Особенности общения подростка со сверстниками. Интимно-личностное общение подростка со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения подростка со сверстниками. Интимно-личностное общение подростка со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста.



Общение со сверстниками. Все исследователи психологии отрочества, так или иначе, сходятся в признании того огром­ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные сторо­ны его поведения и деятельности. Л.И.Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объеди­нения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и ин­тересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Позитивные аспекты отношений подростков со своими сверстниками хорошо изучены. Выявлено, что общение с ровесниками положительно влияет на психологическую и соци­альную адаптацию. Многочисленные исследования показа­ли, что социальная поддержка напрямую связана с благопо­лучием человека в жизни и служит своего рода буфером, смягчающим последствия стрессов. Есть все основания пола­гать, что отношения со сверстниками в юношеские годы час-го становятся причиной сильных душевных переживаний. Подростки равняются на своих товарищей, отношение кото­рых влияет на самооценку. Особенно старательно мальчики и девочки подстраиваются под ровесников в раннем подрост­ковом возрасте. Последствиями того, что подростка не заме­чают или отвергают сверстники, могут стать правонаруше­ния, наркомания и депрессия. В раннем подростковом воз­расте опасность подвергнуться стрессу может быть особенно высокой.

Первая потребность подростка - установить приятельские отношения с тем, с кем имеются общие интересы. По мере взросления возникает необходимость в более тесных и непо­средственных дружеских связях, позволяющих делиться сво­ими переживаниями, трудностями и самыми сокровенными мыслями. Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами и планами, но также и чувства­ми, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов. Один мальчик сказал: "Он - мой лучший друг. Мы можем рассказать друг другу то, чего больше никому не говорим; каждый из нас понимает, что чувствует другой. Мы можем помочь друг другу, когда это не обходимо".

Однако между мальчиками и девочками здесь существу ют заметные отличия: первые ждут от своих сверстников меньшего; между девочками устанавливаются более теплые и тесные взаимоотношения. Другие исследования свидетельствуют, что для девочек подросткового возраста основная задача - установление и сохранение личных отношений, также им присуще стремление к большей близости, в то время как мальчики больше озабочены своей независимостью. Эти ученые доказывают, что мальчики ценят уверенность и своих силах, логику и надежность, а у девочек другой взгляд на мир. Гиллиган утверждает, что девочкам-подросткам особенно дорого внимание друзей, чувство ответственности и ощущение взаимной зависимости. Есть все основания полагать, что эти различия между полами сохраняются и во взрослой жизни.

Выявлено, что в раннем подростковом возрасте мальчики и девочки предпочитают делиться своими чувствами с родителями. Причем многое зависит здесь от непосредственности семейных отношений. Однако с течением времени подростки начинают все чаще поверять свои секреты товарищам; эта тенденция особенно выражена у старших подростков. Женщины на протяжении всей жизни проявляют большее эмоциональное участие к обоим родителям и своим ровесницам, нежели мужчины. Это вполне соответствует существующим представлениям о том, как следует вести себя представителям сильного пола: мужчины должны воздерживаться от ел крытого выражения своих чувств.

Дружеские отношения так необходимы подросткам, пото­му что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой - помогают определить границы собственного «я». С помощью друзей мо­лодые люди приобретают необходимые личностные и соци­альные навыки, что помогает им стать частью мира взрос­лых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми можно поделиться своими тревога­ми и сокровенными чувствами. Подростки становятся вер­ными товарищами, живущими в окружении враждебного им мира.

Одна из серьезнейших проблем подросткового возраста - одиночество. Одна девочка-подросток определила это так: «Я по-настоящему одинока. Мои родители работают и редко бывают дома. Брат старше меня на шесть лет, поэтому у нас очень мало общего. Если бы у меня не было подруг, мне было бы просто не с кем поговорить». «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают свое состояние. Когда мо­лодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собствен­ных силах, - они склонны считать это одиночеством. Похоже, что у юношей больше подобных проблем, чем у девушек, ве­роятно в силу все той же мужской сдержанности, не позво­ляющей свободно выражать свои чувства.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстни­ками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выра­жаться в желании занять в группе позицию лидера, для дру­гих - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям.

