Как меняется мышление подростка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как меняется мышление подростка.



Инструктор.
Объясните, почему именно в этот возрастной период жизни, с двенадцати лет, наши дети начинают претендовать на взрослость. Одну причину мы рассмотрели – это вступление ребёнка в пубертат. А вторая, ещё более серьёзная причина – очередное изменение способов мышления приходится на этот период.

Именно в этот возрастной период формируется абстрактное мышление, не зависящее от конкретных объектов. Интеллектуальная обработка различных данных носит абстрактный, умозрительный характер, не привязанный к ситуации «здесь и сейчас». Подростки постепенно начинают приобретать мыслительные способности схожие с взрослыми, единственное, чем они отличаются от взрослых – это отсутствием опыта.

Инструктор.
Предварите объяснение особенностей мыслительных операций у подростка.
Считают, что ментальное развитие или как правильно сказать развитие формальных операций мышления проистекает в два этапа.
Первый этап 12 лет до 14 – 15 лет, когда происходит почти полное усвоение формальных операций, когда подростки могут открывать для себя новые истины, но ещё не разработали для себя систематического подхода к доказательству своих убеждений. Их ещё легко сбить с толку в их рассуждениях. Но им так хочется продемонстрировать свои возможности рассуждать по-взрослому.
А второй этап может начаться, где то после 15 лет.

В результате интеллектуального развития на данном этапе подросток может:

Инструктор.
При чтении слушателями об интеллектуальных возможностей подростков, обязательно комментируйте непонятные для слушателей положения.


С помощью индуктивных рассуждений систематизировать свои знания и подвергнуть их критическому анализу, а так же сформулировать определённый взгляд на них. (Например, рассуждение о действиях Духа Святого).

Проверить свои теории с помощью логических и научных методов, путём дедуктивных рассуждений. В каком то смысле подросток берёт на себя роль ученого, так как пытается выстраивать теории и проверять их (Например, логическая цепочка рассуждений «один Бог и нет других).
Составить последовательный план своего исследования или своей деятельности.
Последовательно исключать неверные предположения и развивать верные утверждения.
Умственно решать разносторонние проблемы, обосновывать различные интерпретации наблюдаемых результатов, так как уже обладают гибкостью мышления.
Предвидеть возможные различные варианты ещё до наступления реального события, формулировать гипотезы и их доказательства, с учетом многих переменных, и всё это на уровне мысли. И потому их не удивляют необычные результаты.
Не придерживаться слепо своей первоначальной концепции. И потому, внутри их нет противоречий относительно различных выводов. Можно проиллюстрировать.
Применять вторую систему символов: набор символов для символов. Например, в метафорической речи понятия обозначают другими словами, эти слова могут иметь двойное или тройное значение. Или с помощью карикатуры они могут изобразить целую историю, которую пришлось бы долго объяснять словами. Понимают притчи, религиозную символику.
Они могут отрешиться от конкретной реальности и думать об абстрактном и возможном. Это даёт способность проецировать себя в будущее, отличать реальное настоящее от возможного. Могут не только принимать и понимать данность, но они способны представить себе, что могло бы произойти. Их мышление становится оригинальным и с преобладанием возможного над реальным. Поэтому они часто оказываются в глупом положении.
Параллельно с развитием формального мышления можно наблюдать возникновение ценностей, ориентированных на долговременные задачи, а не на мгновенное вознаграждение или достижения сиюминутной цели. Эти цели носят благородный альтруистический характер, направленность этих целей на других, а не на себя.

Инструктор.
Подытожьте информацию об интеллектуальных возможностях подростка.

Что мешает подростку использовать и развивать свои интеллектуальные возможности:

Подросткам очень нравиться демонстрировать свои интеллектуальные возможности.
Но как только появляются затруднения в формальном рассуждении, подростки сразу соскальзывают на мышление конкретными операциями. Так проще.
Причинами таких затруднений может быть и высокие претензии преподавателей и прочих людей к интеллектуальным возможностям подростка, и отсутствие достаточных научных и социальных знаний, которые необходимо использовать как доказательную базу.

