Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и функции науки «деловое общение»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы науки «деловое общение». Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении. Методы делового общения не только раскрывают сущность и особенности деловых отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия. В силу сложности и многомерности самого предмета делового общения при построении теории делового общения применяют, как правило, не один, а несколько методов, их комбинацию, которая позволяет всесторонне исследовать содержание и структуру общения в профессиональной и предпринимательской деятельности. Один из общепринятых традиционных методов науки «деловое общение» является метод наблюдения. Это такой способ изучения делового общения, посредством которого его феномены исследуются в тех связях и отношениях, в каких они складываются непосредственно в самой деловой практике. Различают обычно три типа наблюдений, наиболее часто применяемых: свободное, стандартизированное и включенное.
Свободное наблюдение, как правило, не ограничивается, фикси-
все проявления и особенности делового общения. Стандартизированное наблюдение всегда четко ограничено зара-ее заданными параметрами наблюдения. Например, фиксируются -оциальные стереотипы в поведении деловых партнеров или их психоэмоциональные состояния, установки, ценностные ориентации. При включенном наблюдении исследователь сам является непосредственным участником делового общения, но при этом он фиксирует психические реакции деловых партнеров и применяемые ими коммуникативные техники. Применение каждого из упомянутых видов наблюдения всегда обусловлено целями исследования и особенностями деловых ситуаций. Кроме традиционного метода наблюдения наука «деловое общение» использует также метод эксперимента. Его специфика состоит в том, что специально, искусственным путем, создается целенаправленная и продуманная деловая ситуация, в которой какой-либо аспект делового общения (коммуникативный, интерактивный, перцептивный) проявляются в наибольшей степени. Например, отрабатывается определенная стратегия взаимодействия деловых партнеров (соперничество или сотрудничество) и устанавливается целесообразность применения этой стратегии в конкретной ситуации общения. Данные, полученные в процессе эксперимента, позволяют сделать выводы о взаимосвязи исследуемых феноменов делового общения в реальных деловых ситуациях. Наукой «деловое общение» широко применяется и метод моделирования. Он состоит в том, что создается теоретическая модель определенной деловой ситуации, которая воспроизводит ее самые существенные характеристики и прогнозируемые свойства. На основе этой теоретической модели осуществляется детальная разработка социально-психологических механизмов межличностного общения деловых партнеров, а также тех коммуникативных техник и приемов, которые могут способствовать более эффективному их взаимодействию. Развитие современной науки, техники, информационных технологий позволяет создавать кибернетические модели делового общения. При построении этих моделей широко используются символика, понятия, термины информатики, различные комбинации электронных коммуникационных систем. К основным методам науки «деловое общение» относится системный метод. Применение этого метода позволяет рассматривать.еловое общение, как открытую, целостную, самоорганизующуюся стему, в которой обязательно присутствуют три основные подсис-мы: сами деловые партнеры, межличностные отношения, которые •кладываются между ними, и деловые проблемы, для решения ко- торых они вступают в общение. Эти подсистемы взаимодействует между собой, и их взаимодействие определяет содержание и на-правленность делового общения. Конечно, нельзя не отметить большой роли для науки «деловое общение» такого всеобщего метода познания, как диалектический метод. Он позволяет подходить к анализу процесса делового обще, ния с диалектических позиций, то есть рассматривать его как динамичный, противоречивый, постоянно развивающийся процесс, в котором все его структурные элементы (уровни, формы, стороны, сами субъекты делового общения) тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. В качестве специализированного метода науки «деловое общение» выступает метод тестирования. Применение этого метода связано с получением психологических и поведенческих характеристик деловых партнеров в определенных ситуациях делового общения. С помощью различного рода тестов (тест-опросник, тест-задание, проективный тест) можно установить доминирующие у деловых партнеров эмоциональные состояния, установки и ценностные ориентации, определить уровень их коммуникативной компетентности. Наибольшее применение этот метод находит в деловых ситуациях, связанных с общением менеджеров по работе с персоналом. Тестирование всех претендующих на вакантные должности в фирме, компании, корпорации, на предприятии позволяет выявить у них коммуникативные способности, уровень регуляции эмоционального напряжения и владения