Тот факт, что в основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновения аффективных переживаний лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, как правило, не осознается ни родителями, ни самим подро­стком; либо же нарушение общения со сверстниками видит­ся в ряду всех других нарушений и также не расценивается как их источник и причина. Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрос­лыми, особенно учителями. В то время как для подростка пе­реживания по поводу общения оказываются наиболее зна­чимыми, наиболее типичными, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более всего переживают по поводу общения с ро­дителями.

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатков тех детей, с которыми общается их сын или дочь. В то же время исследования показывают, что уже начиная с шестого класса у подростком начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности. Ни родители, ни учителя не воспринимаю этого стремления подростков быть лично ответственными за успешность своего общения с окружающими и никак не способствуют конструктивному развитию соответствующей потребности и способности.

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверст­никами, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важней­шей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, от­сутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расценивают­ся как личная драма. Самая неприят­ная для подростка ситуация - это ис­креннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тя­жело и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отноше­ниях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит. Эти факты хорошо известны по их печальным последствиям.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товари­щей, заинтересовать их и вызвать симпатию может прояв­ляться по-разному: это могут быть демонстрация собствен­ных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривлянье. Среди моти­вов нарушения подростками правил общественного поведе­ния наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников поло­жением.

Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости, поведения и общественной ак­тивности, т.е. от того, как ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства - качества товарища и друга, сообрази­тельность и знания (а не только успеваемость), смелость, умение владеть собой. В разных классах (и группах подро­стков) существует разная иерархия в степени ценности этих достоинств, но одно из них всегда стоит на первом месте — то­варищеские качества. Чтобы снискать не просто популяр­ность, а подлинное уважение и признание у подростков, необходимо, прежде всего, быть хорошим товарищем. В связи с этим в начале подросткового периода нередко происходят из­менения в группе ранее популярных ребят: во-первых, исче­зают прежние авторитеты и появляются новые, а во-вторых, часто наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков, так как у многих учителей существует тенденция создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных учащихся без учета их товарищеских качеств. Вторая не менее важная причина осложнения взаимоотношений в классе - сохране­ние у учителя так называемого авторитарного стиля руково­дства и воспитание у актива таких же способов общения с од­ноклассниками, что абсолютно неприемлемо для подростков, потому что к отношению взрослых и товарищей предъявляется ими одно и то же основное требование - уважение личности и человеческого достоинства.

Это требование является стержнем «кодекса товарищества» подростков, нормы которого постепенно складываются и оформляются в играх и других занятиях и заимствуются из отношений взрослых. Существенную роль в раскрытии и конкретизации этих норм играют книги и кинофильмы. Важнейшие нормы «кодекса товарищества» - уважение, равенство, верность, помощь товарищу, честность. В среде подрост ков поступки каждого по отношению к товарищу, группе классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или не соответствующие этим нормам.

Очень важно, что эти нормы и требования совпадают с важнейшими нормами отношений взрослых - товарищеских, дружеских, с отношениями подлинного сотрудничества. Благодаря совпадению морально-этического содержания «кодекса товарищества» подростков с нормами соответствующих отношений взрослых общение со сверстниками является особой школой развития социально-моральной взрослости под ростка. Это общение является практикой по овладению новыми способами социального взаимодействия в коллективе, которые основаны на нормах морали взрослых. Именно впрактике отношений с товарищами эта модель усваивается прежде всего. В сфере общения со сверстниками существую оптимальные условия для развития и укрепления у подростка ощущения собственной взрослости.

Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание па себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положе­нии вызывает желание исправить недостатки и быть на высотепредъявляемых требований. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отноше­ниях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к крити­ке и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.

Исследуя закономерности поуровневого развития личности и онтогенезе и сравнивая дошкольный возраст с подростковым, Д.И.Фельдштейн подчеркивает, что подростковому возрасту вновь сензитивна сторона деятельности, акцентирующая развитие взаимоотношений. Присущее дошкольнику стремление быть как взрослый, как будто бы он взрослый, трансформируется у подростка в потребность быть взрос­лым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрос­лых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей.