Инструктор прокомментируйте или проиллюстрируйте эту проблему.

Очень часто причиной таких затруднений может служить привычно заниженный уровень требований к умственным рассуждениям, когда на интересные, нестандартные или сложные для понимания высказывания подростков, звучит «Не умничай!».
Аналогичной причиной может быть отсутствие у подростка нужды в формальных операциях, когда от него не ожидают в ответе аргументаций, поиска причинно следственных связей и прочее. А ожидается лишь «да» или «нет», или «читай, как написано». Как следствие, формируются шаблоны размышлений на уровне конкретных операций (фарисейство, законничество, местечковое мышление).

Инструктор.
Необходимо отметить, что овладение формальными операциями не происходит раз и навсегда. Чтобы такое мышление развивалось им надо постоянно пользоваться. Значит необходимо, чтобы дома обязательно была справочная, энциклопедическая литература на различные интересующие ребёнка темы и обязательно библейско-богословские энциклопедии. Его ум будет требовать интеллектуальную пищу для укрепления своей веры. Но об этом нам ещё предстоит говорить в следующем разделе.
Спровоцируйте заинтересованное обсуждение, как семья может помогать развивать интеллектуальные возможности подростков. Как церковь, воскресная школа может помогать в этом. Какой уровень преподавателей должен быть в воскресной школе. Чем может помочь ОЕД.

Второй этап развития формального мышления подростков начинается где-то после 15 лет, когда наступает полное овладение формальными операциями. Т.е. подростки и молодые люди могут формулировать уже изящные обобщения, выводить более общие законы и закономерности.
Второй этап ещё называют этапом покорения мысли. Так как мышление здесь включает в себя мысли о мыслях (интроспективное мышление), поиск связей между отношениями, мысленное маневрирование между реальной данностью и возможной. - Это возраст юных богословов.

 

Издержки или побочный эффект интеллектуального развития в подростковом возрасте:

Инструктор.
Сообщите слушателям, что исследователями были обнаружены интересные взаимосвязи, которые возникают в возрасте 14-16 лет.

- Уровень развития формального мышления влияет на образ мыслей и поведение подростков. Умение разобраться в том, что есть, и представить себе то, что могло бы быть, часто превращает их в бунтарей идеалистов. Например, сравнивание образа идеального родителя с реальным родителем, которого он видит ежедневно, зачастую приводит к конфликтам «отцов и детей» из-за завышенных притязаний подростка к родителям.

- Иногда подростки проявляют «псевдоглупост». У подростков существует тенденция, выбирать слишком сложный подход к решению простых задач, что приводит к неудачам не потому, что проблема слишком сложна, а потому, что она слишком проста.

Инструктор поясните.
Например, подросток пытается разрешить стоящую перед ним задачу, одновременно учитывая несколько переменных. Но при этом не может расставить приоритеты в переменных, скажем потому, что это новый для него процесс, хотя и очень простой по понятиям других. Потому подросток кажется в глазах других глупым, хотя у него на самом деле отличные способности, ему просто не хватает опыта.

- Подростки обязательно проходят через этап, когда они приписывают неограниченную силу своим мыслям. Поэтому мечты о блестящем будущем или об изменении мира с помощью идей, кажутся им эффективными действиями, которые сами по себе изменяют мир. Это есть одна из форм интеллектуального эгоцентризма.

- Другим проявлением интеллектуального эгоцентризма есть убеждённость подростка, что окружающие люди постоянно обращают на него внимание, оценивают его – это получило название «воображаемая аудитория». Являясь продуктом фантазии увлеченного собой подростка, воображаемая аудитория разделяет с подростком его мысли и чувства. Эта аудитория ему необходима, чтобы примерить на себя различные установки и формы поведения.

