Позитивный и негативный опыт, его проекция на будущее ребёнка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивный и негативный опыт, его проекция на будущее ребёнка



ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ, ЕГО ПРОЕКЦИЯ НА БУДУЩЕЕ РЕБЁНКА

Именно в этом возрасте закладывается механизм, который срабатывает во взрослой жизни. Механизм, который тянет христианина с жаждой исследовать Слово Божье, находя в нём для себя каждый раз неожиданные открытия, механизм, который есть основание для инициативы в христианском служении.

Если механизм формирования инициативы запустили верно:
Родители, которые заботливо и мудро взращивали в своих детях здоровую инициативу, в дальнейшем счастливы и горды за своих детей.
Потому как, вырастая, такие дети имеют великодушие, щедрость, сострадание и демонстрируют высокий уровень попечительства о родных и окружающих людях.
Они стремятся в полноте использовать те способности и дары, которыми наделил их Бог, проявляя инициативу для умножения плодов, а, не закапывая их.
Они профессиональны, компетентны. Потому что их инициативы достаточно, чтобы докопаться до нужных знаний и довести любое дело до конца.

Если же взрослые и условия жизни ребёнка препятствовали развитию инициативы:
То уже к шести – семи годам жизни ребёнка можно ожидать появление у него чувства неадекватности и неполноценности, смешанные с чувством вины.
Инструктор. Страшно то, что ребёнок чувствует вину за то, что ему хочется фантазировать; за то, что его тянет исследовать окружающее; за то, что его раздирает любопытство «что это?», «почему это?», «как это устроено?», «как это работает?»; за то, что он хочет знать и понимать.

Коротко обозначим причины, которые способствуют формирование чувства вины на данной стадии развития:
Первая причина - это когда родители подчиняют ребёнка своей власти. Инструктор. Ребёнок находится в тисках, все его желания ничего не значат, его деятельность зависит только от желания и воли взрослого.
Вторая причина, когда дети понимают, что вопросы задавать нет смысла, т.к. ответ будет известным: Не задавай глупые вопросы. Тебе это рано знать. Ты надоел мне со своими вопросами и т.д. Инструктор. Объясните, как и почему так надо отвечать на вопросы детей. Есть педагогическая норма, каким образом необходимо отвечать на вопросы детей возраста 4-6 лет. – Коротко, сразу, честно.
Следующая причина. Это если дети в своей инициативе наталкиваются только на негативную оценку, запреты и наказания.
Причиной может быть и когда гиперопекая ребёнка или, заботясь о своём покое, взрослые отговаривают ребёнка от всякой деятельности по исследованию окружающего мира, предлагая взамен телевизионные версии исследования окружающего мира.
Худший вариант – это запугивание детей в преддверии новой деятельности. Как результат, дети научаются отказываться от стремления к инициативе. Инструктор. Если механизм формирования инициативы не выработан, т.к. стремление детей к самостоятельности или совершенствованию навыков наталкивается на постоянные неудачи и эмоциональные переживания, то у них практически нет возможности попробовать сделать что-то самостоятельно, и они не могут проследить, к чему могут привести их действия. И как результат отсутствие умелости и далее отсутствие учебной компетентности (уверенность в своих способностях научиться чему-либо), а далее чувство вины и пассивность в учёбе, работе, жизни.

Отдалённые перспективы третьей стадии:

Если механизм формирования инициативы не выработан, то во взрослой жизни остаётся только вынашивать вину за свою безынициативность или выстраивать агрессивное защитное поведение к окружающим, требующим инициативу у взрослого человека, или как защиту демонстрировать незаинтересованность предлагаемой деятельности. Такие люди часто становятся критиками деятельности окружающих, при этом, не предлагая конструктивных идей коррекции – это проявления есть инфантильное чувство зависти к другим. Самое тяжелое последствие данной ситуации – это подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения. Инструктор.
Мужчины это переживают тяжелее, так как с них, как с мужчин, мужей, отцов, братьев спрашивают больше и часто бесцеремонно. А стыд их подстёгивает, в ответ давать самые различные неадекватные защитные реакции.

