Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение общения в жизни и деятельности человека

Поиск

Рассматривая образ жизни человека, мы выделяем в нем две стороны: действия с предметами и взаимодействия с людьми. Действия с предме­тами, подчиняющиеся их культурному назначению, называют предметной деятельностью, взаимодействия с людьми обозначают как общение.

Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по рабо­те какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми — родителями, сверст­никами, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим от­носимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем.

Общение свойственно не только человеку, но и многим животным. Однако на уровне человека оно приобретает наиболее совершенные формы, становясь культурно обусловленной формой социального вза­имодействия, осознанной и опосредствованной языком и речью. Че­ловек, кроме того, отличается от животных наличием у него особой потребности в общении, а также тем, что большую часть своего време­ни он проводит именно в общении с людьми.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в ре­зультате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения ин­дивидов, а также как способ их развития.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим факто­ром психического развития человека. В общем виде можно оп­ределить общение как универсальную реальность, в которой за­рождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обусловливает актуальность изучения процессов общения. К тому же современная социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание к вопросам общения и определяет новый взгляд на него как на фактор стабилизации предпринимательства, поскольку именно общение сопровождает большинство сервисных услуг по реализации любой продукции.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми благодаря широким возможностям к научению человек приобретает свои высшие позна­вательные способности и качества. С помощью активного общения с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать цивилизованным, культурно и морально раз­витым гражданином, до конца жизни был бы обречен оставаться по­луживотным, внешне напоминающим человека. Об этом свидетельству­ют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что человеческий индивид, будучи лишенным возможности общения с себе подобными, даже если он как организм вполне сохранился, оста­ется биологическим существом в своем психическом развитии, а не лич­ностью, не человеком, В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые дли­тельное время, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизации и от общения с другими, психологически и культурно развитыми людьми.

Особенно большое значение для психического развития ребенка име­ет его общение со взрослыми людьми на ранних стадиях онтогенеза. И это время ребенок все свои человеческие, психические и поведенческие качества приобретает почти исключительно через общение с другими людьми, так как вплоть до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самопознанию (рефлексии), самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения с окру­жающими людьми. Это - ведущая форма социальной активности в мла­денчестве и первый ее вид, который возникает в онтогенезе. Благода­ря общению младенец получает необходимую для него информацию и поддержку со стороны других людей. Что же касается предметной де­ятельности, которая также выступает как условие и средство психичес­кого развития, то она появляется позднее, только на втором году жизни.

В общении вначале через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобре­тается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он об­щается, являются для ребенка носителями данного опыта, и никаким иным путем, кроме общения с ними, этот опыт приобретен быть не может. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими психи­ческое развитие детей.

Развитие общения в мире определяется развитием всех общест­венных процессов. Общение меняется не только из-за постоянного совершенствования технических средств связи между людьми, но также и из-за изменений некоторых социальных функций челове­ка как индивида, личности и субъекта деятельности. Особенности общения в современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изме­нением образа жизни и его относительной стандартизацией в свя­зи с развитием массовой культуры.

Если несколько веков назад преобладало непосредственное общение между людьми, то последнее столетие сделало домини­рующим массовое и опосредованное общение. Что касается непо­средственного взаимодействия, то следует отметить, что увеличи­лось количество вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определя­ет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей друг с другом. Поездка на работу в общественном транспорте, покупки товаров в магазине, просмотр спектаклей - все это способы времяпрепровождения, которые связаны с многочисленными контак­тами. Особенность таких контактов заключается в том, что, во-первых, они многочисленны; во-вторых, поверхностны. И то и другое не является критерием качественного общения.

В последние несколько десятков лет весьма популярны различ­ные обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержа­нием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда мо­жет установить контакт даже с теми субъектами, которые нахо­дятся вдали от него; с другой - совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения. Существует такой феномен как одиночество в толпе - одиночество среди людей, особенно в крупных городах.

Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телеви­зионных программ способствуют развитию ощущения взаимодей­ствия с другими. Так, например, социологи определили, что сред­ний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день (!). Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Но на самом деле никакого общения не происхо­дит. Это квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, ка­жущееся. Приставка квази употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Если индивид систематически смотрит какую-либо пере­дачу, у него создается иллюзия знакомства с ведущими, ощуще­ние, что он их хорошо знает, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном об­разе (имидже) ведущих. Увеличение доли квазиобщения во взаимо­действии человека с окружающим его миром - также одна из осо­бенностей современного общения.

Вполне понятно, что поверхностные, неглубокие, принуди­тельные контакты между людьми при их многообразии, увеличе­ние доли квазиобщения, а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно. Чем же может определяться качество общения? Во-первых, уровнем, на котором происходит взаимодействие; во-вторых, количеством потребностей, которые человек удовлетво­ряет в процессе общения с другими людьми; в-третьих, возможно­стями саморазвития личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.008 с.)