Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел первый. Психология преступного поведения и личности преступника

Поиск

Чуфаровский Ю.В.

Ч-81 Психология оперативно-розыскной деятельности. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство «МЗ-Пресс», Издатель Воробьев А.В., 2001. — 208 с.

 

ISBN 5-94073-020-5

ISBN 5-93883-010-9

 

В учебно-практическом пособии раскрываются практические аспекты применения психологических знаний в повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Рассматриваются приемы и способы установления контактов, психологические основы общения, проблемы добывания необходимой информации, оценки личности и воздействия на нее, психологические аспекты опроса интересующих лиц сотрудниками правоохранительных органов.

Для, слушателей, студентов, аспирантов и адъюнктов, преподавателей юридических и психологических вузов, особенно учебных заведений МВД, ФСБ, ФСНП и др., ведущих подготовку специалистов по оперативно-розыскной деятельности.

Автор: Чуфаровский Юрий Валентинович, доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации. С 1967 года — сотрудник органов безопасности. Автор 15 книг и более 150 публикаций по различным вопросам психологии и юриспруденции.

 

УДК 159.9

ББК 67

 

© Чуфаровский Ю.В, 2001.

©«МЗ-Пресс», 2001.

ISBN 5-94073-020-5 © Воробьев А.В.,

ISBN 5-93883-010-9 оформление, 2001


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...........................................................................................5

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................6

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА......................................................................9

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................9

§1. Преступное поведение и его отражение в уголовном законе.......10

§2. Психологические основы человеческих действий..........................12

§3. Понятие правонарушения и анализ преступного поведения........14

§4. Психологическая структура преступного действия.....................17

§5. Психологическая характеристика

и анализ преступной деятельности........................................................24

§6. Психологические последствия совершенного преступления........28

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

И ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.............................................35

§1. Психология личности преступника.................................................35

§2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований и их противоправной деятельности............................42

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ....................................5 1

ГЛАВА 3. ТАКТИКА И ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ....................................53

§1. Сущность и назначение психологического контакта......................53

§2. Установление и развитие психологического контакта....................56

§3. Формирование интереса и активности у общающихся сторон.....64

§4. Доверие и доброжелательность — важнейшие условия установления контакта...........................................................................71

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.............................................................76

§1. Общая характеристика общения

(сущность, функции, структура)..........................................................77

§2. Закономерности общения и взаимодействия людей

в оперативно-розыскной деятельности

правоохранительных органов.......................................................80

§3. Техника общения в оперативно-розыскной

деятельности правоохранительных органов...............................92

§4. Психологические основы ведения переговоров

в оперативно-розыскной деятельности

правоохранительных органов.......................................................96

ГЛАВА 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ...........................................................105

§1. Психологические основы получения

интересующей информации...................................................... 105

§2. Методика получения интересующей информации.......... 116

ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ,

ИНТЕРЕСУЮЩЕГО ЛИЦА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ..................................121

§1. Схема изучения конкретной личности

оперативным сотрудником......................................................... 121

§2. Методы оценки в оперативно-розыскной деятельности.. 125

§3. Особенности оценки личности в процессе общения

в оперативно-розыскной деятельности..................................... 142

§4. Оценка личности по внешним признакам

в оперативно-розыскной деятельности..................................... 146

ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ

В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ...........................................................1 57

§1. Общие положения психологического воздействия

на личность в оперативно-розыскной деятельности............... 157

§2. Система методов психологического воздействия

на личность в оперативно-розыскной деятельности............... 161

ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ХАРАКТЕРИСТИК

НА ЛИЧНОСТЬ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ...........................................................178

§1. Значение черт личности для написания характеристик

в оперативно-розыскной деятельности..................................... 178

§2. Черты характера — важное звено в написании характеристик на личность в оперативно-розыскной деятельности............... 183

ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРОСА ИНТЕРЕСУЮЩИХ ЛИЦ СОТРУДНИКАМИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...............185

§1. Общеправовые и этические вопросы проведения опроса... 185

§2. Психологические и тактические приемы опроса.............. 1{$

§3. Психологические и тактические приемы

опроса несовершеннолетних...................................................... 192

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................196

ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................197

СНОСКИ................................................................................................202


 

Предисловие

Памяти Ладанова Ивана Дмитриевича

 

С момента выхода в свет настоящего учебного пособия прошло пять лет. В целом это издание выдержало испытание временем. За прошедшие годы учебное пособие широко использовалось во всех учебных заведениях правоохранительных органов нашей страны, а также в ряде стран СНГ.