В духовной жизни - это всегда младенцы, питающиеся молочком. Бог воспринимается как дающий только лимиты и наказывающий за их нарушения. Вместо здоровой духовной совести – критическая совесть. Избегают служения в церкви, дабы не быть выставленными в негативном свете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Готовя эту тему к семинару, мы выстраивали цели, которые бы достичь. Одна из целей звучит так: слушатель будет в своей семье мотивировать детей к любопытству, любознательности и инициативе, используя информацию, полученную на семинаре.
Будем молиться, чтобы так это и было.

РАЗДЕЛ 6. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У РЕБЁНКА ТРУДОЛЮБИЯ

(2часа)

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:

Слушатель поймёт, что воспитывать в ребёнке необходимо трудолюбие, а не беспрекословное выполнение приказаний.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

- Слушатель поймёт условия, при которых возможно формирование в ребёнке трудолюбия.
- Слушатель пожелает организовать в семье атмосферу, которая будет мотивировать детей к труду.
- Слушатель будет обучать детей трудиться, используя те подходы, с которыми познакомился на семинаре.

ВСТУПЛЕНИЕ:
При опросе в Москве родителей (матерей) детей от 6 до 15 лет, на вопрос «что больше всего раздражает вас в поведении ваших детей» 37 человек из 50 человек ответили: «То, что они ничего не хотят делать дома». 11 из 37 скорректировали вопрос и слово «раздражает», заменили словом «бесит».

Инструктор.
74% опрошенных матерей, по сути, признались, что они не смогли воспитать у детей трудолюбие. Что это? Случайность выбора респондентов или это общая тенденция? Оставим этот вопрос без ответа.
Но что действительно нас должно волновать – это можно ли считать воспитание ребёнка в семье эффективным, если у него отсутствует потребность трудиться.

 

Мифически-буквальная вера.

Такая вера естественна для возраста детей 8 -11 лет.
Дети данного возрастного периода мыслят ещё конкретно, но уже операциями.


Инструктор объясните особенности такого мышления.
Мыслить операциями
означает, что ребёнок способен выполнять гибкие и обратимые мыслительные действия, совершаемые в соответствии с логическими правилами. А это значит, что к 11-12 годам у них достаточно развито индуктивное мышление, и они очень склонны к обобщению отдельных сведений с целью формирования гипотезы или вывода. А так же они способны применять общие гипотезы для посылки к частным фактам – дедуктивное мышление.

И это значит, что благодаря мышлению операциями мир воспринимаемый ребёнком становится более или мене структурным, более упорядоченным, более предсказуемым. Этот факт способствует постепенному освобождению детей от эгоцентризма и направляет к равноправным отношениям с другими, что в свою очередь подвигает их к требованию справедливых равноценных оценок, поощрений и наказаний для всех.
Но, учитывая тот факт, что хотя дети этого возраста и пользуются операциями в своём мышлении, но эти операции выстраиваются на конкретном (буквальном) материале и их собственном опыте, ребёнок будет находиться под воздействием и влиянием веры окружающих людей и их поведения. Потому им свойственно пассивное принятие господствующих мнений, некритическое следование за признанным авторитетом, т.е. конформизм. И их нравственные правила так же будут очень буквальны. А понятие справедливости соответствуют принципу «ты мне – я тебе», что равносильно понятию древних иудеев – «зуб за зуб», «око за око».

Формирующие представления о причинах и следствиях, пространстве и времени позволяет детям этого возраста всё меньше зависеть от чувств, чувственных страхов, ареальных фантазий и отделять реальность от вымысла.

Но дети этого возрастного периода склонны идентифицировать свои правила жизни, своё поведение, свою веру с жизнью ярких персонажей сюжетных библейских историй, как в прочем и других ярко сюжетных произведений. И это для них символизирует принадлежность к этим героям и сообществу, к которому принадлежат данные герои.


Инструктор дополните, что 7летки – 8летки это делают очень конкретно и буквально. Можете проиллюстрировать это примером с пращёй. 9 -11летки же более оригинальны, они проецируют себя во времена героя, подражают герою не только поведением, но и образом мышления, речью и т.д.