- Миф о собственной исключительности – это убеждённость подростка в собственной неуязвимости, в уникальности и его особенности мыслей и чувств. Миф о собственной исключительности, как и воображаемая аудитория, возникает вместе с развитием способностей анализировать свои мысли, и в связи с этим повышенного внимания к себе, собственным мыслям и идеям.

Инструктор объясните.

Что как следствие, они начинают общаться со своими близкими, родителями или друзьями, как недостаточно интеллектуально развитыми.

- С одной стороны подростки думают, что все наблюдают только за ними. А с другой стороны - чувствуют полное одиночество своей уникальной личности в огромной и равнодушной вселенной. Никто не понимает, никому не нужен.

Инструктор.
Это огромная нагрузка при особенностях формального мышления. В результате они начинают критично и саркастически относиться к другим людям, что в какой-то степени защищает их от чувства полной неполноценности и является способом выглядеть достойно.

Необходимо отметить, что чем больше взрослые участвуют своим опытом в коррекции выводов подростков, тем быстрее они интеллектуально созревают, тем спокойнёё проходит идентификация «кто я».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В своих учебниках на полях вы написали ответы на вопросы, поставленные во вступлении.
У кого-нибудь возникло желание переформулировать ответы? Если да, то переформулируйте.

 

7.2 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ. ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ

Занятие 2. (3 часа)

Инструктор.
Обратитесь к аудитории с просьбой ответить на следующий вопрос: В какой обстановке и в общении с какими людьми вам комфортнее (состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и с окружающим миром) всего находиться. – Выслушайте, резюмируйте.

ВСТУПЛЕНИЕ
Мы, взрослые, предпочитаем для себя друзей, сообщество, среду под себя, - так, чтобы это всё было созвучно нам, нашей идеологии, нашему вероисповеданию, нашему эмоциональному состоянию. И это правильно. Но мы, эти же взрослые, очень часто настаиваем на том, что друзей, учебное заведение, расписание дня, хобби, церковь для наших повзрослевших детей подбирать должны мы. И единственный аргумент в пользу этого: «мы лучше знаем, что нужно нашему ребёнку».
Так ли верно это утверждение, и какие последствия у этих, иногда роковых утверждений.

Что значит для подростка – найти свою идентичность
Идентичность или тождественность, в контексте наших размышлений, означает зрелое ощущение себя; осознание того, кем я, как человек являюсь, к чему в жизни стремлюсь, и какое место в обществе занимаю. Это есть состояние здоровой независимости. Такое осознание себя появляется при способности подростка сложить всё вместе, что было им усвоено о себе как о сыне или дочери, ученике, друге, брате или сестре, вместе со всем багажом качеств и пониманий о себе как любимом или нелюбимым, доверяющим окружающему миру или нет, умелым или неумелым и т.д.

Инструктор.
Объясните, что ребёнку, чтобы стать взрослым человеком и быть взрослым, необходимо за некоторое, отведённое им для себя, время переосмыслить все приобретения своей детской жизни. Все взаимоотношения с людьми любого уровня близости пересмотреть, на предмет, что он для всех этих людей значит, кем его воспринимали. Он должен будет заглянуть внутрь своей души, чтобы оценить и пересмотреть свои эмоциональные отклики на людей, на факты жизни, на себя в различных ситуациях.

Подросток должен будет заново пересмотреть все свои социальные, нравственные, духовные приобретения, но уже видением других интеллектуальных способностей, новых отношений к нему и испытанием попытками взрослой жизни.

Итак, центральной задачей подросткового возраста является формирование адекватной личной идентичности. Эта идентичность формируется в процессе самостоятельного выбора подростком ценностей, убеждений, временных перспектив и жизненных целей.
Если этого не происходит, то происходит другое - ролевое смешение, то есть отсутствие понимания, кем он является и кому принадлежит. Непонимание того, кто ты – всегда ведёт к дезориентации в жизни.

Каким образом он ищет свою идентичность:
Подростки буквально переносят себя из одной группы в другую, пытаясь таким образом выявить свою идентичность. При благоприятном стечении средовых воздействий подросток может заново просмотреть и устранить дефициты предыдущих стадий.

