РАЗДЕЛ 5. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 5. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВЫ



(2часа)

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:

Слушатель поймёт, что готовя своего ребёнка к взрослой самостоятельной жизни, необходимо научить его проявлять инициативу во всех сферах жизни, начиная с дошкольного возраста.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

- Слушатель поймёт механизмы формирования любознательности и инициативы в дошкольном возрасте и задумается о будущем своего ребёнка.
- Слушатель пожелает продумать, каким образом в его семье можно организовать условия для естественного взращивания в ребёнке любознательности и инициативы.
- Слушатель будет в своей семье мотивировать детей к любопытству, любознательности и инициативе, используя информацию, полученную на семинаре.

ВСТУПЛЕНИЕ:
Удивительно, с каким единодушием описывают родители поведение своих детей-пятилеток: везде суют свой нос, всё ломают, не сидят на месте, ведут себя, как «живодёры», спорят до слёз.


5.1 УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВЫ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

Инструктор.
Попробуем разобраться в поведении детей 4-6 лет. В этом возрасте дети уже многое умеют и стараются выяснить, в чём ещё они могут проявлять независимость от родителей. Для этого дети исследуют пределы своих возможностей, учась быть инициативными.

Особенность данного возраста:
У этих детей сложно провести границу между моторными действиями и сенсорным восприятием окружающего мира с одной стороны, и мыслительной деятельностью - с другой. У них всё происходит одновременно.
Например: Ребёнок, перебираясь через ручей по бревну. В это время он учиться сохранять равновесие, борется со страхом, учиться уверенности. Но в то же самое время изучает понятия «узкий – широкий», «тонкий – толстый», «высоко – низко».
Хорошо развитая грубая моторика не дает им находиться на одном месте, а уже достаточно широкие мануальные возможности (мелкая моторика) расширяют их репертуар исследований.

Главный проблемный вопрос данной возрастной группы звучит следующим образом: могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей.

Инструктор.
Т.е мы можем сказать, что в возрасте 4-6 лет ребёнок продолжает отстаивать у окружающих своё право на самостоятельность и независимость. Но это уже не относиться только к свободе моторного поведения, теперь он сюда включает и свободу на познание окружающего мира. Собственно ребёнок претендует на то, чтобы тренировать инициативу в познание.

Инициатива в контексте ребёнка четырёх шести лет – это способность ребёнка свободно распоряжаться излишками энергии, что позволяет ему быстро забывать неудачи и целеустремлённо, неутомимо исследовать окружающий мир.
Инициатива в этом возрасте добавляет к самостоятельности предприимчивость, планирование (до степени возможного для этого возраста), а также стремление атаковать задачу. И всё это ради того, чтобы быть активным, находиться в движении.

Инструктор.
Наблюдая за ребёнком этого возраста, можно увидеть, на первый взгляд, шокирующие вещи. То он разбирает машинку, изучая, как она устроена и как работает, то извлекает пишалку из куклы, чтобы понять, кто там повторяет каждый раз «ма-ма». А то отрывает одно за другим крылья у бабочки, решая вопрос, сколько нужно крылышек, чтобы летать. За подобными делами ребёнка можно застать в самых непредсказуемых местах.

Условия необходимые для формирования инициативы:

- Инициатива должна развивать ребёнка и при этом не провоцировать и не закреплять в его поведении агрессии.

- Инициатива должна побуждать ребёнка к любопытству ради любознательности. Инструктор: для этого сами родители должны восхищаться окружающим миром, ставить вопросы о его устройстве, устройстве вещей, о Создателе этого мира – как чудно Он всё устроил, о том, как люди делают те или иные нужные и интересные вещи.

- Побуждать ребёнка искать ответы, отвечая на всякий вопрос ребёнка. Инструктор: взрослые должны отвечать быстро, честно и чётко, не критикуя их вопросы, не отмахиваясь от них, как от тех, ответы на которые им знать ещё рано.

