Системы психики личности в деловом общении



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы психики личности в деловом общении



Будучи самым глубинным пластом психики личности, коллектив­ное бессознательное тесно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует целостную психическую структуру личности. Интегрирующий и регулирующий центр этой структуры, направляющий психическое развитие лично­сти, — архетип целостности и единства, который Юнг обозначал как Самость?

Выступая первоначально как врожденная предрасположенность, архетип Самости при своей актуализации проявляется как «психиче­ская тотальность», поскольку охватывает не только бессознательную

 

К.Г. Совесть с психологической точки зрения. — С. 94. Там же. С. 77.

Юнг К.Г. Добро и зло в аналитической психологии // Аналитическая психоло-«я- - С. 107.

 

 

психику, но и сознательную. И таким образом Самость представляет собой всю существующую и являющуюся личность, которую осознать до конца невозможно. Она превыше нашего воображения, так как включает в себя неопределенную и неопределимую величину бес­сознательного.1

Становление Самости, согласно Юнгу, происходит в процессе индивидуации — такого психического развития, при котором личность обретает второе, духовное рождение. При этом в психике личности осуществляется новое единство сознания с бессознательным и лич­ность становится психически самостоятельным существом, способ­ным к саморазвитию. Сознанию Самость предстает в виде опреде­ленного геометрического символа целостности (круга, квадрата или мандолы — фигуры, в которой круг заключен в квадрат или квадрат в круг).2

Самость удерживает все системы психики вместе и обеспечивает единство, равновесие и стабильность личности. Как основные систе­мы психики Юнг выделяет сознание, личностное бессознательное и коллективное бессознательное.3

Согласно Юнгу сознание представляет собой самую малую и из­меняемую часть психики, с помощью которой личность восприни­мает и познает внешний мир. По своему содержанию сознание включает в себя психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, оценки и воли. Центр сознания — «Я», к которому стекаются все осознаваемые психиче­ские процессы и их взаимодействия. Их множество образует единст­во и связь сознания, комплекс «Я», который является лишь частным комплексом, поскольку осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит.4

В деловом общении содержательные элементы сознания играют важную роль. Так, психические процессы апперцепции обусловли­вают особенности восприятия деловыми партнерами друг друга, ко­торые связаны с их собственным жизненным и профессиональным опытом. Эмоциональные психические реакции деловых партнеров связаны с процессами чувствования. Партнеры в межличностном общении осознают друг друга обычно в рамках эмоциональных ди­хотомических опенок (приятный — неприятный; хороший — пло-чой; привлекательный — непривлекательный; добрый — злой; чест­ный — лживый; искренний — лицемерный и т.д.).

 

1 Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 240.

2 Подробнее о мандале как символике Самости см.: Зеленский В.В. Аналитиче­
ская психология: Словарь. — СПБ.: Б.С.К. 1996. — С. 128.

3 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — С. 125.

4 Там же. С. 277.

 

Процессы предвосхищения более всего характеризуют природную и профессиональную интуицию деловых партнеров. Она позволяет им предсказывать и прогнозировать развитие деловой ситуации и модели поведения друг друга.

Распознавание способов решения деловой проблемы, ее анализ, аргументация суждений и выводов связаны с процессами мышления. В сложных деловых ситуациях между процессами мышления и чув­ствования могут возникнуть коллизии, столкновения. Разумная ар­гументация деловых партнеров убедительна до тех пор, пока их эмоциональные реакции не превысят некоторой критической точ­ки. Как только эти реакции достигают аффективного состояния, эффективность разумных суждений резко снижается.

Благодаря процессам оценивания и воли деловые партнеры фор­мируют мотивации своих когнитивных стратегий и осуществляют селективный отбор своих моделей поведения. Юнг считал, что воля представляет собой психическую энергию, которая управляется сознанием. Она обретает силу только благодаря сознательной мыс­ли и действию. Развитие воли связано с усвоением личностью мо­ральных стандартов и культурных ценностей.'

