Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способности в деловом общении

Поиск

В современной психологии способности определяются как такие ин­дивидуально-психологические особенности личности, которые обес­печивают успешность выполнения какой-либо одной деятельности или ряда деятельностей.1 Способности не сводятся к знаниям, навы­кам, умениям, которые вырабатываются у личности в процессе ее социализации. Но они во многом определяют легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Предпосылкой развития способностей служат задатки — генетически обусловлен­ные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной систе­мы. На основе задатков и под влиянием факторов социально-куль­турной среды формируется весь комплекс индивидуальных способ­ностей личности. Важнейшим условием развития способностей является и разнообразие видов деятельности, в которые включается личностъ на протяжении всей своей жизни.

Способности личности всегда существуют в постоянной динамике и развитии. Если какая-либо способность не развивается, она 1 временем утрачивается. Поэтому для поддержания и развития способностей необходимы постоянные упражнения и действия.

Психологический словарь. — 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 368.

Классификация способностей. В современной психологии спо- собности классифицируют по нескольким критериям. Так, по психических функциональных систем различают способности: моторные (проявляющиеся в сфере инструментальной деятель» сти); познавательные (связанные с повышенной обучаемостью эрудицией — «все схватывается на лету»); мнемические (основанны на быстром запоминании, сохранении и воспроизведении больщ0г объема информации); мыслительные (связанные с высоким уровней умственной деятельности и с успешным решением проблемных во просов и ситуаций); коммуникативные (основанные на особом уме­нии эффективного общения с людьми и оказания на них психоло­гического влияния).

По степени общности различают способности общие (которые определяют успехи личности в самых разных видах деятельности-общий интеллект, креативность, или общую способность к творче­ству, обучаемость) и специальные (определяют успехи личности в таких видах деятельности, для осуществления которых необходимо существование и развитие задатков особого рода; к таким способно­стям можно отнести математические, музыкальные, художественно-творческие). Специальные и общие способности нередко сосущест­вуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

По наибольшей социальной обусловленности различаются предмет­но-познавательные, предметно-деятельностные и способности к обще­нию и взаимодействию с людьми.'

Реализация всех этих способностей в деловом общении нераз­рывно связана с функционированием познавательных психических процессов личности. Познавательные психические процессы позво­ляют деловым партнерам успешно создавать когнитивные структу­ры деловой ситуации, выстраивать и преобразовывать когнитивные стратегии по отношению друг к другу. Психомоторные процессы иг­рают значительную роль в динамике поведенческих действий дело­вых партнеров и в принятии ими совместных решений.

Роль способностей в деловом общении определяется и видом профессиональной деятельности делового партнера. Если та или иная способность востребована данным видом профессиональной деятель­ности, она получит в нем наиболее полное развитие.

Особое значение для делового общения имеют коммуникатив­ные способности. Они позволяют успешно решать проблемы меж­личностного общения, воспринимать все нюансы и детали этого общения, прогнозировать свое собственное поведение и поведение других деловых партнеров. Коммуникативные способности

 

Немое Р.С. Указ. соч. — С. 318.

я- в себя ясную и точную речь делового партнера с четко выраженной коммуникативной функцией (использованием ее как меж-' личностного средства общения) и имеющую адресную направленность На конкретного субъекта общения.

Коммуникативные способности предполагают и наличие у делового партнера такого позитивного типа восприятия и оценивания общения, которое создает возможности для налаживания с ними эффективных деловых отношений даже в кризисных деловых ситуациях. Типы психологического влияния, которые при этом будут использоваться деловыми партнерами по отношению к друг к яругу, основаны не на принуждении и манипуляции, а на бескон­фликтной, неимперативной подаче информации с помощью убеж­дения, расположения и привлечения к совместной деятельности.

Существенной характеристикой коммуникативных способно­стей личности является адекватная перцептивная идентификация партнеров по общению. Она позволяет создавать целостные образы партнеров, наиболее соответствующие действительным.

Таким образом, деловая коммуникация партнеров при наличии у них коммуникативных способностей будет в наибольшей степени соответствовать базовой коммуникативной максиме общения, вклю­чающей в себя такие принципы, как готовность деловых партнеров к сотрудничеству; позитивный психологический настрой на взаимо­понимание и взаимоуважение друг друга; открытость и правдивость в обмене информацией; отсутствие метакоммуникаций (скрытых пред­положений и смыслов); релевантность1 диалога.

Большую роль в деловом общении играют общие способности. Среди них можно выделить такие, как общий интеллект и креа­тивность.

