Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как меняется мышление подростка.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Инструктор. Именно в этот возрастной период формируется абстрактное мышление, не зависящее от конкретных объектов. Интеллектуальная обработка различных данных носит абстрактный, умозрительный характер, не привязанный к ситуации «здесь и сейчас». Подростки постепенно начинают приобретать мыслительные способности схожие с взрослыми, единственное, чем они отличаются от взрослых – это отсутствием опыта. Инструктор. В результате интеллектуального развития на данном этапе подросток может: Инструктор.
Проверить свои теории с помощью логических и научных методов, путём дедуктивных рассуждений. В каком то смысле подросток берёт на себя роль ученого, так как пытается выстраивать теории и проверять их (Например, логическая цепочка рассуждений «один Бог и нет других). Инструктор. Что мешает подростку использовать и развивать свои интеллектуальные возможности: Подросткам очень нравиться демонстрировать свои интеллектуальные возможности. Инструктор прокомментируйте или проиллюстрируйте эту проблему. Очень часто причиной таких затруднений может служить привычно заниженный уровень требований к умственным рассуждениям, когда на интересные, нестандартные или сложные для понимания высказывания подростков, звучит «Не умничай!». Инструктор. Второй этап развития формального мышления подростков начинается где-то после 15 лет, когда наступает полное овладение формальными операциями. Т.е. подростки и молодые люди могут формулировать уже изящные обобщения, выводить более общие законы и закономерности.
Издержки или побочный эффект интеллектуального развития в подростковом возрасте: Инструктор. - Уровень развития формального мышления влияет на образ мыслей и поведение подростков. Умение разобраться в том, что есть, и представить себе то, что могло бы быть, часто превращает их в бунтарей идеалистов. Например, сравнивание образа идеального родителя с реальным родителем, которого он видит ежедневно, зачастую приводит к конфликтам «отцов и детей» из-за завышенных притязаний подростка к родителям. - Иногда подростки проявляют «псевдоглупост». У подростков существует тенденция, выбирать слишком сложный подход к решению простых задач, что приводит к неудачам не потому, что проблема слишком сложна, а потому, что она слишком проста. Инструктор поясните. - Подростки обязательно проходят через этап, когда они приписывают неограниченную силу своим мыслям. Поэтому мечты о блестящем будущем или об изменении мира с помощью идей, кажутся им эффективными действиями, которые сами по себе изменяют мир. Это есть одна из форм интеллектуального эгоцентризма. - Другим проявлением интеллектуального эгоцентризма есть убеждённость подростка, что окружающие люди постоянно обращают на него внимание, оценивают его – это получило название «воображаемая аудитория». Являясь продуктом фантазии увлеченного собой подростка, воображаемая аудитория разделяет с подростком его мысли и чувства. Эта аудитория ему необходима, чтобы примерить на себя различные установки и формы поведения. - Миф о собственной исключительности – это убеждённость подростка в собственной неуязвимости, в уникальности и его особенности мыслей и чувств. Миф о собственной исключительности, как и воображаемая аудитория, возникает вместе с развитием способностей анализировать свои мысли, и в связи с этим повышенного внимания к себе, собственным мыслям и идеям. Инструктор объясните. Что как следствие, они начинают общаться со своими близкими, родителями или друзьями, как недостаточно интеллектуально развитыми. - С одной стороны подростки думают, что все наблюдают только за ними. А с другой стороны - чувствуют полное одиночество своей уникальной личности в огромной и равнодушной вселенной. Никто не понимает, никому не нужен. Инструктор. Необходимо отметить, что чем больше взрослые участвуют своим опытом в коррекции выводов подростков, тем быстрее они интеллектуально созревают, тем спокойнёё проходит идентификация «кто я».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В своих учебниках на полях вы написали ответы на вопросы, поставленные во вступлении.
