Речь как главное средство общения. Виды делового общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь как главное средство общения. Виды делового общения.




По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
- Приветственная речь;
- Торговая речь (реклама);
- Информационная речь;
- Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
- Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
- Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
- Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
- Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
- Дискуссия;
- Совещание (собрание);
- Пресс-конференция.
- Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
- Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
- Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
- Когнитивное - обмен знаниями;
- Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотива-ми, потребностями;
- Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
- Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
- Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
- Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
- Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Групповые формы делового общения.


Наиболее распространенными формами являются совещания и собрания. Теория менеджмента предлагает такую наиболее общую классификацию собраний и совещаний по их назначению.
-Информативное собеседование. Каждый участник кратко докладывает о положении дел начальнику, что позволяет избежать подачи письменных отчетов и дает возможность каждому участнику получить представление о состоянии дел в учреждении.
-Совещание с целью принятия решения. Координация мнений участников, представляющих разные отделы, подразделения организации, для принятия решения по конкретной проблеме.
-Творческое совещание. Использование новых идей, разработка перспективных направлений деятельности.
Существует и ряд других классификаций совещаний, в том числе по сфере применения: в науке - конференции, семинары, симпозиумы, заседания ученых советов; в политике - съезды партий, пленумы, митинги. По тематике различают совещания технические, кадровые, административные, финансовые и т.д.
Исходя из этико-организационных подходов, американские исследователи выделяют совещания диктаторские, автократические, сегрегативные, дискуссионные и свободные.
На диктаторском совещании руководитель обычно сообщает присутствующим свое решение по определенным вопросам или знакомит с позицией или распоряжением вышестоящей организации. Дискуссии не проводятся. Участники только задают вопросы.
Автократическое совещание - разновидность диктаторского. Руководитель задает поочередно вопросы участникам и выслушивает их ответы. Приглашенные не имеют права высказывать мнения относительно позиций других участников.
Сегрегативное совещание (сегрегация - лат. отделение, удаление) состоит из доклада руководителя или назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию (выбору) председательствующего. Демократический характер имеет дискуссионное совещание. Происходит свободный обмен мнениями, после которого решение принимается общим голосованием с последующим утверждением руководителем или принимается руководителем без голосования, с учетом высказанных мнений и предложений. Свободные заседания проводятся без четко сформулированной повестки дня.
К совещаниям предъявляется ряд этических требований. Так, этически оправданным со стороны начальника будет приглашение участников на совещание письменно или в личном общении. Уважение к аудитории проявляется в создании хотя бы минимума комфорта (подбор помещения в соответствии с количеством участников, необходимое освещение, и т.д.). Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск истины.
Дискуссия эффективна только в том случае, если она проводится с соблюдением этически ориентированных норм поведения людей в процессе делового общения.

Механизмы воздействия в процессе общения.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществимое с помощью слов называется вербальным.

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых

невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие:

Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика

различных частей тела, которая отображает эмоциональные реакции человека.

Невербальное общение чаще всего используется для установления эмоционального

контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы.

Основные механизмы познания другого человека в процессе общения:

- Идентификация выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

- Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, эмоциональный отклик на его проблемы.

- Рефлексия. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный

процесс зеркальных отношений друг с другом.

Способы воздействия партнеров друг на друга:

- Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную,

невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно

проявляется через передачу определенного эмоционального состояния.

- Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного

человека на другого.

- Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования

добиться согласия от человека, принимающего информацию.

- Подражание. Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого

поведения.

Коммуникативные технологии.

Коммуникативные технологии — это совокупность знаний, сведений о последовательности операций, которые выполняются для установления психологически-информационного контакта между индивидами. Коммуникативные технологии в рекламном креативе — это создание рекламных обращений и рекламных кампаний с учетом знаний о современных достижениях в тех научных сферах, которые связаны с коммуникативным процессом. Поскольку реклама в основном направлена на определенные группы индивидов, то в ее построении важно учитывать психологические и социальные аспекты. Условно коммуникативные технологии, которые используются в рекламном креативе, можно разделить на психологические и социальные. Психологические технологии используются для достижения эффективной влиятельности на отдельных индивидов и их группы и установление с ними эффективного двустороннего контакта с учетом особенностей их поведения и современных знаний в сфере психологических наук. Социальные коммуникативные технологии используются для достижения эффективного влияния на определенные социальные группы и установление с ними эффективного двустороннего контакта с учетом особенностей их существования и взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.006 с.)