Коммуникативная сторона общения. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная сторона общения.



Общение: понятие, стороны.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

· Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

· Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

· Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

  • умением устанавливать психологический контакт;
  • учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  • аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  • эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

 

Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);

познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация –способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия– эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия– механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

формирования содержания межличностного восприятия;

содействия установлению взаимопонимания;

обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общение представляется тремя сторонами.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

  • познание себя в процессе общения;
  • познание и понимание собеседника;
  • прогнозирование поведения партнера по общению.

Интерактивная сторона общения.

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

  • уместностью принятых управленческих решений;
  • четким распределением обязанностей среди сотрудников;
  • умелым разрешением конфликтов.

5.Ошибки первого восприятия в общении (эффект ореола).

«Эффект ореола» («галоэффект», «эффект нимба или рога») является наиболее известным среди всех «ошибок» межличностной перцепции. Его суть состоит в том, что общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее негативное впечатление также ведет к отрицательной оценке тех черт, которые неизвестны. Этот эффект усиливается при уменьшении общей информированности об объекте восприятия; в этом случае он сам служит своеобразным средством восполнения дефицита информации об объекте. Этот эффект приводит к тому, что информация о каком-то человеке категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот сохраняемый в памяти образ, который сложился заранее. Этот образ и играет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты воспринимаемой личности. При этом «эффект ореола» может влиять как в сторону положительных, так и негативных оценок («эффект рога»). («Сначала я работаю на зачетку, а потом зачетка работает на меня» – вот формулировка этого эффекта студентом.) Однако часто от самого человека зависит далеко не все, особое значение имеет также та информация, которую получают о нем окружающие еще до непосредственного контакта.

Виды контрвлияния.

№ п/п Вид влияния Характеристика конструктивности/не конструктивности Конструктивные виды контр-влияния Неконструктивные Виды контр влияния
1. Убеждение Конструктивный вид влияния, при условии, что ясно и открыто сформулирована цель нашего воздействия Контраргументация Игнорирование, Принуждение, Деструктивная критика, манипуляция
Самопродвижение Конструктивный вид, при условии, что мы не используем обманных трюков и раскрываем свои истинные цели Конструктивная критика, отказ Деструктивная критика, Игнорирование
3. Внушение Спорный вид влияния, внушение – это зачастую проникновение через черный вход Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Деструктивная критика, манипуляция, принуждение, игнорирование
Заражение Спорный способ влияния, никто не может определить насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Деструктивная критика, манипуляция, игнорирование.  
5. Пробуждение импульса к подражанию Спорный вид влияния, считается приемлемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу Творчество, конструктивная критика, уклонение Деструктивная критика, игнорирование
Формирование благосклонности Спорный вид влияния, лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния может быть манипуляцией. Конструктивная критика, уклонение, энергетическая мобилизация Деструктивная критика, игнорирование
Просьба Спорный вид влияния Отказ, уклонение Деструктивная критика, игнорирование
Принуждение Спорный вид влияния, считается конструктивным в некоторых политических, педагогических системах и в аварийных ситуациях Конфронтация Деструктивная критика, манипуляция, ответное принуждение, игнорирование
Деструктивная критика Неконструктивный вид влияния Психологическая самооборона, уклонение. Ответная деструктивная критика, манипуляция, принуждение, игнорирование
10. Манипуляция Неконструктивный вид влияния Конструктивная критика, конфронтация Встречная манипуляция, деструктивная критика.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Подготовка к публичному выступлению.

Подготовка к выступлению.

Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20—25 мин, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.

Если материала у вас достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана — сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

Необходима подготовка к выступлению. Продумайте все заранее.

Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя на вас, слушатели должны почувствовать значимость вашего выступления.

Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Ваш взгляд не должен быть невыразительным, стеклянным.

Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений. Выступая, "не гуляйте" около трибуны, потому что слушатели начнут вас разглядывать, а не слушать.

Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает от того, что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают.

В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2—3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения. Никто не может полностью избежать обмолвок, поэтому из-за мелких грамматических оплошностей не стоит вносить поправки.

