Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Поиск

В литературе существуют самые различные классификации прав человека. Можно насчитать более 10 критериев их классификации. Некоторые из них отражают официальные, т.е. закрепленные законодательно, разграничения прав, другие – доктринальные, сложившиеся в юридической науке. <QUEST12< FONT>Чаще всего в качестве критериев классификации всего используются такие, как: уровень юридического оформления прав; сфера реализации прав; исторические этапы утверждения прав; субъекты осуществления прав.

Необходимо подчеркнуть, что классификация прав должна быть основана на системном подходе. Она заключается в выделении по тому или иному критерию структурных элементов современной системы прав и свобод человека и гражданина.

1. В современной государственно признанной системе прав и свобод прежде всего можно выделить, по уровню юридического оформления, основные (фундаментальные) и иные (производные от основных) права. Основные права обычно отождествляются с конституционными. При этом основными признаются права, закрепленные не только в конституции, но и в международно-правовых актах (см. подробнее: Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 130-150). Все международные нормы в области прав человека принято называть международными стандартами прав человека. Термину «международные стандарты» иногда предпочитается термин «общепризнанные права человека». Однако оба термина употребляются и как взаимозаменяемые.

Национальное законодательство и прежде всего конституционные нормы о правах человека должны соответствовать международным стандартам. Вместе с тем, как отмечается в литературе, полное совпадение правового статуса личности в национальном законодательстве и международно-правовых актах вряд ли достижимо. Международные нормы регламентируют правовой статус личности наиболее общим образом оставляя за национальным законодателем право уточнять, детализировать данные положения, вписывая их в уже существующую систему национального права. Поэтому, как полагает С.В.Бахин, не вполне корректен сам термин «международные стандарты». Внутреннее право лишь постепенно изменяется, трансформируется в направлении, очерченном в международных соглашениях (см.: Бахин С.В. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности // Правоведение. 1998, № 4. С. 6).

Основные права образуют стержень правового статуса индивида и в то же время основу для юридического оформления других многочисленных прав. Эти производные права, конечно, нельзя считать «второсортными». Но все же вряд ли верно и то, что они, как утверждается,3 не менее, чем основные права, важны для человека. По сравнению с основными правами, которые безусловно необходимы для существования и развития личности, производные от них права не являются жизненно необходимыми. Вместе с тем следует учитывать, что в единой системе прав все права взаимосвязаны и взаимозависимы.

2. В системе прав и свобод человека и гражданина в ее современном виде выделяются в зависимости от сфер их реализации личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные права (о структуре этих прав см.: Иванов Г.И. Права человека. Учебное пособие / Под ред. М.Ф.Чудакова. Приложение. М., 2004. С. 154-157).

Личные (гражданские) права обеспечивают свободу личности, прежде всего от незаконного вмешательства государства в ее частную жизнь, частные интересы. Они направлены на удовлетворение прежде всего витальных (жизненных) потребностей человека, на защиту и развитие человеческой индивидуальности. К ним относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и языка общения; свободу совести и др. К личным правам следует отнести также право на судебную защиту (право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом – ст. 47 Хартии основных прав европейского союза) (см.: Кузнецова С.Н. Хартия основных прав европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе «двух скоростей»? // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2002. С. 199).

Политические права являются правами гражданина и связаны с принадлежностью индивида к гражданству конкретного государства. Они обеспечивают гражданину возможность участвовать в политической жизни общества, в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и др. Этот блок прав охватывает право граждан на свободу слова, на объединение в общественные организации, на свободу союзов и ассоциаций, право петиций и др.

Экономические права обеспечивают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. В каталоге экономических прав выделяются право частной собственности, право на труд, благоприятные условия труда, на предпринимательскую деятельность и др.

Социальные права призваны обеспечить свободу человека, поддерживая такой уровень его жизни, который необходим для достойного человеческого существования. Гарантии этих прав во многом зависят от состояния экономики и ресурсов государства. Важнейшие среди социальных прав – право на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др.), на защиту от безработицы, на достижимый уровень физического и психического здоровья, право на жилище и др.