В младшем подростковом возрасте, не имея опыта общения с неформальными подростковыми и молодёжными группировками, они могут попасть в различные культовые, неофашистские, асоциальные, криминальные и прочие группировки, а также различного рода клики, которые любыми средствами стремятся достигнуть каких-либо корыстных и неблагородных целей. Это происходит потому, что эти культы и группировки демонстрируют тождественность. Они как бы высвечивают подросткам определённый стиль жизни, демонстрируют такие качества как верность, преданность. А подростки, очень склонны притязать на дружбу, верность, преданность и потому стремятся в такие группировки, и будут принимать следовать идеям выбранной группировки.

Инструктор.
Предложите вновь обратиться к той части раздела 7, занятия 1, где мы говорили о важных положениях, которые должны усвоить родители, и в частности о том,
что претензия на взрослость это естественное состояние подростка. Но ребёнок-подросток не может длительно удерживаться во взрослом состоянии и соскальзывает в детство, чтобы, вновь набравшись сил реализовать свои претензии на взрослость.
Предложите слушателям вновь порассуждать о том, какую из трёх возможных стратегию должны предпочесть родители, зная теперь какие «капканы» расставляет сегодняшний мир подросткам.

Процесс формирования идентичности – это процесс выбора, происходящего путём исследования различных вариантов и апробирование различных ролей, и только затем становление личности. Это становление включает в себя усвоение относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.

Образ «Я» - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?». Выстраивая свой образ, подросток просматривает все ранее приобретённые представления о себе. И хотя эти ранние приобретения очень важны для него, ему в процессе идентификации предстоит заново научиться доверию, независимости, инициативе и трудолюбию в контексте своих претензий на взрослость.

По мере взросления подросток может несколько раз пересматривать выбранные ценности, убеждения и цели, может переопределять и уточнять свою идентичность.

Инструктор.
Объясните слушателям, что взрослость не наступает до тех пор, пока подросток не утвердился, кто он есть, хотя физиологически он уже давно взрослый мужчина или взрослая женщина. Физиологический возраст очень часто не совпадает с социальным возрастом.

Многие ученые считают, что критериями достижения зрелой идентичности являются две переменные, связанные с выбором рода занятий, религии и политической идеологии – это переживание возрастного кризиса и обретение убеждений.

Кризис данного возраста наступает тогда, когда молодой человек делает осмысленный выбор между вариантами развития, а убеждения отражают степень личного вклада подростка в это. Зрелая же идентичность может наступить только при условии, если человек пережил кризис и сделал осмысленный выбор профессии и идеологии.

Инструктор.
Извинитесь перед слушателями за то, сто вы сейчас сделаете, после того настойчиво спросите каждого слушателя, который уже имеет в семье подростка, кто должен сделать осмысленный выбор профессии, религии, идеологии, друзей, любимых. Добейтесь верного ответа, как бы трудно не было кому-то согласиться с этим. А остальных слушателей спросите о том, какова роль водителей в этом.
После чего попросите слушателей записать в своих книгах результаты совместных утверждений.


Механизм формирования идентичности:

По мере того как интеллект в своем развитии достигает уровня формальных операций, подростки начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь. Г.Крайг. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. Стр.605.

Инструктор.
Выясните, понятна ли слушателям основная причина конфликта подростка с родителями. Это несоответствие того что родители говорят и требуют от ребёнка и как они поступают исполняя свои многочисленные роли.

Источниками идентичности для подростков служат группы сверстников и значимые другие.
Реакция подростков на сверстников и других значимых людей опосредуются обычаями и традициями культуры, в которой они выросли.
Эти обычаи и традиции связаны с социальном, экономическом статусами, профессией, этнической и религиозной принадлежностью родителями и целым рядом других факторов.
Поэтому противоречия во взглядах на мир, которых придерживается семья и сверстники и другие значимые люди, просто неизбежно.
Но! Все подростки должны «перейти границу» межу этими двумя или тремя мировоззрениями, чтобы определить свою собственную идентичность! Это ставит перед ними в высшей степени сложную задачу — интегрировать получаемую о себе разнородную информацию в целостную, непротиворечивую личность.

