Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контактная и неконтактная культура общения. Представители контактной и неконтактной культуры общения. Правила контактного общения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ежедневно люди пользуются десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле. Однако одно и то же движение, жест у разных народов может иметь совершенно другое значение. Во всем мире коммуникативные жесты не разнятся. Бывают уникальные жесты, которые истолковываются практически во всех странах одинаково. Кивок головой почти везде означает «да», согласие. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь. Когда люди счастливы - они улыбаются, плачут - когда печальны, хмурятся, когда сердятся. Но не всегда мимика и жесты трактуются так легко. Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение. Даже костюм и его цвет могут иметь противоположное значение в разных частях света. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-то действием, в котором главную роль неизменно играют руки. Разные жесты рук имеют неодинаковые значения в различных странах. Жест, которым русский человек сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия. Поднятый вверх большой палец в Англии и Америке используется в попытках поймать машину, также он означает «все в порядке», а вот в Греции он означает «заткнись». Вот и представьте себе американца привычным жестом останавливающего машину на дорогах Греции. Если в Голландии вы покрутите указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, как у нас в России, то вас не поймут. Там этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец - на нос. В некоторых странах Африки смех - это показатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявление веселья. Итальянцы и французы известны тем, что они жестикулируют много и активно, особенно когда нужно решительно подтвердить слова или придать беседе более непринужденный характер. Опасность заключается в том, что жесты рук воспринимаются по-разному - в зависимости от того, в какой стране мы в данный момент находимся. Так, в США, да и во многих других странах, «нуль», образованный большим и указательным пальцем, «говорит» о том, что «все нормально», «отлично» или просто «ОК». В Японии этот жест имеет значение - «деньги». В Португалии и некоторых других странах он будет воспринят как неприличный. Когда француз, немец или итальянец считают какую-либо идею глупой, они выразительно стучат себя по голове, а если немец шлепнет себя по лбу открытой ладонью, то это эквивалент восклицания: «Да ты с ума сошел!». Кроме того, немцы, так же как американцы, французы и итальянцы, имеют обыкновение рисовать указательным пальцем спираль у головы, что означает: «Сумасшедшая идея...». И напротив, когда англичанин или испанец стучит себя по лбу, всем ясно, что он доволен, и не кем-нибудь, а собой. Несмотря на то, что в этом жесте присутствует доля самоиронии, человек все-таки хвалит себя за сообразительность: «Вот это ум!» Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, то это означает, что он по достоинству оценил ум собеседника. Но если же палец укажет в сторону, то это означает, что у того мозги набекрень. Немцы часто поднимают брови вверх в знак восхищения чьей-то идеей. Такое же поведение в Англии будет расценено как выражение скептицизма. Считается, что наиболее экспрессивен язык жестов у французов. Когда француз хочет сказать, что нечто - верх изысканности и утонченности, он, соединив кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, досылает воздушный поцелуй, а если француз потирает указательным пальцем основание носа, он предупреждает, «здесь что-то нечисто», «осторожно», «этим людям нельзя доверять». Этот жест очень близок итальянскому постукиванию указательным пальцем по носу, все равно справа или слева. В Голландии у того же самого жеста другое значение - «я пьян» или «ты - пьян», а в Англии - «конспирация и секретность». Наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения. Если собрать список прикосновений, то мы увидим, что в разных культурных слоях они осуществляются по-разному. Например, удар является актом агрессии, но шутливое похлопывание по спине старых приятелей, даже весьма чувствительное, воспринимается как знак дружеского расположения. В разных культурах значительно отличается и допустимое количество прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко прикасаются друг к другу. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год - в начале и в конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика. Движение пальцев из стороны в сторону имеет много разных значений. В США, Италии, Франции и Финляндии это может означать легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. В Голландии и Франции такой жест просто означает отказ. Если жестом надо сопроводить выговор, то указательным пальцем водят из стороны в сторону около головы. В большинстве западных цивилизаций, когда встает вопрос о роли правой и левой руки, ни одной из них не отдается предпочтения (если, конечно, не учитывать традиционного рукопожатия правой рукой). Но будьте осторожны на Ближнем Востоке, как и в других исламских странах, таких, как Индонезия или Малайзия! Нельзя протянуть кому-либо еду, деньги или подарок левой рукой. Там она известна как нечистая рука и пользуется дурной славой. Этот краткий перечень довольно-таки стандартных жестов показывает, как легко непреднамеренно обидеть представителей другой национальной культуры или оказаться в смешном положении. Таким образом, не зная различий невербального языка разных народов, можно легко попасть впросак, обидев или хуже того, оскорбив вашего собеседника. Если человек сумеет предугадать реакцию своего собеседника, наблюдая за его невербальным поведением, это поможет избежать многих недоразумений. Поэтому каждый должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений у представителей разных стран.