Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Степанова Е. И. Психология взрослых↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 59 из 59 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Психология взрослых: Экспериментальная акмеология / Е.И.Степанова. СПб., 2000) <...> В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Следует отметить, однако, что воздействия, оказываемые на человека как целостную систему, отличающуюся разноуровневой, иерархической организацией психических функций, процессов, свойств личности, порождают с его стороны определенную систему отношений с окружающим миром. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Изменяющиеся факторы и возникающая вследствие их влияния система отношений не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека. Как уже отмечалось, конвергенция разнородных явлений психической сферы в ходе онтогенетического развития человека от рождения до старости протекает с разной интенсивностью и проявляется в возрастных особенностях психофизиологических функций, психических процессов и свойств личности. Плодотворной является идея Б.Г.Ананьева о двухфазности в развитии психофизиологических функций, заключающейся в соотношении моментов нарастания их «работоспособности» в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Суть теории Ананьева в том, что первая фаза развития психофизиологических функций представляет собой фронтальный прогресс в развитии функций от рождения до возрастов зрелости (ранней и средней), вторая — специализацию тех же функций в зрелости. В процессе развития наблюдается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их «работоспособности» или относительная стабилизация. Вместе с тем имеет место сочетание моментов нарастания, снижения, стабилизации, сказывающееся в перестройке внутрифункциональных и межфункциональных структур целостной системы интеллекта. Фронтальный прогресс психофизиологических функций (первая фаза) обнаруживается главным образом в период созревания (в детстве, отрочестве, ранней и средней зрелости). Специализация этих функций достигает оптимума в средней зрелости, т.е. в более поздние периоды жизни. Однако специализация разных функций в разных условиях жизни и деятельности происходит по-разному — для одних наступает раньше, для других позже. Разновременное проявление общих и специальных свойств функций свидетельствует о неравномерности (гетерохронности) развития. Гетерохронность, как общая закономерность развития всего живого, распространяется и на психофизиологическую сферу человека. Временная последовательность в соотношении общих и специальных свойств функций начинается в раннем детстве, с преимущественного развития того или иного вида чувствительности в определенны периоды жизни ребенка. У взрослого человека компенсация резервов развития общих свойств происходит за счет высокогоуровня специализированных свойств функций, который может не совпадать с начавшейся инволюцией общих свойств функций. Известно, что с возрастом изменяется порог чувствительности (зрительной, слуховой, тактильной и др.). Взрослые часто жалуются на ухудшение памяти. Совершенствование профессиональной памяти, которую можно считать функцией специализации, может не совпадать с общим ухудшением памяти, в результате чего жизнеспособность мнемической функции в целом сохраняется. То же самое справедливо и для мыслительных функций, где специализацией функции является практическое и техническое мышление.
Двухфазность развития психических функций в разные периоды жизни взрослого человека проявляется по-разному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. В этот возрастной период больше всего оптимальных точек подъема в уровне развития памяти и мышления. Фронтальный прогресс функций является здесь определяющим, хотя он и протекает в условиях относительной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей, выявленных с помощью корреляционного анализа. Вторая фаза развития тех же функций, характеризующаяся их специализацией, начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутрифункциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства. Подчеркивая значение первой фазы развития психических функций как подготовительного периода для второй, Б. Г. Ананьев писал: «Эта фаза наступает только на наиболее высоком уровне функциональных достижений в первой фазе и накладывается на нее. Пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости, причем не исключено, что оптимум специализированных функций может совпадать с начавшейся инволюцией общих свойств этих функции». Уровень достижений развития функций в первой фазе сказывается на второй фазе развития. У людей одного и того же возраста показатели обеих фаз развития психических функций могут не совпадать: например, у тех, кто начинает профессиональную деятельность в юности, следует ожидать боле раннего «наложения» второй фазы развития функции на первую. Средства воздействия на человека в период профессиональной подготовки к самостоятельной трудовой деятельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специальных способностей. Как справедливо заметил В. Д. Шадриков, ссылаясь на наше исследование, взаимосвязь и взаимодействие двух фаз развития функций составляют механизм взаимосвязи общих и специальных способностей».
