Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика видов общения по количеству участников общения.

Поиск

Общение межличностное - групповое - массовое. Этот вид общения определяется по количеству участников общения.

Меж­личностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируется «здесь и сейчас», в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта. Конечно, на такое общение тоже влияют ожидания, имеющиеся в отношении другого у каждого парт­нера, но их достаточно легко изменить, пристроить к реальному поведению. Такое общение будет стремиться к продолжению, если форми­рует у партнеров взаимную симпатию. И достаточно мало причин его продолжать будет у тех партнеров, которые начали испытывать эмо­циональную неприязнь друг к другу. Таким образом, межличностное общение предоставляет своим участникам значительную свободу в вы­боре «режима» общения, в принятии решения о его продолжении или прекращении. Это несомненный плюс, который, естественно, таит в се­бе и внутреннюю опасность. Она прежде всего в том, что межличност­ное общение - ценное и хрупкое произведение социального искусст­ва. Различные случайности - перепады настроения партнеров, их коммуникативная неумелость, отсутствие навыков решения противо­речий - могут привести к разрушению эмоциональной связи.

Групповое общение как правило, это общение «асимметричное» по социальным или возрастным ролям общающихся. Это: учитель и группа учников, тренир и группа спортсменов и т.п.

Массо­вое общение - это множество непосредственных контактов не­знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная раз­личными видами средств массовой информации. К особому виду общения относится массовое общение, опреде­ляющее социальные коммуникативные процессы. Массовое обще­ние представляет собой множественные контакты незнакомых лю­дей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на раз­личных митингах, больших собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории, массе. Многочисленные контакты в общественном транспорте также мо­гут быть отнесены к непосредственному массовому общению.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит одно­сторонний характер и связано с массовой культурой и средства­ми массовой коммуникации. Почти каждый цивилизованный человек включен в поток мировой информации благодаря прес­се, радио, телевидению, компьютерной связи. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию боль­шому количеству людей, рассредоточенных на огромных терри­ториях, в одно время, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, уста­новки, которые в дальнейшем определяют их социальные по­ступки. Относительное социальное однообразие этих поступков образует тот социальный фон, на котором могут, в свою оче­редь, продуктивно или непродуктивно работать средства массо­вой коммуникации. Таким образом, мы видим, что обратная связь при массовом общении очень сложна и практически не су­ществует в непосредственном виде.

Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качест­вами, которые раскрываются другому по ходу общения и орга­низации совместных действий. В случае ролевой коммуникации, ее участники выступают как носители определенных ролей (учитель - ученик, покупатель - продавец). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведе­ния, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная еди­ница, выполняющая определенные функции.

Характеристика видов общения по положению коммуникантов в пространстве и времени

По положению коммуникантов в пространстве и времени: контактное и дистантное.

Можно охарактеризовать этот вид общения, идя от семантики слов-определений. Контакт – тесное общение, согласованность действий; дистанция- расстояние. Контактное общение – прямое: я-ты, здесь, сейчас. Дистантное – на расстоянии. Разговор по телефону – дистанция пространственная, обмен письмами - временная.

По смыслу к этой паре близка другая пара определений: непосредственное (прямое) и опосредованное общение. Если первое по существу синонимично контактному общению, то второе требует уточнения: при опосредованном общении есть посредник. Это может быть телефон или радиосвязь. Посредником может быть и книга и произведение другого вида искусства.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естествен­ных органов, данных человеку природой: рук, ног, головы, туловища, голосовых связок и т. п. Непосредственное общение - это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максималь­ную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стремится об­мануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредст­венном общении, когда он должен подтвердить свою информа­цию невербальными средствами. Допустим, что волнующийся че­ловек стремится убедить другого, что он абсолютно спокоен. Од­нако его будут выдавать быстрый темп речи, взгляд, суетливые движения и все то, что можно назвать контекстом взаимодейст­вия. При опосредованном общении субъекту значительно легче скрыть часть информации или передать ее искаженный вариант. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обу­чаться и воспитываться за счет использования в практике самых про­стых и эффективных средств и способов научения, данных с рождения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредствен­ное восприятие общающихся друг с другом людей, например прямую беседу людей, когда они видят и непосредственно реагируют на дей­ствия друг друга.

Опосредствованное общение связано с использованием специаль­ных средств и орудий для обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или куль­турные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстояни­ем, например, если субъекты разговаривают по телефону или пи­шут письма друг другу. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. Вполне очевидно, что при таком взаимодействии человек не получает полной информации. Опосредо­ванное общение, так же как и непосредственное, может осуществ­ляться между двумя субъектами и в группе. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, переговоры между конфлик­тующими сторонами с помощью арбитра). Опосредствованное общение помогает усвоению выработанных людьми средств общения и совершенствованию на их основе способности к само­образованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управ­лению общением как таковым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.247 (0.013 с.)