Все психические процессы сознания деловых партнеров харак­теризуются единством и непрерывностью создания осознаваемых образов деловой ситуации. Однако поскольку содержанию этих про­цессов свойственна некоторая автономность и неоднородность, не­избежны столкновения между отдельными их элементами. Отсюда берет начало и противоречивость осознанных психических процес­сов личности деловых партнеров, которое обнаруживается в ало­гичности и непоследовательности их рациональных суждений и вы­сказываний.

Система осознанных психических процессов включает и реф­лексивные процессы личностного самосознания деловых партнеров. Они характеризуют процессы осознания деловыми партнерами сво­их собственных потребностей, целей, интересов, мотивов поведе­ния, самооценку своих возможностей и психологических качеств и того, как они воспринимаются друг другом.

Однако, как отмечает Юнг, сознание «Я» осознает и осмысли­вает лишь часть тех психических процессов, которые формируются в индивидуальной психике личности. Юнг сравнивает сознание со светом прожектора, который освещает предметы, попадающие в его световое поле. Но рядом с ними в темноте существуют и другие пред­меты, которые невидимы и недоступны «свету сознания», не осоз-

 

 

1 Фрейджер Р., Фейдимен Д. Указ. соч. — С. 106.

 

наются личностью.1 К таким недоступным сознанию процессам Юнг относит психические процессы личностного бессознательного и коллективного бессознательного.

Как система психики личности личностное бессознательное об­наруживает себя преимущественно в таких психических содержани­ях, которые принадлежат самой личности и которые были вытеснены ее сознанием или никогда не достигали сознания. Эти психические содержания могут формироваться в автономные психические ком­плексы, которые лишены контроля со стороны сознания и могут по­стоянно препятствовать или содействовать работе сознания.

Комплексы личностного бессознательного чаще всего, по мне­нию Юнга, формируются на основе конфликтов или их последст­вий. Комплексам присущи признаки конфликта, шока, потрясения, неловкости, несовместимости.2 Они содержат такие воспоминания и желания, от которых личность хочет избавиться, поскольку они постоянно вмешиваются в ее сознательную жизнь.

По своей структуре комплексы представляют собой группы («пучки») психических переживаний и ассоциаций, окрашенных од­ним эмоциональным тоном. Они имеют базовое ядро, заряженное психической энергией. Ядром может быть вытесненное в бессозна­тельное какое-либо влечение, желание, представление.

Комплексы проявляются в межличностном общении как не­осознаваемые психические аффективные состояния, помимо воли и сознания личности. Если затронуть комплекс, напомнить о нем ка­ким-либо словом-стимулом, то появятся следы легкого эмоционально­го расстройства психики личности, которые могут сопровождаться и физиологическими реакциями (покраснением кожи, сужением или расширением зрачков, повышением артериального давления).

Юнг считал, что такие комплексы представляют собой своего ро­да автономные фрагментарные личности, которые находятся в тени сознательного «Я». И потому они являются диагностически ценным симптомом индивидуальной диспозиции личности.3

Понятие автономного психического комплекса стало для Юнга базовым понятием при создании словес но-ассоциативных проек­тивных тестов, которые были использованы и в психологической диагностике на детекторе лжи.

В деловом общении автономные психические комплексы лич­ностного бессознательного обнаруживают себя в спонтанно возни-

 

 

' Юнг К.Г, Проблемы души нашего времени. — С. 276.

2 Там же. С. 95.

3 Там же. С. 96. См. об этом также: Руткевич А. Предисловие к книге «Аналити­
ческая психология: Прошлое и настоящее». М.: Мартис, 1995. — С. 19—20.

аффективных состояниях деловых партнеров, которые вы­являют наиболее слабые «болевые точки» их индивидуальной пси­хики. Чаще всего комплексы возникают в конфликтных ситуациях, когда один из деловых партнеров терпит поражение. При этом иден­тификация партнера с комплексом выявляет одновременно харак­тер и причины его возникновения.