При подготовке второго издания автором были учтены те значительные перемены, которые произошли в экономической жизни страны, а, также изменения в системе правоотношений и в деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов. В этой связи ряд разделов книги были переработаны, учебное пособие дополнено новыми актуальными материалами.

На основе практических материалов, подготовлены новые разделы: психология преступной деятельности, психологические основы подготовки характеристик на личность, психология общения, психологические аспекты опроса интересующих лиц сотрудниками правоохранительных органов.

Автор надеется, что о значительном вкладе в развитие психологии оперативно-розыскной деятельности доктора педагогических наук, профессора Ивана Дмитриевича Ладанова всегда будут помнить читатели этого учебного пособия.


 

Введение

В последние годы наметился устойчивый интерес к психологическим аспектам преступления и преступности. Это определяется с одной стороны, расширяющимся спектром научных исследований, а с другой — практическими потребностями правоохранительных органов, активно ведущих работу по дознанию, расследованию и судебному разбирательству уголовных дел и профилактике преступлений.

Практика показывает, что понять любое поведение, в том числе преступное, невозможно без подлинного знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его нуждами и страстями, с его, часто сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд оперативных сотрудников правоохранительных органов, помогает им регулировать и строить взаимоотношения с интересующими их людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Все больше осознается, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста (Библиографические ссылки к словам и выражениям, помеченным арабскими цифрами, смотрите на С. 201-206.), в том числе и сотрудника правоохранительного органа. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к ее облегчению, упорядочению и положительному решению насущных вопросов.

Знание психологии исключительно важно для установления истины. Кроме того, знание психологии дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональные процессы, изучать проверять и направлять эти процессы у других лиц, принимать правильные решения в оперативно-розыскной деятельности.

В деятельности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов (Здесь и далее под «сотрудниками правоохранительных органов» понимаются оперативные работники этих органов, для краткости мы будем употреблять термины «сотрудник» и «оперативный сотрудник») главное — работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: проблемы изучения и оценки людей, установления и развития контактов с ними, общения, оказания на них своего влияния и т. д. Поэтому приобретение психологических знаний становится необходимостью для сотрудников оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов, и в частности в оперативно-розыскной деятельности и расследовании преступлений.

Постоянное общение с людьми, являющимися носителями отрицательных психических качеств, необходимость выяснять факты и обстоятельства, вызывающие отрицательные эмоции, — все это существенно затрудняет процесс познания и может привести к ошибкам.

Закономерности психологической науки облегчают разработку мер, устраняющих или существенно снижающих действие отрицательных условий познания, создание таких условий деятельности, которые будут гарантировать от ошибок при восприятии, оценке фактов со стороны оперативных сотрудников.

Для установления истины необходимо не только знать, какие изменения происходят в психике указанных лиц, но и уметь правильно воздействовать на них, с тем чтобы получить от них свидетельства, объективно отражающие события, воспринимавшиеся ими.

Для осуществления такого воздействия необходимы значительные психологические знания. Без этого нельзя определить способ воздействия, оценить его результаты, добиться изменения направленности психических процессов, состояния лиц, через которых устанавливается объективная истина и ход дальнейшего расследования уголовного дела.

Мы рассмотрим причины не совокупности всех преступлений, а отдельных преступлений и преступного поведения. При этом из всего причинного комплекса будут выделены лишь факторы, которые «находятся» в самой личности, а не во внешних обстоятельствах, как бы они важны ни были. Для практики борьбы с преступностью, особенно для индивидуальной профилактики и расследования преступлений, это чрезвычайно важно, поскольку основным объектом предупредительных усилий является человек. Это справедливо, поскольку причины всегда в личности, а внешние обстоятельства могут лишь играть роль условий, способствующих или препятствующих совершению преступлений либо нейтральных по отношению к ним.