Вера детей приспособлена к буквальным толкованиям правил и ориентаций библейской сюжетной истории. Ребёнок бывает буквально пойманным сюжетной библейской историей. Он может бесконечно детально комментировать происходящее в этой истории.
Но это их не уводит от формулирования концептуального значения истории, так как они уже в состоянии просматривать параллельно проистекающие явления.
Инструктор.
Поэтому следует качественно разрабатывать главную мысль сюжетной истории, фрагменты главной мысли, применение главной мысли в жизни ребёнка. И этому всему вы сможете научиться, если пройдёте обучение на ЭОД – 1.

Так как дети символы принимаются детьми данного возраста одномерно и в буквальном значении, то Бог представляется им антропоморфическим, т.е. в их представлении характеристики Бога очень близки человеческим. К 8 годам представляется сверхчеловеком, к 9-11 годам Бог обладает сверхъестественными признаками. В этом возрасте дети пытаются библейским чудесам давать магические объяснения.

Инструктор обратите внимание. Ни внешний образ, а характеристики Бога. Это относиться к передаваемым атрибутам Бога характеризующие:
- Бытие Бога (духовность, невидимость).
- Интеллектуальные атрибуты (знание или всеведение, мудрость, истинность и верность).
- Нравственные атрибуты (благость, любовь, милосердие или благоволение и долготерпение, святость, мир и порядок, праведность или справедливость, ревность и гнев).
- Атрибуты цели (воля, свобода, всемогущество или власть и суверенность).
- Так называемые «общие» атрибуты (совершенство, благословение, красота, слава).
Поскольку людям надо подражать передаваемым атрибутам Бога, «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» - Еф.5;1, и отражали Его качества, как носители образа Божьего, - то необходимо, чтобы дети исследовали библейские сведения о них и подрожали Ему. И в этом возрасте у них это будет получаться заинтересованно, сознательно и качественно.
Как это объяснять и преподавать, вы сможете научиться, пройдя обучение на ЭОД -2.

 


Опасности формирования веры на данном этапе:

- Одна из опасностей есть следствие буквального, конкретного понимания веры, что ведёт ребёнка к чрезмерному контролю к себе и другим. Они требуют категоричного совершенства, прежде всего в других людях, т.к. им их виднее, а затем и от себя. Иногда эта категоричность доходит до степени фанатизма.
- Ребёнок будет находиться под воздействием и влиянием веры окружающих людей и их поведения. Потому им свойственно пассивное принятие господствующих мнений, некритическое следование за признанным авторитетом в вопросах веры и принятия Вести спасения.

- С конкретным пониманием веры связано и чрезмерное доверие взаимностям, и если кто-то относиться к ребёнку формально, невнимательно или с пренебрежением, то у него может возникать чувство неполноценности в глазах Бога. А в дальнейшем может привести к закрытости перед другими верующими и отсутствие «храбрости», чтобы открыться Богу.

- Опять же по причине буквального понимания веры и неправильной подачи взрослыми библейских истин и их применения, ребёнок будет стремиться «ко всё контролирующему ходульному перфекционизму» - чрезмерному стремлению к совершенству, т.е. ребёнок будет стремиться к «праведности добрых дел».

Инструктор.
Напомните, что именно проблемы духовного воспитания в детском возрасте приводят к проблемам выбора символа веры и возрастания в вере.

Чтобы этого не случилось необходимо:

- За основу библейских уроков для данной стадии развития веры брать сюжетные библейские истории.
- Сюжетную линию урока выстроить таким образом, чтобы можно было просматривать причинно-следственные связи как позитивного, так и негативного выхода из ситуаций или конфликтов обозначенных в истории.
- Правильно выводить из библейского текста истину и верно объяснять аспекты истины и их применение в жизни ребёнка.
- Следить, чтобы уровень притязаний к ребёнку не был выше уровня его возможностей. Помнить, что Бог сверх сил не дает нагрузок.
- Не позволять себе безразличия, высокомерия или уничижения по отношению к ребёнку. Помните, что ребёнок ориентируется на передаваемые атрибуты Бога.
- Чаше напоминать, что Бог желает, чтобы каждый человек сам делал самостоятельный и осознанный выбор всегда и во всём.

