Удовлетворяя потребности ребенка, всемерно развивайте его разумные потребности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удовлетворяя потребности ребенка, всемерно развивайте его разумные потребности.



1.43

Вопрос. Все ли дети проходят стадию лепета?

? До каких пор продолжается стадия лепета?

? От чего это зависит?

Ответ. Стадию лепета проходят в основном все дети. Лепет необходим для развития речи, поэтому дело не столько в продолжительности периода лепета, сколько в его качественном изменении. С момента самостоятельного употребления первых слов лепет обычно заканчивается, то есть примерно к первому году. В случае резкого изменения условий жизни: поступление в детский сад, больницу и др. – отмечается возврат к лепетной речи.

1.44

Ситуация. Ехавшие в автобусе люди обратили внимание на спокойную румяную девочку, сосредоточенно посасывающую соску–пустышку.

Ее модно одетая мама пояснила, что соска красивая и не портит внешний вид дочки.

? Следует ли приучать ребенка к соске?

Решение. Рефлекс на соску у ребенка вырабатывается очень быстро. Малыш успокаивается, сосредоточившись на процессе сосания, не проявляет никакого интереса к «калейдоскопу» картин окружающего мира. А ведь это не способствует психическому развитию ребенка.

1.45

Ситуация. Родители Нины заметили, что в первые 2–3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 месяцам, узнавая знакомое лицо, отдавала ему некоторое предпочтение перед чужими. После 6 месяцев девочка стала очень избирательна в своих контактах, начала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей.

? С чем связана такая метаморфоза?

Решение. Это свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У младенцев постепенно (к 6 месяцам) формируются эмоционально–психологические связи с любящим их человеком.

1.46

Вопрос. Каковы элементы эмоционального общения взрослого с младенцем?

Ответ. Элементы эмоционального общения таковы:

♦ ласковые слова;

♦ колыбельная песня;

♦ нежные прикосновения;

♦ зрительный контакт «глаза в глаза».

1.47

Ситуация. Сначала гуление наблюдается даже у глухих детей. Но позднее многие из них перестают произносить какие–либо звуки.

? Объясните, с чем такое явление связано?

Решение. Глухие дети просто теряют интерес к произношению звуков, так как не могут слышать ни собственного голоса, ни тех звуков, которые издают другие.

1.48

Ситуация. Мама с присущей ей интонацией обращается к дочке (5 месяцев) и спрашивает: «Где Миша?» Оля быстро поворачивает голову к источнику голоса. Мама указывает на Мишу. Оля, заулыбавшись, показывает пальцем: «Вот!»

? Почему при формировании связи слова и предмета (человека) вначале важна интонация вопроса?

? Какие еще условия необходимо соблюдать при обучении детей пониманию речи?

Решение. Необходимо многократно повторить слово, чтобы возникла связь произнесенного слова с предметом, на который указывают. Первоначально важно и постоянное местонахождение предмета, интонация голоса (эмоциональный тон).

! Сначала ребенок воспринимает эмоциональную сторону речи, а позже – смысловую.

1.49

Ситуация. Справедливо ли суждение: «Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут вызвать изменение речи родителей»?

2 Дайте психологическое обоснование.

Решение. Да, справедливо. В период освоения речи ребенком родители стараются говорить при нем четко, грамматически и стилистически грамотно, отчетливо понимая, что ребенку необходимо передать навыки правильной речи.

! От правильности речи взрослого зависит развитие речи ребенка.

1.50

Ситуация. Плачущие, гулящие и лепечущие малыши издают одни и те же звуки независимо от своей национальной принадлежности и языковой среды.

? Что же играет основную роль в усвоении ребенком родного языка?

Решение. Основную роль играет социально–культурное окружение ребенка. Имитируя людей из своего окружения, дети вновь и вновь повторяют в процессе игры услышанные ими звуки, даже если не понимают их значения. Это повторение, напоминающее эхо того, что дети слышат, ученые называют эхолалией.

Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно употреблять свои первые слова (к году). К этому времени они осваивают звуки языка и могут воспроизводить их по собственному усмотрению. Таким образом, можно сказать, что основа языка заложена в социальной среде, где и начинается его усвоение.

1.51

Ситуация. Ребенок воспринимает экспрессивную сторону речи. Взрослым при разговоре с ребенком важно соблюдать доброжелательность тона. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что–то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет малыша к дальнейшему разговору, поскольку ребенку приятно узнать, что взрослый его понимает.