Инструктор.
Объясните, что очередной раз подросток соскальзывая в детство, должен использовать это время для переосмысления очередной порции о себе, о друзьях, о событиях, связанных со всеми ими. Такое должно происходить каждый раз при «отсиживании в детстве».

И каждый раз семья должна помогать подростку в этом и приспосабливаться к растущей независимости подростков по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большой степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи. Большинство семей успешно справляются с этим переходным периодом, пересматривая роли и сохраняя при этом сплоченность, гибкость и открытое, прямое общение.

Инструктор.
Добавьте информацию. Дружба и отношения со сверстниками становятся «дорогой жизни» для подростков. Они обычно выбирают друзей среди «себя подобных» и разделяющих их ценности. В отрочестве дружеские связи и ухаживание строятся на таких лежащих, на поверхности свойствах, как внешность и статус. В юности обязательства перед друзьями и их выбор воспринимаются более серьезно и, вероятно, отражают ценности индивидуума. Первые свидания сначала назначаются внутри группы сверстников и лишь, потом приобретают более интимный характер.

Воспитывать подростков сегодня труднее, чем когда-либо, из-за изменений, которые претерпела семья. По мере ослабления роли семьи возрастает роль сверстников и значимых других. Эмоциональная поддержка, которую подростки получают от них, чрезвычайно важна для развития его социальных навыков.

Различные статусы идентичности и их вклад в развитие зрелой идентичности:

Инструктор.
Проинформируйте, что практически все специалисты-практики, которые занимались данной возрастной группой, считают, что существуют четыре основных статуса идентичности, которые может проходить подросток. Это диффузная идентичность, преждевременная идентичность или незрелая идентичность, статус моратория и зрелая или статус достижения идентичности. Рассмотрим каждый из этих статусов.

Диффузная идентичность. Если подростки не прошли через кризис, не определились в выборе профессии, не определились в религиозных убеждениях и приемлемой политической идеологии, если им не ясны их личные нормы поведения – то они находятся в состоянии размытой идентичности.

Такой вид идентичности является нормальным для младшего подросткового периода, далее под воздействием сверстников, родителей, учителей, обстоятельств они начинают пытаться решать вопросы идентичности.

Но подростки, которые по-прежнему не проявляют интереса к подобному «самоопределению», возможно, пытаются скрыть внутреннюю неуверенность, связанную с вопросами идентичности, пытаются выдать за апатию чувство неуверенности в себе.

Если подросток пытался сделать связанный с поиском идентичности выбор и потерпел неудачу, - его реакцией может быть гнев, направленный против родителей или религиозных, политических, общественных лидеров. К этой категории относятся молодые люди, которые как реакцией на неудачную попытку идентификации себя, стали или социальными изгоями, или бунтарями против установленных ценностей, или людьми с нигилистическими убеждениями.

Другие, стремясь избежать тревожности выбора и кризиса, уходят в алкоголизм, наркоманию, пытаясь таким образом спрятаться от проблем. Отчасти это попытки ослабить стрессы, связанные с неудачами идентификации.
Может появиться тенденция к рискованному поведению, как следствие интеллектуального экспериментирования или диаметрально противоположного ему — стремления к примитивному наслаждению.

Инструктор.
Проиллюстрируйте перечисленные состояния или обсудите с аудиторией.

В период размытой идентичности, так же как и в период досрочной идентичности существует опасность смешения ролей. Чтобы сохранить себя от распада подростки временно сверхидентифицируются с героями клик и компаний, часто по внешним признакам.
Они грубо отвергают всех «чужаков», отличающихся от них по критериям: одежда, внешний вид, жесты. И хотя таким образом они «спасают друг друга» от тяжёлого положения отсутствия идентичности, они формируют извращённоё чувство – хранить верность друг другу. По такому принципу привлекаются подростки в систему антиглобалистов, зелёных, половых меньшинств, эмансипированных групп, неонационалистов разного толка. Привлечённые в эти группы подростки готовы принять внешние символы, ритуалы, программы и даже символы веры этих групп.