Знания психологических особенностей правонарушителей и причин совершения ими правонарушений имеет большое значение для совершенствования оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений, а также повышения их эффективности в борьбе с преступностью.


 

Общие положения психологического бездействия на личность в оперативно-розыскной деятельности

 

Деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия — воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, — достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении. Цели подобного воздействия всегда направлены на воспитание, на перевоспитание личности уже в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Особенность установления истины при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем следствия заключается в необходимости восстановления фактов, действий, которые можно выявить во многих случаях только через свидетельства лиц, бывших их очевидцами или участниками. При воспроизводстве фактов, суждений, выводов об обстоятельствах конкретного преступного события, у лиц, через которых устанавливаются эти важные для решения конкретного дела факты, происходят, как правило, сложные психические процессы восстановления в памяти забытого, узнавания, решения поставленных оперработником или следователем задач. Установление истины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложным процессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда просто искаженным и неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полно воспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказывать определенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кроме определенного психологического воздействия. Наша задача и состоит в разработке таких путей воздействия на лиц, свидетельствующих о фактах для восстановления объективной истины в событиях прошлого, взаимоотношениях причинно-следственных и иных связей по материалам дела, которые бы помогли активизации психической деятельности этих лиц и гарантировали полноту и правильность воспроизведения фактов, интересующих органы дознания и следствия.

На практике, однако, сложность процесса установления истины при осуществлении розыскной деятельности, дознания и следствия этим не ограничивается. Как правило, в большинстве случаев события преступления представляют собой очень замысловатое переплетение самых различных, подчас противоположных интересов тех лиц, через которых в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и следствия мы должны устанавливать истину о событиях и фактах. В жизни это противоречие интересов иногда приводит к тому, что некоторые лица сознательно не сообщают известные им сведения или умышленно искажают их. Поэтому в оперативно-розыскной деятельности, в процессе установления истины, приходится не только помогать в воспроизведении фактов, но и добиваться правдивости показаний. Здесь психологические методы воздействия создают условия для получения от всех указанных в имеющихся материалах лиц правильной и полной информации о фактах, конкретных событиях, интересующих органы дознания и следствие, обеспечивающих необходимое воздействие на лиц, которые умышленно хотят скрыть правду от дознания и следствия, зачастую передают ложную информацию.

При помощи психологических методов воздействия в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия выполняется воспитательная функция, безусловно, устанавливается истина, реализуется коммуникативная деятельность и т. д. Подводя итог, можно сказать, что разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:

1) полного установлена истины в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;

2) изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определенным фактам, лицам;

3) воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются отрицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной совершения ими преступлений;

4) активизация действий всех лиц, принимающих участие в оперативно-розыскной деятельности, дознании и следствии.

Следует отметить, что существует ряд принципов, без предварительного учета которых цели воздействия в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия не могут быть достигнуты.

1. Воздействие должно осуществляться с учетом конкретных особенностей личности. Для того чтобы достигнуть результатов воздействия, надо, всегда учитывать, что «психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития, ее внутренними закономерностями» 91. Среди таких особенностей личности прежде всего следует учитывать тип темперамента. Надо иметь в виду, что лица с различным типом темперамента по-разному могут воспринять одно и тоже воздействие. Так, резкое требование может быть совершенно допустимым в отношении сангвиника и флегматика, но вызовет взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика92. Методы психологического воздействия дают нужные результаты лишь в том случае, если учитывают не только совокупность психических свойств и качеств личности вообще, но и психическое состояние личности в данное конкретное время.

