Развитие манипулятивной деятельности и формирование двигательной готовности к изобразительной, конструктивной и трудовой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие манипулятивной деятельности и формирование двигательной готовности к изобразительной, конструктивной и трудовой деятельности.



В настоящее время все более актуальной становится проблема психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации детей особенностями психофизического развития. Основной задачей обучения и воспитания является поиск оптимально приемлемых форм и содержания обучения детей, создание предметно-развивающей среды, внедрение новых технологий, социальная адаптация и интеграция детей данной категории в общество, что позволит перевести образование детей с психофизическими особенностями развития на новую, более высокую степень развития, обеспечивая тем самым их включение в общественно полезную деятельность. Овладение детьми с особенностями психофизического развития навыками изобразительной и конструктивной деятельности осуществляется только в условиях специального обучения, которое планируется на основе личностно ориентированного подхода. При этом учитываются двигательные возможности детей и степень их готовности к овладению теми или иными моторными навыками, необходимыми для выполнения определенных приемов деятельности: сформированность двигательных функций рук; способность видеть и узнавать реальные предметы из окружающей действительности, в изображениях; наличие интереса и проявление активности к данным видам изобразительной деятельности.

Цель изобразительной деятельности и конструирования состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать различные предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать их в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям нарушений психофизического развития. Эффективность коррекционно-педагогической работы возрастает, если выполняемые детьми задания: способствуют всестороннему развитию; доставляют радость и чувство удовлетворения; соответствуют возможностям детей с комбинаторными нарушениями; активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность; позитивно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательную сферы; формируют графические умения и навыки; предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале; имеют практическое и общественное значение. Формирование изобразительной и конструктивной деятельности осуществляется в три этапа, что соответствует как основным дошкольным возрастам: младший (3-4 года), средний (5-6 лет) и старший (7-8 лет), так и годам обучения. Организуя деятельность детей, необходимо позаботиться о выработке у них стойкого познавательного интереса, содействующего преодолению интеллектуальной пассивности и формального отношения к процессу изображения предметов.

На первом этапе обучения важно сформировать у детей начальные формы сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представлений), а также акцентировать их внимание на выделение определенных свойств объектов изображения. Вследствие того, что у детей несформированны предпосылки изобразительной и конструктивной деятельности, то занятия проходят в форме эмоционально привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном сотрудничестве со взрослым. Несформированность предметной деятельности и элементарных изобразительных операционально-технических умений замедляют процесс обучения, поэтому значительное место следует отводить проведению игровых практических заданий, чтобы научить детей выполнять самые простейшие графические действия. Предлагаем примерное содержание таких заданий: рисование от руки прямых вертикальных линий. Тематика: забор, трава, дождик. Рисование от руки прямых горизонтальных линий. Тематика: дорожка, веревочка. Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий. Тематика: лесенки, окошки, качели. Рисование (на закрепление знаний). «Волшебная линия». На втором этапе по мере приобретения детьми представлений об окружающем мире предполагается их обучение самостоятельной изобразительной деятельности, развитию технических умений. На третьем этапе обучения большое значение отводится выполнению коллективных работ, что способствует развитию общения между детьми. Предлагаем примерное содержание занятий: аппликации «Рыбки в аквариуме», лепки по сказке «Рукавичка».

Коррекция двигательного развития в процессе трудового воспитания.

Обучение и воспитание детей с церебральными параличами на всех этапах тесно связаны с коррекцией нарушенных функций. Цель педагогической работы — предупреждение и коррекция аномалии психического развития, обучение и воспитание детей для подготовки к жизни в обществе и трудовой деятельности.

Основные задачи: обеспечить усвоение школьной программы в объеме массовой или вспомогательной школы, единство трудового, нравственного и идейно-политического воспитания учащихся с целью подготовки их к будущей самостоятельной жизни, трудовой и социальной адаптации. Обучение развивает у детей познавательные способности, формирует новый уровень социальных отношений, что позволяет ребенку действовать, руководствуясь поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами, воспитывает устойчивые формы поведения и деятельности. Включение подростка в различные виды общественно полезной деятельности, трудовое воспитание формирует самосознание и общественное сознание. Он начинает осознавать себя в соответствии со своим местом в обществе, в результате чего появляются качественно новые, более сложные формы поведения. Трудовое воспитание осуществляют как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральными параличами проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам больного. В школах работают различные трудовые мастерские — столярные, слесарные, швейные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям. В процессе выполнения трудовых операций предусматривается постоянная коррекция двигательных нарушений, особенно совершенствование деятельности рук, развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, умственных действий, самоконтроля. Важную роль в трудовом воспитании играет правильно организованная кружковая работа. После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах либо в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также широкая сеть специализированных профтехучилищ министерства социального обеспечения, где обучаются профессиям больные с церебральными параличами. Для трудоустройства наиболее тяжелых больных созданы лечебно-трудовые мастерские при психоневрологических диспансерах, специальные цеха, а также цеха надомного труда. Администрация школ осуществляет контроль за дальнейшей деятельностью выпускников и при необходимости оказывает им помощь. Воспитатели, учителя по профессионально-трудовому обучению помогают бывшим воспитанникам адаптироваться в новых коллективах, решать различные сложности, возникающие в процессе жизни и труда.

 

Содержание коррекционной работы по развитию изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом.

Подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4 – 5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми и противоположную сторону. В дальнейшем эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и чтением. Еще одна особенность изобразительной деятельности детей с церебральным параличом: изображая предмет на пространстве листа, ребенок не соединяет его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот — вне овала, изображающего лицо). В связи с имеющимися у детей нарушениями схемы тела изображение человека у них всегда вызывает большие трудности: иногда выпадают некоторые части тела (туловище, шея и т. П.), в других случаях ребенок не изображает руки или ноги — конечности, наиболее пораженные у него самого; лицо может быть изображено безо рта или носа; части тела иногда неправильно соотнесены между собой.

Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие при ДЦП является причиной того, что дети не очень четко воспринимают форму предметов и недостаточно различают близкие формы — круг и овал, ромб и квадрат и т. Д. Поэтому в их рисунках часто имеет место упрощение и искажение формы предметов; изображение одной формы вместо другой — рисуют квадрат вместо круга, круг вместо треугольника и т. П.

Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Дети испытывают трудности при передаче величины предметов: рисуют их сильно уменьшенными. Больные с гиперкинезами сильно увеличивают изображение, так как им легче рисовать большие формы.

Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные цвета. В своих рисунках они обычно используют только четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Именно в эти цвета окрашивают они изображения предметов соответственно их действительному цвету, но без характерных оттенков.

 

Содержание коррекционной работы по развитию трудовой деятельности у детей с церебральным параличом.

Основная задача этого важного раздела работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата - выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко физически и умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.Большое значение в определении трудовых возможностей умственно и физически отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.Задачи трудового воспитания и обучения следующее:Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно - гигиеническом обслуживании себя;Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской. В сельском хозяйстве под руководством инструктора;Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;Научить работать совместно с товарищами по поточно - бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.Соответствующая трудовая подготовка умственно и физически отсталых детей должна дать возможность этим лицам после окончания обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.053 с.)