Инструктор.
В рамках нашего курса мы не будем рассматривать развитие веры в подростковом возрасте, т.к. это очень большой и сложны материал, и лимит нашего времени закончен. Но этот материал в ОЕД излагается в курсе «Воспитание подростков».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Православный священник, протоиерей, доктор богословия, ректор Санкт Петербургской православной академии Амбросий Гатчинский (в миру Ермаков Виталий Анатольевич) в прямой трансляции передачи «Тем временем» канала «Культура» высказал следующую мысль, чтобы духовно возрастать во Христе, быть психологически здоровой личностью – душа должна трудиться. (Канал «Культура», Передача «Тем временем», О5.02.2008). И это очень важно для нашей души, и для души нашего ребёнка.

Позитивный и негативный опыт, его проекция на будущее ребёнка

Инструктор.
Проследим, каким образом доверие ребёнка распространяется на окружающих людей на окружающий мир.
Инструктору необходимо следить за степенью понимания материала и в любое время вмешаться, объясняя непонятные слушателям положения.

Механизм привязанности маленького ребёнка образует основу для формирования добрых взаимоотношений с другими членами семьи (бабушки, дедушки, братья и сестры). Далее этот механизм распространяется на сверстников, других людей и, наконец, членов его будущей семьи.

Эти нормальные взаимоотношения ребёнка первых двух лет с окружающими людьми формирует у него чувство свободы в рамках обозначенных лимитов. Без лимитов дозволенного чувства защищённости и свободы быть не может.
Такая свобода и доверие способствуют проявлению интереса к окружающему миру и нормальной адаптации вэтом мире, а это в свою очередь формирует его здоровое доверие к окружающему миру. Это происходит за счёт того, что срабатывает механизм проекции внутреннего покоя и комфорта, созданного близкими людьми, на окружающий мир, на внешний план существования. Если при общении с другими людьми этой идентификации не происходит, ребёнок уходит от общения, или настораживается, или некоторое время присматривается. И если механизм доверия сформирован у ребёнка, то «за конфетку его не купишь».

А развитие коммуникаций на уровне эмоций с близкими людьми (обнимание, обмен взглядами, игры, удовольствия, желание повторных коммуникаций) формирует у ребёнка навыки оповещать взрослых о его нуждах и хотениях. Что в свою очередь приводит к осознанию их собственного отличия от других, его уникальности как творения Божьего, осознанию себя как «Я».

Инструктор.
Можно говорить о том, что если ребёнок к двум годам научен механизмам здорового доверия к окружающему миру, то он начинает делать первые шаги, чтобы делать свой выбор. Носитель образа Божьего начинает демонстрировать начинает демонстрировать его.
Но почему таких детей, подростков становится всё меньше?

Базальное недоверие, основополагающая безнадёжность - это то, что мы назовём отрицательным путём в развитие ребёнка дл двух лет.
Это состояние постоянного или доминирующего опасения, присутствия страхов, связанных с эмоциональной угрозой, это ощущения риска в жизни.
Отсюда недоверие к любым людям и окружающему миру и отдаление в собственный мирок.
При этом у ребёнка очень присутствует чувство хаотических болей без видимых соматических или иных причин.

Затем недоверие, доведённое до крайности, ведёт ребёнка к замкнутости и даже к самоизоляции (болезненное нежелание соприкасаться с другими людьми).

Инструктор.
Такое может произойти только при нездоровом взаимоотношении личности и окружающей среды.

Старайтесь пояснять каждое последующее положение.

Условия, которые способствуют развитию у ребёнка недоверия к людям и всему окружению:
Отсутствие или выполнение не в полном объёме заботы о ребёнке.
Непостоянство или эпизодичность удовлетворения основных нужд ребёнка.
Неадекватность действий родителей или близких людей к нуждам и состоянию ребёнка (неудовлетворение чувства голода, неполноценное питание, вызывающее желудочно-кишечные срывы и т.д.).
Отсутствие ласкательных манипуляций со стороны родителей.
Когда руки родителей не место для ребёнка.
Отсутствие эмоциональных сигналов, а вместо этого присутствуют не согласующие эмоциональные сигналы.

Как следствие дети начинают сосать пальцы, стереотипно длительно раскачиваются, отказываются от своих намерений, тревожными действиями выражают свою озадаченность. У многих тревожность выражается в стойком отказе от горшка, другие бесцельно бродят или выглядят дезориентированными.