Культурные права призваны гарантировать доступ человека к благам культуры, свободу творчества, возможность усвоения, использования и развития достижений человечества в материальной и духовной сферах. Эти права обеспечивают возможности самореализации личности и служат своего рода гарантией осуществления индивидом как субъектом просвещенного правосознания принадлежащих ему личных и политических прав. В структуре этого вида прав различаются право на образование, на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни, на свободу научного, литературного и т.п. творчества, на защиту авторского права и др.

3. Современная система прав и свобод человека и гражданина сложилась исторически. Поэтому по историческим этапам утверждения прав (по времени возникновения) различают определенные поколения прав. Выделяются три, а иногда и четыре поколения прав.

К первому поколению прав обычно относят права личные и политические. Отличительной особенностью этой группы прав является то, что они опираются на концепцию негативной свободы (свободы «от»). Она предполагает отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь чьему-либо вмешательству, прежде всего со стороны государства (см.: Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М., 1998. С. 19-20).

Права первого поколения положили начало универсальности прав. Однако как действительно всеобщие они получили международное признание только после второй мировой войны. Устав ООН в 1945 г. впервые заложил основы широкого сотрудничества государств в области прав человека (ст. 1). С тех пор мировое сообщество выработало целый комплекс документов о правах человека, закрепляющих права первого поколения. Однако сегодня было бы неправильно их рассматривать в контексте исключительно концепции негативной свободы. Реализация, защита и гарантирование этих прав требуют активного содействия этому со стороны государства.

Права второго поколения – это экономические, социальные (социально-экономические) и культурные права. Теоретики этого поколения прав в конце XIX–начале XX вв. выступали за пересмотр концепции негативной свободы, настаивая на необходимости «позитивного» понимания свободы (свободы «для»). Это означало требование возложить на государство обязанности по обеспечению права человека на достойное существование.

Право человека на достойное существование впервые было закреплено в 1919 г. в Основном законе Веймарской республики (ст. 151). На международном уровне комплекс социально-экономических и культурных прав получил признание во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 23-27), Европейской социальной хартии 1961 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. В этих важнейших международно-правовых актах зафиксирована социальная функция государства, направленная на обеспечение прав второго поколения.

В литературе по теории права выражается сомнение в правовом характере социальной деятельности государства и соответственно социальных (социально-экономических) прав. С.С.Алексеев и некоторые другие авторы подчеркивают, что принцип свободы как основной принцип правового государства нельзя примирить с принципом равенства как основным принципом социального государства (см.: Алексеев С.С. Философия права. М., 1998. С. 310; см. также: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 46). С.С.Алексеев вообще выступает против идеи (и даже термина) социального государства как «стыдливого аналога» социалистического государства. Ученого беспокоит усиление государства в решении социальных вопросов, активизация его деятельности в экономике, в сфере распределения и т.д.

Многие отечественные и зарубежные авторы склонны рассматривать в качестве собственно прав человека только права первого поколения. Права второго поколения, как и сто лет назад, признаются лишь моральными (или социальными) притязаниями либо несовместимыми с правом привилегиями, льготами для социально слабых, стремящихся, например, по словам Р.Пайпса, удовлетворить свои требования «за чужой счет» (Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 200. С. 374). В таких требованиях к государству Л.С.Мамут усматривает подрыв присущих праву отношений эквивалентного обмена, а тем самым правового принципа формального равенства. По его мнению, следует говорить не о правовой обязанности государства по отношению к субъектам социальных прав, а об его «самообязывании». Защита социальных прав признается автором необходимой, но не в рамках собственно права (см. подробнее: Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001, № 7; Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права (тезисы доклада) // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики. Материалы межвузовской научно-практической конференции 21 июня 2003 года / Под ред. Д.И.Луковской. СПб., 2003. С. 3-5; см. также: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. М., 2002. С. 639).

