Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение эмпирического материала по возрастамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие форм поведения в младенческом возрасте носит неоднородный характер: в нем выделяются периоды постепенного, количественного роста и периоды скачкообразного, качественного развития. Данное утверждение основывается на анализе взглядов Л.С. Выготского и Ж.Пиаже на проблему стадиальности развития младенцев, на анализе возрастной динамики неврологических, двигательных и условно-рефлекторных проявлений, представленных в литературе, и на анализе возрастной динамики форм поведения, полученной в собственных материалах. Периодами скачкообразного, качественного развития являются возрастные переходы: с 1-го мес. на 2-й, со 2-го на 3-й и с 5-го на 6-й мес. Данное утверждение основывается на анализе возрастной динамики произвольных и диагностических форм поведения. Соответственно качественным различиям в возрастной динамике поведения можно выделить четыре периода: первый — с рождения до конца 1-го мес., второй — с конца 1-го до начала 3-го мес., третий — с начала 3-го до конца 5-го мес. и четвертый — с начала 6-го до конца 8-го мес. Эти периоды называются возрастными стадиями и характеризуются: первый и второй — сенсорной ориентацией, а третий и четвертый — перцептивной. При этом движение рассматривается в направлении от первой характеристики ко второй: от сенсорности к перцептивности. Для первой и третьей возрастных стадий характерна реактивность, а для второй и четвертой — активность. Первая определяется приспособительным характером форм поведения, а вторая — противостоятельным, доминантным. При этом движение рассматривается в направлении от первой характеристики ко второй: от реактивности к активности. Деление на возрастные стадии основывается на исследованиях Л.С.Выготского и Ж.Пиаже, на анализе возрастной динамики неврологических, двигательных и условно-рефлекторных возрастных проявлений, собственных эмпирических материалов, а также форм поведения, заимствованных из разных систем возрастной психодиагностики развития. Отсюда же вытекают эмпирические характеристики каждой из возрастных стадий: реактивности и сенсорности — первой стадии, активности и сенсорности — второй, реактивности и перцептивное – третьей, активности и перцептивности — четвертой. Эмпирические характеристики каждой из выделенных возрастных стадий являются выражением той позиции, которую младенец занимает во взаимодействии со взрослым на определенной возрастной стадии. Это значит, что реактивность и активность являются интерсубъектными характеристиками взаимодействия ребенка со взрослым: если ребенок реактивен, то взрослый активен; если ребенок активен, то взрослый реактивен. Точно так же, если младенец взаимодействует со взрослым на сенсорном уровне, перцептивные действия на себя берет взрослый, а если — на перцептивном, то действия взрослого могут оставаться сенсорными. На первой, второй, третьей и четвертой возрастных стадиях последовательно становятся ведущими следующие психические функции, олицетворяющие решаемые ребенком задачи: отображения, передвижения, манипулирования и имитирования. Каждая из названных функций открывает последовательно соответствующую возрастную стадию психического развития, видоизменяет ранее возникшие психические функции и сама становится началом новой функциональной линии психического развития. Развитие форм поведения в раннем возрасте также носит неоднородный характер: выделяются периоды постепенного, количественного роста и периоды скачкообразного, качественного развития. Данное утверждение основывается на анализе взглядов Л.С.Выготского и Ж.Пиаже на проблему стадиальности развития детей в раннем возрасте; психических новообразований, описанных в литературе, а также возрастной динамики форм поведения, представленной в собственных материалах. Периодами скачкообразного, качественного развития являются возрастные переходы: с 8-го на 9-й мес., с 1 года 2 мес. до 1 года 4 мес., с 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес. и с 2 лет 2 мес. до 2 лет 4 мес. Данное утверждение основывается на анализе возрастной динамики форм поведения, выделенных произвольно, и возрастной динамики диагностических форм поведения. Соответственно качественным различиям в возрастной динамике поведения можно выделить четыре периода: первый — от конца младенчества (8 мес.) до 1 года 2 мес., второй — от 1 года 2 мес. до 1 года 8 мес., третий — от 1 года 8 мес. до 2 лет 2 мес. и четвертый — от 2 лет 2 мес. до 2 лет 8 мес. Эти периоды называются возрастными стадиями и характеризуются: первый и второй — сигнально-знаковой ориентацией, третий и четвертый — знаково-символической. При этом движение рассматривается в направлении от первой характеристики ко второй: от сигнальности к символичности. Для первой и третьей возрастных стадий характерна реактивность, а для второй и четвертой — активность. Первая определяется приспособительным характером форм поведения, а вторая — противостоятельным, критическим. При этом движение рассматривается в направлении от реактивности к активности. Также введем третью пару, отличающую ранний