Влияние социального контроля на отдельного человека. Воздействие на личность через различные группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние социального контроля на отдельного человека. Воздействие на личность через различные группы



Если человек живет в обществе, он не может игнорировать социальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе говорить и действовать, не обращая внимания на социальную регуляцию поведения. Так, общеизвестно право шута говорить то, что он хочет; право ребенка действовать вне зависимости от социального контроля. Юродивый в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» имеет право ребенка: говорить истину, а шекспировскому герою Гамлету необходимо было притвориться сумасшедшим, чтобы открыто говорить то, что он думает, и поступать так, как он хочет, не вызывая жестких социальных санкций. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главному герою – Чацкому достаточно было нарушить правила этикета, чтобы о нём заговорили как о ненормальном. Многие сюжеты художественных произведений связаны с идеей освобождения личности от социального давления, и лишь в немногих из них мы можем обнаружить финал, в котором человек выходит из-под влияния социального контроля без трагической развязки.

Всему, что «положено» делать в тех или иных случаях, нас учат с детства, а когда мы делаем то, что «не положено», — наказывают. Представьте, что случится, если люди перестанут следовать нормам и правилам, которые приняты в обществе. Это приведет к ужасному хаосу, возвращению к первобытной дикости: остановились бы предприятия, опустели поля, разрушились города, а человечество распалось бы на миллионы враждующих групп с непостоянным составом. Общество — это кооперация людей, и каждый, следуя принятым правилам, выполняя многие функции, вносит этим свой вклад в сохранение кооперации, а тем самым — в сохранение себя самого или других небезразличных ему. Следование социальным нормам делает людей от-ветственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивать их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми.

Любому обществу, группе людей гораздо легче существовать, если они контролируют поведение и оказывают на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностями других (т. е. соответствовали принятым нормам). В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действи-тельности самое простое решение этой проблемы состоит в том, чтобы придерживаться групповых норм, позволяющих каж-дому соответствовать тому миру, в котором он живет.

Поэтому нарушение норм неизбежно включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию, изменение поведения, отклоняющегося от нормы. Вспомним, как поступали в средние века с теми, кто был не таким как все. Их объявляли колдунами и сжигали на костре. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, общество в целом и отдельные группы людей будут оказывать на него давление, чтобы он вернулся на «путь истинный» и вновь стал «как все». Это давление может проявляться в виде насмешек, социального осуждения, изоляции и даже прямого уничтожения «отклоняющегося лица».

Однако общество не само воздействует на каждую личность, а осуществляет это через различные группыы, в которых общие нормы находят конкретное проявление. Для школьника такой группой является класс, для спортсмена – его команда, для учителя — педагогический коллектив, для военного – воинское подразделение и т. д.

Характеристика людей конформистов, нонконформистов и коллективистов, в зависимости от реакции на групповое воздействие.

В зависимости от реакции на групповое воздействие, людей принято делить на конформистов, нонконформистов и коллективистов.

Конформисты отличаются тем, что без сомнений изменяют свое поведение в соответствии с групповым воздействием, т. е. соглашаются с требованиями группы. Иногда групповое мнение может идти вразрез с общественными нормами, но и здесь оно принимается некритично, и ученик-конформист не задумываясь будет срывать урок, лишь бы быть «таким как все». Групповое давление оказывается для конформистов особенно ощутимым, так как они нуждаются в одобрении и поддержке или испытывают тревогу и недостаточно верят в себя.

Возможно, у вас появились сомнения: конформист ли вы? Разобраться в этом помогут следующие вопросы: когда вместе с толпой болелыциков вы вскакиваете, чтобы поприветствовать победный гол, – конформизм это или нет? Когда вы, как и все остальные, считаете, что мужчины с густой шевелюрой привлекательнее лысых, – конформизм ли это? Может быть, да, а может быть, и нет. Ключевой вопрос здесь такой: останутся ли ваше поведение и ваши убеждения теми же самыми вне группы? Вскочили бы вы в момент гола, будь вы единственным болелыциком? Конформизм состоит не просто в том, что вы действуете так же, как все, но в том, что вы поддаетесь влиянию всеобщего воздей-ствия. Вы ведете себя не так, как делали бы это в одиночку.

Психологи выделяют две разновидности конформизма. Иногда мы ведем себя так, как принято, не соглашаясь в душе с тем, что делаем. Мы надеваем галстук или платье, хотя нам это не нравится. Такой неискренний, показной конформизм называется внешним. Мы уступаем для того, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания.

