Характеристика видов общения по внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика видов общения по внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов.



По внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов: официальное - неофициальное.

Значение слова официальный (лат. – должностной): 1) правительственный или должностной, 2) с соблюдением всех правил, формальностей; 3) деловой, сдержанный, например, официальный тон

Неофициальный – не имеющий официального значения.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии.

2. Используя материал учебного текста, составьте табличный вариант типологии уровней общения.

Вид общения Определение Специфика
     

 

Учебный текст №

Виды общения

Ритуальное, монологическое, диалогическое общение

Ритуальное общение - это чаще всего пролог к построению отноше­ний, однако оно может выполнять в жизни современного человека и са­мостоятельную важную функцию: укрепление своей психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация и подкрепление своих установок и ценностей. То есть в ритуальном общении че­ловек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной для него группы.

По своей сути оно - ролевое. Чаще всего человек подтверждает в нем свои социальные роли: гражданина, профессионала, вежливого чело­века, отца, любящей дочери и т. д. Важная особенность ритуальных от­ношений состоит в их «безличности». Не только самого себя человек рассматривает как носителя роли, но партнера воспринимает формаль­но, как необходимый элемент ритуала. Его личностные качества не­важны до тех пор, пока они не мешают выполнению ритуала. По сути дела, главная характеристика партнера - компетентность в следова­нии законам ритуала.

Наличие и достойное выполнение членами общества различных риту­алов, разнообразных по сложности и назначению, - показатель стабиль­ности, социальной грамотности общества. Это и ритуалы приветствия - извинения, и ритуалы, связанные с религиозными и государственными праздниками, и ритуалы «разговоров о погоде» на больших застольях, и многое другое. В межличностных отношениях ритуалам уделяется немного места, хотя они есть. И их количество нарастает в ситуациях эмоциональной напряженности, психологического «бегства» партне­ров друг от друга: нарочитое приглашение к столу, подчеркнутая веж­ливость, банальные комплименты...

Значение ритуалов часто становится очевидным, когда они не вы­полняются. Человек, с которым перестали раскланиваться коллеги по работе, обязательно заметит это. Ритуал - это такая «ресурсосберега­ющая» технология социального подтверждения. Одной ею не обойдешься, но лишиться ее очень неприятно.

По своей сути ритуальное общение является «объект-объектным» в силу того, что ценность личности, индивидуальности в нем нивели­рована, у него нет конкретного автора, нет направленности на конкрет­ного человека. Участники равны в своей безличности и в своем праве удовлетворить те важные социальные потребности, ради которых они вступили в ритуал.

Монологическое общение - это очень распространенная форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров. Один - автор воздействия, лицо, обладающее активностью, осознан­ными целями и правом их реализовать. И так получается, что реали­зация его целей связана с другим человеком, партнером по общению, который автором рассматривается как лицо пассивное, если и имею­щее цели, то менее важные, чем его собственные. Этот партнер вос­принимается как объект целенаправленного воздействия, и мы в дан­ном случае имеем дело с «субъект-объектным» общением.

Можно выделить две разновидности монологического общения: им­ператив и манипуляция. Их общую природу мы уже зафиксировали, теперь посмотрим на различия.

Первая разновидность - императивное общение - это ав­торитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними ус­тановками, принуждения к определенным действиям или решениям. Чаще всего императивные формы общения используются для уста­новления контроля над внешним поведением человека. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение парт­нера - не завуалирована: «Будешь делать, как я скажу». В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписа­ния и требования, наказания, поощрения.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей и ситуа­ций, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с точки зрения целей, и с этической позиции. К ним, не­сомненно, относятся военные уставные отношения, отношения «на­чальник-подчиненный», особенно - в сложных и экстремальных ус­ловиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Можно и точно определить те сферы межличностных отношений, где применение им­ператива неуместно и неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях. Их тон­кая деликатная ткань легко рвется под воздействием таких грубых форм взаимовлияния. Крайне ограничены возможности применения императивного общения и в практике воспитания. Известно, что с по­мощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со сто­роны наставника. Однако нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания. Принято считать, что есть три вопроса, которые могут быть привиты малышу при помощи жесткого императива:

1) не делай того, что является угрозой для твоей жизни;

2) не делай того, что является угрозой жизни для другого человека;

3) не наноси вред имуществу, ценностям семьи.