Задумайтесь над своим словарным запасом.

Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации.

Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Пользуйтесь руками для создания образов своих идей. При этом необходимо считаться со следующими правилами.

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса, Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Имидж деловой женщины.

Известно, что целостный образ складывается из мелочей. Сюда можно отнести обувь, одежду, макияж и аксессуары.

Обувь для деловой женщины

Деловая женщина должна носить, будучи на работе, туфли-лодочки. На них не должно быть украшений в форме бантиков или пряжек. Подошва у туфель должна быть тонкой. Каблук не больше 7,5 см. Лучше, если обувь будет из натуральной кожи. Цвет следует подбирать под тон костюма. Можно выбирать и черные туфли, но белых следует избегать.

Летом деловой имидж подразумевает открытие только пятки. Лакированную обувь днем носить нельзя.

Форма и материал обуви могут быть различными и зависеть от модных тенденций и сезона.

Форма и высота каблука находится в зависимости от формы и длины юбки. Следует во всем соблюдать меру, чтобы образ был гармоничным. Чем более легко смотрятся туфли, тем более изящной должна быть одежда. Чем тяжелее ткань, из которой сшита одежда, тем толще следует подбирать каблук обуви.

На корпоративную вечеринку можно надеть и цветные нарядные туфли. Допускается носить и лакированную обувь.

Макияж для деловой женщины

В повседневной жизни деловая женщина должна соблюдать определенные правила. Работодатели считают, что более профессионально выглядит женщина с макияжем. Но макияж должен быть исключительно деловым, то есть не слишком ярким и вызывающим.

Макияж помогает деловой женщине и на работе оставаться женственной и привлекательной. Это, несомненно, способствует и продвижению по карьерной лестнице. Ведь известно, что женщине добиться успеха в карьере бывает порой нелегко.

Следует, однако, учитывать, что на работе не следует открыто демонстрировать свою сексуальность, иначе это может привести к прямо противоположному эффекту.

Деловые женщины, по совету специалистов, должны выделять при нанесении макияжа глаза. Нельзя использовать яркие и контрастные сочетания, поскольку в условиях закрытого помещения они могут вызывать утомление у окружающих и раздражать их.

Если выделены глаза, то губам следует придать мягкий неназойливый оттенок. Черная тушь для глаз гармонично сочетается с коричневой или серой подводкой. В течение дня следует подправлять макияж, чтобы он выглядел свежим.

Для вечеринки на работе подойдут более насыщенные и яркие цвета. Если корпоратив намечается сразу после работы, а смыть утренний макияж нет возможности, то можно нанести на лицо немного пудры. Глаза можно подвести карандашом и нанести на них более яркие тени. На ресницы следует наложить новый слой туши. Губы же нужно накрасить помадой, а на нее наложить блеск.

Аксессуары для деловых женщин

Украшения деловым женщинам носить не возбраняется. Однако кольца можно носить только на безымянном пальце. Носить допускается из одного комплекта только два элемента. Например, браслет и серьги. Для дневного времени больше подойдут полудрагоценные камни (яшма, гранат, бирюза, агат и т. п.) Сочетаются с деловым костюмом украшения из серебря, золота и жемчуга. Не очень крупные изделия из кожи, металла и дерева могут также украсить вас в рабочее время.

Слишком блестящие и мерцающие украшения лучше не носить. Это ограничение вызвано тем, что блеск будет отвлекать от вас.

Украшений должно быть в меру, но полностью отказываться от них не следует.

На вечерние мероприятия тоже не нужно надевать много ювелирных украшений. Допускаются прозрачные драгоценные камни такие, как сапфиры, бриллианты и изумруды. Выбирать украшения с драгоценными камнями нужно очень внимательно.

Имидж деловой женщины будет неполным без подходящей по стилю сумочки. Лучше выбирать сумки темных цветов и гладкие. Удобнее приобретать сумочки среднего размера, поскольку слишком маленькие не смогут вместить всего, что необходимо, а чересчур большие выглядят громоздко и могут испортить ваш имидж. Можно дополнить маленькую сумочку кожаным портфелем.