Для подростков в период размытой идентичности демонстрация асоциального поведения часто служит символом взрослости.

Для таких подростков существует вероятность связаться с плохой компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Делинквентами (преступниками) чаще становятся мальчики-подростки, живущие в городах и растущие в неполных семьях. Делинквентность также связана с такими психологическими особенностями, как, например, потребность в любви, принятии, понимании, участии, или нежеланием учиться контролировать импульсивные действия (отсутствие воли).

Время от времени подростки сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь справиться со стрессом. Результатом этого могут быть депрессия, импульсивное поведение, бунт, употребление наркотиков или самоубийство. Состояние депрессии опасно по своим последствиям и часто сочетается с другими проблемами, такими как нервный срыв. Симптомы депрессии обнаруживаются чаще у девушек, чем у юношей.
Затянувшийся этап размытой идентичности, период застоя, отсутствие дальнейшего развития могут привести к распаду личности, что может спровоцировать психическое заболевание или попытку самоубийства.

Замечание инструктора:
В перестроечный период число подростковых суицидов увеличилось в разы. С момента перестройки по 2002 год суицид среди подростков вырос в 2,7 раза. Предложите свежую статистику подросткового суицида за последние годы по регионам, где проживают ваши слушатели. Если возможно дифференцируйте по причинам.

У молодых людей происходит смещение и смешение перспектив и путаница ролей: потеря трудовой активности, смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании, путаница в моральных и мировоззренческих вопросах, в вопросах религиозного верования.

Самой точной характеристикой затянувшейся размытой идентичности является – уход, уход от любых значимых социальных отношений.
Инструктор.
Донесите до слушателей, что диффузия наиболее часто встречается у подростков, родители которых, пренебрегали своими обязанностями или не слишком вникали в проблемы своих детей, не интересовались своими детьми или даже отвергали их.
Но это может быть и в том случае, когда подросток претендует на взрослость. В ответ на это родители категорично заявляет, что раз ты такой умный, то когда у тебя ничего не получиться, не обращайся ко мне и не проси помощи. Раз взрослый, то и веди себя, как взрослый.

Преждевременная идентичность. Преждевременная идентичность или незрелая идентичность имеет место, когда подросток сделал профессиональный и идеологический выбор, не сталкиваясь с кризисом, и не в результате самостоятельного поиска, а под давлением чужих советов, чаще всего родителей. Пример: «Мои родители баптисты, и поэтому я тоже баптист. Я привык к этому с детства».

Подростки с досрочной идентичностью не могут разобраться, где их собственные цели, а где планы, составленные для них родителями. Статусу досрочной идентичности у подростка часто предшествуют симптомы тревожности, невротизации. И чтобы снизить тревожность, чтобы достичь чувства безопасности подростки соглашаются на преждевременную идентичность с подачи близких людей.

Молодые люди с досрочной идентичностью имеют высокие показатели авторитарности, нетерпимости, проявляют сильный конформизм и консерватизм. Как правило, они стремятся к чувству защищённости и поддержки, которую могут дать другие значимые люди или знакомая обстановка. Внешне, их действия отличаются последовательностью и стабильностью. Но они не могут самостоятельно справляться со стрессами, и чтобы достигнуть безопасности, они стараются избегать каких либо перемен в обозначенном курсе жизни.

Полное отсутствие конфликтов в юности может являться зловещим признаком того, что психологического созревания у человека не происходит.

