Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика видов общения по внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов: официальное - неофициальное. Значение слова официальный (лат. – должностной): 1) правительственный или должностной, 2) с соблюдением всех правил, формальностей; 3) деловой, сдержанный, например, официальный тон Неофициальный – не имеющий официального значения.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии. 2. Используя материал учебного текста, составьте табличный вариант типологии уровней общения.
Учебный текст № Виды общения Ритуальное, монологическое, диалогическое общение Ритуальное общение - это чаще всего пролог к построению отношений, однако оно может выполнять в жизни современного человека и самостоятельную важную функцию: укрепление своей психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация и подкрепление своих установок и ценностей. То есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной для него группы. По своей сути оно - ролевое. Чаще всего человек подтверждает в нем свои социальные роли: гражданина, профессионала, вежливого человека, отца, любящей дочери и т. д. Важная особенность ритуальных отношений состоит в их «безличности». Не только самого себя человек рассматривает как носителя роли, но партнера воспринимает формально, как необходимый элемент ритуала. Его личностные качества неважны до тех пор, пока они не мешают выполнению ритуала. По сути дела, главная характеристика партнера - компетентность в следовании законам ритуала. Наличие и достойное выполнение членами общества различных ритуалов, разнообразных по сложности и назначению, - показатель стабильности, социальной грамотности общества. Это и ритуалы приветствия - извинения, и ритуалы, связанные с религиозными и государственными праздниками, и ритуалы «разговоров о погоде» на больших застольях, и многое другое. В межличностных отношениях ритуалам уделяется немного места, хотя они есть. И их количество нарастает в ситуациях эмоциональной напряженности, психологического «бегства» партнеров друг от друга: нарочитое приглашение к столу, подчеркнутая вежливость, банальные комплименты... Значение ритуалов часто становится очевидным, когда они не выполняются. Человек, с которым перестали раскланиваться коллеги по работе, обязательно заметит это. Ритуал - это такая «ресурсосберегающая» технология социального подтверждения. Одной ею не обойдешься, но лишиться ее очень неприятно. По своей сути ритуальное общение является «объект-объектным» в силу того, что ценность личности, индивидуальности в нем нивелирована, у него нет конкретного автора, нет направленности на конкретного человека. Участники равны в своей безличности и в своем праве удовлетворить те важные социальные потребности, ради которых они вступили в ритуал. Монологическое общение - это очень распространенная форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров. Один - автор воздействия, лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализовать. И так получается, что реализация его целей связана с другим человеком, партнером по общению, который автором рассматривается как лицо пассивное, если и имеющее цели, то менее важные, чем его собственные. Этот партнер воспринимается как объект целенаправленного воздействия, и мы в данном случае имеем дело с «субъект-объектным» общением. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция. Их общую природу мы уже зафиксировали, теперь посмотрим на различия. Первая разновидность - императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Чаще всего императивные формы общения используются для установления контроля над внешним поведением человека. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована: «Будешь делать, как я скажу». В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования, наказания, поощрения. Можно назвать целую группу социальных деятельностей и ситуаций, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с точки зрения целей, и с этической позиции. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», особенно - в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Можно и точно определить те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях. Их тонкая деликатная ткань легко рвется под воздействием таких грубых форм взаимовлияния. Крайне ограничены возможности применения императивного общения и в практике воспитания. Известно, что с помощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны наставника. Однако нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания. Принято считать, что есть три вопроса, которые могут быть привиты малышу при помощи жесткого императива: 1) не делай того, что является угрозой для твоей жизни; 2) не делай того, что является угрозой жизни для другого человека; 3) не наноси вред имуществу, ценностям семьи. Все остальные многообразные нормы и социальные ценности должны быть привиты иным путем, в процессе сотрудничества, позволяющего ребенку личностно перерабатывать и внутреннее усваивать информацию и требования взрослого. Это обеспечит устойчивость убеждений и, что не менее важно, позволит сформировать такие черты личности, как критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения. Авторитарный стиль общения формированию таких важных личностных особенностей активно препятствует. Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция - вторая разновидость монологического общения, наиболее распространенный вид человеческого общения. Она предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Оксфордский словарь определяет это понятие как акт влияния на людей, управления ими или вещами с ловкостью, с особенно пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработку. Манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Так же как при императивном, при манипулятивном общении ставится цель - добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими. Итак, манипуляция - это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции - в ее скрытом характере; скрыт как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека - черты характера, привычки, желания, - а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера. Особое, скрыто-объектное отношение манипулятора к партнеру приводит к ряду последствий: • в нравственной плоскости - формируется отношение к людям как к орудию достижения личных целей; • в мотивационном аспекте - оформляется в желание, привычку распоряжаться партнером, стремление получать одностороннее преимущество; • в когнитивном плане - возникают эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя. В манипулятивном общении партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать и т. д. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль над собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим. Флирт - разновидность манипулятивного, но не негативного типа общения, ораторские приемы регулирования интереса аудитории к информации, технологии эффективного обучения - тоже. В этом контексте обратим внимание на то, что Э. Шостром вообще говорит о наличии ситуаций, в которых манипулирование оказывается благом, так как поднимает общение от доминирования и насилия к манипуляции в известном смысле, более гуманному типу отношения. Есть целые области социальных отношений, где манипуляция вполне «законна» (хотя по-прежнему личностно несимпатична). Сферами «разрешенной манипуляции», несомненно, являются бизнес и деловые отношения вообще, политика, идеология. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды. Вместе с тем, известно, что успешное овладение и широкое использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчиваются широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны. Такое отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети, педагоги и их воспитанники. В целом, профессию педагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, «замотивировать» детей, привлечь их внимание и т. д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, внушить («заставить любить предмет»). Уместная в области предметного обучения, эта установка может пагубно сказаться на межличностных отношениях учителя с другими людьми. Манипулятор живет в каждом человеке. На разной глубине, под разными личинами. Э. Шостром выделил восемь типов манипуляторов, которые легко объединяются в четыре пары: 1) Диктатор — Тряпка; 2) Вычислитель — Прилипала; 3) Хулиган — Славный парень; 4) Судья — Защитник. Вот их краткая характеристика. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы жестко управлять своей жертвой. Тряпка — жертва Диктатора. Развивает большое мастерство во взаимоотношениях с Диктатором: не слышит, молчит, ловит на лету и с полуслова. В нужный момент легко меняется с диктатором местами. Так, муж — Большой начальник дома и на работе после выхода на пенсию часто оказывается «под каблуком» у жены-тихони. Вычислитель. Преувеличивает возможности своего контроля над окружающими. Обманывает, увиливает с тем, чтобы перехитрить и «вывести на чистую воду». Стремится всех и вся контролировать. Прилипала. Полярная противоположность Вычислителя. Преувеличивает свою зависимость. Личность, стремящаяся быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Позволяет делать другим работу за себя. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Угрожает. Тем самым получает выгоды для себя. Славный парень. Преувеличивает свою заботу, любовь, привязывает к себе своей нарочитой добротой. В споре с Хулиганом чаще всего выигрывает. Доброта - серьезная добродетель в нашей культуре, ее трудно обесценить, даже если чувствуешь, что ею манипулируют. Судья. Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен негодования, обвинения, с трудом прощает. Этакий мститель. Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно снисходителен к ошибкам других. Портит людей, сочувствуя им сверх меры, не давая им стать самостоятельными и самокритичными в своих оценках. Человек, склонный к манипуляции, в определенном ключе чувствителен к партнерам, принадлежащим к противоположному типу. Так, жена-тряпка выбирает мужа-диктатора и образует с ним достаточно устойчивый союз, где один управляет другим с помощью удобных ему способов. Но беда, если один из супругов решил «выпрыгнуть» из манипулятивного жернова, перемалывающего его жизнь, чувства, отношения. Таковы типы манипулятивного поведения. Почему императив и манипуляция объединены нами под общей рубрикой «монологическое общение»? Обратимся в поисках ответа к отечественной традиции изучения общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Пользуясь выражением А.А. Ухтомского, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников». Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, то есть видит самое себя. Искажение восприятия партнера происходит потому, что таковы цели человека, или, по выражению Ухтомского, его «доминанты»: «Человек видит реальность такою, каковы его доминанты, то есть главенствующие направления его деятельности». «Доминанта на себя» рождает двойников, монологический (по Бахтину) тип общения с другим. Человек ведет монолог с самим собой, глядя в окружающих людей как в отражения: своих недостатков, желаний, потребностей, чувств. Отношению к другому человеку как к средству может быть противопоставлено отношение к нему как ценности. Изменение отношения, «доминанты», позволяет выйти на совершенно новый, невозможный для манипулятора, уровень общения, который в отечественной психологии получил название «диалог» (М.М. Бахтин), а в западной традиции - гуманистический тип общения (К. Роджерс). В диалогических отношениях происходит открытие человеком некоторой иной реальности, отличной от самого себя и своих проекций. Прежде всего - открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире и, как следствие, - открытие иных горизонтов окружающего мира. Мира, каким он выглядит в восприятии собеседника. Открывается возможность избавиться от Двойника, которого Ухтомский определял как «бесконечное и навязчивое повторение в окружающем мире меня самого, моей собственной проекции, моего собственного надоевшего и абстрактного "Я"». «Быть - значит общаться диалогически... Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия», - писал М. М. Бахтин. Очень важно правильно интерпретировать вышеприведенное утверждение. Быть - не значит физически существовать. Социальное существование вполне возможно (и в ряде случаев с меркантильных позиций даже выгоднее) поддерживать с помощью монологического общения - императива, манипуляции. Диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. По содержанию общение может быть представлено как материальное, когнитивное, кондиционное (от англ. «состояние»), мотивационное и деятельностное. При материальном общении люди, будучи заняты деятельностью, обмениваются ее продуктами. Когнитивное общение - это обмен идеями, знаниями, представлениями, логикой мышления и т. п. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например поднять настроение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить, оказать определенное воздействие на состояние и самочувствие друг друга. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потребностей, стимулов, установок. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого человека возникло или пропало некоторое стремление, желание, чтобы у него сформировалась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность или мотив. Иллюстрацией деятельностного общения может служить обмен между людьми действиями, умениями и навыками. Среди видов общения можно выделить также деловое и личное, инструментальное и целевое. Деловое общение организуется между людьми в связи с выполняемой ими работой или делом, которое их интересует. Такое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность, служит средством улучшения результатов этой деятельности. Его содержанием может стать то, чем заняты люди. В отличие от делового, личное общение сосредоточено вокруг вопросов сугубо личного характера, тех интересов, которые затрагивают личность человека и не имеют прямого отношения к работе. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само служит средством удовлетворения специфической потребности в общении. По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением органических потребностей. Социальное общение преследует цель расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.018 с.) |