Этапы дискуссии и задачи руководителя на каждом этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы дискуссии и задачи руководителя на каждом этапе.



Групповая дискуссия- метод группового обсуждения, позволяющий не только выявить спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти общее групповое решение проблемы. Однако, групповая дискуссия является важнейшим средством социально-психологического обучения людей навыкам диалога, эффективного слушания, открытой коммуникации и сотрудничества. В группой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, выяснить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений.

Вместе с тем, групповая дискуссия – сложный и многосторонний процесс, требующий профессиональных навыков и от ведущего, и от самих участников. Так, умения, необходимые ведущему дискуссии можно сгруппировать в 3 блока:

1. Умения, необходимые для решения стоящей проблемы (не допускать отклонения от темы, по ходу работы подводить частично итоги и т.д.).

2. Умения, необходимые для построения и развития отношений с группой участников дискуссии (познакомит, обеспечить деловую и доброжелательную атмосферу, не допускать личной конфронтации и др.).

3. Умения входить в продуктивный контакт с каждым отдельным участником дискуссии (выслушать каждого, активизировать пассивных, отмечать вклад каждого и т.д.)

В процессе дискуссии можно выделить следующие основные фазы: ориентация, оценки и завершающую фазу. С помощью этих фаз решаются следующие задачи:

- определение целей и темы дискуссии (ориентировка)

- сбор информации (знаний, суждений, новых идей, предложений всех участников) по обсуждаемой проблеме (ориентировка)

- упорядочение, обоснование и совместная оценка информации, полученной в процессе обсуждения (оценка)

- подведение итогов дискуссии – сопоставление целей с полученными результатами (завершение).

Ниже в таблице представлены все названные этапы групповой дискуссии с подробным описанием задач каждого этапа, средств, используемых руководителем для их решения.

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии

Задачи Средства
Этап 1. Ориентация
  1. По отношению к проблеме:
Сформулировать цель и тему дискуссии Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, в какой степени следует решить проблему
Установить время дискуссии Объявить участникам, о времени, отведенном для дискуссии
Заинтересовать участников, создать необходимую мотивация Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Показать, в чем состоит значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение
Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками Попросить задать вопросы. Можно предложить контрольные вопросы
Начать обмен мнениями (по возможности без оценок) Предоставить слово желающим или предложить высказаться участникам по кругу. Руководителю не рекомендуется брать слово первым.
  1. По отношению к группе:
Познакомить участников дискуссии, если они незнакомы Попросить представиться, например, по кругу. Можно предложить участникам задать друг другу вопросы, чтобы ближе познакомиться
Ориентировать на коллективное решение Сообщить о преимуществах группового решения.
Создать доброжелательную, деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон Доброжелательное отношение ко всем участникам – доброжелательные обращения, жесты, мимика, улыбка и т.п.
  1. По отношению к каждому участнику:
Добиться, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы Можно, например, установить порядок выступлений по кругу, если возникает затруднение с включением всех участников.
Активизировать пассивных Обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь. Предложить задание, в котором необходимо участие каждого
Оказывать поддержку, помощь выступающим Внимательно выслушать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказывать свои мнения, поскольку важно учесть каждое
Этап 2. Оценка
  1. По отношению к проблеме:
Собрать максимум предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы Выслушать всех. Свои предложения высказать только после того, как выслушаны мнения участников.
Провести анализ собственных мнений Подвести частичные итоги, выделить основные положения, сделать предварительные выводы.
Держаться в «русле» проблемы, не допускать повторов и отклонений от темы Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии
  1. По отношению к группе:
Поддерживать высокий уровень активности всей группы Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности одних за счет других.
Поддерживать деловую атмосферу Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу.
Не допускать личной конфронтации участников Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента.
Поддерживать теплую, дружескую атмосферу. Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся».
  1. По отношению к каждому участнику:
Уделять максимум внимания мнению каждого участника Внимательно выслушивать каждого. Преждевременно не прерывать говорящего
Требовать ясной аргументации Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения
Активизировать пассивных Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения
По возможности сохранять беспристрастность Уделять равное внимание каждому, оказывать поддержку всем участникам
Этап 3. Завершение дискуссии
  1. По отношению к проблеме:
Четкое и внятное подведение итогов Формулировка вывода, решения или спектра решений
Сравнивать итог с поставленной целью Напомнит цель, сопоставить с ней результаты дискуссии
Если тема не исчерпана- стимулировать продолжение дискуссии Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз
  1. По отношению к группе:
Принятое решение должно быть групповым При подведении итогов учитывать по возможности мнения всех членов группы. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения
Помочь группе прийти к согласованному мнению Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов
Сохранить деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов в дискуссии для нахождения оптимальной альтернативы.
  1. По отношению к каждому участнику:
Добиться того, чтобы у каждого или по крайней мере у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какими критериями определяется эффективность доклада.
  2. Перечислите критерии анализа доклада.
  3. Что важно знать при подготовки лекции.
  4. Назовите этапы дискуссии и задачи руководителя.

 

Практическая работа №4 «Формирование навыка общения в разных формах»(2 часа).

Цели: - учиться соблюдать требования различных форм вербального общения;

- учиться анализировать формы вербального общения;

Оборудование:

1.Смирнова Е.Е. Психология общения..- СПб.: КАРО, 2005. с 215

Ход работы

  1. Подготовьте и выступите с мини лекцией на социальную тематику, соблюдая все требования к лекции.
  2. Проанализируйте какие ошибки были допущены при лекции.
  3. Подготовьте и проведите дискуссию на социальную тематику. Обсуждение допущенных ошибок
  4. Разработайте памятку для ведущего дискуссии.
  5. Подготовиться к выступлению и выступить перед группой с информацией о каком- либо институте (институт выбирают тот, в который собираются поступать, и имеют больше информации). Выступление может быть подготовлено от любого лица: абитуриента или студента этого вуза, преподавателя, может быть декана, ректора.

 

Самостоятельная работа.

Подготовка к выступлению по теме с использованием памятки.

Самостоятельная работа.

Составление требований к речи и коммуникативному поведению учителя.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.007 с.)