Психологическая защита в деловом общении: защитные механизмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая защита в деловом общении: защитные механизмы



Все защитные механизмы действуют на бессознательном уровне. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реаль­ности таким образом, чтобы сделать тревогу или страх менее угро­жающими для личности деловых партнеров. В деловом общении для снятия психического напряжения в конфликтной ситуации или ослабления тревоги партнеры, как правило, используют не один, а сразу несколько защитных механизмов.2

Наиболее часто применяется защитный механизм в деловом об­щении вытеснение. Это первичная защита психики деловых партне­ров, обеспечивающая наиболее прямой уход «Я» от тревоги или кон­фликтной ситуации путем их активного мотивированного забывания. При этом предсознательное «Я» вытесняет в область бессознательно­го нереализованные желания деловых партнеров, раздражение или разочарование какими-либо действиями друг друга. (Например, же­сткостью и бескомпромиссностью занимаемой позиции, ее ориенти­рованностью на максимизацию собственной выгоды.)

Однако вытеснение не проходит бесследно, поскольку вытес­ненные нереализованные желания, конфликтные ситуации сохра­няют свою активность и динамический потенциал. Для подавления их активности требуется постоянная трата психической энергии. Эта энергия не может быть использована деловыми партнерами на логический анализ деловой ситуации или на поиск взаимоприемле­мого совместного решения. Вытесненное может обнаружить себя и в ошибочных действиях деловых партнеров (оговорках, очитках, ос-лышках, забываниях).

Другой защитный механизм, также наиболее часто применяе­мый в деловом общении, — проекция. В процессе проекции содер-

 

 

1 Фрустрация (от лат. 1гш1га1га — обман, тщетное ожидание) — психическое со­
стояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания.

2 Хьеля Л., Зигм?рД. Указ. соч. — С. 129.

жание бессознательного одного из деловых партнеров отчуждается от него, переносится на другого партнера и воспринимается как при­сущее ему изначально. Чаще всего партнеру приписываются такие чувства, влечения, желания, которые вступают в противоречия с мо­ральными оценками «сверх-Я». Например, один из партнеров возла­гает вину за собственные необоснованные решения деловой пробле­мы и непродуманные ошибочные действия на другого партнера.

Проекция, как и другие защитные механизмы, не есть волевой акт, она происходит спонтанно, как бессознательный процесс. С помощью проекции деловые партнеры могут создавать целые серии воображаемых отношений друг с другом, которые имеют мало об­щего с их реальными межличностными отношениями.

Замещение применяется деловыми партнерами тогда, когда они переадресовывают свои запретные желания или намерения от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. При этом бессознательное посылает в сознательное символ-заместитель — менее угрожающий объект или личность. Например, руководитель фирмы в состоянии раздражения резко критикует менеджера по продажам за слишком медленное продвижение товара. Менеджер, придя в магазин, где идет реализация товара, реагирует вспышками раздражения на малейшие ошибки подчиненного ему сотрудника магазина. При этом сотрудник, как менее угрожающая менеджеру личность, замещает руководителя фирмы.

Защитный механизм самооценки деловых партнеров — рационали­зация. Она связана с искажением реальности с помощью ложной ар­гументации. Деловые партнеры используют ложную аргументацию для оправдания своих, не вполне логичных и разумных, с точки зрения других партнеров, поведенческих актов и решений. Последние с по­мощью рационализации становятся вполне оправданными в глазах других партнеров. Например, деловой партнер, получивший отказ от своего давнего партнера продлить существующий меду ними контракт еще на несколько лет, убеждает себя в том, что непродление контракта не окажет значительного влияния на деятельность его фирмы.

С помощью такого защитного механизма, как реактивное обра­зование, деловые партнеры защищаются от запретных желаний и намерений тем, что выражают в своих мыслях и поведении проти­воположные намерения. Реактивное образование как защитный ме­ханизм реализуется в обратном действии и при этом проходит две ступени: вначале неприемлемое желание подавляется; затем, на осознанном уровне, проявляется прямо противоположное желание, которое чаще всего социально одобряемо.1 Например, деловой

 

1 Хьелл Л., ЗигдерД. Указ. соч. — С. 131.

партнер, который испытывает тревогу в связи с собственным выра­женным стремлением к фальсификации позиции других партнеров, известен в деловом мире как непреклонный борец с такими фаль­сификациями.

В деловом общении может быть использован и такой защитный механизм, как регрессия. Для нее характерен возврат деловых парт­неров к инфантильным (детским) моделям поведения. По типоло­гии Э. Берна, деловой партнер в этом случае использует в общении с другими позицию «ребенок». Регрессия служит способом сниже­ния тревоги делового партнера, потому что она связана с возвратом к более безопасному и защищенному периоду жизни.

О регрессии как защитном механизме могут свидетельствовать такие проявления психики делового партнера, как неуместная эмо­циональность, смешливость, несдержанность или, напротив, не соот­ветствующая деловой ситуации замкнутость, некоммуникабельность.

Защитный механизм отрицание деловые партнеры используют тогда, когда они пытаются защититься от слишком неприятных и травмирующих психику фактов, связанных с экстремальными усло­виями какой-либо деловой ситуации. Экстремальные условия дело­вого общения могут создаваться внешними и внутренними угроза­ми, в которые партнеры отказываются поверить или ведут себя так, как будто этих угроз не существует. Внешние угрозы существуют за пределами деловой коммуникации, но оказывают на нее негативное воздействие. Например, в современной России это экономическая и политическая нестабильность, высокий уровень преступности в обществе, несовершенство законов, регулирующих бизнес и пред­принимательскую деятельность.

Внутренние угрозы исходят от самих деловых партнеров, когда применяемая одним из партнеров тактика шантажа или психологи­ческого террора может привести к полному разрыву их деловых от­ношений.

Особое место среди защитных механизмов занимает сублимация. Это единственный защитный механизм, который способен переадре­совать психическую энергию запретных влечений, желаний., намере­ний деловых партнеров в социально приемлемые формы поведения.

С помощью сублимации может осуществляться деагрессифика-ция бессознательных деструктивных и агрессивных намерений де­лового партнера. При этом предсознательное «Я» изменяет цель и направленность агрессивных влечений таким образом, что они реа­лизуются в социально одобряемых моделях поведения делового партнера. Например, сублимация явно выраженной агрессии дело­вого партнера в конфликтной ситуации может быть осуществлена с

 

помощью переключения его на такой вид деятельности, где он мо­жет демонстрировать свое превосходство над другими деловыми партнерами в социально одобряемой модели поведения.

Рассмотренные защитные механизмы могут быть использованы индивидуальной психикой деловых партнеров для временного пре­одоления тревоги, раздражения, страха. Однако чрезмерно пола­гаться на эти способы защиты в деловых отношениях все же неже­лательно, так как они зачастую связаны с некоторым искажением реально существующих потребностей, стремлений и намерений де­ловых партнеров. Исключение составляет лишь сублимация, кото­рая служит наилучшим способом нейтрализации неприемлемых для делового общения влечений партнера, приносящим ему реальное удовлетворение.

Психоаналитическая концепция личности, созданная Фрейдом, заложила теоретические основы анализа роли бессознательных пси­хических процессов в деловом общении. Обстоятельное исследова­ние роли этих процессов в межличностном общении было продол­жено в аналитической психологии, основателем которой является из­вестный швейцарский психолог Карл Густав Юнг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.005 с.)