Все остальные многообразные нормы и социальные ценности дол­жны быть привиты иным путем, в процессе сотрудничества, позво­ляющего ребенку личностно перерабатывать и внутреннее усваивать информацию и требования взрослого. Это обеспечит устойчивость убеждений и, что не менее важно, позволит сформировать такие чер­ты личности, как критичность, самостоятельность в поступках и оцен­ке своего и чужого поведения. Авторитарный стиль общения формиро­ванию таких важных личностных особенностей активно препятствует.

Манипулятивное общение - это форма межличностного обще­ния, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Манипуляция - вторая разновидость монологического общения, наиболее распространенный вид человеческого общения. Она предполагает воздействие на партнера по общению с целью достиже­ния своих скрытых намерений. Оксфордский словарь определяет это понятие как акт влияния на людей, управления ими или вещами с ловкостью, с особенно пренебрежительным подтекстом, как скрытое уп­равление и обработку. Манипулятивное общение предполагает объект­ное восприятие партнера по общению, который используется манипу­лятором для достижения своих целей. Так же как при императивном, при манипулятивном общении ставится цель - добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Итак, манипуляция - это скрытое управление личностью, такое пси­хологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности при­нятых решений. Сила манипуляции - в ее скрытом характере; скрыт как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека - черты харак­тера, привычки, желания, - а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повыша­ющими общую «податливость» партнера.

Особое, скрыто-объектное отношение манипулятора к партнеру при­водит к ряду последствий:

• в нравственной плоскости - формируется отношение к людям как к орудию достижения личных целей;

• в мотивационном аспекте - оформляется в желание, привычку распоряжаться партнером, стремление получать одностороннее преимущество;

• в когнитивном плане - возникают эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя.

В манипулятивном общении партнер по обще­нию воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носи­тель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать и т. д. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает вос­принимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль над со­бой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

Флирт - разновидность манипулятивного, но не негативного типа общения, ораторские приемы регули­рования интереса аудитории к информации, технологии эффективно­го обучения - тоже. В этом контексте обратим внимание на то, что Э. Шостром вообще говорит о наличии ситуаций, в которых манипу­лирование оказывается благом, так как поднимает общение от доми­нирования и насилия к манипуляции в известном смысле, более гу­манному типу отношения.

Есть целые области социальных отношений, где манипуляция впол­не «законна» (хотя по-прежнему личностно несимпатична). Сферами «разрешенной манипуляции», несомненно, являются бизнес и дело­вые отношения вообще, политика, идеология. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его много­численных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем, известно, что успешное овладение и широкое исполь­зование средств манипулятивного воздействия на других людей в де­ловой сфере, как правило, заканчиваются широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, друж­бе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неиз­бежны. Такое отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родите­ли и их дети, педагоги и их воспитанники. В целом, профессию педагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной дефор­мации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, «замотивировать» детей, привлечь их вни­мание и т. д.). Это часто приводит к формированию у профессиональ­ных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, внушить («заставить любить предмет»). Уместная в области предметного обучения, эта установка может пагубно сказаться на межличност­ных отношениях учителя с другими людьми.

Манипулятор живет в каждом человеке. На разной глубине, под разными личинами. Э. Шостром выделил восемь типов манипуляторов, которые легко объединяются в четыре пары:

1) Диктатор — Тряпка;

2) Вычислитель — Прилипала;

3) Хулиган — Славный парень;

4) Судья — Защитник.

Вот их краткая характеристика.

Диктатор. Преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, ци­тирует авторитеты и делает все, чтобы жестко управлять своей жертвой.

Тряпка — жертва Диктатора. Развивает большое мастерство во взаи­моотношениях с Диктатором: не слышит, молчит, ловит на лету и с по­луслова. В нужный момент легко меняется с диктатором местами. Так, муж — Большой начальник дома и на работе после выхода на пенсию часто оказывается «под каблуком» у жены-тихони.

Вычислитель. Преувеличивает возможности своего контроля над ок­ружающими. Обманывает, увиливает с тем, чтобы перехитрить и «вы­вести на чистую воду». Стремится всех и вся контролировать.

Прилипала. Полярная противоположность Вычислителя. Преувели­чивает свою зависимость. Личность, стремящаяся быть ведомой, дура­чимой, предметом забот. Позволяет делать другим работу за себя.

Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недобро­желательность. Угрожает. Тем самым получает выгоды для себя.