7.2 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ. ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ Инструктор. ВСТУПЛЕНИЕ Что значит для подростка – найти свою идентичность Инструктор. Подросток должен будет заново пересмотреть все свои социальные, нравственные, духовные приобретения, но уже видением других интеллектуальных способностей, новых отношений к нему и испытанием попытками взрослой жизни. Итак, центральной задачей подросткового возраста является формирование адекватной личной идентичности. Эта идентичность формируется в процессе самостоятельного выбора подростком ценностей, убеждений, временных перспектив и жизненных целей. Каким образом он ищет свою идентичность: В младшем подростковом возрасте, не имея опыта общения с неформальными подростковыми и молодёжными группировками, они могут попасть в различные культовые, неофашистские, асоциальные, криминальные и прочие группировки, а также различного рода клики, которые любыми средствами стремятся достигнуть каких-либо корыстных и неблагородных целей. Это происходит потому, что эти культы и группировки демонстрируют тождественность. Они как бы высвечивают подросткам определённый стиль жизни, демонстрируют такие качества как верность, преданность. А подростки, очень склонны притязать на дружбу, верность, преданность и потому стремятся в такие группировки, и будут принимать следовать идеям выбранной группировки. Инструктор. Процесс формирования идентичности – это процесс выбора, происходящего путём исследования различных вариантов и апробирование различных ролей, и только затем становление личности. Это становление включает в себя усвоение относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?». Выстраивая свой образ, подросток просматривает все ранее приобретённые представления о себе. И хотя эти ранние приобретения очень важны для него, ему в процессе идентификации предстоит заново научиться доверию, независимости, инициативе и трудолюбию в контексте своих претензий на взрослость. По мере взросления подросток может несколько раз пересматривать выбранные ценности, убеждения и цели, может переопределять и уточнять свою идентичность. Инструктор. Многие ученые считают, что критериями достижения зрелой идентичности являются две переменные, связанные с выбором рода занятий, религии и политической идеологии – это переживание возрастного кризиса и обретение убеждений. Кризис данного возраста наступает тогда, когда молодой человек делает осмысленный выбор между вариантами развития, а убеждения отражают степень личного вклада подростка в это. Зрелая же идентичность может наступить только при условии, если человек пережил кризис и сделал осмысленный выбор профессии и идеологии. Инструктор.
По мере того как интеллект в своем развитии достигает уровня формальных операций, подростки начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь. Г.Крайг. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. Стр.605. Инструктор. Источниками идентичности для подростков служат группы сверстников и значимые другие. Инструктор. И каждый раз семья должна помогать подростку в этом и приспосабливаться к растущей независимости подростков по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большой степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи. Большинство семей успешно справляются с этим переходным периодом, пересматривая роли и сохраняя при этом сплоченность, гибкость и открытое, прямое общение. Инструктор. Воспитывать подростков сегодня труднее, чем когда-либо, из-за изменений, которые претерпела семья. По мере ослабления роли семьи возрастает роль сверстников и значимых других. Эмоциональная поддержка, которую подростки получают от них, чрезвычайно важна для развития его социальных навыков. Различные статусы идентичности и их вклад в развитие зрелой идентичности: Инструктор. Диффузная идентичность. Если подростки не прошли через кризис, не определились в выборе профессии, не определились в религиозных убеждениях и приемлемой политической идеологии, если им не ясны их личные нормы поведения – то они находятся в состоянии размытой идентичности. Такой вид идентичности является нормальным для младшего подросткового периода, далее под воздействием сверстников, родителей, учителей, обстоятельств они начинают пытаться решать вопросы идентичности. Но подростки, которые по-прежнему не проявляют интереса к подобному «самоопределению», возможно, пытаются скрыть внутреннюю неуверенность, связанную с вопросами идентичности, пытаются выдать за апатию чувство неуверенности в себе. Если подросток пытался сделать связанный с поиском идентичности выбор и потерпел неудачу, - его реакцией может быть гнев, направленный против родителей или религиозных, политических, общественных лидеров. К этой категории относятся молодые люди, которые как реакцией на неудачную попытку идентификации себя, стали или социальными изгоями, или бунтарями против установленных ценностей, или людьми с нигилистическими убеждениями. Другие, стремясь избежать тревожности выбора и кризиса, уходят в алкоголизм, наркоманию, пытаясь таким образом спрятаться от проблем. Отчасти это попытки ослабить стрессы, связанные с неудачами идентификации. Инструктор. В период размытой