? Как взрослый должен повторять слова ребенка: так, как тот их произносит, или так, как надо их выговаривать?

Решение. Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из–за несовершенства речедвигательного аппарата.

! Речь взрослого должна быть образцом (эталоном) для ребенка.

1.52

Вопрос. Влияют ли кинестетические импульсы от рук на развитие речи ребенка?

Ответ. Да, влияют. М. М. Кольцова рекомендует совершенствовать речевую область ребенка через влияние кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев (табл. 1).

Таблица 1

Совершенствование речевой деятельности ребенка по М. М. Кольцовой

 

 

Регулярное стимулирование речевой зоны коры головного мозга положительно сказывается на общем развитии речи, так как у малыша совершенствуются психические процессы. В дальнейшем это приводит к тому, что облегчается усвоение ребенком навыков письма, рисования.

1.53

Ситуация. В семье растет ребенок. Обратите внимание, к какому уху он подносит тикающие часики, каким глазом он смотрит в бумажную трубочку, какой ногой предпочитает топнуть. Если большую часть действий ребенок выполняет левой рукой, ногой, глазом, ухом, то понятно, что он относится к меньшей, но не худшей части человечества – он левша.

? Надо ли левшу переучивать, ведь весь предметный мир создан для праворуких?

Решение. Нет, не надо. Леворукость связана с наследственной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка – значит менять его биологию, перекраивать стереотип психической деятельности. Перестройка может привести к появлению невротических расстройств – тиков, нарушений сна, страхов, заикания. Поэтому учить ребенка–левшу чаще пользоваться правой рукой, чем левой, не нужно.

Левши обычно хуже усваивают иностранные языки, но их интеллектуальные способности с лихвой проявляются в другом. Они, как правило, художественно одарены от природы – уже в раннем возрасте хорошо рисуют, лепят, многие обладают музыкальными способностями, увлекаются поэзией. А их склонность к невротическим срывам объясняется борьбой за лидерство двух полушарий мозга, пережитой ими в детстве.

У правшей более сложные узоры располагаются на правой руке, а у левшей – на левой (особенно это заметно на указательном пальце). Из этого ученые делают вывод, что леворукость предопределена генетически.

1.54

Ситуация. У каждого человека есть жизненное пространство, которое он подсознательно ощущает «своим».

? Надо ли у ребенка воспитывать ощущение «собственного угла»?

Решение. У ребенка есть потребность в жизненном пространстве. Сначала это кроватка, потом манеж. С 4–6 месяцев дети начинают ползать. Появляется потребность в строительстве убежищ из подручных средств, куда можно спрятаться, «укрыться»: под столом, между стульями, в шкафу, среди подушек дивана. Сооружение они нередко покрывают тканью.

1.55

Вопрос. Стоит ли организовывать для годовалых детей какие–то совместные игры, общение со сверстниками?

Ответ. Нет, не стоит. Малышам достаточно просто побыть немного рядом, в одном пространстве, понаблюдать друг за другом, поймать чей–то взгляд, ответить на него, показать что–то из своего репертуара или повторить то, что так ярко проделывает сверстник. Малыши не могут проводить в обществе друг друга много времени. Они устают от этого, так как характер их взаимоотношений отнимает много эмоциональных сил. Следует вмешиваться в общение, если оно вызывает больше слез, чем удовольствия. Хорошо, если есть общие интересы.

Ребенок лучше научится ладить с детьми, если у него дома царят мир и спокойствие. Чем чаще в доме малыша раздаются возгласы недовольства, нетерпимости, раздражения, тем хуже он будет находить общий язык со сверстниками.

1.56

Ситуация. Миша (1 год) совершает движения ложкой и наблюдает за реакцией мамы.

? О чем говорит данная ситуация?

Решение. Ребенок познает тем самым, что в его поведении является дозволенным, а что воспринимается укоризненно.

Это начало проявления образа «Я» у ребенка. Так он приобретает опыт, изучает, как взрослые оценивают его действия, начинает понимать, что от него ждут.

1.57

Ситуация. Крик и лепет – величайшие предварительные упражнения в языке. Тренируются самые разнообразные сочетания звуков. Стремление ребенка к этим упражнениям голосовых органов очень велико.