Как правило, мы искренне верим в то, что вынуждает нас делать группа. Мы можем присоединиться к пьющим молоко миллионам, так как уверены, что молоко полезно. Такой искренний, бесконфликтный конформизм называется внутренним. Оба вида конформизма тесно связаны между собой: внутренний под-час возникает вслед за внешним. И пока мы не почувствуем ответственности за свои поступки, нам обычно нравится то, в чем мы участвуем.

Нонконформисты, наоборот, стремятся сопротивляться давлению группы, противостоять ему, действовать по-своему. Как правило, такие люди отличаются высоким интеллектом, творческими способностями, проявляют терпимость и чувство долга, верят в себя и устойчивы к стрессам.

Для коллективистов характерна избирательность. Они реагируют на воздействие группы и соглашаются с групповым мнением в том случае, если оно соответствует истинному положению дел, и отвергают это мнение, если оно не соответствует общечеловеческим ценностям. Именно благодаря таким людям чаще всего реализуются прогрессивные нововведения и действуют силы общественных преобразований.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое социальный контроль? Может ли существовать общество без социального контроля? Обоснуйте ответ.

2. Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?

3. Каким образом изменение социального контроля может влиять на изменение моделей воспитания и обучения в обществе? Проиллюстрируйте ответ, исходя из истории России.

4. Назовите главное условие эффективности санкций.

5. Чем обычаи отличаются от традиций? Как вы думаете, при каких услови­ях обычай становится традицией?

6. Подготовьте описание-характеристику социального контроля в семье, школьном классе, студенческой группе, компании друзей, рабочей группе, государстве и т.д. (на выбор).

7. Подготовьте доклад об изменении степени значимости тех или иных форм социального контроля в зависимости от исторического периода и различия социально-экономических условий жизни общества.

 

 

Тема 2.14. Ролевое взаимодействие

Студент должен:

знать:

– понятие роли, ролевых ожиданий;

– виды ролей;

уметь:

– исследовать умение и стиль взаимодействия.

Содержание учебного материала

Понятие роли в психологии. Виды ролей (формальные, неформальные, приписанные и приобретенные). Влияние ролей на личность, на формирование человеческого «Я». Понятие ролевого конфликта и способы его ослабления. Ролевое ожидание, как регулятор взаимодействия людей, исполняющих различные роли. Целевые и поддерживающие роли.

 

Понятие роли в психологии.

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с другими людьми. В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций в зависимости от того, каковы его позиции, статус, отношения с другими людьми и т.д. В системе общественных отношений социальные функции постоянно меняются, однако определённая мера их устойчивости в жизнедеятельности каждого отдельного человека, безусловно, существует. Так, после рождения ребёнка супруги приобретают новую социальную фикцию – «родители», которая сохраняется на протяжении всей их жизни. Эта функция является уникальной для них, но не для общественных представлений. Собственно, и для них данная функция является уникальной в том смысле, что они овладевают совершенно новым социальным опытом на субъективном уровне. Но они, конечно же, имеют представление о том, что должны делать родители по отношению к своему ребёнку. Таким образом, многие социальные функции существуют на двух уровнях – на уровне индивидуального восприятия и практического воплощения в собственном социальном опыте жизни индивида и на уровне общественных представлений.

Обратим особое внимание на общественные представления о социальных функциях. В обществе существуют определённые эталоны социального поведения человека в тех или иных ситуациях, которые сформировались как обобщение социального опыта громадного количества людей на протяжении веков. Вполне естественно предположить, в соответствии с идеей эволюционного развития, что на уровне общественного сознания сохранились лишь наиболее оптимальные, т.е. адаптивные, эталоны такого поведения. Данные эталоны транслируются через культуру общества и социальный контроль. Таким образом, ещё не выполняя какой-то социальной функции, большинство субъектов имеют о ней вполне определённое представление, которое, впрочем, может не всегда и не во всем совпадать с собственным социальным опытом. Индивидуальные представления о социальных функциях могут быть вполне четкими или размытыми. В любом случае недостаточно только знать функцию, её необходимо освоить. Если понимание и принятие социальной функции осуществляется на когнитивно-эмоциональном уровне (понимание и отношение), то её практическое воплощение – на поведенческом (активность).