Инструктор.
Для нас уже стало привычным видеть таких детей в домах малютки, в асоциальных семьях. Но фактом становится то, что дети с базисным недоверием к окружающему миру растут во внешне благополучных семьях. И таких детей, подростков, взрослых становится се больше.

Отдалённая перспектива первой стадии:

Первый вариант.
При положительном разрешении кризиса «доверие – недоверие» до двухлетнего возраста, у человека присутствует твёрдое убеждение в благополучие, даже в тяжелые периоды жизни. Доминирует жизненный оптимизм. Доброжелательность, коммуникабельность, внимание и забота к нуждающимся людям – такие их характеристики. Они легко понимают и глубоко принимают атрибуты Бога. Доверие Богу – это для них естественная реальность. Они по-настоящему чувствуют себя детьми Божьими.

Инструктор. Это есть тест на наличие доверия.

Второй вариант.
Чрезмерное доверие, сформированное неразумной опекой и обильной любовью, способствует плохой адаптации человека в окружающем мире. Вследствие этого такие люди часто чрезмерно уступчивы, наивны, легковерны, могут иметь нездоровую зависимость от тех, кто о них заботится и постоянно претендовать на постоянную опеку до самой поздней старости. Хорошо будет предложить пример.

Третий вариант.
Недоверие ведет к большей или меньшей степени замкнутости, подозрительности, конфликтности – как защитный механизм. Им труднее прийти к Богу. Придя же к Нему, они не могут довериться Ему, понять и принять Божью любовь из-за отсутствия этих механизмов. Так как если нет фундамента, то на чём надстраивать. Предложите пример.

Инструктор.
Предложите слушателям обсудить, как можно помочь детям старше двух лет сформировать доверие. При обсуждении подтверждайте верные подходы и аккуратно подводите к пониманию того, что неверно.

Помощь людям, не имеющим доверия ко всему окружающему миру, должна быть тождественна заботе о ребёнке до двух лет, но адаптированной к реальному возрасту человека. При этом необходимо помнить, что нельзя при душепопечении таких людей взваливать на свои плечи все их заботы. Необходимо помнить о рамках лимита.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей книге Омар и Кларк Роберт «Понимание людей» пишут: «Как печально, что так много людей не осознают того огромного потенциала, что есть у новорожденного младенца. Как важно, чтобы первые впечатления младенца были правильными впечатлениями. Большинство из ставящих в тупик проблем детства и подросткового возраста идут от впечатлений именно этого периода детства».

РАЗДЕЛ 4. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У РЕБЁНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(3 часа)

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:

Слушатель поймёт, что самостоятельность, умение самостоятельно делать выбор и нести ответственность за свой выбор, необходимо формировать в младшем дошкольном возрасте.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

- Слушатель поймёт механизмы формирования самостоятельности в младшем дошкольном возрасте и задумается о будущем своего ребёнка.
- Слушатель пожелает разобраться, каким образом в его семье можно организовать условия для естественного взращивания в ребёнке умения самостоятельно делать выбор и отвечать за него.
- Слушатель при необходимости начнёт менять условия взаимоотношений с собственным ребёнком с целью формирования у него самостоятельности.

 

ВСТУПЛЕНИЕ:

Обычно родители начинают требовать от детей самостоятельность в подростковом возрасте. Видимо полагая, что это качество на их детей должно свалиться с неба. И как часто в этом случае нас охватывает беспокойство и разочарование – он не оправдывает наших ожиданий! Возможно, вас удивит или огорчит утверждение, что первые притязания на независимость начинаются значительно раньше, в возрасте от двух до четырёх лет. И от того, как пройдёт этот период, зависит, будет ли ребёнок по-настоящему самостоятельным.

 

4.1 УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЁНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Инструктор.
Чтобы понять, на какого рода самостоятельность могут претендовать дети данного возраста, обратимся к их физическим характеристикам.