Опасения огосударствления общественных отношении («государственного социализма»), роста патерналистских, иждивенческих настроений не беспочвенны. Такого рода тенденции могут угрожать самой идее права и прав человека. Однако стоит ли преувеличивать риск тоталитарной угрозы? В большинстве современных социально ориентированных государств защита социальных прав, если она хорошо продумана и осуществляется эффективно, способствует как раз стабилизации общества. Конечно, есть определенные противоречия между равенством возможностей и выравниванием результатов их реализации социальным государством. И все же правомерные социальные льготы, хотя бы минимально, но способствуют восстановлению баланса социальных потребностей и интересов в обществе. Во всяком случае этот баланс следует искать не вне права, а с использованием регулирующего потенциала права.

Третье поколение прав начало формироваться после второй мировой войны. В 70-е годы прошлого столетия французским юристом Карелом Вазаком (Васаком) была выдвинута концепция третьего поколения прав как «прав солидарности». К ним относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на общее наследие человечества и право на коммуникацию. Их новизна, согласно данной концепции, заключается в том, что они являются одновременно и негативными, и позитивными по отношению к государству, но прежде всего – и это их ключевая характеристика – эти права можно реализовать лишь посредством согласованных усилий индивида, государства, публичных и частных объединений и международного сообщества на основе признания общей (солидарной) ответственности (см. подробнее: Золотухин С.В. К вопросу о концепции «третьего поколения прав человека» или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права 1989–1990–1991 гг. СПб., 1992. С. 181-182).

В такой трактовке права солидарности интерпретируются в отечественной юридической литературе как коллективные права. К ним относят не только права той или иной общности, ассоциации, но и права народов, права нации (см.: Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. С. 139-140; Азаров А, Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М., 2003. С. 48). Другие авторы в числе прав третьего поколения, наряду с правом народов, называют также специальные права, которые вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу: права детей, женщин, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. (см., напр.: Мамченко Н.В.Становление принципа презюмирования прав человека: три поколения // Юридические науки. 2006, № 4 (20). С. 38). Нельзя не заметить, что некоторые из них (права детей, престарелых, инвалидов и др.) обычно фиксируются в качестве прав второго поколения.

В последнее десятилетие ведутся дискуссии о формировании прав четвертого поколения. К ним относят права в области информационных технологий. Заметим, однако, что они фигурируют и в числе прав третьего поколения в качестве новейшего этапа развития права на коммуникацию. Куда более спорен вопрос о так называемых соматических правах. В комплекс таких прав предлагается в первую очередь включить: право на трансплантацию органов и тканей человека, право на аборт, клонирование, искусственное репродуктирование и, наконец, право на смерть.4 Эти права уже сегодня должны обсуждаться во всей их многоаспектности, но они, как справедливо полагает В.И.Крусс, вряд ли могут быть размещены в традиционной классификации прав и свобод. Поэтому и предлагается относить их к новейшему, четвертому поколению прав (см.: Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000, № 10. С. 43; Улыбина Т.А. Понятие и классификация субъективных прав и свобод и способы их ограничения // http://www.law-n-life.ru/arch/99_Ulybina_1.doc). Традиционной, однако, остается концепция трех поколений прав.

Говоря о «поколениях прав», следует учитывать условность термина «поколение». Некоторые зарубежные авторы предпочитают термин «категория» прав. Действительно, по аналогии с возрастными поколениями, может создаться впечатление о «замещении» одних прав другими, о своего рода «правопреемстве». Однако исторический контекст появления и юридического признания прав отражает лишь динамику прав различных поколений. Права человека в их системности и целостности носят взаимосвязанный характер, обладают функциональной взаимозависимостью.

4. В научной литературе выделяется классификация прав и свобод человека и гражданина по субъекту осуществления прав. По этому критерию принято разграничивать индивидуальные и коллективные права, включая права народов. Существует мнение об особом статусе прав народов (см.: Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991, № 2. С. 44-45).