<...> Профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования, удовлетворение которых — необходимое условие эффективности труда. Например, высокая степень развития координации движений, переключение и распределение внимания необходимы для профессии водителя. Профессии типа «человек — техника» предъявляют требования к зрительной, слуховой, вибрационной, мышечно-суставной чувствительности. Человек, овладевающий такого рода профессией, поставлен перед необходимостью развивать у себя соответствующие функции (психические, психомоторные, психовегетативные). Если выполнение трудовых операций требует напряжения физических и интеллектуальных сил, необходимы условия для упражняемости психофизиологических и психических функций, способствующих выработке конкретных умений и навыков. Известны факты высоких результатов упражняемости различных видов чувствительности как в экспериментальных условиях, так и в условиях трудовой деятельности. <...> Есть данные, подтверждающие, что возрастная изменчивость видов чувствительности находится в зависимости от профессиональной деятельности человека. Как показано в исследований Б.М.Теплова, в процессе специальных педагогических воздействий, направленных на развитие музыкальных способностей, исходит повышение уровня чувствительности к звукоразличению. Деятельность, как трудовая, так и учебная, предъявляет определенные требования к уровню развития чувствительности. <...> Интересные данные получены М.Д.Александровой: люди, которые в процессе трудовой деятельности постоянно имеют дело с мелкими деталями, предметами, раньше обнаруживают снижение остроты зрения. Те же, кто работает с удаленными предметами, сохраняют остроту зрения до самой старости. Приведенные экспериментальные данные показывают, что нельзя рассматривать возрастные изменения в психических функциях без учета условий конкретных видов деятельности. Именно под влиянием этих условий происходит формирование чисто «человеческой чувствительности», о которой К. Маркс писал: «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувствительности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы».
<...> В практической деятельности взрослых большое значение имеет наблюдение, представляющее собой целенаправленное восприятие объектов, с которыми человек имеет дело по роду занятий, — инструментов, приборов, материалов и др. Полнота наблюдения профессионала зависит от его подготовленности к целенаправленному восприятию этих объектов и, прежде всего, — от того объема знаний, которым он располагает в данной области восприятия. Планомерное наблюдение с постановкой конкретных задач наблюдения возможно лишь на основе знаний, прежде всего профессиональных. Наиболее сложным является наблюдение за человеком, предполагающее включение процесса восприятия в сферу общения, где немаловажное значение имеют особенности влияния друг на друга вступающих во взаимоотношения людей. Исследуя проблему восприятия человека человеком, А.А.Бодалев обратил внимание на профессиональные особенности такого восприятия: «Образ восприятия, который один и тот же человек вызывает у людей неодинакового жизненного опыта, принадлежащих к различным общественным классам, различающихся этико-эстетическими требованиями, представляющих различные возрастные группы, пол, профессии, не бывает совершенно одинаковым». На основе систематического наблюдения определенных объектов у человека формируется способность видеть и понимать наблюдаемое, что является необходимым условием развития наблюдательности как черты характера. В процессе жизнедеятельности человека складывается система наблюдений в которой организуется процесс чувственного познания окружающего мира, взаимосвязь восприятия и мотивационной сферы. Отмечая это, Б.Г.Ананьев пишет: «С возрастом повышается точность диагностических оценок в работе опытного врача, педагога, руководителя трудовых коллективов, диспетчера и т. д. и глубина зрительных суждений, несмотря на постоянное ослабление зрительных функций. Благодаря операционным механизмам восприятия в структуре наблюдения возникает сила, противодействующая старению перцептивных способностей».