Среди причин возникновения комплекса может быть и несоот­ветствие некоторых психологических качеств партнера и его активи­рованных бессознательных психических переживаний требованиям деловой ситуации. Например, повышенная нервозность и нетерпи­мость делового партнера приходят в столкновение с вяло текущим переговорным процессом.

Комплексы налагают отпечаток на весь процесс межличностно­го общения деловых партнеров, на их индивидуальные поведенче­ские акты и предпринимаемые совместные действия. Поэтому в де­ловом общении желательно стремиться к минимизации отрица­тельного воздействия комплексов путем уяснения и осмысления той роли, которую они играют в стереотипах поведения и эмоцио­нальных реакциях. В целом личностное бессознательное как по­верхностный слой бессознательных психических процессов может интегрировать в сознание часть своих представлений, и тогда они переживаются как принадлежащие сознанию «Я».

В деловом общении проявляются архетипы коллективного бес­сознательного. Они составляют самую глубинную систему индиви­дуальной психики личности. Существенное значение в межлично­стном общении деловых партнеров имеет актуализация архетипа Персоны. Поскольку персона представляет коллективное бессозна­тельное, то, по мнению Юнга, она всегда есть «маска, которую инсценирует индивидуальность» перед другими.1

В деловом общении персона характеризует личность делового партнера в том виде, в каком она представлена другим деловым парт­нерам (в противоположность своему собственному аутентичному я). Поэтому она всегда противоречива и представляет собой компро­мисс между той индивидуальной ролью, которую хотел бы играть партнер в данной деловой ситуации, и действительной социальной ролью, которую он уже исполняет, обладая определенным статусом, должностью и именем.

Идентификация делового партнера с персоной приводит к от­чуждению его собственной индивидуальности и созданию вторич­ного компромиссного видимого образа, который в большей мере опирается не на свои реальные чувства и суждения, а на ту роль,

 

1 Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 216

которая создается этим видимым образом. В связи с этим Юнг мечал, что в образовании этого вторичного видимого образа принимают гораздо большее участие, чем сама личность. '

 

Построение «коллективно пригодной персоны» означает мнению Юнга, истинное самопожертвование личности, ведь ожидает от нее, что она будет хорошо играть отведенную ей , Но такое обладание «превосходной маской», если оно не компен сируется частной жизнью, может привести к сильнейшим потрясе­ниям личности.2

В деловом общении персонифицированные установки, идеалы сентенции могут настолько овладеть личностью делового партнера' что это приведет ее к таким потрясениям, как психическая инфля­ция, синдром ригидности или диссоциация.

Психическая инфляция личности делового партнера связана с присвоением ею тех психических содержаний, которые находятся вне индивидуальных границ личности. Деловой партнер подверга­ется психической инфляции тогда, когда он идентифицирует себя с какой-либо социальной группой. При этом он как бы «раздувается» психически, то есть расширяет свое психологическое пространство до размера группы, становясь проводником ее норм и установок. К тому же как член группы он получает подкрепление для своей са­мооценки. В своих глазах он становится тем, кого он представляет (фирмой, отделом, институтом, учреждением, отраслью, партией, государством).

В деловой коммуникации психическая инфляция делового парт­нера может привести к возникновению завышенной самооценки, предъявлению чрезмерных требований к другим деловым партнерам.

Синдром ригидности в деловом общении проявляется как «избы­точная» защищенность делового партнера, связанная с его желанием отгородиться от потока информации, других деловых партнеров, ос­таться в своем замкнутом психологическом пространстве. В межлич­ностном общении такой деловой партнер создает дополнительны6 коммуникативные трудности и, как правило, не идет на компромиссы-

Бессознательные психические процессы находятся, по мнению Юнга, в компенсаторной связи с сознанием. Они не обязательно противоположны друг другу, а взаимно дополняют друг друга Д единой целостности личности.3 Поэтому любое нарушение связи сознательных психических процессов с бессознательными приводит к диссоциации психики личности.

 

 

1 Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 217.

2 Там же. С. 259.

3 Там же. С. 240.

