоэмоциональной и волевой сфер. Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП. Движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка. Вот почему необходима совместная систематическая работа по формированию общей и мелкой моторики рук родителей, педагогов, специалистов.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП. Целью данной работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме. Коррекционно-развивающую работу нужно начинать с первых недель и месяцев жизни, т. к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций. Эта работа должна проводиться ежедневно и строиться на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования. Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь педагога и родителей ребенка-инвалида. Ошибки семейного воспитания могут еще более усугубить отклонения психофизического развития. К недостаткам воспитания в семье можно отнести гипо- и гиперопеку, отрицательный психоэмоциональный фон, реактивные состояния негативного характера. Поэтому родители наряду с ежедневными совместными с ребенком занятиями по окончании курса реабилитации получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики рук, соблюдению охранительного щадящего режима, развитию устной и письменной речи в домашних условиях, особенностям внутрисемейных взаимодействий, включающих толерантное отношение к нетипичному ребенку, доминирование поощрительных реакций, ситуаций успеха.

Развитие мелкой моторики рук. Личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной незрелости. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое занятие надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Далее следует обучить ребенка элементам самомассажа кистей, ладоней, пальцев. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: -собирание пирамидок, матрешек, мозаики, -нанизывание колец на тесьму, -застегивание молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины, -сортировка монет, -работа со спичками, -перебор крупы, -шнуровка, завязывание узлов на веревке, шнурке, нитке.

Рисование в воздухе, рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем) Ритмическая организация движений (хлопки, постукивание) оказывает положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательные ощущения.

Игровая деятельность: -игры с песком, водой, -игры с конструктором, кубиками.

Активизация хватательных движений: - бросить, дать игрушку, -положить игрушку в коробку, -покатать машину, мяч, -покачать куклу, -вынуть-вложить игрушку в коробку, -выполнить подражательные действия («ладушки», «до свидания»), -собрать рассыпанные мелкие предметы, -взять крупные предметы всей кистью, -наиболее крупные предметы взять двумя руками.

Подготовка детей к письму Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный, трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При формировании навыков письма обязательно соблюдайте следующие условия: -правильная посадка при письме, -постановка руки,

-ориентировка на странице тетради и строке, -правильное движение руки по строке, -применение лекал, шаблонов, трафаретов, -штриховка, -графические упражнения, -рисование в книжках-раскрасках.

Данные упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления. Обязательно соблюдайте охранительный режим, внимательно следите за позой ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени соответствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений.

 

6. Основные принципы коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями функций ОДА. Принципы организации коррекционной работы: - принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; - принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные коррекционно-развивающие технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушения; - деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с ОВЗ.

Основными принципами, определяющими систему и последовательность коррекционно-развивающего воздействия на детей с двигательными нарушениями, являются следующие: • Комплексный характер коррекционно-развивающей работы, предусматривающий постоянный учет взаимовлияния двигательных, психических и речевых нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех функций (моторных, познавательных, речевых), а также предупреждение и коррекция их нарушений. • Раннее начало онтогенетически последовательного поэтапного коррекционно-развивающего воздействия, опирающегося на сохранные функции.4 Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка. • Коррекционно-педагогическая работа, основанная на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с восстановительным лечением (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, физиотерапия, ортопедическая помощь) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача и инструктора ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП, общность поражения общей моторики, функции рук и

артикуляционной моторики. При этом необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. • Коррекционная работа, которая организуется в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игровая деятельность, в школьном возрасте – учебная деятельность. • Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический). • Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями. • Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы. • Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, которое является залогом эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Необходима такая организация среды (быта, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние. Родители являются наиболее важным звеном в лечебно-педагогических мероприятиях с ребенком с двигательной патологией. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним инструктор ЛФК, дефектолог, логопед. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии. • Ежедневный учет психофизического состояния ребёнка при определении режима нагрузок

 

7. Охарактеризуйте концепцию кондуктивной педагогики. В чём заключается метод кондуктивной педагогики. Кондуктивная педагогика - изучает теорию и практику развития, воспитания и обучения, а также вопросы реабилитации и абилитации детей, имеющих церебральный паралич. Кондуктивная педагогика рассматривает ребенка как личность в целом, используя в работе с ним системный подход, стремиться ввести и применить реабилитационные мероприятия во все виды деятельности в процессе всего дня.
Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия, стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В ходе чего, коррекция двигательных нарушений у ребенка происходит с помощью педагогического воздействия на него, а каждодневные реабилитационные мероприятия развивают адаптационные способности, прививают навыки удовлетворять свои потребности с минимальной помощью окружающих. Для достижения этого на начальном этапе у ребенка необходимо сформировать подсознательное построение двигательного стереотипа. Затем организованный двигательный акт переходит в сферу сознания и в конечном итоге автоматизируется, таким образом, человек из дисфункциональной личности становится личностью ортофункциональной, это достигается стимуляцией и развитием способностей личности к обучению. Процесс достижения этой цели основывается, на высокой пластичности мозга ребенка, которая особенно характерна детскому возрасту.

Ход всего реабилитационного процесса осуществляется в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей, имеющих схожую форму церебрального паралича. Управление процессом осуществляется педагогом - кондуктором (сопровождающий, проводник). Педагог - кондуктор - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. Основная задача кондуктора при работе с детьми - достижение наиболее эффективных результатов у каждого ребенка находящегося в группе, в процессе обучения; преодолеть или минимизировать двигательную, речевую и психическую недостаточность, развивая задержанные и корригируя нарушенные функции. Большую роль в достижении этой цели играет комплексная программа дня. Она включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, проводимых в игровой форме.

Комплексы упражнений, а также и задания входящие в них подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения входящие в комплекс основаны на физиологических движениях.

 

8. Взаимосвязь общеразвивающих и коррекционных задач в содержании коррекционно-педагогической работы. Основными задачами психокоррекционной работы при ДЦП раннем и дошкольном возрасте являются: — развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими; — стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза), формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
— развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения); — развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. УГ Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.83.154 (0.018 с.)