Для физического развития данного возраста характерно, что темпы роста значительно медленнее, чем в предыдущие два года, отсутствуют значительные скачки, которые бы заставляли приспосабливаться к внезапным изменениям в своём телосложении. Кости скелета становятся более твёрдыми и могут вынести большую физическую нагрузку.
С двух до трёх лет в физическом развитии доминирует грубая моторика. Но уже к концу третьего года мануальные (моторика рук) способности ребёнка становятся более тонкими и координированными.
И только к четырём годам ребёнок начинает соединять моторные схемы рук с другими моторными схемами, а также схемы восприятия окружающей действительности органами чувств.

Инструктор.
Обратите внимание слушателей на последнюю фразу.
До этого периода ребёнок не мог все эти три схемы собирать воедино. Он отрабатывал каждую схему отдельно. И надо сказать, очень часто за это незаслуженно получал от родителей. Очень часто на улице можно слышать вопль молодой мамы вслед своего трёхлетки: «Куда ты несёшься, что не видишь, машина едет». Видит. Но соединить схему моторики тела и схему восприятия движущей машины пока не может.

И вот поэтому самый главный его внутренний вопрос: могу ли я самостоятельно, можно сказать, автономно управлять собственным телом и поведением? (Дальше мы будем с одинаковым смыслом использовать эти два слова: самостоятельно, автономно).

Самостоятельность для ребёнка в этом возрасте по эмоциональной силе схоже с совершением подвига. Так как с одной стороны, сильное побуждение действовать самостоятельно, быть компетентном в своём материальном и социальном мире, следуя чувству независимости (я сам). Но с другой стороны, ребёнок четко осознает свою зависимость от других значимых людей (мамы, папы и др.). А это значит надо устанавливать отношения с этими людьми, обладающими властью над ним. И маленький человечек учится это воссоединять, не имея при этом зрелого мышления.

Инструктор.
Попросите слушателей несколько раз прочитать выше написанный абзац, при необходимости объясните положение, в котором находится ребёнок. И только тогда, когда слушатели поняли эту ситуацию, двигайтесь дальше. Помогите слушателям понять, почему в этом возрасте у детей возникают эмоциональные реакции, при поверхностном взгляде, неадекватные.

Решая вопрос автономии, дети этого возраста должны одновременно научиться таким эмоциональным ощущениям как радость, любовь, гордость (в позитивных рамках) за совершаемое им действие. И в тоже время справляться с гневом, страхом, разочарованием, ревностью и болью, когда не получилось что-то или когда ругает за это близкий человек. В данном возрастном периоде, претендуя на автономию, маленький человек претендует на право делать выбор. Ребёнок как бы находится в состояние борьбы с собой и с другими.

 

Условия необходимые для формирования автономии:

Самое главное – это создать условия и предоставить возможность ребёнку переживать собственный опыт самостоятельных действий, деятельности, способов действий и деятельности, а также внутренних переживаний, связанных с их деятельностью и действиями. Для этого ребёнок должен наблюдать за подобной деятельностью других людей, видеть их способы поведения и результаты такой деятельности. Объяснение, при необходимости иллюстрации инструктора.

Второе важное условие – чётко определить лимит, что можно делать, когда и в каком месте. Контролировать деятельность ребёнка, твёрдо убеждая его в собственных силах и возможностях и оберегать его от бессмысленного и случайного опыта вне лимита дозволенного, чтобы не возникло преждевременное сомнение.

Инструктор.
Напомните методы авторитетного стиля дисциплинирования детей в семье. Предложите те методы воспитания дисциплины, которые будут полезны в обсуждаемой ситуации.

Следующее условие - поддерживать желание ребёнка делать выбор, предлагая ему различные варианты действий в лимите дозволенного. Инструктор проиллюстрируйте.

И, наконец, постоянное условие для позитивного развития самостоятельности ребенка – это положительное оценивание деятельности и переживаний ребёнка.

Инструктор.
Этим методом в совершенстве должен владеть каждый родитель, каждый педагог.

Понятие «положительное оценивание» предполагает три среза оценивания:

Первый срез это то, что сделано на «отлично», даже если этого отличного можно отыскать только с помощью лупы. Оценивая словом, эмоциями или тактильно отличную деятельность, взрослые тем самым закрепляют этот положительный опыт и побуждают повторять его в дальнейшей деятельности.