Интеллект в деловом общении. Под интеллектом в современной психологии понимают общую умственную способность личности к познанию и решению проблем. Интеллект лежит в основе других способностей личности и определяет успешность любой ее деятель­ности. На основе психологических исследований были установлены Фи формы интеллекта, связанные с его реализацией в поведенче-;ких характеристиках личности: вербальный интеллект, характери-дащий ментальный лексикон личности и ее эрудицию; когнитивно-Щиональный интеллект, определяющий способность личности к ре-•нию проблем и проблемных ситуаций; практический интеллект, реализующий способность личности добиваться поставленных [ей в разнообразных видах деятельности.

 

 

В деловом общении — смысловое соответствие информационного запроса де-г°вого партнера и полученного сообщения.В

В современных тестовых исследованиях, связанных с измерениями интеллекта, принята трактовка интеллекта как определённой психической предрасположенности личности рационально действовать в новой ситуации.' Известный английский исследователь интеллекта Ганс Айзенк рассматривает интеллект как универсальную психическую способность личности, которая в большей или меньшей степени определяет успех личности в решении самых разнообразных задач.2 По его мнению, значительную роль в формировании и развитии интеллекта имеют наследственные признаки психики личности, которые детерминируют скорость и точность мыслитель­ных процессов переработки информации. На основе многочислен­ных исследований он установил, что большинство тестов и экспери­ментальных разработок показывают важное значение наследствен­ности в детерминации интеллекта. Соотношение наследственных факторов и факторов внешней среды, детерминирующих индивиду­альные различия в интеллекте, Айзенк определяет следующим обра­зом: 80% всех факторов, вносящих различие в индивидуальный ин­теллект, обусловлены наследственностью и 20% — влиянием окру­жающей среды.3 Вместе с тем Айзенк предостерегает от того, чтобы считать на­личие высокого интеллекта единственной способностью, опреде­ляющей успех личности в профессиональной деятельности и повсе­дневной деловой жизни. Выявленные им тенденции взаимосвязи высокого интеллекта с денежными заработками и положением в обществе показывают, что отдельные группы высокоинтеллектуальных профессий (преподавателей, ученых, а также гражданских служащих в промышленности) имеют низкие и средние заработки, поскольку их высокий интеллект «не оплачивается обществом соразмерно вкладу их труда».4 Считая интеллект необходимой предпосылкой делового успеха, Айзенк подчеркивает значение для профессио­нальной деятельности личности и других психологических характе­ристик: мотивации, настойчивости, удачливости, дерзости. Исследования Айзенка, проведенные на основе анализа англий­ской и американской деловой жизни, показывают, что даже в стра­нах с высокоразвитой рыночной экономикой востребованность об­ществом высокоинтеллектуального труда не соизмерима с уровнем его оплаты. В российской деловой жизни эта несоизмеримость воз­растает многократно. Взаимосвязь интеллекта и высокоинтеллекту-

Психологический словарь. — С. 138.

Н. Нов-

2 Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта,
город: Аи Кью, 1993. — С. 22.

3 Там же. С, 26.

4 Айзенк Г. Дж. Указ. соч. — С. 18—19-

 

 

ной профессиональной деятельности не однозначна. Своего максимального уровня интеллект может достигнуть в очень молодом возрасте, но успех в интеллектуальной деятельности приходит значительно позднее, поскольку он связан с приобретением специальных знаний и умений. Как показали психологические исследования, наиболее высокие результаты в профессиональной деятельности постигаются обычно после 35 лет.1

Следует иметь в виду и то, что кроме возрастных в развитии ин­теллекта существуют также социальные и тендерные особенности. Социальные особенности связаны с влиянием социальной среды и воспитания, а тендерные показывают различия в выраженности раз­личных сторон интеллекта у мужчин и женщин.

Значение интеллекта в деловом общении особенно возрастает в условиях приспособления деловых партнеров к новым деловым си­туациям, когда прошлого жизненного опыта становится недоста­точно для разрешения возникающих трудностей и проблем. В этой связи значительный интерес представляет модель интеллекта, пред­ложенная англо-американским психологом Раймондом Кэттелом.