С возрастом человек больше общается с другими людьми, приобретает профессиональный опыт, что сказывается на восприятии как объектов деятельности, так и людей, с которыми он вступает в общение. В процессе трудовой деятельности человеку приходится решать профессиональные задачи, оперировать наглядными образами технических объектов, представлениями на основе чертежей, схем, сетевых графиков. Поэтому психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Так, в условиях технической деятельности, требующей решения задач технического типа, развивается техническое мышление (Т.В.Кудрявцев, И.С.Якиманская, Р.А.Пономарева и др.). Умение оперировать пространственными образами технических объектов и развитие технического воображения основываются на подвижности «сплава» образных, понятийных и действенных компонентов мышления. Указанные авторы выделяют в качестве показателя развития технического мышления конструирование пространственного образа на основе графического изображения; а в качестве специфических кририев, по которым можно определить степень развития технического мышления, — точность, легкость и скорость создания образа. Оперирование пространственными образами, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельности, но и с уровнем образования субъекта деятельности. В одних и тех же условиях профессиональной деятельности лица, имеющие разный уровень образования (среднее, высшее), будут решать задачи с разной степенью успешности, что подтверждается и нашим исследованием, в котором на группах испытуемых технического и нетехнического видов деятельности проверялась роль образных компонентов в техническом мышлении. В исследовании использовалась методика, представляющая собой задание матричного типа. От испытуемого требовалось создать образ на основе чертежа, выполненного в ортогональной проекции. Опознавательные признаки создаваемого образа были даны в виде четырех изображений фигур, среди которых находилась та, которую он должен определить по чертежу, соотнеся размеры, форму чертежа с фигурой. В эксперименте участвовали 350 человек. Полученные в двух группах Данные сопоставлялись. В первую группу вошли лица, деятельность которых связана с техническим конструированием, с чтением чертежей (187 чел.), во вторую — люди, не связанные с техническим видом деятельности (163 чел.). Результаты анализа данных показали, что испытуемые первой группы успешнее справились с заданием: показатель выполнения в этой группе составил m1 = 8,4, тогда как во второй — m2 = 7,0 (различие статистически значимо на уровне 0,1%). Испытуемые первой группы выполнили задание быстрее: их временной показатель t1 = 46,7 с, тогда как во второй группе t2 = 58,2 с (различие статистически значимо на уровне 1%). Во второй группе (нетехнической) по результатам выползня задания выделились две подгруппы, одну из которых составили лица с высшим образованием, а другую — со средним. Испытуемые подгруппы с высшим образованием справились заданием успешнее, их результаты были выше, чем во второй подгруппе. Поэтому средний показатель успешности всей группы в целом был обеспечен за счет испытуемых с высшим образованием.
Таким образом, оказалось, что профессиональная деятельность влияет на психические процессы в совокупности с показателем уровни образования. Гибкость и подвижность в соотношении образных, понятийных и действенных компонентов свойственные человеку с техническим мышлением, присутствуют и у людей с высшим образованием нетехнического профиля деятельности. Можно предположить, что именно такой механизм мышления лежит в основе высокого уровня интеллектуального развития человека. Это подтверждают сопоставления экспериментальных данных, изложенные ниже. Поскольку все участники эксперимента прошли испытание на определение уровня вербального и невербального интеллекта с помощью набора Д. Векслера, то мы имели возможность сопоставить те и другие данные. В первой группе (технической) показатели интеллекта оказались выше, чем во второй группе (нетехнической). В первой группе вербальный интеллект составил тв= 121,0, невербальный — тн/в = 106,5. Во второй группе вербальный интеллект составил тв = 111,7, невербальный — тн/в = 102,3. Величины различия значимы. В подгруппе лиц с высшим образованием второй группы показатели вербального и невербального интеллекта оказались выше, чем в подгруппе, в которую вошли лица со средним образованием. Эти данные подтверждают ранее сделанный вывод о совокупном влиянии факторов труда и образования на психическое развитие человека. Однако уровень развития интеллекта зависит не только от уровня образования и вида труда, но и от того, насколько труд является творческим. Сопоставляя по уровню интеллекта группы лиц в возрасте 25-35 лет, занятых техническим видом труда, но имеющих разный уровень технического образования (среднее и высшее), Л.Н.Борисова обнаружила зависимость интеллекта от характера трудовой деятельности, от того, насколько труд этих лиц является творческим, требующим умственного напряжения.