С точки зрения теории права принципиально важным для понимания смысла данной классификации является вопрос о соотношении индивидуальных и коллективных прав. В связи с этим следует подчеркнуть, что осуществление коллективных прав не должно в какой бы то ни было мере умалять индивидуальные права. Во имя общих интересов (общего блага) не должны ставиться под сомнение интересы отдельных личностей. Объясняется это тем, что носителями общего блага (общего интереса) и являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе). Общее благо (в том числе народа, нации) не может быть отделено (отчуждено) от блага каждого индивида, а тем более ему противопоставлено (см. подробнее: Нерсесянц В.С. Проблема общего блага в постсоциалистической России // Российское правосудие. 2006, № 4. с. 4-13).

Кроме приведенных классификаций, права человека и гражданина могут разделяться на определенные виды и по другим критериям: по характеру тех потребностей человека, которые удовлетворяются реализацией прав: в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству; в зависимости от роли государства в их осуществлении и др. Следует также учитывать современный процесс детализации прав, увеличения их объема и т.п., обусловливающий эволюцию системы прав, а значит, и усложнение структуры прав.


Гарантии прав личности

Гарантии прав человека – <QUEST13< FONT>это различные способы и формы их обеспечения, охраны, защиты. Обеспечение прав – главная цель правовых систем современных демократических государств. По характеру и уровню гарантированности прав можно судить о реальном состоянии правовой системы как таковой и в ее соотношении с политической, экономической, культурной системами.

Различают общие и специальны е гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям в современных условиях можно отнести осуществление в общественно-государственной жизни принципов рыночной экономики, политической демократии, правового социального государства в их взаимосвязи и взаимодействии. Так, принципы социального государства предполагают его активное содействие обеспечению в максимально возможных пределах социально-экономических и культурных прав. Но мера (возможные пределы) такого содействия должна быть сбалансирована с принципом экономической свободы участников гражданского оборота. В противном случае, как уже отмечалось, оказывается под угрозой сама идея прав человека. Принцип верховенства права (прав человека) как принцип правового государства, в свою очередь, останется только формальным, если не реализуются принципы политического плюрализма, разделения властей. Эти общедемократические принципы являются не только гарантией охраны прав от злоупотреблений административной власти, но и способом обеспечения связанности законодателя правами человека. Речь идет о включении в политический процесс интересов и притязаний многих людей, что позволяет формировать общественное мнение в деле защиты прав, контролировать соблюдение приоритета прав в деятельности всех ветвей государственной власти.

В основе всех средств и способов обеспечения прав человека и гражданина лежат общие культурные гарантии. Они играют определяющую роль в реализации и защите прав, актуализации заложенных в них нормативных возможностей. Знание человеком своих прав, признание и уважение прав других людей, сознательная ориентация на защиту прав характеризуют тот пласт культуры, который называют культурой прав человека. Она необходимо включает осознание человеком и исполнение своих обязанностей перед другими людьми, обществом, государством, раскрываясь как культура правообязанностей.

В культуре прав человека, при всем цивилизационном многообразии культур, общегуманитарный, универсальный смысл имеет идея человеческого достоинства. Взаимное признание и уважение прав означает, что каждый не попытается использовать другого в качестве средства для достижения собственных (или иных) целей. Особенно важно осознание человеком самого себя не только как объекта патримониальных устремлений государства, а как равноправного субъекта своих прав, обязанностей, ответственности, способного отстаивать свои права от чьих бы то ни было посягательств.

Особую роль в системе гарантий прав играют институты гражданского общества как относительно самостоятельной сферы общественной жизни. В современном демократическом обществе, в условиях правового государства отношения гражданского общества и государства характеризуются не противостоянием, а строятся на диалоге, стержнем которого являются права человека, уровень их соблюдения и обеспечения.

Важнейшим компонентом гражданского общества является правозащитная система. Она объединяет в себе черты (аспекты) правовой, социальной и государственной систем. Различают национальные, региональные и международную правозащитные системы.