? Почему часто случается так, что глухота ребенка остается незамеченной?

Решение. Глухонемой ребенок гулит совершенно так же, как обладающий слухом. Потому этот органический порок ребенка долгое время может оставаться незамеченным.

1.58

Ситуация. Во втором полугодии произносимые другими людьми слоги и сочетания слогов повторяются ребенком (эхолалия).

? Какое влияние на развитие ребенка оказывает это совершенно бессмысленное на первый взгляд явление?

Решение. Эхолалия обогащает детский запас звуков, сочетаний звуков, ритмизации. Она является своеобразным «сырым материалом» для будущей речи.

1.59

Ситуация. Мама обращается к Свете (6 месяцев), спрашивая: «Где часики?» «Вот», – показывает девочка.

? Свидетельствует ли это о том, что Света понимает обращенную к ней речь?

Решение. Нет, это еще ни о чем не говорит. Просто у девочки образовался условный рефлекс на слово «часики» как на звуковое сочетание. Света еще не в состоянии представлять себе звук как «знак». Это явление – следствие так называемых дрессировочных приемов, когда мама, показывая на часики, их называла.

* * *

Ребенок к овладению речью подходит с трех сторон:

1) выразительного лепета;

2) бессмысленного подражания;

3) понимания сказанного.

Единство (единение) этого ведет к настоящей речи.

1.60

Вопрос. Одинаково ли быстро все дети овладевают речью?

Ответ. Нет, это далеко не так. Быстрее начинают говорить девочки. Дети, у которых есть старшие братья и сестры, быстрее и легче выучиваются говорить, чем первенцы, поскольку последние могут учиться речи только у взрослых, а первые слышат речь своих братьев и сестер, которая им больше доступна и понятна.

Кроме того, начинают раньше говорить дети родителей, которые постоянно занимаются детьми и разговаривают с ними.

Детская способность к речи, раз она проявилась, не развивается равномерным темпом изо дня в день.

Каждое слово ребенком должно быть услышано, схвачено, высказано и сохранено.

Детской речи свойственны многие искажения.

1. Сенсорные ошибки. Проявляются из–за недифференцированности восприятия. Характеризуются тем, что тонкие различия в звуках ребенком не схватываются.

2. Апперцептивные ошибки. Причина их – в колеблющемся внимании ребенка. Основной признак таких ошибок – разное отношение к различным частям слышимого, произносимого слова.

3. Двигательные ошибки. Случаются из–за неразвитости строения голосовых органов ребенка, вследствие чего возникают трудности при воспроизведении звуков и их сочетаний.

4. Ошибки воспроизведения. Возникают из–за трудности запоминания ребенком тех или иных слов. Чаще всего возможны такие ошибки при употреблении ранее услышанных, относительно новых для ребенка слов.

* * *

В связи с этим отмечаются некоторые особенности детского языка.

1. Легче произносятся, запоминаются и усваиваются гласные, чем согласные.

2. Из гласных меньше вызывают затруднения «а», «э», «е», «и».

3. Проще всего осваиваются короткие слова и предложения.

4. Легче осваиваются начала слов, подчеркиваемые слоги (табл. 2).

Таблица 2

Типичные особенности детского языка

 

 

1.61

Ситуация. У поп–звезды Н. Макаревич родился сын Матвей. Когда ему исполнился год, он, увидев маму, закричал: «Дя–дя–дя!» (так он назвал маму). Он слово «джип» выговаривает, а «мама» – нет.

? Почему возникла такая ситуация?

Решение. В 27 лет участница группы «Лицей» Настя Макаревич родила сына Матвея. Кормила его всего 2,5 месяца, не прекращая концертную деятельность. Все время певица находилась в разъездах. К тому же она еще и совмещала гастроли с учебой по специальности «Международный туризм» и преподаванием в еврейской музыкальной академии.

Певица надеется, что, когда Матвей вырастет, он ее прекрасно поймет. «Да ему и самому интереснее будет, – говорит мама, – если я останусь популярной и знаменитой». Но все дело в том, что женщина не понимает одного: главное не просто родить ребенка, а необходимо воспитать его, готовить к жизни в современном обществе (по материалам газеты «Московский комсомолец» от 19 ноября 2004 г.).

1.62

Вопрос. Может ли имя воздействовать на судьбу своего носителя, его психическое развитие?

