Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективное бессознательное в деловом общении

Поиск

По сравнению с фрейдовской психоаналитической концепцией личности Юнг формулирует и более расширенное понимание содер­жания бессознательных психических процессов. Он вводит еще один структурный компонент: «коллективное бессознательное». В статье «Понятие коллективного бессознательного» Юнг рассматривает осо­бенности этого самого глубинного, по его мнению, слоя психиче­ских процессов личности. В отличие от личностного бессознатель­ного коллективное бессознательное всеобще и идентично у всех лю­дей; оно включает в себя такое психическое наследие человеческой эволюции, которое каждый раз заново рождается в мозговой струк­туре психики отдельной личности. Имея универсальную и безлич­ную природу, коллективное бессознательное не развивается инди­видуально, в личностном опыте.

 

Если личностное бессознательное состоит из вытесненных ц3 сознания человека представлений и комплексов, а также таких по­буждений и влечений, которые из-за малой интенсивности никогда не достигали сознания, то коллективное бессознательное является результатом психической эволюции всего человеческого рода и сво­им существованием обязано исключительно наследственности.'

По своему содержание коллективное бессознательное состоит из «предшествующих форм, архетипов2, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми и которые придают определен­ную форму содержаниям психики».3 В архетипах в краткой форме «записан» весь родовой психический опыт человечества, но он пред­ставлен не в виде определенного содержания, а в виде априорных, врожденных форм психики. Эти изначально врожденные формы пси­хики Юнг сравнивает с осевой системой кристалла, которая обычно формирует заранее структуру кристалла.

Архетипы коррелятивны (соотносительны) инстинктам и служат их бессознательными образами, или образцами инстинктивного по­ведения.4 Если инстинкты задают динамическую программу, опре­деляющую структуру поведения человека на биологическом уровне, то архетипы служат регуляторами его психической жизни. Архети­пы древнее культуры, так как они не передаются традицией, мигра­цией или речью.

Сущность архетипа проявляется в том, что он априорно форми­рует способность и активность воображения, выражает готовность структуры мозга к актуализации тех или иных психических форм.

Архетип актуализируется спонтанно (помимо воли и сознания личности) и тогда, когда появляется соответствующая ему жизнен­ная ситуация. Поскольку типичных жизненных ситуаций в процес­се психической эволюции человечества возникало много, то и архе­типов тоже много. Они «отчеканены» на психической конституции человеческого рода и представляют собой такие «формы без содер­жания», которые создают возможность определенного типа воспри­ятия и действия.5 В качестве примеров архетипов Юнг приводит архетипы Героя, Матери, Совести,

В индивидуальной психике личности архетипы реализуются че­рез архетипические образы, которые представляют собой формы,

 

1 Юнг К.Г. Понятия коллективного бессознательного // Аналитическая психоло­
гия: Прошлое и нестоящее. — М.: Мартис, 1995. — С. 71.

2 У Юнга означает определенное образование архаического характера.

3 Юнг К.Г, Понятие коллективного бессознательного // Аналитическая психоло­
гия. С. 72.

4 Там же. С. 73.

5 Там же. С. 77-78.

 

 

уже наполненные определенным личностным бессознательным со­держанием. Юнг отмечает, что в архетипическом образе коллективное й личностное бессознательное существуют в неразрывном единстве. Сами же архетипические образы обнаруживают себя символически: в сновидениях, фантазиях художественного и научного творчества, в некоторых расстройствах психики личности, в очень сильных эмоциональных переживаниях.

Таким образом, связь архетипа с субъективными переживаниями личности и ее поведенческими реакциями и действиями опосредо-ванна и осуществляется через ряд промежуточных звеньев (рис. 5.2).

7 Г 111111

Внешние поведенческие проявления

Жизненные ^ "\ ситуации

Сновидения

Фантазии


Коллективное бессознательное

Архетипы

(психический уровень)

Творчество

Инстинкты

{биологический уровень)

Рис. 5.2. Реализация архетипов в индивидуальной психике личности

 

 

Юнг отмечает, что любая активация соответствующего данной ситуации архетипа сопровождается сильным эмоциональным по­трясением личности, так как освобождаются и приходят в действие скрытые в архетипе взрывоопасные силы.

Ситуации, соответствующие какому-либо архетипу, могут воз­никнуть и в деловом общении. Тогда активация архетипа может вы­звать у делового партнера очень интенсивные архетипические пе­реживания. Они возникают спонтанно, помимо его воли и созна­ния и оказывают на него значительное воздействие. При этом могут проявиться такие психические содержания, которые находятся в резком контрасте с прежними представлениями делового партнера.

Власть архетипа может оказаться настолько сильной, что воз­никнет опасность «психического заражения» других деловых парт­неров. И поскольку архетипические переживания трудно поддаются оценке, то спроецированные на других партнеров, они могут закре­питься в них и вызвать отношения несовместимости с проецирую­щим деловым партнером. Тогда между партнерами может возник­нуть «дьявольский», то есть разделяющий, эффект.1

Юнг отмечает, что такой разделяющий эффект между двумя личностями может вызвать архетип Тени — непризнанной, темной половины человека. И возникновение архетипического образа Тени означает, что эти два человека несовместимы друг с другом и по­этому бессознательное отталкивает их друг от друга.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.124 (0.008 с.)