Специфика общения ребенка со сверстниками и взрослыми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика общения ребенка со сверстниками и взрослыми.



М.И.Лисина считала, что общение ребенка со взрослым в раннем возрасте принимает ситуативно-деловую форму. Общение с взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. В деловом мотиве опредмечена коммуникативная потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно - ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. Привязанность к взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших как об­разцу. Благодаря личному контакту замечания взрослого его похвалы и упреки - приобретают для детей огромное значение при усвоении нужных, правильных действий с предме­тами. Иначе говоря, существование ситуативно-делового общения - это время, в течение которого дети переходят от не специфических примитивных манипуляций с предметами к культурно-фиксированным действиям с ними.

Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д.Б.Эльконин писал, что для периода раннего детства характерно интел­лектуальное решение задач, т.е. такое решение, которое основано на учитывании ребенком соотношения элементов си­туации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот пери­од интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функ­циональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.

Показ взрослого вместе с речевым указанием, с одной сто­роны, и появлением предметных действий, с другой, ставят ребенка и взрослого в ситуацию общения. Ребенок начинает обращаться ко взрослому с разными просьбами. Расширяют­ся функции общения, что и ведет к обогащению речи ребен­ка. Часто на этой стадии бывают задержки речи. Но спустя некоторое время ребенок вдруг начинает говорить, делая громадный скачок в развитии речи. Можно предположить, что в подобные периоды «застоя» речь развивается потенци­ально.

В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий иразворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойства может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игр речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этой плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать.

Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми.
Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как происходит развитие общения в раннем детстве?

2. Раскройте этапы речевого развития в раннем детстве.

3. Раскройте специфику общения ребенка со сверстниками

4. Раскройте специфику общения ребенка со взрослыми

 

Тема 4.3. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Студент должен:

знать:

– специфику общения дошкольника со взрослыми и сверстниками;

– влияние игры на развитие общения.

Содержание учебного материала

Особенности общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. Особенности развития речи дошкольника. Игра как условие развития умений и навыков общения в дошкольном возрасте.

 

Особенности общения дошкольника со взрослыми и сверстниками

Как указывала М.И.Лисина, в первой половине дошкольного возраста у ребенка развивается внеситуативно -познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме со­вместной познавательной деятельности, в форме «теоретиче­ского» сотрудничества. Мотив общения - познавательный. Дети задают бесчисленное количество вопросов, но посколь­ку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются про­блемы, далекие от обстановки взаимодействия детей и стар­ших, общение приобретает - впервые после рождения ребен­ка - выраженный внеситуативный характер.

К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно -личностная. Она побуждается личностным мотивом. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, харак­терных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольни­ка не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член обще­ства, гражданин своей страны и своего времени. Ребенок от­ражает не только ту сторону, которой взрослый прямо повер­нут к нему в данной ситуации, где взрослый его лечит, кор­мит, учит, - взрослый получает в глазах ребенка свое собст­венное, независимое существование. Для дошкольников при­обретают живое значение такие детали из жизни взрослого, которые никак их не касаются (есть ли у тети сыночек, где она живет, умеет ли водить машину), но позволяют воссоз­дать в полноте конкретных подробностей полнокровный об­раз этого человека.

Общение со сверстниками возникает и развивается в тесной связи с общением ребенка и взрослого и испытывает мощное влияние этой второй сферы. Но в этом общении самопознание и самооценка достигается иначе, чем в общении со взрослым. М.И.Лисина подробно описывает, как это происходит:

1) ребенок разворачивает активность, направленную на ознакомление со своим партнером;

2) он обнаруживает эмоциональное отношение к воздействиям, которые оказывает на него партнер;

3) ребенок стремится проявить перед партнером свои способности и умения - «показать себя» и тем позволить партне­ру ознакомиться с собой;

4) он проявляет чувствительность к тому, как относит­ся к нему партнер, аффективно реагируя на отношение по­следнего.

М.И.Лисина делает вывод о том, что потребность в обще­нии со сверстником, так же как и с взрослым, является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к само­оценке и самопознанию через другого ребенка и с его помо­щью. Основной продукт общения со сверстником состоит в аффективно-когнитивном образе себя и другого ребенка, формирующемся в результате этой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.43.215 (0.031 с.)