Частичная диссоциация — это обычное явление для психики де-ого партнера, поскольку всегда в определенных рамках имеются е элементы психики, которые являются смешанными — созна-ьно-бессознательными. Что же касается полной диссоциации, то означает такое растворение сознания в стихии коллективного Несознательного, которое приводит к распаду психики личности на аельные фрагментарные комплексы. Личность такого типа не спо-обна принимать участие в деловом общении.

Тендерные различия деловых партнеров могут быть связаны с актуалйзаииеи архетипов Анима и Анимуса. Архетип Анима прояв­ляется как автономный архетипический образ женщины в психике мужской личности. Накопленный в бессознательном, архетип Ани­ма может проявиться в виде прорыва иррациональных чувств: не­обузданной эмоциональности, сентиментальности. В таком случае можно говорить об «одержимости Анимой» мужской личности.1

В женском типе личности актуализация архетипа Анимуса свя­зана с проявлением архетипического образа мужчины и преоблада­нием иррациональных суждений. В деловой коммуникации актуа­лизация архетипа Анимы связана с проявлением повышенной эмо­циональности партнера-мужчины, когда его эмоции выходят из-под контроля сознания «Я». Что же касается актуализации архетипа Анимуса, то его проявление у партнера-женщины связано с ее не­удержимым стремлением вступать в дискуссии и жестко отстаивать свою позицию.2

При реализации индивидуальной психики партнеров в деловом общении происходит постоянный обмен психической энергией ме­жду ее элементами. И хотя психическая энергия рождается из борь­бы противоположных психических взаимодействий, основополагаю­щей для психики является, по мнению Юнга, не борьба, а «стека-ние» противоположных психических ассоциаций. Именно такое «отекание» психических процессов (как осознанных, так и бессоз-гельных) создает целостность психической структуры личности. Бессознательные психические процессы в деловом общении не едует переоценивать. Сама специфика деловой коммуникации ебует постоянного осознанного контроля деловыми партнерами юих мыслей, высказываний, поведенческих актов. Этот осознан-1 психический контроль связан всегда с высшими психическими [кциями: мышлением, интеллектом, речью, формирование кото-осуществляется под воздействием социальных факторов. Как аведливо отмечал Юнг, человеческий индивид не только уника-

 

 

21?Нг *"-Г. Проблемы души нашего времени. — С. 147. 1ам же. С. 148.

 

 

лен и обособлен, а еще и социален, поэтому и его психика есть не только отдельный, индивидуальный, но и коллективный феномен.1

Вместе с тем осознанные психические процессы личности нельзя отделять от бессознательных, они существуют в целостном единстве. И потому бессознательные психические процессы личности наряду с осознанными могут проявиться в деловом общении в рассмотрен­ном выше аспекте.

Следует иметь в виду и то, что в современной психологической науке проблема соотношения осознанных (сознательных) и бессоз­нательных психических процессов является недостаточно разрабо­танной. Одна из причин заключается в сложности и многоуровневости характера самих бессознательных психических процессов. Каждый из этих уровней по-разному соотносится с сознанием и их взаимосвязь и взаимодействие оказывают существенное влияние на принимаемые личностью решения и избираемые модели поведения. Поэтому в реальности в управлении поведением личности одновре­менно участвуют разные уровни его психической регуляции.2

Многомерность проявления личности делового партнера связа­на с реализацией в деловом общении его психологических характе­ристик: способностей, интеллекта, воли, характера, темперамента, а также эмоций и мотиваций. Рассмотрению психологических харак­теристик деловых партнеров посвящается следующая глава.

Резюме

/ Психика делового партнера определяет его адаптивность к различным ситуациям делового общения, выбор моделей поведения в них и качество межличностных отношений с другими партнерами.

^ Базовое ядро психики делового партнера представляет сложную систему осознанных и бессознательных психических процессов, ко­торая функционирует как единый целостный и динамично разви­вающийся процесс.

/ Основные элементы бессознательных психических процес­сов, выделенные Фрейдом, — ошибочные действия, сновидения и влечения.