Для вечеринок подойдет маленькая декоративная сумочка. Допускаются различные украшения на ней. Это могут быть стразы или вышивка.

Лучше всего для деловой женщины подойдет кожаная сумка. Она выглядит достаточно солидно и имеет долгий срок службы.

Пояса из кожи, перчатки и сумки должны соответствовать друг другу по цвету и стилю, чтобы не создавать дисгармонии в образе.

Итак, можно подвести итог, как должна выглядеть деловая женщина. Во-первых, нужно помнить, что в деловом имидже должна присутствовать благородная сдержанность и изящество. Во-вторых, деловая женщина должна оставаться и на работе привлекательной и миловидной, но не вызывающей. Использование косметики должно помочь ей в этой цели. В-третьих, аксессуары должны быть выбраны в одном стиле и цветовой гамме.

Воспользовавшись этими советами, вы сможете создать для себя поистине гармоничный образ деловой женщины.

Имидж делового мужчины.

Одежда и манеры делового мужчины. Любой гардероб должен состоять из базовых вещей и аксессуаров их дополняющих. Классический образ состоит из нескольких главных деталей:

костюм. Лучше если их будет несколько, и цветовая гамма будет делиться на светлые и темные тона. Классический покрой никогда не потеряет своей актуальности. К примеру, на пиджаке должно быть 2-3 пуговицы, а подходящая ширина лацкана от 7,5 до 9 см. Что касается рисунка ткани, особенно если на дворе лето, то допускаются тонкие светлые полоски, не яркие клетки или гладка поверхность. К примеру, костюм в полоску добавляет к образу своего обладателя несколько ноток важности;

пиджак. Подбирать стоит такую вещь, чтобы она могла сочетаться с различными цветами и видами брюк. Если пиджак является частью одного тандема с брюками, то другой низ подобрать к нему уже нельзя. Также не рекомендуется носить пиджаки с вытертыми локтями. А если перед мужчиной стоит задача зрительно увеличить свой рост, лучше всего надеть костюм. Пиджак с брюками иного цвета в этом случае не подойдет;

рубашка или сорочка. Деловой дресс-код для мужчин, касающийся этой детали гардероба весьма ограничен. Классическими для любой рубашки являются белый и голубой цвета. Короткие рукава в большинстве случаев будут не уместны. Если деловая сфера мужчины не слишком высока и консервативна, подойдут такие варианты расцветок как бледно-розовый, все пастельные тона, а также тонкие полоски красного или синего цветов.

2. Аксессуары делового мужчины. Одного базового гардероба для успешного человека естественно будет мало. Подчеркнуть свою значимость нужно с помощью небольших, но важных деталей:

галстук. Иногда может заменить собой все остальные мужские аксессуары. Именно эта деталь гардероба логически завершает образ мужчины, помогает выделиться среди окружающих, а также задать тон и настроение любой беседе. Правда, все это возможно при соблюдении правил: однотонные галстуки следует сочетать с рубашками в полоску и клетку, с учетом того, что цвет галстука должен соответствовать цвету полоски рубашки. Те галстуки, на которых есть рисунок лучше сочетать с однотонными сорочками. Длина этой детали гардероба должна быть не ниже пряжки ремня;

ботинки. Как правило, внешний облик делового мужчины начинают оценивать именно с обуви. Идеальный вариант – кожаные ботинки черного или коричневого цвета, возможно со шнурками. Обувь более светлых тонов, чем костюм или сочетающая два цвета крайне не рекомендуется. Также стоит помнить о носках. Они должны закрывать икры ног. Лучше всего если они будут темного цвета;

портфель. Его размеры должны зависеть от пропорций тела. Вне зависимости от того, мягкий или твердый материал выбрал мужчина, этот аксессуар не должен быть большим и переполненным. Идеальная цветовая гамма – черный, коричневый или темно-бордовый.

