Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способности в деловом общенииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной психологии способности определяются как такие индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо одной деятельности или ряда деятельностей.1 Способности не сводятся к знаниям, навыкам, умениям, которые вырабатываются у личности в процессе ее социализации. Но они во многом определяют легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Предпосылкой развития способностей служат задатки — генетически обусловленные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы. На основе задатков и под влиянием факторов социально-культурной среды формируется весь комплекс индивидуальных способностей личности. Важнейшим условием развития способностей является и разнообразие видов деятельности, в которые включается личностъ на протяжении всей своей жизни. Способности личности всегда существуют в постоянной динамике и развитии. Если какая-либо способность не развивается, она 1 временем утрачивается. Поэтому для поддержания и развития способностей необходимы постоянные упражнения и действия. Психологический словарь. — 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 368. Классификация способностей. В современной психологии спо- собности классифицируют по нескольким критериям. Так, по психических функциональных систем различают способности: моторные (проявляющиеся в сфере инструментальной деятель» сти); познавательные (связанные с повышенной обучаемостью эрудицией — «все схватывается на лету»); мнемические (основанны на быстром запоминании, сохранении и воспроизведении больщ0г объема информации); мыслительные (связанные с высоким уровней умственной деятельности и с успешным решением проблемных во просов и ситуаций); коммуникативные (основанные на особом умении эффективного общения с людьми и оказания на них психологического влияния). По степени общности различают способности общие (которые определяют успехи личности в самых разных видах деятельности-общий интеллект, креативность, или общую способность к творчеству, обучаемость) и специальные (определяют успехи личности в таких видах деятельности, для осуществления которых необходимо существование и развитие задатков особого рода; к таким способностям можно отнести математические, музыкальные, художественно-творческие). Специальные и общие способности нередко сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. По наибольшей социальной обусловленности различаются предметно-познавательные, предметно-деятельностные и способности к общению и взаимодействию с людьми.' Реализация всех этих способностей в деловом общении неразрывно связана с функционированием познавательных психических процессов личности. Познавательные психические процессы позволяют деловым партнерам успешно создавать когнитивные структуры деловой ситуации, выстраивать и преобразовывать когнитивные стратегии по отношению друг к другу. Психомоторные процессы играют значительную роль в динамике поведенческих действий деловых партнеров и в принятии ими совместных решений. Роль способностей в деловом общении определяется и видом профессиональной деятельности делового партнера. Если та или иная способность востребована данным видом профессиональной деятельности, она получит в нем наиболее полное развитие. Особое значение для делового общения имеют коммуникативные способности. Они позволяют успешно решать проблемы межличностного общения, воспринимать все нюансы и детали этого общения, прогнозировать свое собственное поведение и поведение других деловых партнеров. Коммуникативные способности
Немое Р.С. Указ. соч. — С. 318. я- в себя ясную и точную речь делового партнера с четко выраженной коммуникативной функцией (использованием ее как меж-' личностного средства общения) и имеющую адресную направленность На конкретного субъекта общения. Коммуникативные способности предполагают и наличие у делового партнера такого позитивного типа восприятия и оценивания общения, которое создает возможности для налаживания с ними эффективных деловых отношений даже в кризисных деловых ситуациях. Типы психологического влияния, которые при этом будут использоваться деловыми партнерами по отношению к друг к яругу, основаны не на принуждении и манипуляции, а на бесконфликтной, неимперативной подаче информации с помощью убеждения, расположения и привлечения к совместной деятельности. Существенной характеристикой коммуникативных способностей личности является адекватная перцептивная идентификация партнеров по общению. Она позволяет создавать целостные образы партнеров, наиболее соответствующие действительным. Таким образом, деловая коммуникация партнеров при наличии у них коммуникативных способностей будет в наибольшей степени соответствовать базовой коммуникативной максиме общения, включающей в себя такие принципы, как готовность деловых партнеров к сотрудничеству; позитивный психологический настрой на взаимопонимание и взаимоуважение друг друга; открытость и правдивость в обмене информацией; отсутствие метакоммуникаций (скрытых предположений и смыслов); релевантность1 диалога. Большую роль в деловом общении играют общие способности. Среди них можно выделить такие, как общий интеллект и креативность. Интеллект в деловом общении. Под интеллектом в современной психологии понимают общую умственную способность личности к познанию и решению проблем. Интеллект лежит в основе других способностей личности и определяет успешность любой ее деятельности. На основе психологических исследований были установлены Фи формы интеллекта, связанные с его реализацией в поведенче-;ких характеристиках личности: вербальный интеллект, характери-дащий ментальный лексикон личности и ее эрудицию; когнитивно-Щиональный интеллект, определяющий способность личности к ре-•нию проблем и проблемных ситуаций; практический интеллект, реализующий способность личности добиваться поставленных [ей в разнообразных видах деятельности.
