Психические функции деловых партнеров в деловом общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические функции деловых партнеров в деловом общении



Доминирующая психическая функция — наиболее устойчивая, надеж­ная и наиболее развитая функция психики личности. Она исполь­зуется инстинктивно для привычного реагирования и приспособле­ния. Другие функции тоже присутствуют в психике личности, но они большей частью неустойчивы, ненадежны, несамостоятельны и зависят от внешних обстоятельств и других людей. При этом они функционируют преимущественно на бессознательном уровне.

Юнг разделяет все психические функции на рациональные и иррациональные. К разряду рациональных психических функций он относит мыслительную и чувствующую, поскольку они позволяют создавать оценочные суждения, в которых присутствует истолкова­ние и оценка внешней ситуации или жизненного опыта личности, При этом эмоциональные суждения, связанные с доминированием чувствующей функции, могут быть такими же последовательными и рассудительными, как и мышление.2 В соответствии с доминирова­нием в психике мыслительной или чувствующей функции Юнг вы­деляет эмоциональный и мыслительный типы личности.

Личность эмоционального типа руководствуется в деловом обще­нии «политикой чувств», и требуется чрезвычайная ситуация, чтобы заставить ее задуматься. Личность мыслительного типа размышляет в деловом общении значительно больше, чем личности других ти­пов. Она подвергает обдумыванию и осмыслению свои собственные действия, действия других деловых партнеров, осуществляет всесто­ронний анализ обстоятельств деловой ситуации и вариантов реше­ния деловой проблемы. При этом личность мыслительного типа от­дает предпочтение мышлению, независимо от того, экстраверт она или интроверт.

Различение личностей эмоционального и мыслительного типов особенно заметно тогда, когда они становятся деловыми партнерами. Например, партнер с эмоциональным типом личности бурно выра-

 

1 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — С. 109.

2 Там же. С. 107.

 

свое чувство огорчения и сожаления по поводу повышения ак­ций алюминиевого концерна, а деловой партнер мыслительного ти-юа спокойно и всесторонне анализирует причины их повышения.

Ценность партнера мыслительного типа в деловом общении со­стоит в том, что он остается эмоционально отстраненным при ре­шении деловой проблемы, менее подвержен влиянию своего эмо­ционального состояния и поэтому способен предложить решение проблемы на объективных основаниях. Личность эмоционального Типа обладает другим преимуществом в деловом общении. Он слу­жит своеобразным барометром того, как результат решения про-. блемы может сказаться на межличностных отношениях.1

К иррациональным психическим функциям Юнг относит ощу­щающую и интуитивную. Обе эти психические функции личности ориентированы на «восприятие данного*^ а не на его истолкование и оценку. Ощущающая функция связана с осознанным восприятием, а интуитивная — с восприятием через бессознательное. Соответственно доминированию одной из двух иррациональных психических функций Юнг различает ощущающий и интуитивный типы личности.

В деловом общении партнер ощущающего типа личности осо­бенно проницателен в отношении своей сенсорики, сенсорики сво­их деловых партнеров и тех сенсорных стимулов, которые он полу­чает от обстоятельств деловой ситуации. Поэтому он довольно бы­стро ориентируется в любой ситуации делового общения, воспринимая все малейшие детали, конкретные события и факты. Его мало волнуют и интересуют внутренние переживания, скрытые мысли и намерения деловых партнеров, поскольку ключевое значе­ние для него имеют их конкретные слова и дела.

Партнер интуитивного тип личности в деловом общении пола­гается на свои собственные предчувствия и догадки. Поэтому дело­вую ситуацию он воспринимает в преобразованном, трансформиро­ванном виде вместе с теми новыми возможностями, которые она ему открывает в будущем. Но как только эти возможности реализуются, партнер-интуитивист теряет к ним всякий интерес. В межличност­ных отношениях партнера-интуитивиста больше интересуют скры­тые смыслы интерпретации, предположения деловых партнеров. Он склонен больше фантазировать и давать простор своему бес­сознательному.2

Выделенные Юнгом четыре психические функции, взаимодей­ствуя с двумя установками (экстраверсией и интроверсией), обра­зуют восемь различных типов личности: экстравертный мысли-

 

 

С. 246-248.

