Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения.

Поиск

Какие средства вы можете использовать для создания собственного позитивного образа у ваших партнеров по деловому общению?

1. Одежда и внешний вид. Всегда стоит помнить, что «Встречают по одежке - провожают по уму».

2. Осанка. Примером хорошей осанки является положение фигуры человека, который не прячет голову в плечи, смотрит в глаза собеседнику. Проведенными исследованиями установлено, что имеется прямая связь между эмоциональным и физическим состоянием человека, его осанкой.

3. Говорить необходимо ясно и убедительно. Всего принято выделять девять коммуникативных качеств, в соответствии с которыми речь оценивается как «хорошая» или «плохая». Вот эти качества:

 

1. Правильность.

2. Разнообразие (богатство).

3. Чистота.

4. Точность.

5. Логичность.

6. Выразительность.

7. Уместность.

8. Доступность (понятность).

9. Действенность.

10. Этичность.

 

Вся система правил делового этикета построена на основе ниже приведенных принципов:

1. Принцип уважения

2. Принцип приоритета старшего

3. Принцип приоритета женщины

4. Принцип эстетики

5. Принцип гигиены

Уважение включает в себя вежливость, соблюдение статусных различий, сочетание равенства (паритета) и преимущества (приоритета).

 

Что может помешать вам понять вашего собеседника? А что может помочь вам?

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Один из них - барьер непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический и другие.

Семантический барьер может возникать между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, определяeт стиль жизни и мышления её носителей. Чаще всего выделяют субкультуры молодёжи, представителей различных профессиональных групп, преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и так далее.

Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации, что может привести к непониманию.

При несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов возникает логический барьер. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют разные представления о существенных основаниях суждения.

Выделяют также барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие. Схема выхода из ситуации «барьера» включает следующие этапы:

1) оценка создавшейся ситуации «барьера»

2) выявление ориентировочных причин возникновения;

3) исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействия негативных факторов)

4) определение аффективных действий для выхода из создавшейся
ситуации.

 

9. Какие типы взаимодействия людей в общении вы знаете?

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Конкуренция. Тип взаимодействия сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное — не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызвавших недовольство, и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависят его расположение и доверительность.

10. В чем заключаются сущность и функции деловой беседы?

Деловая беседа — это межличностное речевое общение, предполагаю!! „е обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

Современное понимание деловой беседы означает устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для проведения и решения конкретных проблем.

Функции деловой беседы:

1. Начало перспективных мероприятий и процессов

2. Контроль и координирование уже начатых мероприятий и процессов

3. Обмен информацией

4. Взаимное общение работников из одной сферы деятельности

5. Поддержание деловых контактов

6. Поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов

7. Стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях

 

Какие этапы проведения деловой беседы вы можете выделить?

Выделяют 3 этапа подготовки и проведения данного вида речевого общения

1. Докоммуникативный

2. Коммуникативный

3. Посткоммуникативный

Подготовка к проведению беседы начинается с предварительных мероприятий. Необходим четкий план - программа действия. Следует определить тему и цели обсуждения, оценить будущих участников общения и обстановку. Надо разработать стратегию достижения целей и тактику ведения беседы.

Сбор материала - трудоемкое дело, но это важнейшая стадия работы по подготовке будущего контакта. Целесообразно сразу же дополнить собранные материалы собственными примечаниями, затем систематизировать информацию и написать тезисы.

Рассмотрим структуру коммуникативного этапа. В начале беседы на,э установить контакт с собеседником, создать рабочую атмосферу, привлечь внимание и интерес партнера. При первых словах встречи желательно улыбаться, сказать несколько приятных слов личного характера, пошутить или использовать сравнение для краткого изложения ситуации. Правильное начало беседы предполагает указание ее целей, задач, объявление последовательности рассмотрения вопросов.

Сведения, с которыми вы хотите познакомить собеседников, надо представить кратко, точно и ясно, с указанием источников информации и подчеркиванием их надежности. Излагайте преимущества и последствия, вытекающие из приведенных фактов.

В конце беседы необходимо сделать выводы из основных положен*: сформулировать четко и лаконично основные идеи. Опытные деловые люди советуют оставлять в запасе один сильный аргумент. После окончания встречи делают письменную запись, фиксирующую цели, задачи, позиции сторон, достигнутые договоренности, вопросы.

 

Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения?

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Общение - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

На сегодняшний день навыками делового общения должен обладать каждый деловой человек. Психология делового общения - составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

 

2. Докажите необходимость знаний по психологии делового общения для вашей профессиональной деятельности?

Профессионализация юриста - это, в первую очередь, хорошая базовая подготовка и специализация, в том числе и в области психологии делового общения. Юристы тесно общаются с людьми, а значит межличностные отношения играют огромную роль в профессиональной их деятельности. Профессиограмма юриста представляет собой сложную и иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, в том числе и знание психологических особенностей формирования групп и коллективов, также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости. Юрист должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы для формирования нормального психологического микроклимата в коллективе.

Деловое общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей.

Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие
положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений. Эти принципы заложены в основах этики делового общения.

Знание психических закономерностей формирования груш и коллективов, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудников правоохранительных органов, помогает им регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической деятельности.

 

3. Дайте определение общения. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психического контакта между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средство различных форм выражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

Деловое общение - это межличностное общение. Цель - способ организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, финансовой, коммерческой и т.д.

Деловое общение, как и любой другой тип общения, имеет свои психологические особенности. Рассматривая деловое общение с психологической точки зрения, мы можем выявить его сильные и слабые стороны, его специфические черты, обуславливающие его развитие в определенном направлении.

Общение - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (поведение, выбираемое участниками общения). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором - механизмов межличностного общения.

 

4. Какие особенности обмена информацией в процессе общения вы знаете?

1. Регламентированность - подчинение установленным правилам и ограничениям. Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета. Регаментированность включает в себя также соблюдение речевого этикета, т.е. устойчивых формул общения, применяемых в типичных ситуациях. Регламентированность означает ограниченность его определенными временными рамками.

2. Строгое соблюдение его участниками формально-ролевых принципов взаимодействия. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и официальным представителем на каком-либо мероприятии и т.п. Необходимо учитывать это и вести себя в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и принятой ролью.

3. Повышенная ответственность участников за его результат. Успешное деловое взаимодействие во многом определяется правильно выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением с формулировать цели и задачи разговора, определить интересы, выстроить обоснование собственной позиции и т.д.

4. Особую значимость приобретают такие качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову и долгу, соблюдение нравс­твенно-этических принципов и этикетных норм, надлежащее служебное поведение.

5. Речь деловых людей должна быть прежде всего правильной, т.е. соответствовать нормам современного литературного языка

В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.)

 

4. Какие невербальные средства общения вы знаете? Каковы их роль и значение в процессе общения?

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

К невербальным. средствам (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую и н форм аци он ну ю нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к невербальным средствам прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим комму н и кати вн ым возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию ком му н и кати вн ы х возможностей человеке, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

 

 

5. Какие эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга процессе общения вы знаете? В чем их суть?

Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией - уподоблением себя ему. При идентификации человек как г л ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика' Дейла Карнеги, изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основана в значитеявной степени на механизме идентификации.

Очень близка к идентификации эмпатия - понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Один из основоположников гуманистической психологии К. Роджерс определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание».

Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

С точки зрения характеристики общения и идентификация, и эмпатия требуют решения еще одного вопроса - как партнер по общению будет понимать меня.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.011 с.)