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое невербальное общение? 2. Охарактеризуйте роль невербальных средств общения. 3. Проанализируйте роль вербального общения. 4. Назовите приемы невербальной коммуникации. 5. Какое значение имеет мимика в невербальном общении? 6. Какую роль играет визуальный контакт и какие выделяются разновидности направлений взгляда? 7. Каким образом, используя невербальные средства коммуникативного процесса, вы можете повлиять на восприятие вас вашим собеседником? 8. Как проявляется в позах и жестах уверенность (неуверенность) человека? 9. В чем заключается роль интонации, темпа речи, пауз в общении? 10. Какова роль межличностной дистанции в невербальной коммуникации? 11. Почему важно выбирать определенную форму выражения своих мыслей? 12. Какие существуют паралингвистические особенности общения? 13. Как невербальное поведение может отражать эмоциональное состояние человека? 14. Приведите примеры межнациональных различий невербального общения. 15. Как интерпретируются различные позы и жесты человека? 16. По каким признакам невербального поведения можно определить неискренность собеседника в общении?
Практическая работа №5 «Передача информации средствами кинесики» (2 часа) Цели: - учиться передавать информацию средствами кинесики; - учиться интерпретировать информацию через кинесические средства общение; Оборудование: 1. Смирнова Е.Е. Психология общения..- СПб.: КАРО, 2005. с 167 Ход работы 1. Приведите примеры коммуникативных и модальных жестов. 2. Подготовьте ответы для обсуждения на следующие вопросы:Как вы считаете, есть ли универсальные знаки невербального поведения, которые трактуются одинаково во многих странах? Знаете ли вы какие-нибудь жесты, которые, например, в России означают одно, а в другой стране - иное? Какие эмоции, по вашему мнению, легче всего распознать по мимике человека? 3. Выполните упражнение «Передай сообщение» 1. Упражнение в парах. Один из пары - студент, другой - преподаватель, которому необходимо за 2-3 минуты невербально передать информацию о консультации. 2. Студенты в группе по одному получают задание передать жестами следующие фразы: а) «При сильных морозах закутывайте шею шарфом и надевайте шапку-ушанку». б) «Я приглашаю тебя в театр на балет «Лебединое озеро». Через окно автобуса сообщить отъезжающим: а) «Я буду ждать твоего звонка в 10 часов утра», б) «Ты забыл записать адрес гостиницы...» и др. Остальные студенты стараются угадать смысл сообщения.!
4. Выполните упражнение «Определи эмоциональное состояние человека» По словесным описаниям поз и жестов необходимо определить эмоциональное состояние человека. На карточках описаны различные невербальные проявления поведения учеников в школе. Учащиеся выбирают карточку и пытаются понять, какие чувства испытывает описанный человек. А) Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку или карандаш. Б). Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос; движения мелкие, суетливые. В) Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую, если сидит, то скрещивает ноги. Г) Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосёт конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. Д) Ученик стоит, скрестив руки на груди; другой вариант - крепко вцепился в ручку портфеля, руки побелели от напряжения.
5. Ролевая игра «Межнациональная коммуникация» Двум студентам разыграть ситуацию, в которой пытаются невербально объясниться и понять друг друга жители двух разных стран (страны выбрать самостоятельно по желанию). Например, чопорный англичанин и не знающий английского языка, экспансивный итальянец.
6. Выполните упражнение «Передай чувство» Учащиеся делятся на две группы. В каждой группе ученики встают в шеренгу в затылок друг другу, первый человек поворачивается к другому и передает ему мимикой, позой и жестами задуманное чувство и т.д. У последнего спрашивают, какое чувство он получил и все сравнивают его с тем, что было послано в начале. 7. Составьте анонимную характеристику внешнего вида одногруппника (выражение лица, глаз, осанка, походка, привычные жесты, манеры, позы)
8. Выполните упражнение «Определи эмоцию» Посмотрите на рисунок. На 12 рожицах отражены типичные человеческие эмоции: гнев, страх, безразличие, веселье др. Попробуйте распознать, «прочитать» их. Было «закодировано» 12 эмоций. Верными считаются все ответы, подходящие ближе всего к следующим: 1) безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость; 5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость; 9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.