техниками вербализации. В последнее время в связи с развитием средств электронной коммуникации, интернет-технологий расширяется область виртуального взаимодействия, и прием на работу может осуществляться в рабочем киберпространстве. В свою очередь данные, полученные на основе метода тестирования, обогащают и развивают содержательную область науки «деловое общение». Своеобразным методом науки «деловое общение» служит метод анализа конкретных деловых ситуаций (АКДС). Сущность этого метода состоит в том, что исследуются часто повторяющиеся в деловой практике конкретные ситуации делового общения. На их основе создаются матрицы коммуникативных приемов, перцептивных техник и стратегий взаимодействия деловых партнеров, которые затем в качестве эталонов, образцов используются для упреждающей ориентации в ситуациях делового общения. К специализированным методам науки «деловое общение» относится и метод деловых игр. Его особенность состоит в том, что по заранее заданному сценарию определенной деловой ситуации рас-
еляются роли между участниками игры и осуществляется ра-грывание деловой ситуации. Целевая направленность деловых может быть различной (формирование и развитие коммуника-ивных способностей; апробирование различных стратегий приня-я управленческих решений по проблемам производства, бизнеса, предпринимательства, работы с персоналом; изучение межличностных отношений в процессе дискуссий, торгов, конфликта ролей). Деловые игры могут воспроизводить деловое совещание, деловые переговоры, деловую беседу, презентацию и другие формы деловой коммуникации. На основе метода деловых игр и других рассмотренных выше методов уточняются и развиваются понятия и категории науки «деловое общение», отрабатываются новые процедурные действия, средства, приемы, техники и технологии общения деловых партнеров. Система всех методов науки «деловое общение» более наглядно представлена на рис. 2.3. Методы науки «деловое общение»
Рис. 2.3. Методы науки «деловое общение» Как видно из рисунка, первая группа методов науки «деловое общение» включает в себя общенаучные методы, которые применяются и в других науках. Вторую группу методов составляют специализированные методы, характерные только для науки «деловое общение», за исключением метода тестирования, который широко вменяется и в психологии и социологии. извиваясь на основе своих методов, наука «деловое общение» врывает существенные характеристики и особенности общения В профессиональной и предпринимательской деятельности, своеобразие и специфику межличностных отношений дело-
вых партнеров, разрабатывает техники и технологии, наиболее приемлемые для делового взаимодействия. Функции науки «деловое обшение». Методологический фундамент и рамки предметной области науки «деловое общение» определяет к ее социальные функции. Важнейшая их них - - гносеологическая функция. Она состоит в том, что наука «деловое общение» способствует познанию вербальных и невербальных средств делового общения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профессиональной и предпринимательской деятельности. Особое значение имеет инструментально-трансляционная функция науки «деловое общение», которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпретации деловой информации в целях осуществления какого-либо конкретного действия, намерения, решения. Будучи тесно связано с предметной деятельностью в сфере производства, бизнеса, предпринимательства, а также в других социально значимых сферах жизни общества, деловое общение может служить средством объединения деловых партнеров. А их совместная деятельность способствует усвоению навыков делового взаимодействия, реализации коммуникативных техник и технологий. Поэтому не случайно одной из основных функций науки «деловое общение» является функция социализации. Она способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических механизмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентации и поведенческих стереотипов. В деловых ситуациях крайне важно не только понимание потребностей, мотивов, установок делового партнера, но и прогнозирование его психических реакций, психологического воздействия и доминирующего поведения. Поэтому науке «деловое общение» присуща и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики деловых ситуаций, предсказании эффективности использования в них различных коммуникативных приемов и техник, 0 оценке результативности возможных форм делового взаимодействия. Прогностическая функция проявляется и в разработке практических рекомендаций для делового езаимодействия и деловой коммуникации. Эти рекомендации, опираясь на теоретический базис, подкрепляются экспериментальными исследованиями. С реализацией различных «идеологий» делового взаимодействия связана аксиологическая функция науки «деловое общение». Она проявляется в утверждении в деловых отношениях универсальных этических принципов делового общения, ценностных ориентации и установок, доминирующего у деловых партнеров профессионально ориентированного делового этикета.
Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в яличных сочетаниях и комбинациях. Содержание науки «деловое общение» раскрывается в ее основных понятиях и категориях. К ним можно отнести такие понятия, как деловое общение, деловые отношения, деловой этикет, деловая культура, деловой партнер, пространство делового общения, технологии делового общения, «идеологии» делового общения. Содержательный смысл этих понятий и категорий уточнялся и развивался по мере развития как самой науки «деловое общение», так и деловой практики. Базовым понятием в системе всех категорий науки «деловое общение» служит понятие «деловое общение». Рассмотрению содержания и сущности этого понятия посвящена следующая глава. Резюме ^ Деловое общение присутствует во всех видах профессиональной деятельности людей. Оно всегда связано с решением конкретных проблем этой деятельности. ^ Предметные области основных сфер жизни общества и делового общения взаимосвязаны и взаимодействуют. ^ Содержание предметной области науки «деловое общение» включает в себя три блока: психологический, ценностный и организационно-технический.
/ Содержание психологического блока науки «деловое обще„ ние» составляет проблемы социально-психологических механизмов межличностного общения деловых партнеров и психологические характеристики самих партнеров. / Ценностный блок науки «деловое общение» включает в себя исследование различных «идеологий» делового общения, связанных с реализацией в деловом общении универсальных этических принципов и ценностных ориентации деловых партнеров. / Организационно-технический блок науки «деловое общение» связан с рассмотрением процедурных действий, приемов, техник и технологий делового общения. / Наука «деловое общение» тесно связана с системой психологических наук, с этикой, современной информатикой, диалектикой. Она развивается на основе этих наук и сама способствует расширению и обогащению их содержания. / Основным средством построения научной теории «делового общения» служат ее методы. Система методов науки «деловое общение» включает в себя как традиционные общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, моделирование, системный, диалектический метод), так и специализированные (метод АКДС, метод тестирования, деловых игр). •/ Социальные функции науки «деловое общение» определяют ее место в системе других наук. Важнейшими социальными функциями науки «деловое общение» являются; гносеологическая, инструментально-трансляционная, прогностическая, аксиологическая и социализации. Ключевые понятия Методы науки «деловое общение» — это приемы и способы познания и исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые формируются между деловыми партнерами. Объект науки «деловое общение» — это реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и деловых ситуаций. Предмет науки «деловое общение» — исследование социально-психологических, ценностных и организационно-технических проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности. Функции науки «деловое общение» — это социально ориентированные установки науки «деловое общение», которые реализуются в различных «идеологиях» и технологиях делового общения.
Проверочные тесты 1 Предметная область науки «деловое общение» включает в себя изучение: \\ социально-психологических механизмов общения, взаимодействия субъектов; 2) ценностных ориентации деловых партнеров; 3} психических познавательных процессов; 4)коммуникативных техник и технологий; 5)биологических основ функционирования психики индивида. 2. Содержание психологического блока науки «деловое общение» составляют: 1) проблемы социально-психологических механизмов межличностного 2)проблемы делового этикета; 3)проблемы генетических оснований экономического поведения. 3. Организационно-технический блок науки «деловое общение» связан с 1)психологических характеристик деловых партнеров; 2)техник и технологий делового общения; 3)пространственно-временных рамок делового общения; 4)ценностных ориентации деловых партнеров. 4. Ценностный блок науки «деловое общение* включает в себя анализ: 1)особенностей психической структуры личности; 2)политической ориентации делового партнера; 3)этических принципов делового общения. 5. Наука «деловое общение" изучает: 1)типологию деловых партнеров; 2)структуру и особенности делового общения; 3} психологические различия между людьми и группами людей; 4)перцептивные барьеры делового общения; 5)физиологические механизмы функционирования памяти и мышления. 6. Установите среди приведенных ниже положений проблемную область 1- Исследование психологических механизмов экономического пове 2- Обоснование психологических методов обучения и воспитания. '• Изучение особенностей психологического и этического взаимодействия людей в бизнесе и предпринимательской деятельности. Исследование наследственных механизмов психики и поведения людей. '- Выделите среди приведенных положений те, что составляют предметную область науки «деловое общение». Индивидуальные психологические различия людей.