Эти два уровня реализации социальных функций обусловлены двумя основными типами общественных отношений, получивших название формальных (конвенциональных) и неформальных (межличностных). Данные типы отношений выделены как доминирующие, или базовые, что уже было отмечено в предыдущих главах. Формальные отношения регулируются общественным положением и статусом, а неформальные – чувствами, которые участники взаимодействия испытывают по отношению друг к другу.

Различные социальные функции имеют многообразные способы их воплощения. Для обозначения обобщённых способов выполнения социальных функций человека в начале 30-х годов XX века было предложено понятие социальной роли, которое и закрепилось в большинстве социально-психологический теорий, как отечественных, так и зарубежных. Проблема социальных функций человека обсуждается в психологической литературе давно и отличается многообразием общих подходов и интерпретаций. Она является актуальной как для социальных психологов (Г.М. Андреева, Т. Шибутани, Д.А. Леонтьев, Я.Л. Коломинский, Е.В. Руденский и др.), так и для социологов, социальных педагогов (Т. Парсонс, И.С. Кон, Л.П. Буева, А.В. Мудрик, У. Бронфенбреннер и др.).

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом независимо друг от друга. Линтон трактовал социальную роль как единицу общественной структуры, которую можно описать в виде заданной человеку системы норм. Мид, рассматривая особенности взаимодействия субъекта со свойственной ему средой, выделил понятие- «социальность» как особую категорию, обозначающую факт возможного участия человека в разных социальных взаимодействиях и вероятность одновременности такого участия. Особое значение в социальном взаимодействии уделялось сознанию, которое, с точки зрения Мида, имеет, прежде всего, инструментальную природу, т.е. является средством приспособления индивида к среде. Понятие социальной роли было связано с многообразием функций, которые человек выполняет и способен выполнять в социуме. Несмотря на различные подходы, Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Зная социальные нормы поведения и профессиональные задачи людей, в сякий человек вправе ожидать от окружающих выполнения ими их обязанностей, социальных функций. Мы знаем обязанности таксиста, милиционера, врача, учителя и ожидаем от них соответствующих действий.

Именно это обстоятельство заставило Робинзона Крузо, когда после многолетнего одиночества он встретил наконец человека, немедленно воспроизвести привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных ролей: «Прежде всего я объявил ему, что его имя будет Пятница, так как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово «господин» и дал понять, что это мое имя...»

Иными словами, окружающие возлагают на каждого человека определенные «социальные роли» и следят за их исполнением. Таким образом общество осуществляет контроль за взаимодей-ствием людей в соответствии с репертуаром ролей, «исполняе-мых» общающимися людьми.

В данном случае психологи часто приводят сравнения из мира театра, видя в нем модель жизни, где психологические ситуациизаострены и освобождены от второстепенных деталей, а каждый спектакль – это своеобразная демонстрация психологических явлений. Поэтому актеры, драматурги, режиссеры – тонкие психологи.

Понятие «роль» употребляется как минимум в двух сферах: в театральном мире и в психологии, где оно оказалось удобным для описания поведения личности в ее различных социальных функциях. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т. п.).

Современным психологам уже не обойтись без этого понятия, которое заняло во многих направлениях науки весьма значимое место. А началось все с маленького колеса или деревянного цилиндра (ролика), на который наматывались в древности пергаментные свитки. Называлось такое нехитрое приспособление латинским словом rotuala. Оно-то и превратилось потом во французское гоіе. В Греции и Древнем Риме на этих пергаментных свитках писались и театральные пьесы. Впоследствии ролью стала называться часть свитка, предназначенная для одного определенного актера. А теперь, как известно, роль — это воплощение литературного образа, созданного драматургом, и сам текст, который необходимо оживить.

Но роль в театре играют, как говорят дети, «понарошку». В реальной жизни, как известно, «просто» живут: здесь звучит не отрепетированный, а настоящий смех, льются не глицериновые, а подлинные слезы, люди стонут не по воле драматурга, а потому, что испытывают страдания, умирают и уже не поднимаются, чтобы выйти на авансцену под ашюдисменты восхищенных зрителей, которые, в свою очередь, действйтельно восхищаются, а не играют роль «восторженного поклонника».