1 См. подробнее об этом: Крегер О., Тъюсон Дж. М. Указ. соч.

2 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — С. 108.

 

тельный, эмоциональный, ощущающий, интуитивный; интроверт-ный — мыслительный, эмоциональный, ощущающий, интуитивный. Каждый из этих типов личности имеет свои особенности прояв­ления в деловом общении. Так, партнер экстравертного мыслительного типа строит свои суждения и умозаключения, опираясь на объек­тивные факты деловой ситуации. Владея хорошим чувством реально­сти, он вносит ясность в сложные конфликтные ситуации межлич­ностного общения. Партнер экстравертного эмоционального типа быстро оценивает требования деловой ситуации, выражая свои чув­ства в экстравертной форме. Эти чувства согласуются с общезначи­мыми ценностями и потому деловой партнер такого тияа активен и коммуникабелен на деловых встречах, переговорах, пресс-конфе­ренциях. Но поскольку его мышление всегда подчинено чувству, то партнер экстравертного эмоционального типа может «раствориться» в потоке своих противоречивых чувственных состояний, утратив свою идентичность.1 Деловой партнер экстравертного ощущающего типа в межличностном общении устанавливает активную сенсор­ную связь с деловыми партнерами. Он больше обращает внимание на имидж делового партнера, его внешнюю привлекательность, де­тали одежды. При принятии решений ориентирован на объекты осязаемой реальности.

Для экстравертного интуитивного типа личности характерна выжидательная позиция в деловом общении. Партнер этого типа больше «всматривается» в деловых партнеров и пытается постигнуть их скрытые намерения и желания с помощью своих догадок и пред­чувствий. Он хорошо диагностирует потенциальные возможности личности и потому может стать хорошим менеджером по персоналу.

Мотивация партнера интровертного мыслительного типа лично­сти всегда исходит изнутри, она, как правило, менее зависима от общепринятых традиционных утверждений и ценностей. Деловой партнер такого типа при принятии решений будет опираться на собственные суждения. Они будут иметь для него преобладающую ценность, по сравнению с реально существующими фактами дело­вой ситуации. В межличностном общении партнер интровертного мыслительного типа обычно демонстриует индифферентность к мнениям своих деловых партнеров.

Деловой партнер интровертного чувствующего типа ищет в дело­вой ситуации такие образы и символы, которые в действительности не существуют, но он представляет их в своем видении. В деловой межличностной коммуникации такой партнер замкнут, молчалив, трудно доступен и для своей обороны выдвигает отрицательные чув­ственные суждения или глубокое равнодушие.2

1 Психология и психоанализ характера: Хрестоматия. — С. 191.

2 Там же. С. 213.

Партнер интровертного ощущающего типа личности обладает повышенной чувствительностью в деловой коммуникации. Его вы­раженная чувствительность к партнерам проявляется в том, что он фиксирует отдельные детали одежды деловых партнеров, улавливает малейшие изменения мимики, выражения их лица, походки, позы. Но поскольку ощущаемые объекты и партнеры стоят все же на вто­ром месте после его субъективных ощущений, то все суждения партнера этого типа строятся на основе внутренних побуждений и переживаний. Его субъективное восприятие ориентировано скорее на значение и оценку воспринимаемых деловых партнеров, нежели на регистрацию их объективных психологических характеристик.

Деловые партнеры интровертного интуитивного типа обычно испытывают большие трудности в общении. В деловой коммуника­ции их интровертная интуиция направлена преимущественно на содержание таких бессознательных психических образов, которые находятся за пределами данной деловой ситуации и существуют лишь в ее не проявленных возможностях, то есть в будущем.

Имея не совсем ясное представление о реальных деталях дело­вой ситуации, партнеры этого типа с трудом устанавливают связи между существующими фактами, явлениями и собственным внут­ренним миром. Они, как правило, долго отыскивают нужный дело­вой документ, опаздывают на назначенную деловую встречу, а ре­шение деловой проблемы редко доводят до конца.

Юнговская типология личностей позволяет более всесторонне диагностировать тип делового партнера и подобрать соответствуют щую этому типу когнитивную и поведенческую стратегию общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.005 с.)