Подростка уже не удовлетворяет позиция школьника, ко­торую он занимал в начальных классах. Сформированная на базе учебной деятельности (предметно-практическая сторо­на деятельности) способность детей к обобщению определяет возможности подростка к построению обобщений уже в более сложной деятельности по усвоению норм человеческих взаи­моотношений. Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию, он стремится выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэ­тому подростки активизируют интимно-личностное и сти­хийно-групповое общение как в школе, так и вне ее.

Д.И.Фельдштейн указывает, что акцент на данные обстоя­тельства привело в шестидесятые годы некоторых психоло­гов к мысли о том, что определяющее значение в формирова­нии личности подростка имеет общение, предмет которого -другой человек - товарищ, а содержание — построение взаи­моотношений и действия внутри них. Так, в частности, Д.Б.Эльконин рассматривал общение со сверстниками как ведущую деятельность в этом возрасте: «именно благодаря деятельности общения и ориентации на себя при решении задач на взаимоотношения возникает не только новый уро­вень самосознания, но и углубляется его социальное содер­жание».

Д.И.Фельдштейн подчеркивает, что от рассмотрения об­щения как «чистого общения душ» предостерегал еще Л.С.Выготский. Действительно, формирование мотивацион­но-потребностной сферы личности подростка требует рас­ширения всех форм общения. Однако расширение и услож­нение форм и способов общения не может быть осуществлено на уровне «я» и «ты». И конкретным типом деятельности, обес­печивающим развитие взаимоотношений подростков, выступает социально признаваемая и социально одобряемая деятельность - ведущая в этот период психического развития.

Как указывает Д.И.Фельдштейн, положение о данном типе ведущей деятельности в подростковом возрасте обуславлива­ется, во-первых, особенностями, характером развития детей подросткового возраста, которым свойственно осознание своих растущих возможностей, интенсивное стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых их прав, их потенциальных возможностей.

Во-вторых, подростковый возраст - особый этап в разви­тии социальной активности ребенка. Деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребно­стям в самоутверждении, с другой - создавать условия раз­вертывания определенных форм отношении. Но не просто отношений понимания, взаимопонимания с товарищами, а признания реальной значимости подростка как полноправного члена общества. Участие подростков в социально при­знаваемой и социально одобряемой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.

В-третьих, речь идет не просто о социальной направленности различных видов деятельности подростков и не о существующей ныне в школе организации их разнообразных дел, мероприятий, а о специальном построении особого типа социально одобряемой деятельности, типа, который является условием, способом формирования личности и необходимым компонентом многоплановой деятельности ребенка, организуемой в системе воспитательного процесса.

Социально признаваемая и социально одобряемая деятельность в данном понимании выступает, с одной стороны, условием и средством подготовки подростков к высшим формам этой деятельности взрослых, составляя органическую часть общественных отношений. С другой - просоциальная деятельность подростков представляет собой новый уровень развития деятельности ребенка по усвоению мотивов, целен деятельности, норм человеческих взаимоотношений, ее он определенный этап, сензитивный подростковому возрасту, так как в нем в наибольшей степени заключены тенденции раз вития подростка, стремящегося оценивать самого себя в сиcтеме «я и мое участие в жизни общества», «я и моя полезность обществу». Причем «зоной ближайшего развития», которая помогает определить завтрашний день ребенка, служит идейный смысл социально одобряемой деятельности, удовле­творяющей основные потребности подростка установкой на общество.

Социально признаваемая и одобряемая деятельность обеспечивает возможности расширения всех форм общения подростка и выход его на высший, наиболее значимый уро­вень общения со взрослыми - на основе морального сотруд­ничества. Не общение как тяга к товарищу, а просоциаль­ная деятельность, обеспечивающая развертывание разно­образных форм общения, расширение общения в системе «я и многие (близкие и далекие) люди», «я и общество» является ведущей деятельностью, обусловливающей главнейшие из­менения в психологических особенностях личности подро­стка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.011 с.)