8. Выполните упражнение «Покажи эмоцию» Работа учащихся в парах. Один учащийся только с помощью мимики показывает другому два противоположных эмоциональных состояния (например, гнев и удовольствие), второму надо попытаться угадать, какую эмоцию мимически изображал сосед. Потом они меняются ролями.
Этот тест поможет вам понять, насколько хорошо вы понимаете «язык тела». Прочитайте вопросы и выберите один из вариантов ответов. 1. Вы считаете, что мимика и жесты - это: а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего подсознания. 2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин? а) да; б) нет; в) не знаю. 3. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями? а) радостно кричите: «Привет!»; б) сердечным рукопожатием; в) слегка обнимаете друг друга; г) приветствуете их сдержанным движением руки; д) целуете друг друга в щеку. 4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа.) а) качают головой; б) кивают головой; в) морщат нос; г) морщат лоб; д) подмигивают, е) улыбаются. 5. Какая часть тела «выразительнее» всего? а) ступни; б) ноги; в) руки; г) кисти рук; д) плечи. 6. Какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна, по вашему мнению? (Дайте два ответа.) а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; д) губы; е) углы рта. 7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь? а) на то, как на вас сидит одежда; б) на прическу; в) на походку, г) на осанку; д) ни на что. 8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что: а) ему есть, что скрывать; б) у него некрасивые зубы; в) он чего-то стыдится. 9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника? а) на глаза; б) на рот; в) на руки; г) на позу. 10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности. 11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да; б) нет; в) не знаю. 12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что: а) первый шаг всегда делают именно мужчины; б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили; в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить отворот поворот. 13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите? а) словам; б) «сигналам»; в) он вообще вызовет у вас подозрение. 14. Поп-звезды, вроде Бритни Спирс, Рики Мартина или Принца направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется? а) просто фиглярство; б) они «заводят» публику; в) это выражение их собственного настроения. 15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит? а) смотрите совершенно спокойно; б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существования; в) закрываете глаза при особо страшных сценах. 16. Можно ли контролировать свою мимику? а) да; б) нет; в) только отдельные ее элементы. 17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно: а) глазами; б) руками; в) словами. 18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов: а) «подсмотрены» у кого-то и заучены; б) передаются из поколения в поколение; в) заложены от природы. 19. Если у человека борода, для вас это признак: а) мужественности; б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица; в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться, 20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим? а) да; б) нет; в) только у пожилых людей. Обработка результатов: Подсчитайте количество очков по ключу-таблице. Таблица
Анализ полученных результатов: 77 - 56 очков. У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уж готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность - можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. 55 - 34 очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. 33 - 11 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас - китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения, и очень напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: «Тело - это перчатка для души». Немного понимать душу другого - верное средство самому не попасть в капкан одиночества. Но не огорчайтесь, если вами набрана наименьшая сумма баллов. Любой тест - это не приговор. Скорее всего, он дает информацию для размышления. От последнего никогда не следует отказываться. Тем более тогда, когда информация имеет непосредственное отношение к самому себе. Главное, чтобы эта информация не была проигнорирована, а послужила бы основанием для работы над своим имиджем и способностью понимать других. Ведь и китайскую грамоту можно осилить - было бы желание. Практическая работа №6 «Визуальное общение» (2 часа) Цели: - учиться передавать информацию визуально; - учиться интерпретировать информацию передаваемую визуально; Оборудование: 1. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. с 87 Ход работы 1. Прочитайте и проанализируйте учебный текст № и заполните таблицы:
Учебный текст № Визуальный контакт На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянии на поведение человека. Среди трех существующих зон на лице, которые были выделены Экманом, основным информативным источником выступают глаза, так как именно они обладают особым способом самопрезентации - взглядом. Взгляд, его направление, частота контакта глаз - один из очень важных компонентов невербального общения. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Мы все часто используем в разговоре такие фразы, как «У нее большие детские глаза»; «завлекающий взгляд»; «Она бросила на него гневный взгляд»; «бегающие глаза»; «блеск в глазах». Когда мы так говорим, мы имеем в виду размер зрачков и движение глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает. Благодаря информативности взгляда лицо поддается прочтению. Если вы хотите подать себя человеком уверенным, искренним и восприимчивым, непременно установите с партнёрами постоянный и непосредственный визуальный контакт. Наверное, всем очевидно, что для эффективного общения необходимо смотреть партнеру в лицо. Важно правильно выбирать «дозу» визуального контакта. Для того, чтобы построить хорошие отношения с собеседником, наш взгляд должен встречаться с его глазами около 60 - 70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который встречается с нами взглядом менее чем 1/3 времени общения, редко пользуется доверием. Те люди, которые избегают визуального контакта, оцениваются другими людьми скорее негативно. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Выделяют три разновидности направления взгляда: - деловой - такой взгляд, при котором собеседник смотрит в глаза партнера и чуть-чуть выше, как будто мысленно нарисован треугольник в районе глаз и лба, и он направлен острым концом вверх. Этим взглядом мы обычно смотрим на незнакомых людей, на собеседника во время деловых, социальных контактов и др. - личный - взгляд, при котором направление его сосредотачивается на глазах партнера и чуть-чуть ниже, мысленно треугольник между глазами партнера и его ртом, направленный острым концом вниз. Этим взглядом мы смотрим на знакомых нам людей, родственников, друзей и т.д. - интимный - взгляд, который скользит по телу собеседника от лица и ниже по телу, и наоборот. Такой взгляд вызывает интерес в собеседнике противоположного пола. Обычно мужчины уделяют зрительному контакту больше внимания, когда говорят сами, а не когда слушают других, женщины, наоборот, чаще прибегают к визуальному контакту, слушая других, и реже, когда говорят сами. В некоторых культурах, например на Востоке, по обычаю женщины редко обращаются к непосредственному зрительному контакту. Бывают ситуации, когда человек не смотрит на собеседника. Причин этому может быть несколько. Во-первых, не исключено, что вы кому-то просто не нравитесь. В любой группе все будут смотреть на самого известного и уважаемого из присутствующих чаще, чем на остальных людей. Во-вторых, возможно, тот, кто не смотрит на вас, просто робок, и уклонение от визуального контакта есть не что иное, как проявление нервозности. В-третьих, он может считать свой статус выше вашего, и потому не торопится заметить вас. Не видя глаз человека, мы оказываемся в невыгодном положении, поскольку без визуального контакта трудно создать о нем правильное представление. Звезды кино и поп-музыки часто носят темные очки, очевидно, не желая быть узнанными, а скрытые глаза усиливают ореол таинственности и повышают статус звезды. Привычка избегать визуального контакта, обусловленная застенчивостью, приобретается очень легко. Но, если вы, входя в помещение, не смотрите на находящихся там людей, то позже вам будет очень трудно установить с ними контакт. При дневном свете зрачки человека могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется состояние и настроение человека. Когда мы радостны, наши зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, и тогда получаются так называемые «глаза-бусинки» или «колючий глаз». Если опытные собеседники, сдерживая свои эмоции, контролируют жесты и телодвижения, то практически никто не способен контролировать динамику своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и тем самым передают информацию о вашей реакции на услышанное. Например, китайские и турецкие торговцы назначают цену на товар, ориентируясь зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и желаемое, то его зрачки расширяются. Замечено, что человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), если его глаза, встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Часто встречается так называемый взгляд искоса. Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями и улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если же он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение. Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Прямой, в упор, пристальный, «сверлящий» взгляд, «читается» как враждебность и недоброжелательность. Когда человек, сидящий напротив вас в транспорте, неотрывно смотрит на вас, вам становится не по себе. Больше всего раздражают нас люди, которые во время разговора опускают веки. Это подсознательный жест, который является попыткой человека «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами. Нормальная частота моргания у человека 6-8 раз в минуту.
2. Выполните упражнение «Любящий взгляд» Один студент выходит за дверь. Остальные студенты договариваются, сколько человек будут смотреть на студента, участвующего в упражнении «любящим, интимным взглядом». Вошедшему студенту сообщают, что на него будут смотреть таким взглядом, например, три человека. Его задача - Найти этих студентов по взгляду (использовать можно только взгляд, улыбку нельзя).
3. Приведите примеры высказываний о выражении глаз человека?