Ответ. Да, может. Человек чувствует особую значимость своего имени, имен окружающих его людей.

Наблюдения показывают, что люди с забавными (странными) именами в 4 раза больше предрасположены к психологическим комплексам. Ребенок с именем, вызывающим насмешку, находится в оборонительной позиции, что формирует определенные черты характера.

Мы, сами того не замечая, проводим мгновенный анализ имени собеседника по таким характеристикам:

♦ обычность/необычность имени;

♦ однозначность принадлежности имени мужчине или женщине или двойное имя;

♦ гармония имени с личностью, фамилией;

♦ принадлежность к определенной национальности, современности, культуре;

♦ закрепленность имени в этой культуре. Выбирая имя ребенку, надо учитывать, что:

♦ имя мальчика должно подчеркивать его мужественность, а девочки – женственность;

♦ имя не должно быть слишком длинным и трудным для произношения;

♦ имя должно сочетаться с отчеством;

♦ хорошо образовывать уменьшительно–ласкательные имена.

1.63

Ситуация. Света (4 месяца) улыбается в ответ на улыбку матери, начинает активно двигаться, гулит, привлекая к себе внимание.

? Если мама уходит по своим делам, не обращая внимания на Свету, то как будет реагировать дочь?

Решение. Света громко и обиженно заплачет. Самое обидное для младенца, у которого есть потребность в общении, когда взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы ребенок нередко воспринимает с радостью, так как видит обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого – основная потребность в общении, она остается на всю жизнь. Младенцу надо чаще улыбаться, разговаривать с ним, ласкать его.

1.64

Ситуация. Мама З. Н., стремясь не баловать малыша, не приучает его к излишнему вниманию – сухо и формально исполняет свои родительские обязанности, кормит по часам, перепеленывает, гуляет и т. д. При этом она не выражает никаких радостных чувств.

? Скажется ли такое воспитание на психическом развитии ребенка и как?

Решение. Строгое, формальное воспитание пагубно для маленького ребенка. У него закрепляется пассивность, он привыкает к отсутствию взаимности. В младенческий период закладывается основа личностного развития, поэтому необходимо проявлять внимание и доброжелательность к ребенку. Родителям нужно заложить интерес маленького человека к людям, предметам и явлениям окружающего мира и т. д.

1.65

Вопрос. Почему именно эмоционально–личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?

Ответ. Малыша привлекает только личность взрослого и отношение этого взрослого к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какие знания у взрослого, как он выглядит и во что одет.

Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно–мимический характер. Внешне – это обмен взглядами, улыбками, гуление ребенка и ласковая речь взрослого, из которой младенец улавливает только внимание и доброжелательность.

* * *

После 6 месяцев жизни ребенку одного внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинают притягивать к себе и предметы, связанные с человеком.

1.66

Ситуация. Мама со своим сыном Женей (7 месяцев) очень хорошо, эмоционально общались с помощью улыбок, поглаживаний, ласковых слов, а сейчас он стал сопротивляться, не отвечать на улыбки, хватать все, что ему попадает в руки: очки, часы и т. д.

? Что произошло с Женей?

Решение. Женя, повзрослев, уже готов перейти к новой форме общения со взрослым – ситуативно–деловой. В связи с этим у него возникает потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый стал интересен ребенку не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы, и потому, что он умеет что–то с ними делать.

* * *

Средства общения на этом этапе обогащаются. Ребенок передвигается в пространстве, манипулирует с предметами, принимает различные позы. Дети активно пользуются жестами, выразительными движениями.

1.67

Задание. Находясь в яслях, в группе детей раннего возраста, понаблюдайте за развитием ребенка в течение месяца.

Отметьте физические изменения ребенка (рост, вес), изменения в психическом развитии (восприятие предметов и звуков, умение различать некоторые из них).

Проследите, выполняет ли младенец самые простые действия с предметами (развилась ли его рука), вступает ли в контакт с близкими ему людьми, испытывает ли потребность в этом общении.

? Какие вы заметили отличительные особенности в поведении ребенка?

Контрольные вопросы и задания

1. Докажите взаимосвязь развития органов чувств и коры больших полушарий ребенка.

2. У новорожденного мало врожденных форм поведения. Это выражение силы или слабости развития ребенка? Докажите.