Фролькис В. В. Старение
(Старение и увеличение продолжительности жизни / В.В.Фролькис. Л., 1988)
Все возрастные сдвиги показателей обмена и функции относятся к одному из трех типов изменений: 1) прогрессивно снижающихся с возрастом; 2) существенно не изменяющихся к старости; 3) прогрессивно возрастающих (рис. 7.2). Есть еще параметры, претерпевающие фазные изменения.
К первому типу следует отнести сократительную способность сердца, функцию пищеварительных желез, гормонообразование в щитовидной, половых и некоторых других железах внутренней секреции, работоспособность многих нервных центров, остроту зрения и слуха, падение активности ферментов. Ко второму типу — уровень сахара крови, показатели кислотно-щелочного равновесия, мембранный потенциал клеток, работоспособность отдельных скелетных мышц, активность некоторых ферментов, морфологический состав крови (количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов) и др. К третьему типу — синтез некоторых гормонов в гипофизе, чувствительность многих клеток и тканей к гуморальным, химическим факторам, активность ряда ферментов, содержание в клетке определенных ионов, содержание в крови таких веществ, как холестерин, лецитин и др. Все это, конечно, не исчерпывает особенностей типов изменения отдельных признаков при старении, возможны и волнообразные изменения. Для развития старения характерны гетерохронность, гетеротопность, гетерокинетичность, гетерокатефтенность. Гетерохронность (от греч. «гетеро» — различный, «хронос» — время) — различие во времени наступления старения отдельных тканей, органов, систем. Примеры: атрофия вилочковой железы у человека начинается в возрасте 13-15 лет, половых желез — в климактерическом периоде (48-52 лет у женщин), а некоторые функции гипофиза сохраняются на высоком уровне до глубокой старости. Гетеротопность (от греч. «топос» — место) — неодинаковая выраженность процесса старения в различных органах и структурах одного и того же органа. Например, старение пучковой зоны коры надпочечника (вырабатывает гормоны — глюкокортикоиды, регулирующие углеводный обмен, превращение белков и углеводов) выражено меньше, чем клубочковой зоны (образует минералокортикоиды, регулирующие обмен неорганических ионов) и сетчатой зоны (образует гормоны, по своему составу и действию близкие к половым). В центральной нервной системе неодинаково выражены возрастные изменения в разных структурах и даже в пределах одной и той же структуры. Так, нейроны в одних извилинах коры головного мозга изменяются более существенно, чем в других. Гетерокинетичность (от греч. «кинезис» — скорость) — развитие возрастных изменений с различной скоростью. В одних тканях они возникают рано, медленно и относительно плавно прогрессируют; в других развиваются позже, но стремительно. Примеры: в костно-суставной системе отдельные признаки старения улавливаются довольно рано. Медленно прогрессируя, они в конце концов приводят к деструкции кости, к так называемому остеопорозу. Сдвиги в ряде структур центральной нервной системы длительно не улавливаются в ходе возрастной эволюции. Однако, возникнув, они могут быстро сказываться на состоянии самых различных систем организма. Гетерокатефтенность- (от греч. «катефтенси» — направление) — разнонаправленность возрастных изменений, связанная, например, с подавлением одних и активизацией других жизненных процессов в стареющем организме. Следует обратить внимание на то, что скорость развития большинства возрастных изменений значительна не в старости, а в более ранние возрастные периоды. Мы стремительно стареем уже тогда, когда считаем себя молодыми. Так, важные стороны обмена и функции в возрасте 45-55 лет изменяются особенно существенно. Именно в этом возрасте у многих людей наступают серьезные изменения в деятельности сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д. Это создает предпосылки для развития грубой патологии. Чем раньше будет применяться весь комплекс активных влияний на стареющий организм, тем больше шансов на успех. А. Моруа писал, что с возрастом в человеке все меньше видится дарованная ему природой красота и все яснее становится приобретенная, порожденная духовностью. Поэтому во второй половине жизни мы уже сами отвечаем за свое лицо. Чем старше человек, тем ощутимее влияние прожитого, тем отчетливее воздействие всего образа жизни. Индивидуальные особенности старения человека обусловливают возможность различных вариантов проявления старения, разнообразных синдромов старения. Клинико-физиологическое изучение стареющих людей убеждает, что у одних из них наиболее рано и четко выражены сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, у других — нервной или других систем. Следует различать несколько синдромов старости: гемодинамический, нейрогенный, респираторный и др. Каждый человек имеет свой «почерк старения», определяющий темп развития старения и некоторые особенности его течения. Существуют определенные популяционные различия в возрастных нормативах обмена и функции у людей. Экологическая среда, образ жизни накладывают свой отпечаток на характер и темп старения человека. Вот почему нет единых норм для всех людей данной возрастной группы. Например, отмечены различия в возрастных изменениях артериального давления в разных странах, территориях одной и той же страны. Так, в СССР наиболее низкий уровень максимального артериального давления у мужчин и женщин старших возрастных групп — в Абхазии, затем — на Украине и в Молдавии, более высокий — у жителей Белоруссии и Литвы. У пожилых людей Армении и Киргизии артериальное давление ниже, чем у москвичей и ленинградцев. Уровень холестерина в крови у японцев во всех возрастах независимо от пола ниже, чем у европейцев и американцев. Вместе с тем артериальное давление у японцев с возрастом повышается более резко. Все это свидетельствует о том, что возрастные нормы должны сопоставляться с особенностями темпа старения каждой данной популяции. Очевидно, есть и биологически предопределенные, популяционные отличия в продолжительности жизни. Еще классики отечественной геронтологии И.И. Мечников, А.А.Богомолец, А.В. Нагорный указывали на возможность развития естественного и преждевременного старения. При этом под преждевременным понималось раннее по сравнению с людьми данной популяции развитие признаков старения. Споры, возникшие вокруг этих представлений, связаны со сложностью разграничения причин ранних возрастных изменений, в определении их связи с собственно старением или болезнями. Спорят не только о содержании, но даже и о необходимости выделения понятия о преждевременном старении. И. В. Давыдовский, например, считал, что старость всегда своевременна и говорить о преждевременном старении нет особого смысла. Правильней, по его мнению, различать раннюю и позднюю старость. Это разграничение не изменяет представления о преждевременном старении. Ведь если старость ранняя, то она наступила раньше какого-то времени ее возникновения, т. е. она преждевременна. Важно решение принципиального вопроса: могут ли условия среды, перенесенные заболевания и другие факторы влиять на старение организма, на разные звенья возрастной его эволюции? Да, могут. Могут ускорить, изменить, извратить его течение, и это приведет к иной «развертке», к иному темпу развития процесса — возникновению преждевременного старения. Отказ от понятия о преждевременном старении основывается на представлении о генетической запрограммированности старения. Вместе с тем старение определяется надежностью конструкций организма и степенью действия повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Именно подобный подход и подразумевает развитие преждевременного старения. Отказ от представления о преждевременном старении означает признание полной автономности, независимости процессов старения от всех событий, развивающихся в организме, признание существования в клетке какого-то механизма, не связанного с ее обменом и функцией, определяющего старение. Подобные утверждения не соответствуют современным представлениям о сущности старения. Практически важно на основании изучения биологического возраста выделять синдром преждевременного старения. Определение его позволяет не только строить индивидуальные прогнозы, но и своевременно применять комплекс профилактических мероприятий. Благодаря индивидуальным различиям возрастная динамика (гомеорезис) может у отдельных людей приобретать различный характер. В соответствии с этим относительно условно можно выделить, во-первых, ускоренное, преждевременное, акцелерированное старение; во-вторых, замедленное, ретардированное старение. Они отличаются от темпа старения, свойственного всей популяции. Крайнее выражение ускоренного старения — так называемая прогерия, при которой развитие проявлений старения встречается даже у детей. Замедленное, ретардированное старение свойственно, очевидно, долгожителям. В синдром ускоренного, преждевременного старения входят многие признаки — снижение умственной и физической работоспособности, легкая утомляемость, раннее ухудшение памяти, ослабление эмоций, репродуктивной способности, снижение приспособительных возможностей сердечно-сосудистой и других физиологических систем организма, раннее