Социальная психология и деловое общение 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная психология и деловое общение



Проблемы социальной психологии и науки «деловое общение» тесно взаимосвязаны. Именно в рамках социальной психологии нача­лось обстоятельное исследование такого очень важного социально-психологического феномена, как общение. Были установлены специ­фика общения, его структура, содержание и основные функции.

Следует сразу отметить, что «общение» - это специфически русский термин. В зарубежной психологии не существует точного перевода этого слова и чаще всего его заменяет «коммуникация». В российской психологической науке коммуникация рассматривается лишь как один из аспектов общения.1

Несмотря на различные трактовки понятие «общение» в отече­ственной социальной психологии, можно выделить самые сущест­венные его характеристики. Во-первых, это особая форма проявления активности субъекта; во-вторых, это особый вид реальности межлично­стных отношений', в-третьих, общение всегда предполагает определен­ные формы совместной деятельности людей. Общение и деятельность тесно взаимосвязаны. Но между ними как видами человеческой актив­ности существует и различие. Кроме создания какого-либо продукта (материального или духовного), что характерно для деятельности, общение предполагает еще и влияние людей друг на друга.

 

 

1 См.: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом вза­имодействии. — СПб.: Речь. 2003. — С. 18.

Одно из общепринятых определений общения предполагает его понимание как особой формы активности субъекта, результатом которой является не столько предмет, сколько межличностные от­ношения.1

В рассмотрении структуры общения доминируют два подхода. Один из них выделяет три уровня анализа общения: макроуровень (общение рассматривается как значимая для психического развития индивида системы его взаимосвязей с другими людьми); мезауро-венъ (общение анализируется как динамическая система контактов, ситуаций, этапов общения) и микроуровень (общение рассматрива­ется как совокупность элементарных единиц общения, под которы­ми понимается взаимодействие субъектов общения в каком-либо поведенческом акте).2

Второй подход опирается на выделение в общении трех взаимосвя­занных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.3

Коммуникативная сторона общения с ее информационно-комму­никативной функцией предполагает обмен информацией между коммуникаторами посредством двух знаковых систем, вербальной и невербальной, и единой или сходной системой кодификации и де-кодификации сообщений.

Интерактивная сторона общения предполагает реализацию регу-ляционно-коммуникативной функции, нацеленной на поведенческую сферу и организацию совместной деятельности субъектов общения.

Перцептивная сторона общения связана с перцептивно-комму­никативной функцией, которая реализуется в межличностном вос­приятии друг друга субъектами общения.

В последнее время в социальной психологии предлагается рас­ширить эту структурную классификацию общения до пяти состав­ляющих, включив еще два структурных компонента:

когнитивную составляющую, связанную с реализацией когнитив-но-комуникативной функции и характеризующую процессы межлич­ностного познания и понимания субъектов общения;

аффективную составляющую, которая выполняет аффективно-коммуникативную функцию и связана с регуляцией эмоциональных состояний субъектов общения.4

Таким образом, общение это многомерный социально-психологический феномен, который включает в себя и определен­ные психологические механизмы познания и понимания субъектов

 

1 См.: Душкина М.Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2004. — С. 12.

2 См.: Психология. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — С. 354.

3 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М: Аспект
Пресс, 2001. - С. 82.

4 Душкина М.Р. Указ. соч. — С. 15.

общения. Были выделены четыре таких психологических механиз­ма' идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все они участ­вуют и в деловом общении.

Большое значение для становления теоретических основ дело­вого общения имела разработка в социальной психологии пробле­мы конформизма —- изменение поведения или убеждений в резуль­тате группового давления. Конформизм проявляется в двух формах: внешней и внутренней. Внешний конформизм есть уступчивость — «внешнее следование за группой при внутреннем несогласии». Внутренний конформизм — одобрение, «полное соответствие убеж­дений и поступков групповому давлению».1 Обычно выделяют две причины конформизма: нормативное и информационное влияние

группы.

Исследование межличностных отношений в малых группах -еще одно достижение социальной психологии. Оно позволило уста­новить очень важный для делового общения эффект социальной фасилитации — «усиления доминантных реакций в присутствии дру­гих».2 Было установлено, что присутствие других улучшает выполне­ние простых задач, связанных с проявлением доминирующих пси­хических реакций.

Одним из важных направлений социальной психологии является исследование психологических механизмов межгруппового взаимо­действия. Разработка таких феноменов, как этноцентризм, внутри-групповой фаворитизм, внешнегрупповая дискриминация, способст­вовала выявлению причин межгрупповой агрессии и враждебности. Исследования американских психологов Д. Майерса, Д. Тернера пока­зали, что «отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность и пристрастность межгруппового воспри­ятия и оценивания».3

Особое место в социальной психологии занимает исследование психических процессов больших социальных групп и массовых яв­лений. Выделение таких сфер психических процессов, как когни­тивная, мотивационная, аффективная и регулятивно-волевая, по­зволило установить роль общегрупповых мотиваций и потребностей в формировании направленности психики личностей, включенных в большие социальные группы.

В деловом общении значение когнитивной и потребиостно-моти-вационной сферы может проявляться в стремлении членов больших социальных групп (например, предпринимателей) к объединению в

 

1 Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. — С. 292.

2 МайерсД. Указ. соч. — С. 357.

Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — С. 369.

ассоциации, корпорации, союзы на основе общности своих интере­сов и потребностей.

Включение в предмет исследования социальной психологии пси­хических процессов, характерных для массовых скоплений людей, сообществ, больших диффузных групп, стало значительным шагом в развитии социально-психологической науки. Впервые исследова­ние этих процессов было предпринято в конце XIX — начале XX ве­ке в работах Г. Тарда, Г. Лебона. Анализ психологии толпы, прове­денный в работе Г. Лебона «Психология народов и масс», показал, что толпа представляет собой особый социально-психологический феномен. Для нее характерны такие психологические качества и черты, как доминирование бессознательных психических процес­сов, возрастание восприимчивости индивидов в толпе к внушению, психическому заражению, к аффективным эмоциональным реакци­ям и вместе с тем ослабление индивидуальной воли и осознанного контроля за своими действиями.'

На основе этих характеристик Лебон формулирует психологиче­ский закон духовного единства толпы, который обнаруживается в коллективных действиях толпы, ее коллективной воле и душе.2

Разработка психических процессов, характерных для массовых социальных скоплений людей, была продолжена в работах совре­менного французского психолога Сержа Московичи. Справедливо отмечая, что возрастание роли электронных коммуникаций во вто­рой половине XX века привело к «глобализации масс» — созданию массы мирового масштаба, Московичи обращает внимание на оборот­ную сторону этой глобализации — возможность без особых затрудне­ний производить внушение масс и осуществлять психологическое господство над ними.3 Для делового общения особенно важно за­мечание Московичи о том, что масс-медиа непрерывно меняют и трансформируют отношения между массами и социальными общ­ностями людей. Экономические, профессиональные деления теряют свой традиционный характер и трансформируются прессой, которая смягчает их и облачает в форму общественного мнения, выходящего за их пределы.4

Эти положения Московичи раскрывают психологические меха­низмы информационных технологий делового общения, исполь­зующих манипуляцию и внушение для изменения мнений и пове­дения людей.

 

1 См.: Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995. – С.162

2 Там же. С. 157.

3 См.: Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер. с
франц. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. — С. 237.

4 Там же. С. 244.

 

 

Таким образом, развитие такой фундаментальной психологиче­ской теории, как социальная психология, способствовало созданию теоретического базиса науки «деловое общение».





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.006 с.)