Понятие правозащитной системы – сравнительно новое в специальной юридической литературе. Чаще, применительно к правам человека, употребляются понятия: «система (механизм) гарантирования прав», «система (механизм) обеспечения», «система (механизм) охраны». Хотя терминологически и частично по содержанию и объему эти понятия различаются, речь идет во всех случаях о тех или иных гарантиях прав. Однако только понятие правозащитной системы позволяет показать, насколько общие гарантии (включая и культурные), обусловленные взаимодействием гражданского общества и государства на основе принципа верховенства прав человека, тесно переплетены со специальными гарантиями.

Специальные гарантии можно разделить на нормативные (нормативно-юридические) и институционные, а каждый из этих видов гарантий – на внутригосударственные и международные.

Формирование системы защиты прав человека предполагает признание у человека права на правовую защиту и вытекающих из него правозащитных полномочий, осуществляемых как самостоятельно, так и с помощью компетентных субъектов. Наличие у человека права на правовую защиту возлагает на государства обязанность создавать все необходимые нормативно-правовые и организационные условия осуществления этого права.

Нормативной основой внутригосударственных гарантий (национальных правозащитных систем) является прежде всего конституция страны а также текущее законодательство. Так, согласно Конституции РФ 1993 г. важнейшими государственными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются: принцип связанности законодателя правами человека (ч.2 ст. 55); признание прав непосредственно действующими и обеспеченных правосудием (ст. 18); принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19) и др. Эти и другие конституционные положения, направленные на обеспечение прав человека, конкретизируются в действующем законодательстве.

Важнейшее значение в правозащитной системе России имеет закрепленное в конституции право на судебную защиту прав (ч. 1, 2 ст. 46). Оно непосредственно вытекает из права человека на правовую защиту и является гарантией защиты иных прав, образующих правовой статус личности. Поэтому, как отмечается в литературе, право на судебную защиту носит особый характер.5 Это наиболее действенный способ защиты нарушенных или оспариваемых прав, в том числе от посягательств со стороны самого государства. Такая роль судов как независимых органов власти обусловлена принципом разделения властей в качестве общей политической гарантии прав в демократическом правовом государстве.

Различают суды общей, административной и конституционной юрисдикции. Среди процедур, используемых органами конституционной юрисдикции для защиты прав человека, все большее распространение в разных странах приобретает институт конституционной жалобы. В одних странах защите подлежат посредством конституционной жалобы все права и свободы (например, в Германии), в других – определенный перечень прав – обычно гражданских и политических (Испания). Право на обращение с конституционной жалобой предоставляется обычно физическим лицам (иногда и юридическим лицам), считающим нарушенными свои основные права.

В правозащитную систему включаются различные несудебные формы и способы защиты прав. Несудебная защита прав в Российской Федерации осуществляется как государственными органами (прокуратура, органы государственной власти, государственный нотариат), так и негосударственными (частный нотариат, общественные организации, третейский суд), а также самими управомоченными лицами, чьи права нарушены (самозащита). Для некоторых субъектов несудебной защиты эта деятельность является одним из направлений их работы (прокуратура, органы исполнительной власти, нотариат), для других – основой их существования и функционирования (общественные правозащитные организации, третейский суд).

Особо следует выделить деятельность Уполномоченного по правам человека. Его функции существенно отличаются от иных форм и способов обеспечения прав человека и направлены на защиту прав человека от злоупотреблений чиновников. Как независимое лицо Уполномоченный по правам человека не имеет властно-принудительных полномочий. Его решения носят рекомендательный характер. Но эти рекомендации – важнейшая составляющая диалога гражданского общества и государства о способах и формах реального обеспечения нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека – своего рода связующее звено между гражданским обществом и государством.

Уполномоченный по правам человека – это российский омбудсман (омбудсмен). Институт омбудсмана впервые появился в Швеции в начале XIX в. С начала прошлого столетия он учреждался в других странах и только значительно позже, в конце XX в., появился в России и ряде стран Восточной Европы. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России Конституцией РФ (п. «д» ч. 1 ст. 103), а его деятельность урегулирована принятым в феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1–ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 9. Ст. 1011). В настоящее время этот институт получил развитие и на региональном уровне (пока – в 20 субъектах Российской Федерации).