3. Безусловные рефлексы младенца следующие: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Раскройте их значение для дальнейшего психического развития младенца.

4. Первые условные рефлексы, какие они? Раскройте особенности их образования.

5. Комплекс оживления как основное новообразование периода психического развития.

6. Опишите психическое развитие ребенка, который лишен взаимодействия со взрослым.

7. Как будут развиваться двое близнецов, взаимодействующих только друг с другом?

8. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца и покажите роль взрослого как посредника.

9. Охарактеризуйте особенности общения младенца со взрослым и покажите его значение для психического развития ребенка.

10. Раскройте основные закономерности развития сенсорных и моторных процессов младенца.

11. Охарактеризуйте развитие восприятия в младенческом возрасте.

12. Понаблюдайте за взаимосвязью перцептивных действий, хватательных движений и сенсорных процессов у младенца. Раскройте значение развития перцептивных процессов для психического развития младенца.

13. Проследите за характером манипуляций ребенка с предметом (хватание, манипулирование, повторные действия, соотнесение, разученные действия). Докажите их значение для дальнейшего психического развития ребенка.

14. Раскройте влияние действий с предметами на развитие памяти и мышления ребенка

Темы рефератов

1. Эмоционально–личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте.

2. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода психического развития.

3. Взрослый как посредник между ребенком и окружающим миром.

4. Социальная ситуация развития младенца.

5. Как стать правильной мамой.

6. Роль манипулирования предметами для психического развития младенца.

7. Развитие сенсорных процессов ребенка.

8. Развитие речи младенца.

Тестовые задания

1. Инструкция. Выберите правильный ответ.

Возрастные границы младенчества:

а) от рождения до 1,5 года;

б) от рождения до 1 года;

в) от 2 до 3 лет;

г) от рождения до 2 месяцев.

1. ____________________________________________

2. Жизнь ребенка обеспечивается с момента рождения:

а) развитием ориентировки в окружающем мире;

б) развитием и действием ребенка;

в) включением в работу органов чувств;

г) безусловными рефлексами.

2. ____________________________________________

3. Комплекс оживления – это:

а) первая реакция на игрушку;

б) первая двигательная реакция;

в) первая социальная реакция ребенка.

3. ____________________________________________

4. Инструкция. Закончи предложение:

«Отсутствие у ребенка значительного количества врожденных форм поведения представляет собой его_________________».

Ответы.

 

Глава 2
Психическое развитие детей от года до 3 лет

Воспитывая ребенка от года до 3 лет, надо иметь знания по следующим направлениям:

♦ прямохождение и его роль в развитии ребенка;

♦ мышечное чувство как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания;

♦ ориентация в пространстве;

♦ орудийные действия, сензитивность развития речи;

♦ внешние и внутренние ориентировочные действия;

♦ наглядно–действенное мышление;

♦ знаковая функция сознания;

♦ слово – регулятор поведения;

♦ совместная деятельность ребенка и взрослого – главное условие для развития малыша;

♦ кризис 3 лет;

♦ самосознание и его проявление в раннем возрасте.

Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемый период ребенок в связи с происшедшими в его жизни важнейшими переменами: прямохождением, овладением предметными действиями и речью – проделывает очень большой путь в психическом развитии. В этом возрасте происходит развитие нового отношения к миру предметов: они становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и определенный способ употребления. Взрослый развивает у ребенка соотносящие и орудийные действия, с помощью которых можно оказывать влияние на окружающие предметы, изменять их. Овладение этими действиями создает условия для освоения новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит формирование и развитие активной речи. Наиболее эффективно активная речь формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого, который должен развивать у малыша потребность говорить, ясно выражать свои желания, мысли, чувства.

При благоприятных обстоятельствах у ребенка в этом возрасте последовательно происходят развитие активной речи, переход от автономной к связной речи, пробуждение «чувства языка». Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка.

Взрослым, имеющим дело с ребенком раннего возраста, надо:

♦ уметь распознавать, диагностировать особенности психического развития детей от года до 3 лет;

♦ создавать условия для правильного развития ребенка и разрешения кризиса 3 лет;

♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром;

♦ повышать собственную педагогическую культуру.

2.1

Вопрос. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?

Ответ. Для ребенка в этом возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.

Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования. Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка.

Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются, мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению.

2.2

Вопрос. Каковы основные приобретения психического развития детей раннего возраста?