2.Психологические проблемы экономического поведения. 3.Особенности психологического и этического взаимодействия в 8. Какие из перечисленных ниже категорий относятся к категориям 1.Межличностная апперцепция. 2.Иллюзия. 3.Галлюцинация. 4.Интеракция. 5.Конгруэнтность. 9. Какие из перечисленных ниже методов служат методами науки «деловое 1.Экспериментальный. 2.Метод моделирования. 3.Метод математической гипотезы. 4.Тестирование. 10. К специализированным методам науки «деловое общение* относятся: 1)метод моделирования; 2)индуктивный метод; 3)метод тестирования; 4)метод интроспекции; 5)метод деловых игр. П. Назовите функции науки «деловое общение». 1. Аксиологическая. 2. Мировоззренческая. 3. Социализации. 4. Прогностическая. 5. Методологическая. 6. Регулятивная. 7. Мировоззренческая. 8. Прогностическая. 9. Гносеологическая.
Раздел II СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Социально-психологический анализ делового общения предполагает рассмотрение тех психических процессов, которые составляют сущностную основу делового общения и обеспечивают эффективность деловой коммуникации и делового взаимодействия. Формирование этих психических процессов обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. В качестве объективных факторов выступают социально-экономические условия деятельности деловых партнеров, а также система реально существующих общественных отношений (политических, правовых, моральных), внутри которых возникают и развиваются межличностные деловые отношения. К объективным факторам относятся и элементы социума конкретной деловой ситуации, связанные с формированием профессиональной культуры (конкретная коммуникативная среда делового общения, статусные и конвенциональные ограничения). На развитие психических процессов делового общения большое влияние оказывают и субъективные факторы: взгляды, идеи, представления деловых партнеров, их когнитивные системы, стратегии, тактики, обусловленные профессиональным и познавательным жизненным опытом. В качестве субъективного фактора выступают и фиксированные в деловом общении профессиональные роли деловых партнеров, а также акты их интернализации (усвоение этих ролей). Можно отметить, что взаимосвязь и взаимодействие субъективных фак-оров с объективными детерминирует в конечном счете функционирование и развитие социально-психологических процессов делового общения.
Глава 3 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА В отличие от других видов общения (социального, личностного, целевого, инструментального, модального) деловое общение имеет свои собственные сущностные характеристики и признаки. Выделение этих признаков позволит дать более четкое определение понятию делового общения. Понятие «деловое общение» Что же такое деловое общение? Какие существенные признаки ему присущи? Определения, приведенные в современной учебной литературе, характеризуют деловое общение как: предметно- целевую деятельность'; частный момент какой-либо совместной продуктивной дея способ организации и оптимизации разных видов предметной Как видно из этих определений, существенный признак делового общения — то, что оно всегда связано с какой-либо предметной деятельностью людей и вне ее не существует. Действительно, это очень важная особенность делового общения, которая отличает его от других видов общения. Например, в целевом общении, общение само по себе служит средством удовлетворения какой-либо потребности людей, в том числе и потребности в общении. Личностное общение всегда затрагивает внутренний мир субъектов общения, их глубоко личностные переживания, ощущения, желания, намерения, когнитивные и ценностные смыслы. Модальное общение всегда ограниченное рамками самого процесса общения. В нем различные мотивации общения находятся в пределах самого общения и субъектов общения занимает сам процесс обшения. Социальное общение служит средством расширения межличностных отношений и информационного фонда субъектов общения.