Славный парень. Преувеличивает свою заботу, любовь, привязывает к себе своей нарочитой добротой. В споре с Хулиганом чаще всего вы­игрывает. Доброта - серьезная добродетель в нашей культуре, ее труд­но обесценить, даже если чувствуешь, что ею манипулируют.

Судья. Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преис­полнен негодования, обвинения, с трудом прощает. Этакий мститель.

Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно снисходителен к ошибкам других. Портит людей, сочувствуя им сверх меры, не давая им стать самостоятельными и самокритичными в своих оценках.

Человек, склонный к манипуляции, в определенном ключе чувстви­телен к партнерам, принадлежащим к противоположному типу. Так, жена-тряпка выбирает мужа-диктатора и образует с ним достаточно устойчивый союз, где один управляет другим с помощью удобных ему способов. Но беда, если один из супругов решил «выпрыгнуть» из манипулятивного жернова, перемалывающего его жизнь, чувства, отно­шения.

Таковы типы манипулятивного поведения.

Почему императив и манипуляция объединены нами под общей рубрикой «монологическое общение»? Обратимся в поисках ответа к отечественной традиции изучения общения.

Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Пользуясь выражением А.А. Ухтомского, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двой­ников». Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, уста­новки, то есть видит самое себя. Искажение восприятия партнера происходит потому, что таковы цели человека, или, по выражению Ухтомского, его «доминанты»: «Человек видит реальность такою, ка­ковы его доминанты, то есть главенствующие направления его дея­тельности». «Доминанта на себя» рождает двойников, моноло­гический (по Бахтину) тип общения с другим. Человек ведет монолог с самим собой, глядя в окружающих людей как в отражения: своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

Отношению к другому человеку как к средству может быть проти­вопоставлено отношение к нему как ценности. Изменение отношения, «доминанты», позволяет выйти на совершенно новый, невозможный для манипулятора, уровень общения, который в отечественной психо­логии получил название «диалог» (М.М. Бахтин), а в западной традиции - гуманистический тип общения (К. Роджерс). В диалоги­ческих отношениях происходит открытие человеком некоторой иной реальности, отличной от самого себя и своих проекций. Прежде все­го - открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, пред­ставлений о мире и, как следствие, - открытие иных горизонтов окру­жающего мира. Мира, каким он выглядит в восприятии собеседника. Открывается возможность избавиться от Двойника, которого Ухтом­ский определял как «бесконечное и навязчивое повторение в окружа­ющем мире меня самого, моей собственной проекции, моего собствен­ного надоевшего и абстрактного "Я"».

«Быть - значит общаться диалогически... Один голос ничего не конча­ет и ничего не разрешает. Два голоса - минимум жизни, минимум бы­тия», - писал М. М. Бахтин.

Очень важно правильно интерпретировать вышеприведенное ут­верждение. Быть - не значит физически существовать. Социальное существование вполне возможно (и в ряде случаев с меркантильных позиций даже выгоднее) поддерживать с помощью монологического общения - императива, манипуляции.

Диалогическое общение - это равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, само­познание партнеров по общению.

По содержанию общение может быть представлено как материальное, когнитивное, кондиционное (от англ. «состояние»), мотивационное и деятельностное. При мате­риальном общении люди, будучи заняты деятельностью, обменивают­ся ее продуктами. Когнитивное общение - это обмен идеями, знания­ми, представлениями, логикой мышления и т. п.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определен­ное физическое или психическое состояние, например поднять на­строение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить, оказать определенное воздействие на состояние и самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потреб­ностей, стимулов, установок. В качестве примера такого общения мож­но назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого человека возникло или пропало некоторое стремление, же­лание, чтобы у него сформировалась определенная установка к дей­ствию, актуализировалась некоторая потребность или мотив.

Иллюстрацией деятельностного общения может служить обмен меж­ду людьми действиями, умениями и навыками.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личное, ин­струментальное и целевое. Деловое общение организуется между людьми в связи с выполняемой ими работой или делом, которое их интересует. Такое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность, служит средством улучше­ния результатов этой деятельности. Его содержанием может стать то, чем заняты люди.

В отличие от делового, личное общение сосредоточено вокруг во­просов сугубо личного характера, тех интересов, которые затрагивают личность человека и не имеют прямого отношения к работе.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, преследует какую-то иную цель, кроме получения удов­летворения от самого акта общения.

Целевое - это общение, которое само служит средством удовлетворения специфической потребности в общении.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением органических потребностей.

Социальное общение преследует цель расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональ­ных отношений, личностного роста индивида.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.067 с.)