Второй срез – то, что сделано ребёнком 50\50, т.е. то, что нужно ребёнку доработать совместно с взрослым. Взрослые тем самым расширяют компетентность ребёнка и помогают, не навязывая правильный образец для дальнейшей деятельности.

И только после этого обратить внимание на то, что ребёнок сделал совершенно неправильно или совсем не сделал, при этом, не произнося слова «неправильно» и подобные ему.

Таким образом, взрослые должны постепенно, с любовью научить, переводя демонстрацию деятельности к совместной деятельности взрослого с ребёнка, а затем к самостоятельной деятельности ребёнка.

 

Инструктор.
Рассмотрим механизм формирования самостоятельности или автономии в рамках возраста 2-4 года.

 

Механизм формирования самостоятельности или автономии:
Как мы уже отмечали, дети данного возраста разрываются между потребностью в самостоятельности (Я сам) и зависимости от родителей. Т.е. они находятся в состоянии «автономия с оглядкой». А раз так, то ребенок, претендующий на автономию, находится в состоянии борьбы с собой и другими.

Начало автономии ребёнка лежит в тесной привязанности двухлеток к близким взрослым, за которыми он постоянно наблюдает и которым стремиться подражать. При этом у них зарождается новое чувство, что он способен уже действовать сам, без посторонней помощи – это и есть рождение чувства автономии. Как только ребёнок сказал «Я сам» - он объявил о вступлении в борьбу с самим собой и теми, кто рядом.
С одной стороны дети зависят от близких взрослых, с другой стороны претендуют на самостоятельность. Зависимость и независимость, в нашем случае, это не всегда взаимоисключающие формы поведения.

Инструктор.
Предложите слушателям разбиться на три группы. 1) Это те, кто неплохо знает двухлеток, 2)Те, кто хочет поговорить о детях с 2,5 лет до 3 лет, 3) Те, кто имеет детей с 3-х до 4-х лет или работает с ними. Они должны прочитать в их учебниках о наблюдение за соответствующим возрастом согласиться или не согласиться с нашим наблюдением, возможно, дополнить его, и предложить пример из собственного наблюдения в контексте наших рассуждений.
Прослушивая дополнения или примеры слушателей, старайтесь анализировать всё ли в порядке в предлагаемых вариантах с формированием самостоятельности. Предложите свои выводы.

Если понаблюдать за ними со стороны, то:

- 2-х летки стараются быть поближе к маме, но при этом часто говорят «Нет», когда им предлагают помощь. Они часто поглядывают на родителей, чтобы убедиться, что они здесь. При этом дети данного возраста достаточно упрямы и часто злятся, когда у них что-то не получается, а не получается у них пока почти всё. Они отвергают предлагаемую помощь, заявляя «Нет», но внутренне они желают этой помощи. Они привлекают внимание к своей деятельности, пыхтя, громко раздражаясь или даже плача.

- 2,5-3-х летки уже не держатся близко к маме, но часто проверяют их наличие. Они уже более уступчивы, более охотно выполняют то, о чём их просят. Свои успехи любят демонстрировать.

- для 4-х леток достаточен вербальный контроль родителей. Они способны сами по собственному желанию и выбору, приступать к какой либо деятельности. Свою деятельность они стараются демонстрировать издали, при этом наблюдая за реакцией родителей.

Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» говорит, что у ребёнка данного периода жизни существует постоянная потребность «получать подтверждение границ своей воли со стороны взрослого порядка вещей. В свою очередь, эта потребность подтверждает и разграничивает волю и притязания других». Это очень важно.

Если внешний контроль со стороны родителей строгий, конструктивный и успокаивающий, то ребёнок чувствует себя в безопасности, и будет экспериментировать с возможностями своего тела.
Положительное оценивание и поощрение к самостоятельности поможет ребёнку отобрать для себя верные образцы поведения и переживания.

Инструктор.
Когда ребёнку удаётся сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство гордости за новые достижения, самоконтроля и уверенности в себе. А возможный конфликт между «сам» и «вместе» не состоится, а напротив, появится благодарное желание «иметь и сохранять». В результате именно сейчас будут закладываться база для развития любви, доброжелательности, сотрудничества, свободы самовыражения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.054 с.)