В деловом общении — смысловое соответствие информационного запроса де-г°вого партнера и полученного сообщения.В В современных тестовых исследованиях, связанных с измерениями интеллекта, принята трактовка интеллекта как определённой психической предрасположенности личности рационально действовать в новой ситуации.' Известный английский исследователь интеллекта Ганс Айзенк рассматривает интеллект как универсальную психическую способность личности, которая в большей или меньшей степени определяет успех личности в решении самых разнообразных задач.2 По его мнению, значительную роль в формировании и развитии интеллекта имеют наследственные признаки психики личности, которые детерминируют скорость и точность мыслительных процессов переработки информации. На основе многочисленных исследований он установил, что большинство тестов и экспериментальных разработок показывают важное значение наследственности в детерминации интеллекта. Соотношение наследственных факторов и факторов внешней среды, детерминирующих индивидуальные различия в интеллекте, Айзенк определяет следующим образом: 80% всех факторов, вносящих различие в индивидуальный интеллект, обусловлены наследственностью и 20% — влиянием окружающей среды.3 Вместе с тем Айзенк предостерегает от того, чтобы считать наличие высокого интеллекта единственной способностью, определяющей успех личности в профессиональной деятельности и повседневной деловой жизни. Выявленные им тенденции взаимосвязи высокого интеллекта с денежными заработками и положением в обществе показывают, что отдельные группы высокоинтеллектуальных профессий (преподавателей, ученых, а также гражданских служащих в промышленности) имеют низкие и средние заработки, поскольку их высокий интеллект «не оплачивается обществом соразмерно вкладу их труда».4 Считая интеллект необходимой предпосылкой делового успеха, Айзенк подчеркивает значение для профессиональной деятельности личности и других психологических характеристик: мотивации, настойчивости, удачливости, дерзости. Исследования Айзенка, проведенные на основе анализа английской и американской деловой жизни, показывают, что даже в странах с высокоразвитой рыночной экономикой востребованность обществом высокоинтеллектуального труда не соизмерима с уровнем его оплаты. В российской деловой жизни эта несоизмеримость возрастает многократно. Взаимосвязь интеллекта и высокоинтеллекту- Психологический словарь. — С. 138.
2 Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта, 3 Там же. С, 26. 4 Айзенк Г. Дж. Указ. соч. — С. 18—19-
ной профессиональной деятельности не однозначна. Своего максимального уровня интеллект может достигнуть в очень молодом возрасте, но успех в интеллектуальной деятельности приходит значительно позднее, поскольку он связан с приобретением специальных знаний и умений. Как показали психологические исследования, наиболее высокие результаты в профессиональной деятельности постигаются обычно после 35 лет.1 Следует иметь в виду и то, что кроме возрастных в развитии интеллекта существуют также социальные и тендерные особенности. Социальные особенности связаны с влиянием социальной среды и воспитания, а тендерные показывают различия в выраженности различных сторон интеллекта у мужчин и женщин. Значение интеллекта в деловом общении особенно возрастает в условиях приспособления деловых партнеров к новым деловым ситуациям, когда прошлого жизненного опыта становится недостаточно для разрешения возникающих трудностей и проблем. В этой связи значительный интерес представляет модель интеллекта, предложенная англо-американским психологом Раймондом Кэттелом. В своей модели Кэттел выделяет два типа интеллекта: текучий (подвижный), который позволяет личности приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, и «кристаллизованный», который при решении задач использует прошлый жизненный опыт личности. По мнению Кэттела, текучий интеллект более зависим от наследственности, а «кристаллизованный» — от влияния внешней среды. С возрастом (после 50 лет) показатели текучего интеллекта несколько снижаются, а «кристаллизованного» остаются неизменными.2 Из модели Кэттела следует, что в новых деловых ситуациях наибольшее значение приобретает текучий интеллект деловых партнеров, который позволяет им значительно быстрее выстраивать собственные когнитивные и поведенческие стили и стратегии на основе переработки инновационной информации без проб и ошибок «в уме». Коммуникативные умения деловых партнеров в значительной тепени связаны с наличием у них социального интеллекта, модель которого была разработана американским психологом Дж. Гилфор-К>м. Широко применяя факторный анализ в исследовании социаль-"о интеллекта и других способностей личности, Гилфорд вьщеляет ч^ие важные параметры социального интеллекта: объективность, социальность, доминирование, дружелюбие, эмоциональную стабильность, сдержанность, склонность к размышлениям.3 Особое зна-
