ТОП 10:

Глава 4. Психологические основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов



 

У Стендаля есть выражение: «Умение вести разговор — это талант». Люди не всегда задумываются над тем, насколько совершенна их словесная форма общения и не все, к сожалению, обладают даром «глаголом жечь сердца людей», но к тому, как следует общаться, должны стремиться все, в том числе и оперативные сотрудники.

Следует обратить внимание на тот факт, что сегодня нередко еще оперативные сотрудники не придают должного внимания коммуникативной стороне делового общения. Задача автора в этом плане вызвать интерес к методам и средствам, позволяющим повысить эффективность общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Неумение вести необходимую деловую беседу с интересующим лицом у оперработника, безусловно будет являться пробелом в его оперативной и профессиональной деятельности.

Знакомство с основами психологии общения еще не означает, что оперативный сотрудник сразу сможет легко и профессионально вступить в контакт и достигать поставленных целей. Изучение теоретических основ и практических приемов, о чем сказано ранее, используемых в общении, позволит оперативному сотруднику осмыслить, в каком направлении ему необходимо развивать технику общения, чтобы быстрее достигать взаимопонимания и правильно организовывать взаимодействие с интересующим его лицом.

Основу авторской концепции составляют три опорных положения, соблюдение которых поможет оперативному работнику правоохранительного органа достичь определенного успеха в области делового общения. Во-первых, это умение заинтересовать собеседника в полезности необходимого делового общения. Во-вторых, это создание в процессе встречи атмосферы взаимного доверия. В-третьих, это искусное использование методов внушения и убеждения при передаче информации во время общения. Обязательным условием успешного осуществления такого общения является системное использование перечисленных положений. Так как все они взаимосвязаны, недопустима абсолютизация какого-либо из них; каждое положение выполняет соподчиненную роль по отношению к другим.

Для успешного осуществления общения и ведения переговоров сотруднику мало обладать юридическими и экономическими познаниями, нужна целенаправленная специальная и психологическая подготовка. Осознание личных затруднений и определение их причин позволяет оперативному сотруднику развить те психологические качества, которые необходимы для успешного общения в оперативно-розыскной деятельности.

 

§ 1. Общая характеристика общения (сущность, функции, структура)

 

Обращали ли вы внимание на то, что слова «общение» и «общество», имеют одинаковую основу? Наличие у разных людей чего-то общего, связующего — характерный признак и общения, и общества. В процессе общения люди обмениваются знаниями и опытом, передают друг другу различную информацию: добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, единого отношения к фактам, событиям, идеям, другим людям и самим себе. В любых условиях общение есть достижение или стремление к достижению чего-то общего необходимого. Без общения людей не могло возникнуть и существовать человеческое общество, без общества — невозможно общение людей. Цели, средства, способы, условия и результаты общения в конечном итоге носят общественный характер. Поэтому анализ реальных процессов и конкретных актов общения должен по необходимости исходить из понимания нами социальной сущности общения.

Действительно, в жизни людям обычно кажется, что они общаются друг с другом исключительно только под влиянием личных интересов, потребностей, склонностей («Я хочу узнать, что это за человек», «Надо бы нам встретиться и поговорить») и т. п. Личностный смысл отдельных актов общения для каждого из нас, естественно, выступает на первый план даже в тех случаях, когда мы общаемся с другими людьми по необходимости: по служебным, оперативным или различным другим вопросам (обращение к милиционеру, водителю, начальнику, любому сотруднику). В повседневном понимании общение просто и ясно для нас. Только время от времени, сталкиваясь с трудностями взаимопонимания или обдумывая последствия того или иного разговора, мы замечаем, что не все так просто и ясно, что от правильного общения очень многое зависит не только в жизни каждого из нас, но и в жизни людей, окружающих нас, и общества в целом.

Общение — сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания44.

Общение выступает также, как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Речь идет не просто о воздействии одного субъекта на другого, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект и это наглядно проявляется в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Предметом общения может быть все, что окружает людей, все. что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.

Таким образом, предметная область общения является фундаментом, который объединяет людей, составляет содержание любых актов общения и, по существу, предопределяет вопросы, которые интересуют или могут интересовать партнеров общения.

Важность условий общения также не вызывает у автора сомнений. К условиям общения относятся все факторы окружающей среды: время, обстановка, освещенность, пространственное расположение партнеров общения, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, направленность, процесс и результаты общения. В одних случаях эти условия могут стимулировать общение (вспомним, как легко завязывается разговор в купе поезда дальнего следования, среди отдыхающих в доме отдыха или санатория, незнакомых гостей за столом и т. п.), в других случаях — могут препятствовать этому разговору: беседа в переполненном троллейбусе, автобусе, в шуме, на значительном расстоянии, при сильном морозе, в духоте и т. п.

По мнению автора условия общения можно разделить на три группы:

1) благоприятные; 2) неблагоприятные и 3) нейтральные.

Благоприятные условия общения содержат минимум помех внешнего плана с точки зрения взаимного удобства партнеров. Так, разговор по душам предполагает хотя бы некоторый минимум удобств, в частности, пространственная близость беседующих, отсутствие других людей, резких колебаний температуры, значительных посторонних шумов и т. д. Неблагоприятные условия сами по себе объективно препятствуют нормальному протеканию акта общения. Например, сильный шум, крики, сильный холод, давка и толкотня.

Между этими «полюсами» находятся нейтральные условия общения, которые объективно не стимулируют общение, но и не препятствуют ему. Таких условий больше всего дома, на работе, на улице, на стадионе.

Как показывает практика, в ряде случаев, целесообразно заранее создать необходимые условия для общения людей. В этом плане условия бывают подготовленными и неподготовленными. Подготовленные условия заранее создают благоприятную для общения обстановку. Подготовленными для совещаний, деловых и личных бесед являются обычно кабинеты руководителей различных рангов в учреждениях, на предприятиях, в организациях. В условиях обыденного общения люди иногда заранее готовят обстановку (вспомним поведение хозяев, готовящихся к приему гостей) или выбирают эту обстановку в соответствии с определенными технико-санитарными нормами, а также содержанием беседы и личностью партнера по общению (не начинают разговор, пока не уменьшатся помехи, ищут удобное место для беседы)45.

Планировать и вести процесс беседы можно только с учетом реальной обстановки, выбрав или даже заранее подготовив благоприятные для партнеров условия общения, которые стимулировали бы само общение.

Безусловно, общение не существует без средств общения, являющихся материальными носителями мыслей, чувств, воли, специально предназначенных или ситуативно используемых для передачи информации. Без использования этих особых средств общение состояться не может, поскольку «в чистом виде» явления психической деятельности — мысли, чувства, намерения — не существуют.

Средства общения, организованные в чистый языковый смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, о намерениях участников любой деятельности и преобразовывать эти сообщения из одной формы в другую.

Средства общения подразделяются, как правило, на языковые и неязыковые. К языковым относятся: лексические, синтаксические, ритмико-мелодические средства языка, в основном используемые в речи общающихся людей. К неязыковым относятся: жесты, мимика, пантомима, сигнальные действия и т. д.

Преимущественно используются те средства общения, в основе которых лежит языковая форма, как социально закрепленная, исторически сложившаяся система звуков, а также отражающая любые явления природной области общения, являющаяся основной в данной среде.

По нашему мнению, можно предложить более детализированную классификацию средств общения: 1) языковые; 2) жестовые (жесты, мимика, пантомима); 3) посредством действий; 4) предметные; 5) кодовые. Эта классификация позволяет нам рассматривать предметное общение как широко распространенный в современном обществе вид общения, так необходимый в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.005 с.)