Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная психология и деловое общениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблемы социальной психологии и науки «деловое общение» тесно взаимосвязаны. Именно в рамках социальной психологии началось обстоятельное исследование такого очень важного социально-психологического феномена, как общение. Были установлены специфика общения, его структура, содержание и основные функции. Следует сразу отметить, что «общение» - это специфически русский термин. В зарубежной психологии не существует точного перевода этого слова и чаще всего его заменяет «коммуникация». В российской психологической науке коммуникация рассматривается лишь как один из аспектов общения.1 Несмотря на различные трактовки понятие «общение» в отечественной социальной психологии, можно выделить самые существенные его характеристики. Во-первых, это особая форма проявления активности субъекта; во-вторых, это особый вид реальности межличностных отношений', в-третьих, общение всегда предполагает определенные формы совместной деятельности людей. Общение и деятельность тесно взаимосвязаны. Но между ними как видами человеческой активности существует и различие. Кроме создания какого-либо продукта (материального или духовного), что характерно для деятельности, общение предполагает еще и влияние людей друг на друга.
1 См.: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь. 2003. — С. 18. Одно из общепринятых определений общения предполагает его понимание как особой формы активности субъекта, результатом которой является не столько предмет, сколько межличностные отношения.1 В рассмотрении структуры общения доминируют два подхода. Один из них выделяет три уровня анализа общения: макроуровень (общение рассматривается как значимая для психического развития индивида системы его взаимосвязей с другими людьми); мезауро-венъ (общение анализируется как динамическая система контактов, ситуаций, этапов общения) и микроуровень (общение рассматривается как совокупность элементарных единиц общения, под которыми понимается взаимодействие субъектов общения в каком-либо поведенческом акте).2 Второй подход опирается на выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.3 Коммуникативная сторона общения с ее информационно-коммуникативной функцией предполагает обмен информацией между коммуникаторами посредством двух знаковых систем, вербальной и невербальной, и единой или сходной системой кодификации и де-кодификации сообщений. Интерактивная сторона общения предполагает реализацию регу-ляционно-коммуникативной функции, нацеленной на поведенческую сферу и организацию совместной деятельности субъектов общения. Перцептивная сторона общения связана с перцептивно-коммуникативной функцией, которая реализуется в межличностном восприятии друг друга субъектами общения. В последнее время в социальной психологии предлагается расширить эту структурную классификацию общения до пяти составляющих, включив еще два структурных компонента: когнитивную составляющую, связанную с реализацией когнитив-но-комуникативной функции и характеризующую процессы межличностного познания и понимания субъектов общения; аффективную составляющую, которая выполняет аффективно-коммуникативную функцию и связана с регуляцией эмоциональных состояний субъектов общения.4 Таким образом, общение это многомерный социально-психологический феномен, который включает в себя и определенные психологические механизмы познания и понимания субъектов
1 См.: Душкина М.Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2004. — С. 12. 2 См.: Психология. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — С. 354. 3 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М: Аспект 4 Душкина М.Р. Указ. соч. — С. 15. общения. Были выделены четыре таких психологических механизма' идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все они участвуют и в деловом общении. Большое значение для становления теоретических основ делового общения имела разработка в социальной психологии проблемы конформизма —- изменение поведения или убеждений в результате группового давления. Конформизм проявляется в двух формах: внешней и внутренней. Внешний конформизм есть уступчивость — «внешнее следование за группой при внутреннем несогласии». Внутренний конформизм — одобрение, «полное соответствие убеждений и поступков групповому давлению».1 Обычно выделяют две причины конформизма: нормативное и информационное влияние группы. Исследование межличностных отношений в малых группах -еще одно достижение социальной психологии. Оно позволило установить очень важный для делового общения эффект социальной фасилитации — «усиления доминантных реакций в присутствии других».2 Было установлено, что присутствие других улучшает выполнение простых задач, связанных с проявлением доминирующих психических реакций. Одним из важных направлений социальной психологии является исследование психологических механизмов межгруппового взаимодействия. Разработка таких феноменов, как этноцентризм, внутри-групповой фаворитизм, внешнегрупповая дискриминация, способствовала выявлению причин межгрупповой агрессии и враждебности. Исследования американских психологов Д. Майерса, Д. Тернера показали, что «отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность и пристрастность межгруппового восприятия и оценивания».3 Особое место в социальной психологии занимает исследование психических процессов больших социальных групп и массовых явлений. Выделение таких сфер психических процессов, как когнитивная, мотивационная, аффективная и регулятивно-волевая, позволило установить роль общегрупповых мотиваций и потребностей в формировании направленности психики личностей, включенных в большие социальные группы. В деловом общении значение когнитивной и потребиостно-моти-вационной сферы может проявляться в стремлении членов больших социальных групп (например, предпринимателей) к объединению в
1 Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. — С. 292. 2 МайерсД. Указ. соч. — С. 357. Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — С. 369. ассоциации, корпорации, союзы на основе общности своих интересов и потребностей. Включение в предмет исследования социальной психологии психических процессов, характерных для массовых скоплений людей, сообществ, больших диффузных групп, стало значительным шагом в развитии социально-психологической науки. Впервые исследование этих процессов было предпринято в конце XIX — начале XX веке в работах Г. Тарда, Г. Лебона. Анализ психологии толпы, проведенный в работе Г. Лебона «Психология народов и масс», показал, что толпа представляет собой особый социально-психологический феномен. Для нее характерны такие психологические качества и черты, как доминирование бессознательных психических процессов, возрастание восприимчивости индивидов в толпе к внушению, психическому заражению, к аффективным эмоциональным реакциям и вместе с тем ослабление индивидуальной воли и осознанного контроля за своими действиями.' На основе этих характеристик Лебон формулирует психологический закон духовного единства толпы, который обнаруживается в коллективных действиях толпы, ее коллективной воле и душе.2 Разработка психических процессов, характерных для массовых социальных скоплений людей, была продолжена в работах современного французского психолога Сержа Московичи. Справедливо отмечая, что возрастание роли электронных коммуникаций во второй половине XX века привело к «глобализации масс» — созданию массы мирового масштаба, Московичи обращает внимание на оборотную сторону этой глобализации — возможность без особых затруднений производить внушение масс и осуществлять психологическое господство над ними.3 Для делового общения особенно важно замечание Московичи о том, что масс-медиа непрерывно меняют и трансформируют отношения между массами и социальными общностями людей. Экономические, профессиональные деления теряют свой традиционный характер и трансформируются прессой, которая смягчает их и облачает в форму общественного мнения, выходящего за их пределы.4 Эти положения Московичи раскрывают психологические механизмы информационных технологий делового общения, использующих манипуляцию и внушение для изменения мнений и поведения людей.
1 См.: Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995. – С.162 2 Там же. С. 157. 3 См.: Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер. с 4 Там же. С. 244.
Таким образом, развитие такой фундаментальной психологической теории, как социальная психология, способствовало созданию теоретического базиса науки «деловое общение».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.008 с.) |