/ В деловом общении наиболее часто проявляются такие оши­бочные действия, как оговорки, очитки, ослышки, описки, забыва­ния, затеривания, запрятывания.

/ В нравственном регулировании делового общения важная роль принадлежит особой психической инстанции «сверх-Я», кото­рая представляет в психике человека требования морали.

 

 

1 Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 203.

2 Немое Р.С. Указ. соч. Кн. 1. - С. 120.

 

/ Особая роль в деловом общении принадлежит психическим процессам предсознательного — «Я». Они сдерживают и ограничи­вают влияние бессознательного и стабилизируют состояние психи­ки делового партнера.

/ Для снятия психического напряжения в конфликтной ситуа­ции или ослабления тревожности деловые партнеры используют защитные механизмы: вытеснение, проекцию, замещение, рационали­зацию, реактивное образование, отрицание, регрессию, сублимацию.

•/ Основу индивидуальной психики личности, согласно Юнгу, составляет психическая энергия, которая характеризует интенсив­ность любого психического процесса.

/ Проявление психической энергии в деловом общении связа­но с предрасположенным реагированием деловых партнеров на ка­кую-либо деловую ситуацию. Такое реагирование характеризует две установки: экстраверсию и интроверсию.

/ В деловом общении может проявиться доминирование одной из психических функций деловых партнеров: мышления, чувство­вания, ощущения, интуиции.

</ Коллективное бессознательное всеобщее и идентично у всех людей; оно включает архетипы, которые могут проявиться в дело­вом общении.

/ Особую роль в деловом общении играет актуализация архети­па Совести, которая связана с проявлением спонтанной предраспо­ложенности делового партнера к определенным моральным психи­ческим реакциям.

/ Система психики личности делового партнера, согласно Юн­гу, включает сознание, личностное бессознательное и коллективное бессознательное.

/ В деловом общении могут проявиться автономные психиче­ские комплексы, которые обнаруживают себя в спонтанных аффек­тивных психических состояниях деловых партнеров.

</ Актуализация архетипа Персоны в деловом общении может быть связана с потрясениями личности: психической инфляцией, синдромом ригидности и диссоциацией.

 

 

Ключевые понятия

Анима -- автономный архетипический образ женщины в психике мужской личности.

Анимус — автономный архетипический образ мужчины в психике жен­ской личности.

Архетипические образы — психические образы архетипов, существую­щие в психике индивида и проявляющиеся символически.

Архетипы — априорные врожденные формы психики, коррелятивн инстинктам и создающие возможность определенного типа в<^ приятия и действия.

Бессознательное — такие внутренние психические процессы, котопм формируются вдали от сознания, носят активный динамически характер и составляют закономерную фазу психической деятель ности человека.

Влечения — психические элементы внутренних раздражений организма Диссоциация — нарушение единства сознательных психических пр01

цессов с бессознательными. Иррациональные психические функции — ощущающая и интуитивная

функции психики личности, ориентированные на восприятие

объектов, а не на их истолкование. Индивидуация — психическое развитие личности, при котором она

обретает духовное рождение. Интроверсия — установка личности, связанная с ее рефлексивной

предрасположенной направленностью и негативным отношением к объекту.

Комплексы — группы психических переживаний и ассоциаций, окра­шенных одним эмоциональным тоном.

Механизмы психологической защиты — механизмы первичной защиты личности, действующие на бессознательном уровне и способст­вующие снижению уровня психического напряжения личности. Оговорки — бессознательные психические акты, которые возникают

вместо ожидаемого или предполагаемого действия. Ошибочные действия — такие бессознательные психические акты лич­ности, которые возникают в результате наложения друг на друга двух различных намерений.

Персона — личность в том виде, как она представлена другим. Предсознательное — область психических процессов в индивидуаль­ной психике личности, которая обобщает и синтезирует содержа­ние всех психических элементов на основе принципа реальности. Психическая инфляция — «психическое» расширение личности, свя­занное с присвоением ею тех психических содержаний, которые находятся вне ее индивидуальных границ.