возраст от младенческого: чисто эмпирический ранний возраст отличается от младенческого как знаковость от перцептивности. При этом движение рассматривается в направлении от перцептивности к знаковости. Предложенное деление раннего возраста на стадии основывается на анализе собственных экспериментов и диагностических форм поведения, а также на литературных данных. Отсюда же вытекают эмпирические характеристики каждой из возрастных стадий: реактивности и сигнальности — первой стадии, активности и сигнальности — второй, реактивности и символичности — третьей, активности и символичности — четвертой. Эмпирические характеристики каждой из выделенных возрастных стадий являются выражением той позиции, которую ребенок занимает во взаимодействии со взрослым, находясь на определенной возрастной стадии развития. Это значит, что реактивность и активность являются интерсубъектными характеристиками взаимодействия ребенка со взрослым: если ребенок реактивен, то взрослый активен и наоборот. Точно так же, если ребенок взаимодействует со взрослым на уровне сигнальной знаковости, то символические, замещающие действия берет на себя взрослый, а если — на символическом уровне, то действия взрослого могут оставаться сигнально-знаковыми. Третья парная эмпирическая характеристика возрастных стадий младенческого и раннего возрастов также выступает в качестве интерсубъектной характеристики взаимодействия ребенка и взрослого: если ребенок перцептивен и знаковостью не владеет, то знаковость взрослого дополняет систему взаимодействия до системы «субъект — субъект — объект». Если же ребенок владеет знаковостью, то взрослому достаточно оставаться перцептивным, чтобы сохранялась система «субъект — субъект — объект». На первой, второй, третьей и четвертой возрастных стадиях последовательно становятся ведущими следующие психические функции, олицетворяющие решаемые ребенком задачи: соотнесения, обозначения, осмысления и замещения. Каждая из названных функций последовательно открывает соответствующую возрастную стадию психического развития, видоизменяет ранее возникшие психические функции и сама становится началом новой функциональной линии психического развития. Развитие форм поведения в дошкольном возрасте также носит неоднородный характер: выделяются периоды постепенного, количественного роста и периоды скачкообразного, качественного развития. Данное утверждение основывается на анализе теоретических взглядов на психическое развитие в дошкольном возрасте; эмпирических материалов, опубликованных в литературе; возрастной динамики решения различных задач дошкольниками, а также возрастной динамики психических функций. Периодами скачкообразного, качественного развития являются возрастные переходы: с конца 3-го до начала 4-го года, с конца 4-го до начала 5-го года, с конца 5-го до начала 6-го года и с конца 6-го до начала 7-го года жизни. Данное утверждение основывается на анализе возрастной динамики решения задач. Соответственно качественным различиям в возрастной динамике поведения можно выделить четыре периода: первый — от 3 до 4 лет, второй — от 4 до 5 лет, третий — от 5 до 6 лет и четвертый — от 6 до 7 лет. Эти периоды называются возрастными стадиями и характеризуются: первый и второй — безусловной позиционностью, третий и четвертый — условной позиционностью. При этом движение рассматривается в направлении от первой характеристики ко второй: от безусловной позиции к условной. Для первой и третьей возрастных стадий характерна реактивность, а для второй и четвертой — активность. Первая определяется приспособительным характером поведения, а вторая — противостоятельным, критическим. При этом движение совершается в направлении от реактивности к активности. В сравнении с младенческим и ранним возрастами дошкольный характеризуется позиционностью: ее противоположностью является моноцентризм как неспособность выйти за пределы собственной познавательной позиции. Соответственно движение происходит в направлении от моноцентризма к позиционности. И, наконец, четвертая, эмпирическая, характеристика — это субъектная ориентированность дошкольного детства. Таким образом, все его возрастные стадии носят, во-первых, позиционный и, во-вторых, субъектно-ориентированный характер. Первая и вторая стадии характеризуются безусловностью позиции, а третья и четвертая — условностью. Первая и третья стадии — реактивностью, а вторая и четвертая — активностью. Эмпирические характеристики каждой из выделенных возрастных стадий являются выражением той позиции, которую ребенок занимает во взаимодействии со взрослым, находясь на определенной возрастной стадии (интерсубъектность). Так, реактивность ребенка предполагает активность взрослого и наоборот; непосредственность ребенка предполагает опосредованный характер действий взрослого и наоборот; субъективная ориентация ребенка предполагает объектную ориентацию взрослого и наоборот. Для дошкольного возраста имеет место взаимная дополняемость моноцентризма и позиционности: неспособность ребенка встать на позицию взрослого компенсируется позиционностью последнего, а позиционность ребенка оставляет взрослому возможность не менять своей познавательной позиции. На