Позднее термин «социальная роль» прочно вошёл в содержание предмета социальной психологии, хотя различные подходы к интерпретации социальных ролей обсуждаются до сих пор. Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

- фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

- функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

- общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несёт печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т.д.);

- поведение личности в соответствии с её общественным статусом; обобщенный способ выполнения определённой социальной функции, когда от человека ожидаются определённые действия;

- устойчивый стереотип поведения в определённых социальных ситуациях; совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

- социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

- существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определённое положение в его взаимодействии с другими индивидами;

- система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определённое положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определённое положение;

- представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

- предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определённую социальную позицию;

- набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Мы видим, что социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Д. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в её различных социальных функциях. Мы будем рассматривать социальную роль как социальную функцию, имеющую воплощение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующуюся в социальном опыте конкретного человека.

Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определённых обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени. Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. Обязанность – это то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Ребёнок должен учиться в школе, если он ученик; пассажиру необходимо заплатить за проезд в транспорте; родителям следует заботиться о благополучии своих детей и т.д. Выполняя свои обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому. Обязанности всегда сопровождаются правами: ученик вправе ожидать, что родители не будут ему мешать делать домашнее задание, а учителя вполне понятно будут объяснять новую тему; пассажир ожидает, что доедет до нужной ему остановки; родители вправе ожидать любви от своих детей и т.д.

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, нарушение же гармонизации, приводя к доминированию только обязанностей или прав, может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена или между людьми не существует согласия относительно прав и обязанностей. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определённая согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Поскольку человек одновременно выполняет несколько социальных ролей, а разные социальные роли требуют различного (иногда взаимоисключающего) поведения, возникают ролевые конфликты, например ролевой конфликт работающей женщины. Ролевые конфликты часто обусловливаются противоречием межличностных и конвенциональных отношений. Так, дружеские отношения могут вступить в противоречие с производственными отношениями, особенно если друзья занимают позиции «руководитель - подчиненный».

Однако в жизни человека освоение социальной роли – явление сложное и противоречивое. Д.А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технической и смысловой (Очерк психологии личности. - М.,1993). Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение её содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли.

Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т.е. освоить её технически. Чаще всего такое освоение идёт через механизм подражания. Многие социальные роли усваиваются довольно легко, но некоторые требуют особых усилий и способностей. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя. Она должна ему понравиться или, по крайней мере, не вызывать негативного отношения. Значимой является не только позитивная установка по отношению к предстоящему освоению социальной роли, но и то, как она поддерживается (на внешнем и внутреннем уровнях) в самом процессе усвоения.

Так, большинство детей с радостью готовятся стать первоклассниками и с интересом идут в школу. Однако освоение социальной роли школьника вскоре превращается для некоторых из них в настоящее испытание. Это происходит, если ребёнок не готов работать в группе сверстников в условиях относительно строгих формальных требований и школьной дисциплины; или педагог проявляет недостаточно внимания при школьной адаптации ребёнка; или родители своими высказанными мимоходом циничными суждениями относительно качества школьного образования сформировали у ребёнка негативные, но пока еще подсознательные установки, которые рано или поздно проявятся в процессе обучения, как только ребёнок столкнется с трудностями. Таким образом, в освоении социальной роли важным является готовность человека к данному процессу и наличие внешней поддержки со стороны референтных субъектов.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для её принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль. С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Таким образом, возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в её усвоении.

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями. В идеальном варианте освоения роли технический аспект соответствует смысловому, т.е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая её содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но могут возникать более сложные, и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточной подготовки. Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружающих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда её техническое содержание легко усвоено индивидом. Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определённого класса, он прежде всего – личность.

Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как инструмент, своеобразное средство, направленное к достижению определённой цели. Но может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность. Иными словами, за ролью личность уже не будет видна.

Так, в литературе описаны феномены фанатического поведения, когда, по образному выражению Ц.П. Короленко, «...идея подменяет жизнь». Некоторые идеи бывают столь привлекательны для человека, что уводят его от реальной жизни, полностью подчиняют роли. Человек превращается в раба роли. История знает немало социальных деятелей (особенно среди вождей, диктаторов, победителей, религиозных фанатов и других выдающихся личностей), социальные роли которых полностью овладевали личностями и диктовали не только поведение в конкретных ситуациях, но и стиль жизни. Особенно влиятельным фактором освоения роли является социальный престиж. Если роль престижна, то индивид будет прилагать большие усилия для её освоения, поскольку она может способствовать и более успешной социальной адаптации.