идентичности, так же как и в период досрочной идентичности существует опасность смешения ролей. Чтобы сохранить себя от распада подростки временно сверхидентифицируются с героями клик и компаний, часто по внешним признакам. Для подростков в период размытой идентичности демонстрация асоциального поведения часто служит символом взрослости. Для таких подростков существует вероятность связаться с плохой компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Делинквентами (преступниками) чаще становятся мальчики-подростки, живущие в городах и растущие в неполных семьях. Делинквентность также связана с такими психологическими особенностями, как, например, потребность в любви, принятии, понимании, участии, или нежеланием учиться контролировать импульсивные действия (отсутствие воли). Время от времени подростки сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь справиться со стрессом. Результатом этого могут быть депрессия, импульсивное поведение, бунт, употребление наркотиков или самоубийство. Состояние депрессии опасно по своим последствиям и часто сочетается с другими проблемами, такими как нервный срыв. Симптомы депрессии обнаруживаются чаще у девушек, чем у юношей. Замечание инструктора: У молодых людей происходит смещение и смешение перспектив и путаница ролей: потеря трудовой активности, смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании, путаница в моральных и мировоззренческих вопросах, в вопросах религиозного верования. Самой точной характеристикой затянувшейся размытой идентичности является – уход, уход от любых значимых социальных отношений. Преждевременная идентичность. Преждевременная идентичность или незрелая идентичность имеет место, когда подросток сделал профессиональный и идеологический выбор, не сталкиваясь с кризисом, и не в результате самостоятельного поиска, а под давлением чужих советов, чаще всего родителей. Пример: «Мои родители баптисты, и поэтому я тоже баптист. Я привык к этому с детства». Подростки с досрочной идентичностью не могут разобраться, где их собственные цели, а где планы, составленные для них родителями. Статусу досрочной идентичности у подростка часто предшествуют симптомы тревожности, невротизации. И чтобы снизить тревожность, чтобы достичь чувства безопасности подростки соглашаются на преждевременную идентичность с подачи близких людей. Молодые люди с досрочной идентичностью имеют высокие показатели авторитарности, нетерпимости, проявляют сильный конформизм и консерватизм. Как правило, они стремятся к чувству защищённости и поддержки, которую могут дать другие значимые люди или знакомая обстановка. Внешне, их действия отличаются последовательностью и стабильностью. Но они не могут самостоятельно справляться со стрессами, и чтобы достигнуть безопасности, они стараются избегать каких либо перемен в обозначенном курсе жизни. Полное отсутствие конфликтов в юности может являться зловещим признаком того, что психологического созревания у человека не происходит. Инструктор. Согласие на преждевременную идентичность дают подростки, которые претендуют на взрослость, но родители продолжают воспринимать их как неразумных детей, нуждающихся в пошаговой помощи, оценивании и высоких материальных и эмоциональных поощрениях. Такие родители привязывают своих детей как эмоционально, так материально. В конце концов, ребёнок-подросток, а затем и став взрослым и взрослый перестаёт претендовать на взрослость, смиряется с участью, оставаясь вечным подростком с вытекающими из этого последствиями.
Третий статус идентичности – это мораторий. Мораторий - это период отсрочки, данной кому-либо, кто не готов принять решение, или взять на себя обязательства. Этим термином обозначают период в подростковом возрасте, когда подросток исследует варианты развития, перед тем, как сделать окончательный выбор. Ум подростка, есть ум моратория, ум между детством и взрослостью, это ум подростковой идеологии. В период моратория подростки обеспокоены, непостоянны, неудовлетворенны, часто бывают мятежными, несговорчивыми. Некоторые из них склонны к тревожности, т.к. переживают кризис. Подростки часто сомневаются в выборе учебного заведения, недовольны своей учебой. Некоторые конфликтуют с властью, пытаются отделиться от родителей. И потому важна адекватная реакция окружающих, родителей, педагогов, друзей. В этот период подростки особенно ценят, когда близкие им люди любят их, понимают, выслушивают, мягко устанавливают лимиты подобающего поведения для обеспечения их будущего благополучия. Прохождение моратория в подростковом периоде всегда даёт положительный результат – личный опыт. Если у подростка, столкнувшегося с проблемой моратория, достаточно возможностей искать, экспериментировать, изучать различные области и пробовать себя в разнообразных ролях, то у него велик шанс, найти себя. Сформировать идентичность, обрести политические и религиозные убеждения, поставить перед собой профессиональные цели и ясно определить адекватную половую роль и половые предпочтения – это необходимая предпосылка достижения идентичности. Инструктор. Но необходимо учитывать, что период моратория имеет всё-таки ограниченный период и не может быть вариантом нормы, если не заканчивается возрастом 18-20 лет.