Гарантией реальности права на судебную и несудебную защиту прав является принадлежащее каждому право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ).

Что касается самозащиты прав, то в самом широком смысле она означает конституционно предусмотренную возможность лица выбрать любой правомерный способ (форму) защиты своих прав. В узком смысле самозащита рассматривается в специальной литературе как межотраслевой правовой институт, сопоставляется с «необходимой стороной» и «крайней необходимостью» (либо отождествляется с ними) и т.д. (см., напр.: Мальцев М.Н. Понятие «самозащита прав» по российскому законодательству // Закон и право. 2006, 3 9. С. 76-77).

Международные гарантии прав и свобод человека включают международно-правовые акты, документы; международные органы по наблюдению и контролю за соблюдением прав человека (комиссии, комитеты) и защите прав (суды, трибуналы). Различаются гарантии всего мирового сообщества (в лице Организации Объединенных Наций, ее компетентных органов) и региональные способы и средства защиты прав человека (европейские или, например, латиноамериканские).

Международное сотрудничество государств в области защиты прав человека начало складываться после первой мировой войны (деятельность Лиги Наций). Формирование современной международной правозащитной системы связано с созданием Организации Объединенных Наций и разработкой ее Устава. Образцом сотрудничества государств по проблеме прав человека явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Всеобщая декларация прав человека опиралась на имевшийся уже конституционный опыт наиболее развитых государств того времени, начиная с конституционных актов XVII–XVIII вв. и прежде всего с Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Концепция прав человека, закрепленная во Всеобщей декларации 1948 г., включала основополагающие принципы прав человека; классификацию прав; соотношение прав человека и общества; соотношение прав личности и государства (см.: Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.// Федеральный правовой портал «юридическая Россия» //http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1126523 (2005, 19 декабря). Неотъемлемым свойством человека признавалось его достоинство, присущее всем членам человеческой семьи от рождения, определяющее равенство их прав и свобод, поведение в отношении друг друга в духе братства (ст. 1).

Декларация закрепляла и развивала основные положения классической теории прав человека. Вместе с тем впервые на международном уровне она провозгласила социально-экономические и культурные права в их взаимосвязи с гражданскими и политическими правами. Отдавая приоритет индивидуальным правам личности, декларация исходила из взаимообусловленности прав личности и ее обязанностей перед обществом на том основании, что только общество может обеспечить «свободное и полное развитие личности» (ст. 29).

За Всеобщей декларацией прав человека последовали важнейшие нормативные документы, образовавшие вместе с декларацией Международный билль о правах человека: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два Факультативных протокола к последнему. Эти акты, развивающие и дополняющие положения Всеобщей декларации прав человека, содержат принципы и нормы в сфере прав человека в основном в условиях мира. К другой группе международных соглашений относят конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Выделяется также группа международных документов, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Как неоднократно подтверждалось в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, основные права человека должны соблюдаться государствами в любых ситуациях, т.е. не только в условиях мира, но и во время вооруженных конфликтов (см.: Правачеловека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. С. 493-494).

Региональное международное сотрудничество европейских государств в области защиты прав человека развивается на основе целого ряда основополагающих международно-правовых актов. Среди них выделим такие, как: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950); Европейская социальная хартия (Турин, 1961 г., Страсбург, 1996 г.); Хартия Европейского Союза об основных правах (2000 г.). Созданы и функционируют также международные органы по защите прав и свобод человека: Европейский суд по правам человека, Комиссар Совета Европы по правам человека.

Права человека обеспечиваются нормативными и институционными гарантиями в других регионах (Америка, Африка). Так, в Африканской хартии прав человека и народов (1981 г.) впервые закреплено право народов.

Международно-правовые акты по правам человека, начиная с Всеобщей декларации 1948 г., исходят из идеи единой человеческой цивилизации. В этом смысле можно присоединиться к мнению о том, что права человека – это те права и свободы, которые благодаря международным способам защиты становятся производными от единой человеческой цивилизации (см.: Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 78). Российская конституционная система прав человека, форм и способов их защиты сложилась на основе международных стандартов. Вместе с тем она отличается существенным культурно-историческим своеобразием. Осмысление с позиций теории права российской, а также многих других национально-государственных и регионально-цивилизационных моделей прав человека на основе взаимокультурного, интерцивилизационного подхода пока только начинается (см. Глухарева Л.И. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека // Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. Кн. 5. М., 2003. С. 5-24).