2. Для осуществления воздействия необходимо знать общие закономерности психики человека и ее развитие. Нужны знания об общих закономерностях усвоения человеком информации, особенностям ее восприятия в процессе общения, о факторах, влияющих на активизацию процесса усвоения информации, на ход мышления. О влиянии эмоциональных процессов на мыслительную деятельность на оказываемое воздействие. Важно также располагать и знанием психических закономерностей, проявляющихся в оперативно-розыскной деятельности, знанием условий эти деятельности и их влияния на психику людей.

3. Процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должны заранее планироваться и прогнозироваться.

4. Положительное восприятие воздействия должно обязательно стимулироваться. Достигается это различными способами: указанием на достигнутые результаты, словесным поощрением и т. д.

5. Воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие.

6. При планировании воздействия должна быть выявлена и учтена вся структура воздействия на данную личность.

7. При воздействии обязательно учитываются те внешние условия, в которых оно осуществляется. Внешние условия должны помогать достижению целей воздействия. Необходимо во всех случаях знать, предвидеть те условия, которые способны обеспечить результативность применения психологических методов воздействия.

8. Воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных процессов у лица, на которое оказывается воздействие.

9. Воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается. Как отмечал В.Н. Мясищев, воздействие, задевающее, волнующее, потрясающее и вдохновляющее, представляет сложную динамическую систему слов, эмоций. Такое воздействие способно оказать большое влияние на личность. Методы психологического воздействия должны строиться с учетом и с предельным использованием всего этого сложнейшего влияния человека на человека.

10. При осуществлении воздействия необходимо обеспечить психическую активность лица, на которое оно направлено. Воздействие только в том случае будет результативным, если оно активно обеспечивается и воспринимается. Оно предполагает активную психическую деятельность как воздействующего, так и лица, на которое оказывается воздействие. На начальном этапе процесса воздействия следует возбудить определенный интерес к общению, и психической активности личности, без чего невозможно обеспечить достижение целей воздействия.

11. Воздействие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия должно тщательно планироваться. Так, перед осуществлением воздействия учитываются исходные данные, которые включают сведения о личности, поведении, состоянии непосредственно перед воздействием; определение конечной и промежуточной целей воздействий; последовательность в достижении промежуточных целей; факты и обстоятельства, которые представляется возможным использовать; последовательность такого использования; сведения о воздействиях со стороны других лиц. Наконец, в плане предусматривается конкретная последовательность, совокупность психологических методов, которые предполагается реализовывать в процессе воздействия, а также все необходимые для этого предпосылки.

 

Заключение

Заканчивая рассмотрение проблем психологии оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, отметим, что настоящая работа, представляет собой попытку, осветить важнейшие и узловые вопросы этой науки применительно к оперативно-розыскной деятельности.

Оперативные работники правоохранительных органов должны иметь четкое представление не только о том, каким образом результаты оперативно-розыскной деятельности могут войти в уголовный процесс, при каких условиях их можно использовать в качестве основы для формирования доказательств, какую роль играют психологические основы общения в процессе доказывания.

Оперативно-розыскная деятельность одно из важнейших средств защиты человека и общества от преступных посягательств. Однако в этом социально полезном виде юридической деятельности немало неразрешенного как на сущностном, так и на организационно-правовом и психологическом уровнях и постоянно нуждается в углублении и уточнении.


Литература

1. Алимов С., Антонов-Романовский Г.В. Криминологическое значение изучения конфликтное в основных сферах жизнедеятельности // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981.

2. Альгин А.Н. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989.

3. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.

4. Антонян Ю.М., Еникеее М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.

5. Батищееа Л., Леей А. Тактика следственных действий при участии защитника // Законность. 1993. № 12.

6. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

8. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.

9. Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. М, 1954.

10. Больше внимания исследованию личности обвиняемого // Бюллетень Верховного суда СССР. 1969. № 2.

11. Васильев В.Л. Психологический анализ отношений, возникающих на допросе и очной ставке. Психология личности и малых групп. Л., 1977.

12. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебное пособие для заочного обучения. Л., 1974.

13. Васильев В.Л. Юридическая психология. 1-е изд. М., 1991.