Четвёртый статус идентичности – это достигнутая или зрелая идентичность. Подростки в стадии зрелой идентичности пережили психологический мораторий, разрешили кризис своей идентичности путём тщательной оценки и выбора вариантов и пришли к самостоятельным решениям и выводам. У них сильная мотивация достижений. И потому они многое могут достичь не за счёт своих особых способностей, а за счёт более высокого уровня внутренней душевной и духовной цельности и социальной адаптации. Те подростки, которые находятся в статусе достижения идентичности, имеют наиболее гармоничные отношения с родителями и семьёй. Инструктор. 7.3 КТО Я? ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПРОЕКЦИЯ НА БУДУЩЕЕ ПОДРОСТКА ВСТУПЛЕНИЕ: Инструктор. Рассмотрим коротко каждый из семи конфликтов: (1) Для того, чтобы соотносить категории настоящего, прошлого и будущего и получить некое представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов, подростку очень важно обрести чувство времени и непрерывности жизни. Для этого надо научиться оценивать и распределять своё время, в результате появляется ощущение временной перспективы. Если этого не происходит, подросток имеет расплывчатое чувство времени. Отсутствует чувство скоротечности времени. Не формируется понимания острой необходимости принять Господа Иисуса Христа, как своего Спасителя, чтобы пребывать с Ним в вечности. Оказывается, истинное чувство времени развивается постепенно и формируется только к 15-18 годам. Инструктор обсудите, что ещё даёт для подростка ощущение временной перспективы.
(2) В процессе разрешения второго конфликта развивается уверенность в себе, основанная на собственном прошлом и настоящем опыте. Подросток начинает верить в свои силы, в достижение поставленных целей. На пути к такой уверенности подростки проходят период повышенного внимания к себе и застенчивости чаще всего из-за своей внешности и отношения в среде сверстников. Если на этом пути подросток встречается с частыми неудачами, то фиксируется застенчивость как неуверенность. Единственная возможность разрешить этот кризис – это принять себя таким, какой есть, и быть благодарным Богу и родителям за каждую ресничку на веке, за каждую чёрточку характера. Инструктор обсудите, каким образом родители могут помочь ребёнку для разрешения данного кризиса.
(3) Подростки должны иметь возможность «примерять» на себя различные социальные роли, тогда они будут уверенно чувствовать во многих из них. Это разрешение третьего конфликта на пути к зрелой идентичности. Если на пути разрешения конфликта социально-ролевой идентификации он встречает внутренние (слишком развитое чувство внутреннего ограничения) и внешние препятствия, то преждевременно фиксируется на какой-либо одной роли и может никогда по-настоящему не понять, кто он есть. Инструктор напомните, что мы уже говорили о нормативном состоянии подростка, это его претензии на взрослость.
(4) Прежде чем сделать выбор своей профессиональной деятельности, подросток должен иметь возможность исследовать и апробировать различные виды деятельности. Таким образом, он определяет свою профессиональную предназначенность и формируется энергия ученичества – это есть разрешение четвёртого конфликта. Если таких возможностей нет, то у него будет отсутствовать или постоянно не хватать энергии, чтобы достичь успеха в учебе или работе.
(5) Пятое разрешение конфликта – это формирование однозначной и четко определённой идентичности себя с соответствующим полом. Эрик Эриксон подчёркивает, что для того, чтобы общество функционировало правильно, юноши и девушки должны принят
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.162.235 (0.015 с.) |