возникновение возрастных предпосылок для развития болезней возрастной патологии в более ранние годы. Эти люди — «поставщики» атеросклероза и ишемической болезни сердца и мозга, артериальной гипертонии, диабета и др. Эти заболевания сами по себе ускоряют старение, ограничивают возможности развития витаукта, создавая порочный круг. Ускоренное, преждевременное старение способствует раннему развитию возрастной патологии, и возникшие болезни ускоряют темп старения человека. Очень важно, что преждевременное старение начинает бурно развиваться у людей в возрасте 45-55 лет, сказываясь на их трудоспособности. Профилактика в широком смысле слова должна строиться на определении биологического возраста, знании развития преждевременного, ускоренного старения. Разработка средств предупреждения преждевременного старения может улучшить «качество» и увеличить «количество» жизни миллионов людей. Витаукт <…> Геронтологи совершенно обоснованно ищут механизмы, ограничивающие продолжительность жизни, увеличивающие вероятность смерти. Оправдан и иной подход ко всем этим событиям: каковы механизмы, определяющие длительный (в течение десятков лет), высокий уровень жизнедеятельности организма? Одно из отличий живого — совершенствование механизмов саморегуляции. Только благодаря этой системе передачи информации и стало возможным сохранение, поддержание жизни. Саморегуляция стала тем фундаментальным механизмом, который определил связь между старением и витауктом, определил и возникновение самого процесса витаукта. Его первые проявления возникли с появлением простейших систем, в которых продукты распада веществ стимулировали процессы их синтеза. В ходе эволюции сформировались приспособительные, адаптационные возможности организма. Увеличение продолжительности индивидуальной жизни не является внутренним механизмом, «целью» эволюции. Щука, бабочка, мышь и человек, имеющие различную продолжительность жизни, каждый по-своему приспособлен к своей среде, и никто из них не мог бы существовать в иной. Более того, устойчивость этих организмов во взрослом возрасте тоже не коррелирует с их продолжительностью жизни. Оказалось, к примеру, что дозы химических веществ, вызывающих отравление и гибель различных животных, не коррелируют с их продолжительностью жизни. Все это подводит нас к важному выводу — витаукт определяет не выраженность адаптации, а способность организма длительно поддерживать адаптацию. Чем дольше организм способен сохранять высокий уровень приспособления, тем дольше он будет жить. Существует ряд механизмов, направленных на сохранение жизнеспособности: восстановление; компенсация, когда клетки, органы и системы, не пострадавшие от действия повреждающих факторов, берут на себя функцию поврежденных; репарация, когда происходит «ремонт» отдельных клеточных структур, и др. Все они — частные механизмы процесса витаукта, который и определяет надежность и длительность их функционирования. До тех пор пока поддерживается высокий уровень процесса витаукта, живая система сохраняет свои адаптационные возможности. Однако когда старение начинает преобладать над процессами витаукта, когда нарушаются механизмы витаукта, бурно прогрессирует возрастная деградация организма. Мы выделяем два типа проявлений витаукта — ге-нотипический и фенотипический. Генотипические проявления витаукта генетически запрограммированы, их реализация зависит от передачи наследственной информации. <…> Чрезвычайно широко распространены фенотипические механизмы витаукта, т. е. те, которые мобилизуются в ходе жизнедеятельности. Они были показаны в нашем коллективе на разных уровнях — молекулярном, клеточном, тканевом и др. Основной принцип их мобилизации следующий. В процессе старения начинает страдать какое-то звено в деятельности организма. Благодаря механизмам саморегуляции по обратным связям идет информация с объекта регуляции к центру регуляции, и это включает противодействующие механизмы. Например, в результате молекулярных изменений нарушаются некоторые механизмы генерации энергии в клетке. Из специального клеточного органоида, где протекают эти процессы, — митохондрии, идет сигнал в цитоплазму, и здесь активируются резервные пути образования энергии. Количество митохондрий в клетке с возрастом падает, однако нередко растет активность каждой из них, они увеличиваются в размере. <…> Итак, продолжительность жизни определяется единством и противоположностью двух процессов — старения и витаукта. Геронтология будущего будет все больше внимания уделять изучению механизмов витаукта. ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.02 с.) |