Инструктор.
Есть предположения, что большое количество девушек, имеющих тревожность относительно возможности остаться не замужем, чтобы снять эту тревожность выходят замуж не по любви, не по объективному пониманию тождественности, созвучности будущего мужа. Делая так, делает выбор преждевременной идентичности. Что часто оборачивается проблемой и для самой девушки и для её будущих детей.
Юноши с преждевременной идентичностью не склонны к самоуважению. Они более восприимчивы к советам других, и в будущем похожи на ковыль, «куда ветер подует, туда и склоняется». Достаточно плачевная роль мужчины.

Согласие на преждевременную идентичность дают подростки, которые претендуют на взрослость, но родители продолжают воспринимать их как неразумных детей, нуждающихся в пошаговой помощи, оценивании и высоких материальных и эмоциональных поощрениях. Такие родители привязывают своих детей как эмоционально, так материально. В конце концов, ребёнок-подросток, а затем и став взрослым и взрослый перестаёт претендовать на взрослость, смиряется с участью, оставаясь вечным подростком с вытекающими из этого последствиями.

 

Третий статус идентичности – это мораторий. Мораторий - это период отсрочки, данной кому-либо, кто не готов принять решение, или взять на себя обязательства. Этим термином обозначают период в подростковом возрасте, когда подросток исследует варианты развития, перед тем, как сделать окончательный выбор. Ум подростка, есть ум моратория, ум между детством и взрослостью, это ум подростковой идеологии.
В статусе моратория находятся молодые люди, переживающие кризис идентичности и пытающиеся определиться в отношении себя и своего будущего. Они активно ставят перед собой вопросы. И так же активно ищут ответы относительно жизненного пути. Это есть период нормативного кризиса.

В период моратория подростки обеспокоены, непостоянны, неудовлетворенны, часто бывают мятежными, несговорчивыми. Некоторые из них склонны к тревожности, т.к. переживают кризис. Подростки часто сомневаются в выборе учебного заведения, недовольны своей учебой. Некоторые конфликтуют с властью, пытаются отделиться от родителей. И потому важна адекватная реакция окружающих, родителей, педагогов, друзей. В этот период подростки особенно ценят, когда близкие им люди любят их, понимают, выслушивают, мягко устанавливают лимиты подобающего поведения для обеспечения их будущего благополучия.

Прохождение моратория в подростковом периоде всегда даёт положительный результат – личный опыт.

Если у подростка, столкнувшегося с проблемой моратория, достаточно возможностей искать, экспериментировать, изучать различные области и пробовать себя в разнообразных ролях, то у него велик шанс, найти себя. Сформировать идентичность, обрести политические и религиозные убеждения, поставить перед собой профессиональные цели и ясно определить адекватную половую роль и половые предпочтения – это необходимая предпосылка достижения идентичности.

Инструктор.
Предложите вновь обратиться к схеме на стр. учебника для слушателей: три возможных варианта претензий подростков на взрослость. И попросите ответить на вопрос, какие родители смогут пережить статус моратория вместе со своим подростком? Предложите слушателям аргументировать свои ответы.
Конечно это третий вариант, когда подросток претендует на взрослость. Родители понимают, что когда-то этот момент должен был настать. Они наблюдают за его действиями, состоянием, кругом общения, результатами его взрослости, при этом могут вмешаться в ситуацию, только когда есть серьёзная проблема.
Когда ребёнок претендует на взрослость, они общаются с ним как с взрослым. Как только ребёнок соскользнул в детство и начал демонстрировать поведение ребёнка, родители принимают его и общаются с ним, как с любимым ребёнком. Они хорошо чувствуют когда, как и какие можно задавать вопросы. Когда, как и какие можно давать советы.
Как только ребёнок восстановился, он снова начинает претендовать на взрослость. Но при этом он уверен, что его семья всегда примет его как любимых сына или дочь. И это может быть одним из мотивов, смело, но мудро набирать опыт взрослой жизни.

Но необходимо учитывать, что период моратория имеет всё-таки ограниченный период и не может быть вариантом нормы, если не заканчивается возрастом 18-20 лет.