Ответ. Основные приобретения психического развития детей раннего возраста – это овладение прямой походкой, предметными действиями и речью.

2.3

Вопрос. В чем значение овладения прямой походкой для развития ребенка?

Ответ. Способность к передвижению прямой походкой позволяет ребенку свободно и самостоятельно общаться с внешним миром, достигать желаемой цели, развивает способность ориентироваться в пространстве. В процессе ходьбы ребенок испытывает эмоциональные переживания, у него совершенствуется мышечное чувство владения собственным телом.

! Эмоционально одобряйте первые шаги ребенка.

2.4

Ситуация. Жене 1 год. Она передвигается, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается.

2 Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)?

Решение. Родители не должны показывать ребенку своей тревоги, напряженности, страха, недовольства в случае неумелых движений малыша, его падений. Иначе у ребенка может возникнуть страх падения, и он длительное время даже не будет пытаться ходить.

2.5

Вопрос. Что должны делать родители, чтобы развивать самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром?

Ответ. Самостоятельность ребенка при общении с внешним предметным миром будет развиваться при условии овладения им ходьбой, предметными действиями и речью.

Родителям необходимо создать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную деятельность, осуществлять ее совместно, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности. В этом им помогут различные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши разной величины, цветные наборы, формы, сделанные из разного материала, а также куклы, машинки, наборы строительного материала и др.

2.6

Ситуация. Маленькая Надя (1 год 8 месяцев) играет с куклами своеобразно – все время старается их раздеть, но никогда не одевает.

? В каком периоде развития находится Надя?

Решение. Надя находится в том периоде развития сексуальности, когда дети начинают осознавать отличия и сходство своего тела с другими. Кукла похожа на детей, и девочка ее раздевает, чтобы понять, как кукла устроена. А не одевает просто потому, что это для нее пока достаточно трудно. Позже она научится и одевать своих кукол.

2.7

Ситуация. Молодая мама пишет: «Я стараюсь с самого детства приучать ребенка к порядку. Но иногда требование убрать перед прогулкой игрушки вызывает у моего полуторагодовалого сынишки бурю протеста. Я настаиваю на своем, и все заканчивается слезами. Может, следует иногда уступить?»

? Дайте совет маме.

Решение. То, что маме кажется беспорядком, не всегда есть собственно беспорядок, возможно, это просто какой–то игровой момент. Необходимо проявить гибкость. Ребенку можно и после прогулки приступить к ликвидации, в мамином представлении, беспорядка. Тем более не стоит доводить его до слез из–за этого. Компромисс в данной ситуации полезнее. Но если ребенок все–таки примет участие в уборке, не забудьте поощрить, похвалить его за усердие и труд. А вообще–то маме надо учиться управлять активностью ребенка, предоставляя ему право выбора.

2.8

Ситуация. Проанализируйте взаимосвязь кинестезии, осязания и зрения в развитии мышечного чувства при овладении ходьбой.

? В процессе каких действий мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и положения предметов в пространстве?

? Как ребенок осваивает правильность направления и удаленность предметов в пространстве?

Решение. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета в том случае, если ребенок подсознательно сопоставляет свои мышечные ощущения со зрительным восприятием предметов, до которых он может дойти, дотянуться.

! Учите ребенка действовать на основе выделяемых ориентиров, мерок, мер отсчета и т. п.

2.9

Ситуация. Малыш любит толкать перед собой игрушки или тянуть их.

? Чем взрослый может ему помочь?

Решение. Взрослый, показывая игрушки, помогает ребенку их тянуть или толкать. Ребенок, пробуя двигать игрушки по–разному, пытается делать несколько шагов в разные стороны. Это помогает ему удерживать равновесие при ходьбе вперед, назад, боком. Привязывайте веревочки к игрушкам, которые ребенку нравится таскать по полу.

2.10

Ситуация. Постепенно малыш приходит к пониманию того, что добраться до предмета можно, совершив те или иные действия.

? Какие ситуации может создать взрослый для реализации этих целей?

Решение. Взрослый может создать такие ситуации:

а) закатывать мяч за стул, который ребенок должен обойти;

б) положить за подушку игрушку, которую ребенок должен достать;

в) поиграть в прятки (сможет ли ребенок найти взрослого?);

г) во время прогулок менять направление и скорость движения по площадке, тропинке и др.

