Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по Ю. Н. Карандашеву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по Ю. Н. Карандашеву



№ п/п Возраст Стадия Фаза Продол-жи-тельность Ведущая функция Центральные новообразо-вания
  Прена- герминальный 0,5 мес. сегментация  
  тальный эмбриональный 1,5 мес. спецификация  
    1-й фетальный 3 мес. оценивание  
    2-й фетальный 3 мес. мотивация  
  Младен-чество     8 (пре) – 0,5мес. отображение а) сенсорные действия
        0,5–2 мес. передвижение  
        3–5 мес. манипулиро-вание б) перцептивные действия
        6–8 мес. имитирование  
  Раннее     0,8–1,2 г. соотнесение а) функциональ-
  детство     1,3–1,8 г. обозначение ные действия
        1,9–2,2 г. осмысление б) замещающие
        2,3–2,8 г. замещение действия
  Дошколь-ный     3–4 г. осознание а) позиционные ролевые действия
        4–5 л. отношение б) позиционные
  Продолжение табл. 3.6
        5–6 л. понимание умственные
        6–7 л. рефлексия действия
  Младший     7–8 л. обобщение а) проективные
  школьный     8–9 л. систематизация действия
        9–10 л. абстрагирование б) понятийные
        10–11/12 схематизация действия
  Юноше-ство     12–16 л. автономизация а) притязания на внешнюю
        16–20 л. идеологизация взрослость б) притязания на внутреннюю взрослость
             
  Ранняя социаль-     20–24 г. специализация а) притязания на овладение
  зрелость     24–28 л. профессио-нализация специальностью б) притязания на овладение профессией
  Средняя социаль-ная     28–30 л. функциона-лизация а) притязания на социальной ролью
  зрелость     32–34 г. социализация б) притязания на овладение социальным статусом
  Поздняя социаль-     36–40 л. самореализация а) притязания на завершенность
  ная зрелость     40–44 г. самоактуали-зация жизненных планов б) притязания на расширение жизненных планов

 

Однажды появившаяся функция продолжает развиваться на протяжении всей жизни индивида, видоизменяясь в каждую фазу (или стадию) развития. Последовательный ряд изменений однажды возникшей психической функции называется функциональной линией развития. Возрастной ряд ведущих психических функций представляет собой последовательность ведущих функций, каждая из которых строится на основе предыдущих. Эта последовательность неизменна и постоянна (табл. 3.6, 3.7).

 

Таблица 3.7

Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации Ю.Н.Карандашева

Возраст Стадия Фаза Продолжи-тельность Ведущая функция
МЛАДЕНЧЕСТВО (-8 мес. - 8 мес.)
        8 (пре) - 0,5мес. отображение - построение образа объекта окружающей среды
        0,5 - 2 мес. передвижение - построение образа движения в пространстве окружающей среды
        3 - 5 мес. манипулирование - построение образа действия с объектами окружающей среды
        6 - 8 мес. имитирование - построение образа объекта, движения, действия по навязанному образцу
РАННЕЕ ДЕТСТВО (0.8 - 3 года)
2.       0,8 - 1,2 г. соотнесение - понимание образа соотнесенных объектов
        1,3 - 1,8 г. обозначение - построение образа соотнесенных между собой объектов
        1,9 - 2,2 г. осмысление - понимание образа замещающего объекта
        2,3 - 2,8 г. замещение - построение образа замещающего объекта
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3-7 лет)
3.       3 - 4 г. осознание - отражение действительности с несобственной точки зрения
        4 - 5 л. отношение - контроль и управление отражения действительности с несобственной точки зрения
        5 - 6 л. понимание - построение образа действительности с воображаемой точки зрения
        6 -7 л. рефлексия - самостоятельное построение образа действительности с воображаемой точки зрения
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7 - 11/12 лет)
4.       7 - 8 л. обобщение - разбиение множества объектов на подмножества по заданному конкретному признаку
        8 - 9 л. систематизация - выделение конкретного признака на заданном множестве объектов
        9 - 10 л. абстрагирование - разбиение множества объектов на подмножество по заданному абстрактному признаку
        10 - 11/12 схематизация - выделение абстрактного признака на заданном множестве объектов
ЮНОШЕСТВО (11/12 - 20 лет)
 
Возраст Стадия Фаза Продолжи-тельность Ведущая функция
5.       12 - 16 л. автономизация - притязания на независимость своего поведения от поведения взрослых
        16 - 20 л. идеологизация - формирование норм, принципов морали
ВОЗРАСТ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ (20 - 28 лет)
6.       20 - 24 г. специализация - многократный выбор жизненного пути
        24 - 28 л. профессионализация - окончательный выбор жизненного пути
ВОЗРАСТ СРЕДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ (28 - 36 ЛЕТ)
7.       28 - 30 л. функционализация - выбор социально-ролевой функции
        32 - 36 г. социализация - ориентация на положение в обществе
ВОЗРАСТ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ (36 - 44 Г.)
8.       36 - 40 л. самореализация - притязания на реализацию жизненных целей
        40 - 44 г. самоактуализация - анализ жизненного пути, постановка новых задач