 

Четвёртый статус идентичности – это достигнутая или зрелая идентичность. Подростки в стадии зрелой идентичности пережили психологический мораторий, разрешили кризис своей идентичности путём тщательной оценки и выбора вариантов и пришли к самостоятельным решениям и выводам. У них сильная мотивация достижений. И потому они многое могут достичь не за счёт своих особых способностей, а за счёт более высокого уровня внутренней душевной и духовной цельности и социальной адаптации.

Те подростки, которые находятся в статусе достижения идентичности, имеют наиболее гармоничные отношения с родителями и семьёй.

Инструктор.
Резюмируй содержание второго занятия. Перечислите четыре статуса идентичности, которые возможны при поиске зрелой идентичности подростком. Но как ребёнок будет проходить этот путь, зависит в большей степени от родителей, от того как они взращивали своего ребёнка от рождения до этого периода, и от того, насколько они позволяли быть подростку самостоятельным в выборе идентичности.

7.3 КТО Я? ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПРОЕКЦИЯ НА БУДУЩЕЕ ПОДРОСТКА
(1 час)

ВСТУПЛЕНИЕ:
На пути достижения зрелой идентичности подросток должен оценить свои сильные и слабые стороны и научиться использовать их для получения ясного представления о себе и о том, кем он хочет стать в будущем. Многие исследователи подросткового периода развития считают, что разрешение конфликта идентичности, это есть разрешение семи совокупных конфликтов.

Инструктор.
Объясните слушателям, что подросток, проходя кризис подросткового возраста – кризис идентичности, он одновременно решает семь связанных между собой более узких конфликтов, без разрешения каждого из семи не состоится зрелой идентичности.

Рассмотрим коротко каждый из семи конфликтов:

(1) Для того, чтобы соотносить категории настоящего, прошлого и будущего и получить некое представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов, подростку очень важно обрести чувство времени и непрерывности жизни. Для этого надо научиться оценивать и распределять своё время, в результате появляется ощущение временной перспективы. Если этого не происходит, подросток имеет расплывчатое чувство времени. Отсутствует чувство скоротечности времени. Не формируется понимания острой необходимости принять Господа Иисуса Христа, как своего Спасителя, чтобы пребывать с Ним в вечности. Оказывается, истинное чувство времени развивается постепенно и формируется только к 15-18 годам. Инструктор обсудите, что ещё даёт для подростка ощущение временной перспективы.

 

(2) В процессе разрешения второго конфликта развивается уверенность в себе, основанная на собственном прошлом и настоящем опыте. Подросток начинает верить в свои силы, в достижение поставленных целей. На пути к такой уверенности подростки проходят период повышенного внимания к себе и застенчивости чаще всего из-за своей внешности и отношения в среде сверстников. Если на этом пути подросток встречается с частыми неудачами, то фиксируется застенчивость как неуверенность. Единственная возможность разрешить этот кризис – это принять себя таким, какой есть, и быть благодарным Богу и родителям за каждую ресничку на веке, за каждую чёрточку характера. Инструктор обсудите, каким образом родители могут помочь ребёнку для разрешения данного кризиса.

 

(3) Подростки должны иметь возможность «примерять» на себя различные социальные роли, тогда они будут уверенно чувствовать во многих из них. Это разрешение третьего конфликта на пути к зрелой идентичности. Если на пути разрешения конфликта социально-ролевой идентификации он встречает внутренние (слишком развитое чувство внутреннего ограничения) и внешние препятствия, то преждевременно фиксируется на какой-либо одной роли и может никогда по-настоящему не понять, кто он есть. Инструктор напомните, что мы уже говорили о нормативном состоянии подростка, это его претензии на взрослость.

 

(4) Прежде чем сделать выбор своей профессиональной деятельности, подросток должен иметь возможность исследовать и апробировать различные виды деятельности. Таким образом, он определяет свою профессиональную предназначенность и формируется энергия ученичества – это есть разрешение четвёртого конфликта. Если таких возможностей нет, то у него будет отсутствовать или постоянно не хватать энергии, чтобы достичь успеха в учебе или работе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.057 с.)