Тема 7. Право, общество, государство

§ 1. Право и общество

<QUEST1< FONT>Право – явление <CLOSETEST1< FONT>социальное (общественное). Оно исторически сопровождает все существование общества, неотъемлемо присуще человеческому бытию. <OPENTEST1< FONT>Если рассматривать общество как систему, то право, наряду с другими сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, духовной сферой и т.д., выступает подсистемой общества1(Честнов И.Л. Теоретико-методологические основания взаимоотношения общества и права/ Право и общество: от конфликта к консенсусу/ Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2004. С. 9 – 10.), стороной общества (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 102 - 103). И при всей дискуссионности вопроса о понятии самого общества и проблемы соотношения права и общества нельзя ни признать, что право лишь относительно самостоятельное социальное явление, которое можно только аналитически вычленить из других социальных явлений, например, из экономической или моральной сферы жизни общества. Поэтому знания о праве, о праве и обществе детерминированы представлениями об обществе, особенностями социально-гуманитарного знания в целом. Другими словами, социум, его структура генетически обуславливают (предопределяют) возникновение и назначение права в обществе (Честнов И.Л. Истоки права/ Истоки и источники права: Очерки/ Под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб., 2006. С. 31.).

Общество – сложная система. Оно, с одной стороны, существует во взаимодействии с природой, сначала на заре человеческого существования приспосабливаясь к природным условиям, затем – все активнее и активнее вмешиваясь в естественный (природный) ход вещей, а с другой стороны, само общество внутренне противоречиво и конфликтно. Стремясь к предсказуемости и упорядоченности, человечество вырабатывало нормы (правила) поведения. <OPENTEST2< FONT>Когда-то в первобытном (потэстарном) обществе – мифологизированные мононормы (можно сказать, протоправо). «Мононормы первобытного общества, - пишет Н.В. Варламова (Варламова Н.В. Специфика правовой регуляции в соционормативной системе/ Право и общество: от конфликта к консенсусу/ Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2004. С. 91 - 92.), - во многом представляли собой не социальные нормы в собственном смысле слова, а естественные (аналогичные техническим) правила взаимодействия человека с живой и неживой природой и себе подобными»2.

Постепенно человек персонализируется (эмансипируется от общности), становится личностью в обществе. Он стремится защищать свою жизнь, автономию, т.е. стремится реализовать свои права на жизнь, свободу. Формируются человеческие (т.е. искусственно созданные, обусловленные, прежде всего, социальной, а не биологической природой человека) способы взаимодействия. Социальное регулирование, согласование интересов различных индивидов, разрешение социальных конфликтов между различными личностями и их группами может осуществляться казуально (индивидуально). Однако в процессе общения людей те отношения, которые, повторяясь от случая к случаю, приобретают типичный характер, институционализируются (Честнов И.Л. Истоки права/ Истоки и источники права: Очерки/ Под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб., 2006. С. 23 - 24.), т.е. опосредуются социальными институтами, например, семья, политические институты.

<QUEST2< FONT>Посредством институтов <OPENTEST3< FONT>обеспечивается нормативная (не индивидуальная, не казуальная) упорядоченность социального взаимодействия, так как в рамках институтов последовательно вырабатываются стереотипы поведения личности при реализации своих прав и обязанностей. Другими словами, отношения, опосредованные социальными институтами, становятся предсказуемыми, а поведение людей - ожидаемым. Взаимодействие индивидов упорядочивается легитимированными (одобренными) в обществе нормами и приобретает стабильный характер (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С.197.). Формируются модели наиболее полезных (эффективных) способов взаимодействия индивидов, основанных на согласовании различных интересов отдельных лиц (п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.02 с.)