Практическая работа №7 «Проксемика» (2часа) Цели: - учиться определять правила пространственного расположения собеседников; - учиться анализировать эффективность коммуникации; Оборудование: 1. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. с 87 Ход работы 1. Подготовьте ответы для обсуждения на следующие вопросы: - Как вы реагируете на изменение дистанции между вами и собеседником во время разговора? Бывали ли вы в ситуациях, когда такое нарушение дистанции имело существенное значение? - Как вы себя чувствуете, когда учитель на уроке все время стоит около вашей парты, очень близко от вас? - Как вы думаете, что происходит с людьми, и что они чувствуют, когда эти правила нарушаются? 2. Проанализируйте ситуации а) Девушка только что познакомилась с симпатичным человеком. Он оказался интересным, остроумным собеседником, и она с удовольствием слушала его забавные истории. В середине разговора он положил руку ей на талию, продолжая дружески улыбаться и рассказывать смешной анекдот. Вскоре они простились, выразив надежду на скорую встречу. К вечеру, вспомнив нового знакомца, она поняла, что не будет слишком огорчена, если никогда его больше не увидит. Чем можно объяснить такую неприязнь к обаятельному человеку? б) Известно, что толпа людей может стать опасной. По мере того, как плотность толпы увеличивается, каждый отдельный человек получает все меньше и меньше личного пространства, поэтому он возбуждается и раздражается все больше и больше. По мере увеличения толпа становится все более рассерженной, и возникает вероятность драк и столкновений. Этот факт учитывается полицией, которая пытается толпу рассечь и рассеять. Что происходит с людьми, составлявшими толпу, после ее разгона? в) Известно, что внутри одной и той же страны районы с высокой плотностью населения имеют наиболее высокий уровень преступности. Почему?
3. Выполните упражнение «Выбор дистанции» Работа в парах. Один учащийся сидит на стуле, другой стоит рядом с ним на близком расстоянии, и в таком положении ведется разговор. Затем они меняются ролями. После окончания упражнения анализируется их состояние, было ли комфортно вести беседу, на каком расстоянии друг от друга.
Практическая работа №8 «Пара- экстралингвистика»(2часа) Цели: - учиться использовать возможность пара и экстралингвистические возможности общения; - учиться совершенствовать пара и экстралингвистику; Оборудование: 1. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. с 87 Ход работы 1. Приведите примеры различного использования интонации в общении. 2. Выполните упражнение «Произнеси имя» Работа в парах. Необходимо произнести с различными интонациями имя своего соседа по парте. Тот, кто слушает, должен записывать характер интонации. После окончании упражнения он зачитывает свои варианты и сравнивает тем, как на самом деле произносил первый (грустно, но, весело, удивленно и др.). 3. Выполните упражнения «Согласие» Участвуют несколько студентов. На заранее заготовленных карточках, которые раздаются студентам, написаны различные эмоциональные состояния человека (радость, грусть, удивление, уверенное достоинство, безразличие, пренебрежение). Желающие выбирают одну из карточек. Им необходимо произнести с различными интонациями, которые будут отражать эти эмоции, следующую фразу: «Да, я согласен выполнить это». А остальные учащиеся должны угадать, какая интонация задумывалась. 4. Выполните упражнение «Фраза по кругу» Студенты выбирают какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, начиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется (3-4) победителя. 5. Выполните упражнение «Вокальная мимика» Участники получают задание: прочитать любые фразы из газеты, вкладывая в читаемый текст определенный психологический подтекст. Например, надо прочитать текст недоверчиво («брось»), пренебрежительно («Какая чепуха!»), с удивлением («да не может быть!»), с восторгом («вот это да!»), с угрозой («ну хорошо же!») и т.д. Все остальные стараются угадать состояние человека или его отношение к произносимому тексту, обсуждая успех или неуспех его попыток
Практическая работа №9 «Такесика» (2часа) Цели: - учиться использовать возможность такесики при общении; - учиться определять возможности использования такесики при общении; Оборудование: 1. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. с 87 Ход работы 1. Выполнение упражнения: Участвуют несколько студентов. На заранее заготовленных карточках, которые раздаются студентам, написаны варианты прикосновения (нежно, пренебрежительно, заботливо, злостно, отталкивающе). Желающие выбирают одну из карточек. Им необходимо прикоснуться к выбранному студенты, отражая эти варианты прикосновения. Он должны угадать вариант прикосновения. 2. Выполнение упражнения: «Передай следующему» Студенты задаться в круг. Ведущему участнику дается вариант прикосновения, который он передает через рукопожатие студенту по кругу. Завершающий произносит вслух характеристику рукопожатия. 3. Выполнение упражнения: Выбирается участник, который получает задания: Из 5 студентов определить кто к тебе прикоснулся, описать свой ощущения. 4. Приготовьте ответ к обсуждению на следующий вопрос: В каком возрасте прикосновение учителя к учащемуся можно использовать в качестве психологической поддержки.
Самостоятельная работа. Реферирование на тему: «Визуальное общение». Самостоятельная работа. Реферирование на тему: «Невербальные средства общения».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.64 (0.014 с.) |