первой, второй, третьей и четвертой возрастных стадиях последовательно становятся ведущими следующие психические функции, олицетворяющие решаемые ребенком задачи: осознания, отношения, понимания и рефлексии. Каждая из названных функций открывает последовательно соответствующую возрастную стадию психического развития, видоизменяет ранее возникшие психические функции и сама становится началом новой функциональной линии психического развития. Развитие форм поведения в младшем школьном возрасте также носит неоднородный характер: выделяются периоды постепенного, количественного, роста и периоды скачкообразного, качественного развития. Данное утверждение основывается на анализе теоретических взглядов на психическое развитие в младшем школьном возрасте; эмпирических материалов, представленных в исследованиях Ж. Пиаже; возрастной динамики решения различных задач младшими школьниками, представленной в собственных экспериментах. Периодами скачкообразного, качественного развития являются возрастные переходы: с конца 7-го до начала 8-го года, с конца 8-го до начала 9-го года, с конца 9-го до начала 10-го и с конца 10-го до 11 — 12-го годов жизни. Данное утверждение основывается на анализе возрастной динамики решения задач. Как и ранее, эмпирические критерии возрастной дифференциации поведения выступают здесь выражением интерсубъектных характеристик взаимодействия ребенка и взрослого. Реактивность к активность, конкретность и формальность, субъектная и объектная ориентации, моноцентризм и позиционность являются характеристиками возрастных стадий психического развития в младшем школьном возрасте и всецело определяют форму взаимодействия ребенка со взрослым. На первой, второй, третьей и четвертой возрастных стадиях последовательно становятся ведущими следующие психические функции, олицетворяющие решаемые ребенком задачи: обобщения, систематизации, абстрагирования и схематизации. Каждая из названных функций открывает последовательна соответствующую возрастную стадию психического развития, видоизменяет ранее возникшие психические функции и сама становится началом новой функциональной линии психического развития. Выделенные в экспериментальной части исследования эмпирические характеристики возрастных стадий развития могут быть обобщены в следующий ряд: реактивность— активность (Р — А), непосредственность — опосредованность (К — Ф), моноцентризм — позиционность (М — П). Они выступают в качестве интерсубъектных характеристик взаимодействия ребенка со взрослым, когда каждый из участников занимает определенную позицию. На основании проведенного методологического анализа были выдвинуты пять требований, которым должен удовлетворять любой закон развития: а) цикличность процесса; б) множественность циклов; в) вложенность циклов; г) дихотомичность цикла и д) однонаправленность цикла. В соответствии с интерсубъектными характеристиками взаимодействия и исходя из названных структурных требований к схеме периодизации были вычленены следующие уровни: психофизиологический, психофизический, психологический и социально-психологический. Соответственно процесс психического развития выступает как последовательное развертывание цикла каждого уровня, где движение совершается от первого элемента цикла ко второму. Анализ построенной периодизации показал, что как теоретическая модель психического развития она может быть обобщена и расширена. Так, ниже психофизиологического были выделены еще три уровня: нейрофизиологический, физиологический и морфологический. Каждый из них порождает соответствующую допсихическую функцию: созревания, регуляции и адаптации. Благодаря обобщению модели вводятся функциональные линии развития, обычно относящиеся к проблемам личности, что снимает "интеллектуализм" периодизации. Кроме того, вводится эмпирическая характеристика "зависимость — самостоятельность" (3 — Н), распространяющая теоретическую модель на взрослые возрасты, по отношению к которым названы ведущие психические новообразования (см. рисунок и таблицу). В качестве механизма порождения полученных в настоящем исследовании ведущих психических функций предложен процесс интериоризации интерсубъектных характеристик взаимодействия ребенка со взрослым, выделенных в ходе анализа эмпирического содержания возрастных стадий развития. Он включает предположительно два акта. Первый — надстройка и пристройка соответствующей, сначала — внешней, а затем — внутренней, позиции взрослого к существующим психическим функциям ребенка. Второй — вычленение этой интериоризованной позиции в качестве самостоятельной, ведущей психической функции (общий множитель) из функций-носителей. В рамках нового, системного представления о ходе психического развития ребенка качественно иным образом должны решаться задачи развития, обучения и воспитания детей, задачи педагогики и педагогической психологии. По-новому представляется и организация системы возрастной диагностики психического развития детей. Полученные в исследовании эмпирические данные могут быть положены в основу создания системы функционально-стадиальной возрастной диагностики психического развития.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.01 с.) |