Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. Роль семьи в формировании у ребёнка инициативы
(2часа) ОБЩАЯ ЦЕЛЬ: Слушатель поймёт, что готовя своего ребёнка к взрослой самостоятельной жизни, необходимо научить его проявлять инициативу во всех сферах жизни, начиная с дошкольного возраста. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ: - Слушатель поймёт механизмы формирования любознательности и инициативы в дошкольном возрасте и задумается о будущем своего ребёнка. ВСТУПЛЕНИЕ:
Инструктор. Особенность данного возраста: Главный проблемный вопрос данной возрастной группы звучит следующим образом: могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей. Инструктор.
Инициатива в контексте ребёнка четырёх шести лет – это способность ребёнка свободно распоряжаться излишками энергии, что позволяет ему быстро забывать неудачи и целеустремлённо, неутомимо исследовать окружающий мир. Инструктор. Условия необходимые для формирования инициативы: - Инициатива должна развивать ребёнка и при этом не провоцировать и не закреплять в его поведении агрессии. - Инициатива должна побуждать ребёнка к любопытству ради любознательности. Инструктор: для этого сами родители должны восхищаться окружающим миром, ставить вопросы о его устройстве, устройстве вещей, о Создателе этого мира – как чудно Он всё устроил, о том, как люди делают те или иные нужные и интересные вещи. - Побуждать ребёнка искать ответы, отвечая на всякий вопрос ребёнка. Инструктор: взрослые должны отвечать быстро, честно и чётко, не критикуя их вопросы, не отмахиваясь от них, как от тех, ответы на которые им знать ещё рано. - Взрослые должны чаще предлагать ребёнку слушать чтение детской литературы, обсуждая прочитанное, рассматривать иллюстрации книг, пересказывать библейские истории доступные пониманию ребёнка, приветствовать желание изучать буквы и попытки самостоятельного чтения. - Приобретая новые вещи, вместе с ребёнком, как бы на равных, разбирать устройство, способы использования и значимость этой вещи. Под присмотром, в рамках возможного, позволять манипулировать с ней, одновременно расставляя лимиты, в которых ребёнок может пользоваться этой вещью;
- Побуждать к взаимодействию со сверстниками в освоение новых навыков, в поиске знаний, в играх. Потому что эти социальные навыки взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками научает их оказывать друг другу эмоциональную поддержку, подкреплять поведение друг друга, каждый выступает друг для друга в роли модели для подражания. Инструктор: эти социальные связи - первые шаги к пониманию значимости коллектива и каждого человека в коллективе. Это начало научения, как быть собой и равным среди разных, как принимать этих разных. Это освоение таких понятий, как правильно – неправильно, хорошо – плохо. При этом обязательно позитивное руководство родителей в налаживании социальных связях детей и объяснении лимитов и правил этих взаимоотношений. - Создавать условия свободы в двигательной деятельности в рамках установленных лимитов. Например, залезть на дерево, чтобы увидеть, как удаляется горизонт или убедиться в своих физических силах. Инструктор: сужение поля деятельности ребёнка уже уровня его возможностей - провоцирует ребенка на реакцию агрессией. - Организовывать в семье совместные с детьми игры для социальных навыков. Обычно это сюжетно-ролевые игры, которые требуют от участников действий в воображаемой ситуации, определяемых особыми правилами. Инструктор: известный российский психолог Лев Семёнович Выготский считает, что именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству, осваивают всевозможные социальные навыки, развивают способность обдумывать свое поведение и управлять им. Во время игры, сотрудничая с другими детьми и родителями, они научаются просоциальному поведению. - Важно, чтобы взрослые участвовали в формировании ожиданий ребёнка от путешествий, исследований, участвовали в развитии здоровой деткой фантазии. Инструктор: это поможет ребёнку активно с интересом и в контексте ожиданий исследовать новый для него участок мира, поможет ему складировать новые впечатления и знания в свою долговременную память, поможет это всё соотносить с соучастием в них родителей. А это исключительно важно для построения отношений в семье. - Взрослые должны помогать детям, справляться с неудачами их инициативы. Для этого, прежде всего, нужна положительная, но адекватная реакция взрослых на инициативную деятельность детей. И затем вновь побуждать атаковать новые неизвестности. Инструктор: такие действия родителей формируют в детях умение оптимистично справляться с неудачами, которое работает и во взрослой жизни. - Но, при всём этом, родители постоянно должны поддерживать установленные лимиты дозволенного, при необходимости повторять их, вновь разъясняя. Инструктор: адекватная реакция родителей на преднамеренные нарушения лимитов помогает детям правильно оценить свои действия, признать себя виновным и искренне раскаяться в проступке (посмотрите материал об авторитетном стиле дисциплинирования). Это поможет ребёнку во взрослой жизни анализировать свою деятельность и уметь признавать свои ошибки перед другими.
Механизм формирования инициативы и любознательности: Если стремление к самостоятельности в возрасте от двух до трёх лет не натолкнулось на неудачу и тяжёлые эмоциональные переживания, то ребёнок, стремясь реализовать свою энергию, активно «суёт нос» всюду. Основной мотив такого поведения – любопытство. Инструктор. Попросите подчеркнуть слово «любопытство». Если взрослые поощряют любопытство в рамках установленных лимитов. Если «нельзя», «не ходи», «не лезь» - редкие слова в лексиконе родителей, а напротив любопытство ребёнка завершается объяснениями на уровне возрастного мышления ребёнка всего, что было увидено, найдено и открыто, - то ребёнок вдохновленный идёт на новые открытия. Если любопытство даёт ребёнку новые знания – формируется любознательность, заинтересованность в изучении окружающего мира. Инструктор. Попросите подчеркнуть слова «новые знания», «любознательность». И соединить их последовательно стрелочками (любопытство новые знания любознательность), получилась очень функциональная и логичная цепочка. Вот именно поэтому мы можем наблюдать на первый взгляд «ужасные» вещи, о которых мы ранее говорили. Разобранная (но ни как не сломанная) машинка – решается вопрос, как она устроена и как работает. Разобранная пищалка в области живота у куклы (но ни как не раздраконенный живот) – решается вопрос, кто там повторяет каждый раз «ма-ма». Бабочки с удаленными по очереди крыльями (но ни как не издевательство над насекомым) – вопрос, сколько необходимо крылышек, чтобы летать. С подобными целями пятилетки оказываются в самых непредсказуемых местах, совершают шокирующие взрослых действия. А взрослые воспринимают их, как агрессивное поведение или непослушание. Зачастую активные энергичные действия, которыми ребёнок пытается изучить окружающий мир, или испытывает свои новые интеллектуальные навыки, стремление покорить окружающий мир, при этом, проявляя самостоятельность – это есть только любопытство. Но именно любопытство – есть предтеча к познавательной и образовательной деятельности человека. Познавательный цикл формируется таким образом: Именно в этом возрасте дети желают изучать окружающий мир, а родители могут заложить базу к развитию учебной компетентности. Инструктор. Предложите слушателям подчеркнуть словосочетание «учебная компетенция» и от ранее полученной цепочки провести стрелочку к этому словосочетанию.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.249.42 (0.023 с.) |