 

Таким образом, в основе возрастной фунционально-стадиальной периодизации психического развития лежит механизм интериоризации (превращения внешнего, развернутого, социального, во внутреннее, свернутое, психическое). Эмпирическая часть содержит материал по дифференциации поведения на возрастные ступени. Развитие форм поведения носит неоднородный характер: выделяются фазы (период постепенного количественного роста) и стадии (периоды скачкообразного, качественного развития). Фазы и стадии характеризуются признаками, которые называются эмпирическими критериями и выражают ту позицию, какую ребенок занимает во взаимодействии со взрослыми. Это интерсубъектные характеристики: когнитивность - активность; непосредственность - опопсредованность; субъектная - объектная ориентация; моно - полицентризм; зависимость - независимость.

В соответствии с этими критериями и учитывая требования к закону развития (цикличность, множественность, иерархичность, дихотомичность, направленность, специфичность) были обозначены следующие уровни дифференциации: психофизиологический, психофизический, психологический, социально-психологический, социальный.

Т.о. процесс психического развития выступает как последовательное развертывание цикла каждого уровня, где движение осуществляется от левого элемента к правому. Ведущими функциями на каждой ступени развития становятся те функции, которые олицетворяют решаемые ребенком задачи. Каждая функция открывает соответствующую ступень развития, видоизменяя ранее существовавшее.

 

Учебный модуль 4. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Феномен детства

Детство – один из самых сложных феноменов возрастной психологии. Возникающие даже при поверхностном анализе феномена дет­ства трудности и противоречия связаны в первую очередь с тем, что детство — категория историческая. Мы можем говорить только о дет­стве данного ребенка, живущего в данную эпоху, в данных социальных условиях, хотя есть и общие черты с другими поколениями.

В современных общественных условиях самостоятельная в экономи­ческом, социальном и личностном отношении жизнь начинается у людей в возрасте около 25 лет, а то и позже. Конечно, биологически современ­ные дети значительно раньше готовы к самостоятельной жизни, но человек живет не только биологической жизнью, и окончание детства связывается не столько с биологической, сколько с социально-экономи­ческой самостоятельностью. Но это означает, что противопоставить дет­ству как особой фазе социального развития человека можно только зрелость, взрослость. И, следовательно, в современное детство нужно включать также периоды школьного возраста, отрочества и юности.

Д.Б. Эльконин отмечал, что детство возникает тогда, когда ребен­ка нельзя непосредственно включить в систему общественного вос­производства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению Д. Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал, например, Ф. Арьес), а путем своеобразного вклинивания нового периода раз­вития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства. Детством становится период развития, когда активно усваиваются базовые элементы социального опыта до дости­жения субъектом социальной и психологической зрелости.

Рассматривая феномен детства в историческом аспекте, нельзя не вспомнить о двух его основных парадоксах, описанных Д. Б. Элькониным.

Первый парадокс природы, предопределяющий историю детства, состоит в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен лишь са­мыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По фи­зическому строению, организации нервной системы, по типам дея­тельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства — у ребенка от­сутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длит­ся его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.

В процессе возникновения человека биологическая эволюция пре­кращается, и при переходе от обезьяны к человеку практически все формы поведения становятся приобретенными. Детство человека по сравнению с детством животных качественно преобразуется и само по себе существенно изменяется в процессе исторического развития человека.

В ходе истории материальная и духовная культура человечества не­прерывно обогащалась. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но, как ни странно, за это время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад. И это второй парадокс детства.

Беспомощность человеческого существа является и величайшим приобретением эволюции: именно эта «отвязанность» от природной среды, «свобода», пластичность, готовность к изменчивости позво­ляет в дальнейшем человеку «стать всем» — заговорить на любом языке, овладеть любой культурной формой поведения и деятельнос­ти, присвоить любую форму опыта (кстати, именно поэтому дети, по каким-либо причинам попадающие в животную среду, так органич­но «сливаются» с ней).

Ход челове­ческого развития, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма, и ход развития ребенка носит социально-исторический характер: нет вечно детско­го, а существует лишь исторически детское. Детство, будучи длительным периодом в развитии человека, де­лится на подэтапы, которые В. В. Зеньковский предлагал даже назы­вать «первым (ранним) детством» и «вторым» (имея в виду отроче­ство и юность).

Таким образом, детством называется период развития, когда активно усваива­ются базовые элементы социального опыта до достижения субъектом социальной и психологической зрелости.

Детство — категория историческая. Мы можем говорить толь­ко о детстве данного ребенка, живущего в данную эпоху, в данных социальных условиях, хотя есть и общие черты с други­ми поколениями.

Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредствен­но включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложно­сти. Из-за усложнения орудий труда появляется необходимость выделения длительного процесса овладения ими, превращаю­щегося в самостоятельную деятельность.

Д.Б. Эльконин описал два парадокса детства. Первый: чело­век, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни, у него нет почти никаких готовых форм поведения, хотя по физическому строению, орга­низации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Второй парадокс: за тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, за это время новорожденный ребенок практически не изменился.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.013 с.)