1 Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности- 2 См.: Немое Р. С. Указ. соч. — С. 434; Морозов А.В. Деловая психология. Курс лек 3 Душкина М.Р. Психология влияния. — СПб.: Питер. 2004. — С. 87. Наиболее близко к деловому инструментальное общение, в котором само общение «не является самоцелью и не стимулируется самостоятельной потребностью»1. Признаки делового общения. Первым существенным п р и -а к о м делового общения является то, что в объективной реаль-3 и деловое общение существует не само по себе, как обособленный поцесс, а всегда включено в какую-либо совместную социально-начимую предметную деятельность людей (экономическую, политическую правовую, педагогическую и т.д.) и является формой организации этой деятельности. Второй признак общения — то, что содержание общения определяется самим предметом общения: тем, чем непосредственно заняты субъекты общения. Предметом делового общения может быть производство каких-либо товаров, интеллектуальных продуктов, создание услуг (к примеру, информационных, юридических, рекламных, образовательных, сервисных), обсуждение какой-либо проблемы (например, экономической, политической, правовой, научной), составление бизнес-плана, разработка проекта технических ресурсов, обмен знаниями, услугами, действиями. Предмет делового общения, определяющий его содержание, для деловых партнеров становится главной социально значимой целью общения. Таким образом реализуется инструментальная направленность делового общения на решение социально значимой проблемы. Что же касается внутреннего личностного мира деловых партнеров, то в деловом общении он практически не затрагивается. Но его влияние может сказываться на эмоциональном фоне делового общения. Третий признак — наличие в деловом общении взаимного психологического влияния деловых партнеров. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения деловых партнеров: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, хотя в каждой из этих торон могут проявляться свои, особые типы психологического гияния. К наиболее распространенным типам психологического |ияния относятся убеждение, внушение, расположение, игнориро-*ие, прошение, побуждение, подражание. Тип психологического 1ИЯНИЯ может определяться как структурой делового общения, так конкретной деловой ситуацией. Что же касается средств психоло-ского влияния, то они, как правило, используются на двух ба->вьк уровнях: вербальном и невербальном. Наряду с этими существенными признаками деловому общению •УЩи и другие признаки, определяющие его специфику и отли-от Других видов общения. Одним из них является то, что дело-
Сидоренко Е.В. -с.12. вое общение служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений: Этому в значительной мере способствуют многообразные формы делового общения: деловые дискуссии, пресс-конференции, дебаты, переговоры, презентации, совещания, беседы. На их основе осуществляется развитие профессиональных качеств деловых партнеров и повышение их профессиональной компетентности. Важнейшим признаком делового общения является наличие в нем формально-ролевого принципа взаимодействия субъектов общения, который реализуется на основе распределения их должностных ролей и статусных функций. По существу формально-ролевой принцип определяет коммуникативную среду общения деловых партнеров, направленность и субординацию их коммуникаций и делового взаимодействия. Особую роль при этом приобретают разного рода конвенциональные ограничения, которые определяют статусные рамки делового общения. К ним можно отнести социально-правовые нормы делового общения (трудовое право, трудовой договор, трудовой кодекс), моральные нормы (кодекс чести, деловой этикет), а также деловые традиции, существующие на предприятии, в учреждении, фирме, корпорации.
Признаки делового общения следует рассматривать в целостном единстве и взаимосвязи; на их основании можно дать общее определение делового общения. Деловое общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия. Это общее определение позволяет учесть самые существенные характеристики делового общения и отличить его от других видов общения. Общение будет считаться деловым и в том случае, если хотя бы для одного из субъектов общения оно будет связано с реализацией его профессиональной деятельности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.221 (0.016 с.) |