см. подробнее об этом: Психология I Под общ. ред. В.Н. Дружинина. -. 230-233. словарь. — С. 139. К.С., Линдсей Г. Указ. соч. - С. 530. чение социальный интеллект приобретает в таких кризисных деловых ситуациях, когда происходит столкновение намерений, мотиваций и социальных установок деловых партнеров. Успешность межличностной коммуникации в этих ситуациях во многом определяется составляющими социального интеллекта: эмоциональной стабильностью, сдержанностью, взаимным объективным оцениванием деловыми партнерами когнитивных и поведенческих стратегий друг друга. Можно сделать вывод, что интеллект представляет собой многомерную психологическую способность личности делового партнера, которая включает в себя множество мыслительных процессов, связанных с системным анализом деловой ситуации, ее восприятием, познанием и прогнозированием. Креативность в деловом общении. Склонность деловых партнеров к продуцированию нестандартных оригинальных идей и выводов составляет основу такой общей способности, как креативность, характеризующая творческие возможности деловых партнеров в мышлении, общении и различных видах деятельности. Обстоятельная разработка креативности как общей способности личности была осуществлена Гилфордом, который выделил особенности творческого мышления личности: оригинальность и нетривиальность предлагаемых идей и суждений о каком-либо объекте; семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать оригинальные идеи в неопределенных ситуациях); семантическая перцептивная гибкость (способность воспринимать объект под новым углом зрения); образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы обнаружить его новые свойства).1 Выделенные Гилфордом особенности творческого мышления играют большую роль в деловом общении. Они позволяют деловым партнерам творчески осмыслить деловую ситуацию во всех ее аспектах: в продуцировании нестандартных когнитивных и поведенческих стратегий; в обмене оригинальными суждениями и высказываниями по деловой проблеме; в поиске и принятии нетривиальных и неожиданных решений. В качестве важнейшей черты креативности Гилфорд выделил дивергентное (разнонаправленное) мышление. В отличие от конверт-гентного (однонаправленного) мышления (логического, предполагающего, как правило, единственный правильный ответ) дивергентное связано с порождением множества идущих в разных направлениях и отступающих от логики оригинальных идей и решений. Дивергентное мышление позволяет деловому партнеру продуцировать сразу несколько возможных разнонаправленных вариантов 1 См. об этом: Немое Р.С. Указ. соч. — С. 243. решения деловой проблемы. Поиск деловыми партнерами, необычных решений стимулируется такими деловыми ситуациями, которые находятся в стадии незавершенности или открытости и не имеют жестко заданных параметров. Такие ситуации особенно характерны для предпринимательской деятельности, связанной с риском и упреждающими экономическими действиями. Развитию дивергентного мышления деловых партнеров препятствуют их конформное поведение, жесткие стереотипы в мышлении и поведении, стремление одного из партнеров к одностороннему успеху, преклонение перед авторитетами, неодобрительные оценки необычных и нестандартных решений. С креативностью деловых партнеров связано проявление и такого сложного психологического феномена, как воображение. В деловом общении проявляются все виды воображения: пассивное, возникающее спонтанно, помимо воли и сознания делового партнера; репродуктивное, связанное с воспроизведением образа реально существующей деловой ситуации; продуктивное, в котором образ деловой ситуации конструируется деловым партнером сознательно с элементами ее динамики и последующего развития. Наибольшее значение для делового общения имеет продуктивное воображение, которое позволяет прогнозировать развитие деловой ситуации на основе формирования у делового партнера мысленного внутреннего плана собственных действий и действий других партнеров. Все виды воображения, которые возникают у деловых партнеров, отражают особенности их индивидуальной психики, особенности восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-психологические состояния деловых партнеров в данной деловой ситуации.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.008 с.) |