Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая защита в деловом общении: защитные механизмыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все защитные механизмы действуют на бессознательном уровне. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности таким образом, чтобы сделать тревогу или страх менее угрожающими для личности деловых партнеров. В деловом общении для снятия психического напряжения в конфликтной ситуации или ослабления тревоги партнеры, как правило, используют не один, а сразу несколько защитных механизмов.2 Наиболее часто применяется защитный механизм в деловом общении вытеснение. Это первичная защита психики деловых партнеров, обеспечивающая наиболее прямой уход «Я» от тревоги или конфликтной ситуации путем их активного мотивированного забывания. При этом предсознательное «Я» вытесняет в область бессознательного нереализованные желания деловых партнеров, раздражение или разочарование какими-либо действиями друг друга. (Например, жесткостью и бескомпромиссностью занимаемой позиции, ее ориентированностью на максимизацию собственной выгоды.) Однако вытеснение не проходит бесследно, поскольку вытесненные нереализованные желания, конфликтные ситуации сохраняют свою активность и динамический потенциал. Для подавления их активности требуется постоянная трата психической энергии. Эта энергия не может быть использована деловыми партнерами на логический анализ деловой ситуации или на поиск взаимоприемлемого совместного решения. Вытесненное может обнаружить себя и в ошибочных действиях деловых партнеров (оговорках, очитках, ос-лышках, забываниях). Другой защитный механизм, также наиболее часто применяемый в деловом общении, — проекция. В процессе проекции содер-
1 Фрустрация (от лат. 1гш1га1га — обман, тщетное ожидание) — психическое со 2 Хьеля Л., Зигм?рД. Указ. соч. — С. 129. жание бессознательного одного из деловых партнеров отчуждается от него, переносится на другого партнера и воспринимается как присущее ему изначально. Чаще всего партнеру приписываются такие чувства, влечения, желания, которые вступают в противоречия с моральными оценками «сверх-Я». Например, один из партнеров возлагает вину за собственные необоснованные решения деловой проблемы и непродуманные ошибочные действия на другого партнера. Проекция, как и другие защитные механизмы, не есть волевой акт, она происходит спонтанно, как бессознательный процесс. С помощью проекции деловые партнеры могут создавать целые серии воображаемых отношений друг с другом, которые имеют мало общего с их реальными межличностными отношениями. Замещение применяется деловыми партнерами тогда, когда они переадресовывают свои запретные желания или намерения от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. При этом бессознательное посылает в сознательное символ-заместитель — менее угрожающий объект или личность. Например, руководитель фирмы в состоянии раздражения резко критикует менеджера по продажам за слишком медленное продвижение товара. Менеджер, придя в магазин, где идет реализация товара, реагирует вспышками раздражения на малейшие ошибки подчиненного ему сотрудника магазина. При этом сотрудник, как менее угрожающая менеджеру личность, замещает руководителя фирмы. Защитный механизм самооценки деловых партнеров — рационализация. Она связана с искажением реальности с помощью ложной аргументации. Деловые партнеры используют ложную аргументацию для оправдания своих, не вполне логичных и разумных, с точки зрения других партнеров, поведенческих актов и решений. Последние с помощью рационализации становятся вполне оправданными в глазах других партнеров. Например, деловой партнер, получивший отказ от своего давнего партнера продлить существующий меду ними контракт еще на несколько лет, убеждает себя в том, что непродление контракта не окажет значительного влияния на деятельность его фирмы. С помощью такого защитного механизма, как реактивное образование, деловые партнеры защищаются от запретных желаний и намерений тем, что выражают в своих мыслях и поведении противоположные намерения. Реактивное образование как защитный механизм реализуется в обратном действии и при этом проходит две ступени: вначале неприемлемое желание подавляется; затем, на осознанном уровне, проявляется прямо противоположное желание, которое чаще всего социально одобряемо.1 Например, деловой
1 Хьелл Л., ЗигдерД. Указ. соч. — С. 131. партнер, который испытывает тревогу в связи с собственным выраженным стремлением к фальсификации позиции других партнеров, известен в деловом мире как непреклонный борец с такими фальсификациями. В деловом общении может быть использован и такой защитный механизм, как регрессия. Для нее характерен возврат деловых партнеров к инфантильным (детским) моделям поведения. По типологии Э. Берна, деловой партнер в этом случае использует в общении с другими позицию «ребенок». Регрессия служит способом снижения тревоги делового партнера, потому что она связана с возвратом к более безопасному и защищенному периоду жизни. О регрессии как защитном механизме могут свидетельствовать такие проявления психики делового партнера, как неуместная эмоциональность, смешливость, несдержанность или, напротив, не соответствующая деловой ситуации замкнутость, некоммуникабельность. Защитный механизм отрицание деловые партнеры используют тогда, когда они пытаются защититься от слишком неприятных и травмирующих психику фактов, связанных с экстремальными условиями какой-либо деловой ситуации. Экстремальные условия делового общения могут создаваться внешними и внутренними угрозами, в которые партнеры отказываются поверить или ведут себя так, как будто этих угроз не существует. Внешние угрозы существуют за пределами деловой коммуникации, но оказывают на нее негативное воздействие. Например, в современной России это экономическая и политическая нестабильность, высокий уровень преступности в обществе, несовершенство законов, регулирующих бизнес и предпринимательскую деятельность. Внутренние угрозы исходят от самих деловых партнеров, когда применяемая одним из партнеров тактика шантажа или психологического террора может привести к полному разрыву их деловых отношений. Особое место среди защитных механизмов занимает сублимация. Это единственный защитный механизм, который способен переадресовать психическую энергию запретных влечений, желаний., намерений деловых партнеров в социально приемлемые формы поведения. С помощью сублимации может осуществляться деагрессифика-ция бессознательных деструктивных и агрессивных намерений делового партнера. При этом предсознательное «Я» изменяет цель и направленность агрессивных влечений таким образом, что они реализуются в социально одобряемых моделях поведения делового партнера. Например, сублимация явно выраженной агрессии делового партнера в конфликтной ситуации может быть осуществлена с
помощью переключения его на такой вид деятельности, где он может демонстрировать свое превосходство над другими деловыми партнерами в социально одобряемой модели поведения. Рассмотренные защитные механизмы могут быть использованы индивидуальной психикой деловых партнеров для временного преодоления тревоги, раздражения, страха. Однако чрезмерно полагаться на эти способы защиты в деловых отношениях все же нежелательно, так как они зачастую связаны с некоторым искажением реально существующих потребностей, стремлений и намерений деловых партнеров. Исключение составляет лишь сублимация, которая служит наилучшим способом нейтрализации неприемлемых для делового общения влечений партнера, приносящим ему реальное удовлетворение. Психоаналитическая концепция личности, созданная Фрейдом, заложила теоретические основы анализа роли бессознательных психических процессов в деловом общении. Обстоятельное исследование роли этих процессов в межличностном общении было продолжено в аналитической психологии, основателем которой является известный швейцарский психолог Карл Густав Юнг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.91.44 (0.009 с.) |