прочие аксессуары. Деловой вид мужчины прекрасно дополнит бумажник из натуральной кожи и тех же тонов, что и портфель, маленькие, строгие запонки и пряжка для ремня, черный или коричневый зонт, а также держатель для галстука, который не должен быть слишком ярким и привлекать к себе внимание.

3. Прическа делового мужчины всегда должна быть аккуратной. Что касается длины, то здесь случаются разногласия. У обладателей длинных волос много противников, однако, красиво собранный «хвост» в деловой среде вполне приемлем. Главное чтобы волосы были причесаны и уложены.

4. Внешний вид делового мужчины зависит не только от одежды. Немаловажно и то, как человек преподносит себя окружающим. Истинного элегантного джентльмена можно заметить по следующим признакам:

мягкая и легкая походка;

Аксессуары делового мужчины

спортивный и подтянутый вид;

расправленные плечи и прямая спина;

естественное и непринужденное поведение;

мягкие, сдержанные жесты, тактичные высказывания и обходительность в общении с людьми;

деловая хватка и уверенность в себе.

Имидж делового мужчины складывается из многих составляющих. Малейшая неточность в поведении, образе жизни или гардеробе может привести к потере доверия со стороны окружающих. Чтобы этого не происходило, существует золотое правило: прежде чем хорошо вести дела и заслужить репутацию успешного человека, нужно начать с самого себя.

 

Динамика конфликта.

Конфликт – это динамичный, развивающийся процесс. Выделяют следующие основные стадии его развития: предконфликтная ситуация (скрытая, латентная стадия), открытый конфликт и стадия его завершения.

Предшествующая открытому конфликту латентная стадия – это формирование всех его структурных элементов. Прежде всего, возникает причина конфронтации и проявляются ее участники, а затем возникает осознание сторонами противостояния сложившейся ситуации как конфликтной. Динамика конфликта может развиваться далее, если на первой стадии основные противоречия не будут разрешены мирно и полюбовно.

Вторая стадия – это переход его участников к конфликтному поведению, особенности которого определены в психологии и конфликтологии. Динамика конфликта на данной стадии характеризуется расширением числа участников противостояния, дезорганизационными действиями сторон, направленными друг против друга, переходом от решения проблем деловыми способами к личностным обвинениям, причем очень часто с резко негативным эмоциональным отношением, а также высокой степенью напряженности, приводящей к стрессу.

Динамика развития конфликта на данной стадии обозначается термином эскалация, т.е. возрастание деструктивных, разрушительных действий конфликтующих сторон, часто приводящих к необратимым катастрофическим последствиям.

Наконец, динамика конфликта в последней стадии – это поиск способов его разрешения. Здесь используются различные методы, приемы и стратегии управления конфликтом, привлекаются специалисты-конфликтологи и психологи. Как правило, разрешение конфликтной ситуации осуществляется двумя способами: трансформацией причин, лежащих в ее основе, и перестройкой субъективного идеального восприятия данной ситуации в сознании ее участников.

Нужно отметить, что далеко не всегда стратегии разрешения конфликта приводят к полному успеху. Довольно часто все заканчивается частичным результатом, когда видимые формы возникновения и протекания конфликтной ситуации устранены, а эмоциональное напряжение участников не снято, что может явиться причиной возникновения новых противостояний.

Полное разрешение конфликтной ситуации наступает только тогда, когда сняты все ее внешние противоречия и причины, а также устранены все внутренние, эмоционально-психологические факторы.

Наиболее сложной задачей на последней разрешительной стадии конфликта является преобразование, изменение субъективного идеального восприятия причин противостояния в сознании учасников каждой из сторон. Если эта цель у посредников или руководства организацией будет достигнута, то разрешение конфликта пройдет успешно.

Динамика социального конфликта, межличностного или внутриличностного протекает по стандартной схеме и имеет те же стадии и способы разрешения, только, разумеется, со своей спецификой.

Общение: понятие, стороны.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

· Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

· Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

· Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

  • умением устанавливать психологический контакт;
  • учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  • аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  • эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.01 с.)