Психическая энергия — вид энергии, который характеризует интен­сивность любого психического процесса, происходящего в инди­видуальной психике личности.

Рациональные психические функции — мыслительная и чувствующая функции психики личности позволяющие создавать оценочны суждения о внешних объектах и жизненном опыте личности. Самость — интегрирующий и регулирующий центр психики личн

сти, направляющий ее психическое развитие. Синхроничность — параллельное проявление одинаковых или сходнь

архетипов в психике деловых партнеров.

Экстраверсия — установка личности, связанная с ее предрасположен направленностью вовне и с позитивным отношением к объекту-

 

Проверочные тесты

I К ошибочным действиям делового партнера относятся:

1) оговорки;

2) архетипы;

3) очитки;

4) забывания;

5) влечения.

1. Предсознательное как система психика деловых партнеров включает психические процессы:

)) памяти;

2) мышления;

3) чувствования;

4) предвосхищения.

3. К механизмам психологической защиты деловых партнеров относятся:

1) сублимация;

2) индивидуация;

3) проекция;

4) психическая инфляция;

5) рационализация.

4. Экстравертированная установка личности направлена:

1) на внешние объекты;

2) на свои собственные суждения и ощущения;

3) на других субъектов общения.

5. К рациональным психическим функциям делового партнера относятся
функции:

1) мыслительная;

2) ощущающая;

3) интуитивная;

4) чувствующая.

6. Архетипы в деловом общении реализуются как:

О бессознательные образцы инстинктивного поведения;

2) архетипические образы;

3) спонтанная предрасположенность деловых партнеров к определенному
восприятию;

4) эмоциональные реакции.

'• Психическая инфляция в деловом общении проявляется как:

I) избыточная защищенность личности делового партнера;

-) нарушение связи сознания с бессознательными психическими про­цессами;

) присвоение психических содержаний, которые находятся вне инди­видуальных границ личности.

 

8. Анима — это архетипический образ женского начала в
партнере!

1.Да. 2. Нет.

9. Установите соответствие между системами психической
личности и психологами, разработавшими эти системы.

 

 

Психолог Система психики
« Сверх-Я» «Оно» Персона Сверх-я Самость Тень
А Б В г Д Е
1. 3. Фрейд           ------
2. К. Юнг            

10. Выделите потрясения, которые могут возникнуть в деловом общении.

1) личностная инфляция;

2) синдром ригидности;

3) индивидуация;

4) частичная диссоциация.

11. Каким образом может проявиться высшая сфера бессознательного
«сверх-Я» в деловом общении*!

\. В осуществлении нравственного контроля за поведением партнеров.

2. В предпочтении более «выгодного» партнера.

3. В отказе от деловой операции, связанной с финансовыми наруше­
ниями.

4. В нарушении деловой этики.

12. Бессознательное в деловом общении проявляется:

1) в оговорках;

2) в обмолвках;

3) в затянувшихся паузах;

4) в осознанных мотивациях;

5) в продуманных репликах.

13. Коллективное бессознательное в деловом общении можетпроявиться:

1) в непроизвольных спонтанных психических образах;

2) в бессознательных моральных психических образах;

3) в осознанных психических переживаниях;

4) в символизме передаваемой информации.


Глава 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ^

 

Психологические характеристики деловых партнеров — это важнейшие компоненты их психики, определяющие их отношение друг к другу и к де­ловой ситуации. Проявление психологических характеристик в деловом общении оказывает существенное влияние на все фазы делового общения: перцептивную, когнитивную, аффективную, информационно-коммуника­тивную и интерактивную.

Установление взаимопонимания между деловыми партнерами, обмен вербальной и невербальной информацией, психологическое влияние парт­неров друг на друга и выбор ими моделей поведения — все это в значи­тельной степени определяется психологическими характеристиками дело­вых партнеров.

К числу важнейших психологических характеристик личности деловых партнеров относятся: способности, интеллект, эмоции, темперамент, харак­тер, волевые качества, мотивации, социальные установки.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.011 с.)