Непременно успехи ребенка нужно поощрять радостной улыбкой и одобрительной фразой.

! Решая подобного рода практические ситуации, ребенок развивает свое мышление.

2.11

Ситуация. Малыш поднимается на ноги сам и пытается передвигаться.

? Как взрослый может помочь малышу?

Решение. Взрослый может:

а) предложить ребенку, держась за устойчивую тележку, толкать ее;

б) протянуть малышу предмет (палку, обруч и др.), за который он мог бы держаться;

в) стоя в двух шагах от ребенка, протянуть к нему руки, побуждая его идти к себе. И нужно обязательно не забыть похвалить ребенка за то, что он пытается ходить сам.

2.12

Ситуация. Мать с гордостью заявила: «А наш–то не ползал, а сразу пошел!»

? Можно ли это считать достижением?

Решение. Желательно, чтобы малыш прошел все этапы своего психофизического развития: удерживание головы, подползание, ползание, сидение, стояние, ходьба. Развитие должно происходить постепенно, последовательно.

Родителям следует способствовать тому, чтобы ребенок вначале овладел умением изменять положение тела в пространстве и перемещением, а затем уже движениями сохранения положения тела в статике. Это значит, что ребенку прежде всего необходимо овладеть ползанием, а затем уже сидением. Нельзя сажать его раньше, чем у него «созреет» способность удерживать позвоночник в правильном положении.

Чтобы ребенок быстро научился ползать, он должен находиться на ровном, широком, твердом материале (на полу). Побуждать к двигательной активности и ползанию малыша будут расставленные забавные игрушки, шарики, кубики, мячики и пр.

При достаточном внимании к ребенку он с 8 месяцев начнет сам вставать, держась за опору, затем переступать и делать первые шаги.

2.13

Вопрос. В чем ценность для ребенка ползания как самостоятельного перемещения в пространстве?

Ответ. Ползание способствует:

а) формированию правильной координации походки;

б) укреплению мышц спины и живота.

Особое место занимает развитие согласованных движений рук и ног.

2.14

Ситуация. Поначалу малышам трудно удержать тело в равновесии. Но как только они начинают чувствовать себя уверенно, тут же принимаются за поиски задачи посложнее: забираться повыше, балансировать на одной ноге, на подвижной опоре, ходулях, что–то держать в руках, пытаясь сохранить равновесие, и пр.

? Что это: игры–забавы или нужные занятия?

? Следует ли родителям бояться, с их точки зрения, «опасных» для детей занятий?

Решение. Безусловно, существуют игры не только для забавы – они развивают ребенка и физически, и эмоционально, и интеллектуально, а также помогают детям освоиться в окружающем мире.

Страх родителей по поводу «опасных» занятий может передаться детям. Поэтому родители не должны запрещать эти занятия, а напротив, помогать в их освоении, по возможности подстраховывая своих детей.

Насколько уверенно ребенок чувствует себя, удерживая равновесие, можно судить по простой примете – он смотрит не себе под ноги, а перед собой.

! Для развития каких–либо качеств стоящие перед ребенком задачи должны все время усложняться.

2.15

Вопрос. С чем связан процесс перехода ребенка от свободного манипулирования вещами к предметной деятельности?

Ответ. Этот переход, характерный для раннего детства, связан с развитием нового отношения к миру предметов: они выступают для малыша не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение, определенный способ употребления. В этом процессе большую роль играет взрослый. Он сообщает знания о предмете, показывает ребенку, как надо действовать с предметом в зависимости от его назначения.

2.16

Вопрос. Что побуждает ребенка к действию с предметами?

Ответ. Д. Б. Эльконин отмечает: «Действия ребенка побуждаются новизной предметов и поддерживаются воздействием новых качеств этих предметов, открывающихся в ходе манипулирования ими. Исчерпание возможностей новизны ведет к прекращению действий с предметом».

2.17

Вопрос. Как можно классифицировать действия ребенка с предметами?

Ответ. Действия с предметами разделяются на соотносящие (закрывание коробки крышкой, нанизывание колец пирамидок, складывание матрешки и т. п.) и орудийные (есть ложкой, рисовать карандашом, насыпать песок совочком и т. п.).

2.18

Ситуация. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах второго и третьего года жизни, отметила:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.214 с.)