В своей модели Кэттел выделяет два типа интеллекта: текучий (подвижный), который позволяет личности приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, и «кристаллизованный», который при решении задач использует прошлый жизненный опыт личности. По мнению Кэттела, текучий интеллект более зависим от наследствен­ности, а «кристаллизованный» — от влияния внешней среды. С воз­растом (после 50 лет) показатели текучего интеллекта несколько снижаются, а «кристаллизованного» остаются неизменными.2

Из модели Кэттела следует, что в новых деловых ситуациях наи­большее значение приобретает текучий интеллект деловых партне­ров, который позволяет им значительно быстрее выстраивать собст­венные когнитивные и поведенческие стили и стратегии на основе переработки инновационной информации без проб и ошибок «в уме». Коммуникативные умения деловых партнеров в значительной тепени связаны с наличием у них социального интеллекта, модель которого была разработана американским психологом Дж. Гилфор-К>м. Широко применяя факторный анализ в исследовании социаль-"о интеллекта и других способностей личности, Гилфорд вьщеляет ч^ие важные параметры социального интеллекта: объективность, социальность, доминирование, дружелюбие, эмоциональную стабильность, сдержанность, склонность к размышлениям.3 Особое зна-

 

см. подробнее об этом: Психология I Под общ. ред. В.Н. Дружинина. -. 230-233.

словарь. — С. 139. К.С., Линдсей Г. Указ. соч. - С. 530.

чение социальный интеллект приобретает в таких кризисных дело­вых ситуациях, когда происходит столкновение намерений, мотива­ций и социальных установок деловых партнеров. Успешность меж­личностной коммуникации в этих ситуациях во многом определяется составляющими социального интеллекта: эмоциональной стабиль­ностью, сдержанностью, взаимным объективным оцениванием дело­выми партнерами когнитивных и поведенческих стратегий друг друга. Можно сделать вывод, что интеллект представляет собой мно­гомерную психологическую способность личности делового партне­ра, которая включает в себя множество мыслительных процессов, связанных с системным анализом деловой ситуации, ее восприятием, познанием и прогнозированием.

Креативность в деловом общении. Склонность деловых партнеров к продуцированию нестандартных оригинальных идей и выводов составляет основу такой общей способности, как креативность, ха­рактеризующая творческие возможности деловых партнеров в мыш­лении, общении и различных видах деятельности.

Обстоятельная разработка креативности как общей способности личности была осуществлена Гилфордом, который выделил особен­ности творческого мышления личности: оригинальность и нетриви­альность предлагаемых идей и суждений о каком-либо объекте; се­мантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать ори­гинальные идеи в неопределенных ситуациях); семантическая перцептивная гибкость (способность воспринимать объект под но­вым углом зрения); образная адаптивная гибкость (способность из­менить восприятие объекта таким образом, чтобы обнаружить его новые свойства).1

Выделенные Гилфордом особенности творческого мышления играют большую роль в деловом общении. Они позволяют деловым партнерам творчески осмыслить деловую ситуацию во всех ее ас­пектах: в продуцировании нестандартных когнитивных и поведен­ческих стратегий; в обмене оригинальными суждениями и высказы­ваниями по деловой проблеме; в поиске и принятии нетривиальных и неожиданных решений.

В качестве важнейшей черты креативности Гилфорд выделил дивергентное (разнонаправленное) мышление. В отличие от конверт-гентного (однонаправленного) мышления (логического, предполагаю­щего, как правило, единственный правильный ответ) дивергентное связано с порождением множества идущих в разных направлениях и отступающих от логики оригинальных идей и решений.

Дивергентное мышление позволяет деловому партнеру продуци­ровать сразу несколько возможных разнонаправленных вариантов

1 См. об этом: Немое Р.С. Указ. соч. — С. 243.

решения деловой проблемы. Поиск деловыми партнерами, необыч­ных решений стимулируется такими деловыми ситуациями, кото­рые находятся в стадии незавершенности или открытости и не имеют жестко заданных параметров. Такие ситуации особенно ха­рактерны для предпринимательской деятельности, связанной с рис­ком и упреждающими экономическими действиями.

Развитию дивергентного мышления деловых партнеров препят­ствуют их конформное поведение, жесткие стереотипы в мышлении и поведении, стремление одного из партнеров к одностороннему успеху, преклонение перед авторитетами, неодобрительные оценки необычных и нестандартных решений.

С креативностью деловых партнеров связано проявление и та­кого сложного психологического феномена, как воображение. В де­ловом общении проявляются все виды воображения: пассивное, возникающее спонтанно, помимо воли и сознания делового парт­нера; репродуктивное, связанное с воспроизведением образа реально существующей деловой ситуации; продуктивное, в котором образ деловой ситуации конструируется деловым партнером сознательно с элементами ее динамики и последующего развития.

Наибольшее значение для делового общения имеет продуктив­ное воображение, которое позволяет прогнозировать развитие дело­вой ситуации на основе формирования у делового партнера мыс­ленного внутреннего плана собственных действий и действий других партнеров. Все виды воображения, которые возникают у деловых партнеров, отражают особенности их индивидуальной психики, особенности восприятия, памяти, мышления, а также эмоциональ­но-психологические состояния деловых партнеров в данной дело­вой ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.008 с.)