14. Васильев В.Л. Юридическая психология. 2-е изд. М.

15. Викторов Б.А. Цель и мотив в тяжких преступлениях. М., 1963.

16. Волков Б.С. Проблема воли и уголовная ответственность. Казань, 1965.

17. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. М., 1993.

18. Горшкова К.В., Шенский Н.М. Современный русский язык. М., 1957.

19. Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992.

20. Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М, 1990.

21. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.

22. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976.

23. Дронов М. Талант общения // Дэйл Карнеги или Авва Дорофей. М., 1998.

24. Дубрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

25. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

26. Зимин П.П., Чуфаровский Ю.В. Воспитание воли. Ташкент, 1990.

27. Игошев К.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.

28. Игошев К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. Свердловск, 1973.

29. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1971.

30. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.

31. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1991.

32. КертесИ. Тактика и психология допроса. М., 1965.

33. Ковалев А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии // Вопросы психологии личности и общественной психологии. Л., 1964.

34. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

35. Коршик М.Г., Степичев С.С. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. М., 1969.

36. Котов Д.П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж, 1987.

37. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1963.

38. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.

39. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969.

40. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989.

41. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

42. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968.

43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

44. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., БатовВ.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М., 1977.

45. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 4. М., 1953.

46. Личность преступника / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1970.

47. Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках. Автореферат к/д. Л., 1975.

48. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

49. Мелибруда Е. Я-ты-мы. М., 1986.

50. Мельник И. Уловки споров М. 1991.

51. Методологические и методические проблемы контентанализа. М.-Л, 1973.

52. Методологические и теоретические проблемы психологии. М, 1969.

53. Методы социальной психологии. Л., 1977.

54. Механизм преступного поведения / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1981.

55. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

56. Мясищев В.К. Основная задача судебной деятельности // Человек перед судом. Л., 1965.

57. Мясищев В.К. Основы общей и медицинской психологии. М, 1968.

58. Наумов А.В. Мотивы убийства. Волгоград, 1970.

59. Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.

60. Носков В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного службы БХСС. Горький, 1989.

61. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

62. Организованная преступность. Круглый стол / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. М, 1989.

63. Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В. С. Овчинского и др. М., 1996.

64. Павлов И.П. Поли. собр. трудов. Т. 2. М., 1946.

65. Панин С. Ф. Тактические приемы допроса обвиняемого // Сборник статей по вопросам правовых дисциплин. М., 1968.

66. Панфилова А. Психология переговоров, или как общаться, чтобы достичь успеха. Улан-Удэ, 1995.

67. Педагогическая Энциклопедия. М., 1965.

68. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

69. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

70. Петровский А.В. От поступка к характеру. М., 1963.

71. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1962.

72. Платонов К.К. Проблемы способностей. М, 1972.

73. Предпринимательство и безопасность / Под ред. Ю.В. Долгополова. М., 1991.

74. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М.,2001.

75. Психологические тесты для деловых людей. М., 1996.

76. Психология / Под ред. П.А. Рудика. М, 1974.

77. Раинкин С.Е. Психология общения. М., 1993.

78. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1982.

79. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

80. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.

81. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1952.

82. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1952.

83. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

84. Руководство по психиатрии. М., 1974.

85. Самовичев Е.Г. Убийство: психологические аспекты преступления и наказания. М., 1988.

86. Сеченов ИМ. Избранные произведения. Т. 1. М., 1952.

87. Сеченов ИМ. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.

88. Справочник по психиатрии // Под ред. А.В. Снежневского. М, 1974.

89. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953.

90. Судебная психиатрия. М., 1987.

91. Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.

92. Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.

93. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий / Под ред. П.Г. Пономарева. М, 1997.

94. Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1993.

95. Философская Энциклопедия. М., 1964.

96. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

97. Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания // Законность. 1993. № 12.

98. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1967.

99. Чуфаровский Ю.В. Общение: наука и культура. Ташкент, 1986.

100. Чуфаровский Ю.В. Опрос как метод получения информации в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов // Юрист. 1999. № 1.

101. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. М., 1996.

102. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. М., 2001.

103. Чуфаровский Ю.В. Психологические основы собственной безопасности сотрудников таможенных органов. М., 2001.

104. Чуфаровский Ю.В. Психологический анализ социально-политической природы терроризма // Следователь. № 4. 1998.

105. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М., 1996.

106. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в ОРД таможенных органов. М., 1998.

107. Чуфаровский Ю.В. Требования к написанию характеристик в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов // Юрист. № 1.1999.

108. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1995.

109. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1997.

110. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998.

111. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2000.

112. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1976.

113. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

114. ЩепанскийЯ. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

115. Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб., 1997.


Сноски

1 См.: Мясищев В.К. Основы общей и медицинской психологии. М, 1968. С. 3.

2 Механизм преступного поведения / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.,

1981.С.31.

3 См.: Викторов Б.А. Цель и мотив в тяжких преступлениях. М., 1963; Волков Б. С. Проблема воли и уголовная ответственность. Казань, 1965; Наумов А.В. Мотивы убийства. Волгоград, 1970.

4 См.: Коршик М.Г., Степичев С.С. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. М., 1969; Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968.

5 Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 49. См. также соответствующие статьи Общей части УК РФ.

6 См.: Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1963. С. 13-14.

7 См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1995. С. 50-52.

8 См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М, 1976. С. 508.

9 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 190.

10 Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998. С. 256.

11 См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1995. С. 34-35.

12 См.: Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 308.

13 См.: Судебная психиатрия. М., 1987. С. 162-164.

14 См.: Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968. С. 84.

15 См.: Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1971. С. 21.

16 См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968. С. 42-56.

17 См.: Мясищев В.К. Основная задача судебной деятельности // Человек перед судом. Л., 1965. С. 170-171.

18 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998. С. 295.

19 См.: Личность преступника / Под ред. В.Н. Кудрявцева и др. М., 1975. С. 21.

20 См.: Больше внимания исследованию личности обвиняемого // Бюллетень Верховного суда СССР. 1969. №2; Батищева Л., Леей А. Тактика следственных действий при участии защитника // Законность. 1993. № 12; Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания // Законность. 1993. №12.

21 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991. С.222-224.

22 См. работы Ратинова А.Р., Игошева К.Е., Глазырина В.В., Дулова А.В., Васильева В.Л. и др.

23 См.: Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. М., 1993. С. 3.

24 Алимов С., Антонов-Романовский Г.В. Криминологическое значение изучения конфликтное в основных сферах жизнедеятельности // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981. С. 61-67.

25 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998. С. 120.

26 См.: Самовичев Е.Г. Убийство: психологические аспекты преступления и наказания. М., 1988.

27 Васильев В.Л. Юридическая психология. Л., 1974. С. 36.

28 См.: Организованная преступность. Круглый стол / Под ред. А.И. Долговой, С.В.Дьякова. М, 1989. С. 16-18.

29 Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В. С. Овчинского и др. М, 1996. С. 263.

30 Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991. С. 258.

31 См.: Предпринимательство и безопасность / Под ред. Ю.В. Долгополова.М., 1991. С. 40-41.

32 Чуфаровский Ю.В. Психологический анализ социально-политической природы терроризма // Следователь. № 4. 1998. С. 52.

33 См.: ЩепанскийЯ. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 113.

34 См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1997. С. 74.

35 См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992. С. 48; Панфилова А. Психология переговоров, или как общаться, чтобы достичь успеха. Улан-Удэ, 1995. С. 105-125.

36 См.: Чуфаровский Ю.В. Общение: наука и культура. Ташкент, 1986. С. 37-38.

37 См.: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970; Панфилова А. Психология переговоров, или как общаться, чтобы достичь успеха. Улан-Удэ, 1995. С. 50-68.

38 См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992. С. 50-53.

39 См.: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970. С. 20-21.

40 См.: Чуфаровский Ю.В. Общение: наука и культура. Ташкент, 1986. С. 43; Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.02 с.)