Условия эффективности коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия эффективности коммуникации.



- Перед тем как вступить в деловую коммуникацию четко представьте себе то, что вы хотите сообщить, обдумайте все детали.

- Будьте внимательны к возможным смысловым барьерам.

- Следите за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.

- Будьте внимательны к чувствам партнера по общению.

- Добивайтесь адекватной обратной связи.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?

2. Что общего и каковы различия между паралингвистическими средствами общения и субъективными каналами восприятия и передачи информации?

3. Каковы основные различия между межличностным информационным обменом и массовым информационным обменом?

4. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом?

5. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

6. Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?

7. Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

12. Каково же происхождение барьеров общения, что может препятствовать эффективной коммуникации?

13. Что такое барьеры общения?

14. Какие существуют виды барьеров общения?

15. Приведите примеры влияния на общение различного вида барьеров.

16. Как проявляются в общении барьеры избегания и авторитета?

17. Охарактеризуйте семантический, стилистический и фонетический барьеры в общении.

18. Каким образом можно преодолеть внутренние барьеры?

Практическая работа №1 «Коммуникативная сторона общения» (2 часа)

Цели: - учиться анализировать уровень развития коммуникативной стороны общения;

- учиться совершенствовать коммуникативную сторону общения;

- учиться определять коммуникативные барьеры.

Оборудование:

1.Смирнова Е.Е. Психология общения. – СПб.: КАРО, 2005. с13-18

2. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. –с 64

Ход работы

 

1. Подготовьте следующие вопросы к обсуждению

- Если барьером общения является страдание другого человека, что вы можете сделать, чтобы снизить этот барьер?

- Кто виноват в том, что иногда возникает барьер отвращения и брезгливости?

- Если уже возник барьер презрения, есть ли все-таки пути его преодоления?

- Если вы знаете, что человек обидчив, какую тактику обращения с ним нужно выбрать?

- Почему возникает барьер страха? Как может препятствовать его возникновению тот человек, у кого и из-за кого он появился?

2. Проанализируйте ситуацию:

Представьте себе, что вы - будущие родители, и для вас проводится беседа. Советы по воспитанию детей дают два человека: простая женщина - мать, без специального образования, воспитавшая нескольких детей и педагог - профессионал, написавший несколько книг по этой теме. Чьи советы будут для вас более эффективными и значимыми? По какой причине?

3.Определите коммуникативный барьер, прочитав стихотворение «Встреча с кандидатом» известных сатириков В. Константинов и Б. Рацер (фрагмент из него послужит иллюстрацией к таким ошибкам):

Мы с кандидатом в депутаты

Встречались в жэке номер пять,

И все, что говорил оратор,

Точь-в-точь решили записать:

«Я в двух словах долОжу вкратце:

Работы - воз, проблем - гора,

Пора нам, братцы, разобраться,

С кем мы пойдем на выборА!

Просчеты можно усугУбить

И оказаться на мели,

Нам надо все концы отрУбить,

Чтоб Уперед идти могли!»

И вот в таком примерно стиле

Он изъяснялся целый час,

А мы сидели и грустили,

И родилась мыслЯ у нас:

Поскольку нам язык дороже

Косноязычной болтовни,

Мы за такого в урну лОжить

Свои не будем бюллетнИ!

 

4. Какие примеры проявления фонетического барьера в жизни вы можете привести?

5. Прочитайте вслух фразу и попробуйте ее понять. Определите коммуникативный барьер.

КИмиКИша КИпойКИдем КИлоКИвить КИраКИков КИна КИречКИку

(ответ - Миша, пойдем ловить раков на речку)

6. Приведите примеры проявления семантических барьеров в жизни.

7. Упражнение. «Испорченный телефон»

Участвуют 5-6 учащихся. Один из учеников в группе (остальные находятся за дверью и не слышат задание) получает информацию. Он ее должен запомнить и пересказать следующему участнику, который заходит в класс, а тот - пересказать запомнившуюся информацию последующему и т. д.

Информация: Иван Николаевич уехал на конференцию и просил передать, что совещание по вопросу качества и сбыта продукции состоится в 15-00 в 35 кабинете. Если он не появится к 15 часам, то совещание проводить его заместителю в 40 кабинете. Подготовиться к выступлению на совещании начальникам отделов.

8. Анализ ситуации

Попробуйте предположить, какие барьеры могут возникнуть между людьми и помешать полноценной коммуникации:

- Финн средних лет, бизнесмен, владелец сети ресторанов и итальянец, студент 19 лет.

- Женщина 70 лет, 2 детей, 3 внука и мужчина 30 лет, разведен, детей нет, преподаватель колледжа.

9. Подготовьте перечень положительных и отрицательных санкций, которые может использовать учитель на уровне психологической обратной связи как коммуникатор и реципиент.

10. Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии:

а) родителей с детьми;

б) учителя с учениками;

в) руководителя с подчиненными.

Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?

 

 

Самостоятельная работа.

Составить понятийный аппарат к теме.

Самостоятельная работа.

Реферирование на тему: «Общение. Вербальные и невербальные коммуникации».

Самостоятельная работа.

Реферирование на тему: «Коммуникативная сторона общения».

Самостоятельная работа.

Составление сравнительной характеристики авторитарной и диалогической коммуникации с помощью самостоятельно подобранных примеров.

 

Тема 2.2. Вербальное общение.

Студент должен

знать:

– составляющие речевого общения;

– аксиальное, диалогическое и эмпатическое общение.

Содержание учебного материала

Понятие вербального общения. Структура речевого общения (слова, речевые и звуковые явления, выразительные качества голоса). Сущность аксиального, диалогического и эмпатического общения.

1. Понятие вербального общения.

Вербальное общение использует в качестве знаковой систе­мы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фо­нетических знаков, включающую два принципа: лексический и син­таксический. Речь является самым универсальным средством комму­никации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст. С точки зрения отношения к тексту можно выделить два процесса: «говорение» и «слушание». Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смыс­ла сообщения линия К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична. (см схему)

Схема 1. Передача и восприятие сообщения:

высказывание смысл кодирование текст декодирование, раскрытие смысла

с о о б щ е н и е

К Р

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо прояв­ляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание вклю­чено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он рас­крыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последова­тельную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Важным инструментом этого процесса является обратная связь - сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого. В случае вербальной информации это может выглядеть как переспрашивание, уточнение вопросов, выражение желания получить дополнительные сведения.

В целом же обратная связь способствует «движению» диалога. Это хорошо видно на схеме 2

Схема 2 Движение диалога:

 

К Р

К1

Р1

К2

Р 3 Р 2 К3

К4 Р4 К5

Р5 К6

 
 

 


При продолжении диалога – новые «витки» информации

2. Структура речевого общения (слова, речевые и звуковые явления, выразительные качества голоса)

В структуру речевого общения входят:

- Язык (система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонаций.

 

- Речевые звуковые явления ( темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, дикция). Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

 

- Выразительные качества голоса (характерные специфические звуки, возникающие при общении: мех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, паузы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.51.235 (0.024 с.)