Однако максимальная поглощённость лишь одной ролью, в конечном счёте, неблагоприятно сказывается на качестве жизни человека в целом. Следует заметить, что общий ролевой репертуар в данном случае сокращается, и гипертрофированное развитие одной роли ведёт за собой и одностороннее развитие. Вероятно, есть люди, для которых подобное освоение роли является нормальным. Но не стоит забывать также и о том, что именно овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.

В целом, понятие социальной роли является широкоупотребительным при описании социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении относительно длительного периода времени воспроизводятся определённые стереотипы поведения. Таким образом, роль может быть рассмотрена лишь как аспект целостного поведения. В то же время усвоенная роль, несомненно, становится частью личностной структуры индивида, влияя на привычки, типичные способы поведения и даже характер человека. В социологии роль рассматривается как компонент социальной структуры различных социальных групп. Нет сомнения в том, что совокупность таких компонентов в рамках социальной системы того или иного исторического периода во многом определяет и психологическую структуру общества в целом.

 

Виды социальных ролей.

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция - соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями, экспектациями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). Многие межличностные роли определяются индивидуальными особенностями человека. И даже среди многообразия индивидуально-типических проявлений личности можно заметить социально-типические роли. В театральном искусстве выделяют своеобразную специализацию актёров на исполнение ролей, наиболее: соответствующих их внешним сценическим данным, характеру, дарованиям и какому-то социально-типическому образу. Некоторые актёры имеют яркие личности, тяготеющие к определённой межличностной социальной роли. Такие актёры выступают; обычно в специфическом амплуа. Амплуа – тип актёрских ролей, сходных по характеру и соответствующих индивидуальным особенностям актёра. Выделяют амплуа трагика, комика, героя, простака, инженю и т.д.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем в большей степени становятся привычными для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке); латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей. По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретённые, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Основные характеристики социальной роли.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой – отношения регулируются также и нормативными актами и, в определённом смысле, являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае – покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоёвываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несёт в себе определённые возможности эмоционального проявления её субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга. Экспектации окружающих, социальные нормы, обычаи или даже мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определённой ситуации. Даже различие исторических эпох может предопределить разнообразие эмоциональных проявлений людей, обусловленное их социальными ролями.

Известный социальный психолог Я. Коломинский в своей статье «Алгоритмы общения», рассматривая своеобразные типы общения в разные эпохи, анализирует исторические особенности внешнего выражения чувств (Популярная психология: Хрестоматия. - М.,1990). В частности, он даёт описание поведения Карла Великого, представленное в средневековом французском эпосе «Песнь о Роланде». Великий король и полководец плачет от горя и рвёт свою седую бороду – поведение, которое не может быть характерным для современного полководца. В данном эпосе весьма часто можно встретить описание плачущего и скорбящего воина, внешние проявления чувств которого весьма выразительны. Подобное поведение военного человека не может быть типичным в наше время. Одна и та же социальная роль претерпевает значительные изменения на уровне общественных представлений в историческом процессе развития общества, его культуры и цивилизованности.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентаций правил поведения; другие, напротив, – только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГАИ с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, отношения между близкими людьми – чувствами. Следует отметить, что формальные отношения весьма часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми. Так, коллеги, работающие вместе и связанные формальными отношениями, скорее всего, испытывают по отношению друг к другу какие-то чувства, хотя работа предполагает согласованность действий прежде всего на конвенциональном уровне. Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступают как побочный, но относительно стойкий эффект.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребёнка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д..

Один и тот же человек одновременно может реализовывать несколько различных ролей. Так, директор школы может быть на уроке учителем, для своих детей – отцом, для своих родителей —сыном, для жены – мужем; садясь за руль автомобиля – становится автолюбителем, приходя к врачу – пациентом и т. д.

Модные надписи на майке – это не просто элемент оформления одежды, а способ представить себя, свою роль, т. е. способ общения. И способ сообщения чего-то важного тоже. Специалистам известно, что «знание человека, знание его жизни, знание его устремлений – вот что является основой творчества худож-ников-модельеров». Но об этом надо знать и тем, для кого тво рят модельеры. Немало молодых людей своими «импортными надписями» демонстрируют... полное незнание, скажем, английского языка.

Если для группы людей предписаны лишь немногие нормы (например, пешеходы должны переходить дорогу лишь на зеленый сигнал светофора и держаться правой стороны тротуара), мы не расцениваем этот набор как социальную роль. Для возникновения роли необходима целая система норм. Так, для директора школы существует очень длинный перечень н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.05 с.)