- Взрослые должны чаще предлагать ребёнку слушать чтение детской литературы, обсуждая прочитанное, рассматривать иллюстрации книг, пересказывать библейские истории доступные пониманию ребёнка, приветствовать желание изучать буквы и попытки самостоятельного чтения.

- Приобретая новые вещи, вместе с ребёнком, как бы на равных, разбирать устройство, способы использования и значимость этой вещи. Под присмотром, в рамках возможного, позволять манипулировать с ней, одновременно расставляя лимиты, в которых ребёнок может пользоваться этой вещью;

- Побуждать к взаимодействию со сверстниками в освоение новых навыков, в поиске знаний, в играх. Потому что эти социальные навыки взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками научает их оказывать друг другу эмоциональную поддержку, подкреплять поведение друг друга, каждый выступает друг для друга в роли модели для подражания. Инструктор: эти социальные связи - первые шаги к пониманию значимости коллектива и каждого человека в коллективе. Это начало научения, как быть собой и равным среди разных, как принимать этих разных. Это освоение таких понятий, как правильно – неправильно, хорошо – плохо. При этом обязательно позитивное руководство родителей в налаживании социальных связях детей и объяснении лимитов и правил этих взаимоотношений.

- Создавать условия свободы в двигательной деятельности в рамках установленных лимитов. Например, залезть на дерево, чтобы увидеть, как удаляется горизонт или убедиться в своих физических силах. Инструктор: сужение поля деятельности ребёнка уже уровня его возможностей - провоцирует ребенка на реакцию агрессией.

- Организовывать в семье совместные с детьми игры для социальных навыков. Обычно это сюжетно-ролевые игры, которые требуют от участников действий в воображаемой ситуации, определяемых особыми правилами. Инструктор: известный российский психолог Лев Семёнович Выготский считает, что именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству, осваивают всевозможные социальные навыки, развивают способность обдумывать свое поведение и управлять им. Во время игры, сотрудничая с другими детьми и родителями, они научаются просоциальному поведению.
-
Родителям необходимо приучать ребёнка планировать свою деятельность в течение дня и на недалёкую перспективу, помогать по-шагово следовать этому плану и затем с восхищением отмечать, что благодаря планированию всё успели сделать. Инструктор: нужно помнить, что двигаться по плану нужно с чувством радости и лёгкости, а не с чувством «тяжело, но надо». Ребёнок второй вариант не может пока понять и принять.

- Важно, чтобы взрослые участвовали в формировании ожиданий ребёнка от путешествий, исследований, участвовали в развитии здоровой деткой фантазии. Инструктор: это поможет ребёнку активно с интересом и в контексте ожиданий исследовать новый для него участок мира, поможет ему складировать новые впечатления и знания в свою долговременную память, поможет это всё соотносить с соучастием в них родителей. А это исключительно важно для построения отношений в семье.

- Взрослые должны помогать детям, справляться с неудачами их инициативы. Для этого, прежде всего, нужна положительная, но адекватная реакция взрослых на инициативную деятельность детей. И затем вновь побуждать атаковать новые неизвестности. Инструктор: такие действия родителей формируют в детях умение оптимистично справляться с неудачами, которое работает и во взрослой жизни.

- Но, при всём этом, родители постоянно должны поддерживать установленные лимиты дозволенного, при необходимости повторять их, вновь разъясняя. Инструктор: адекватная реакция родителей на преднамеренные нарушения лимитов помогает детям правильно оценить свои действия, признать себя виновным и искренне раскаяться в проступке (посмотрите материал об авторитетном стиле дисциплинирования). Это поможет ребёнку во взрослой жизни анализировать свою деятельность и уметь признавать свои ошибки перед другими.

 

Механизм формирования инициативы и любознательности:

Если стремление к самостоятельности в возрасте от двух до трёх лет не натолкнулось на неудачу и тяжёлые эмоциональные переживания, то ребёнок, стремясь реализовать свою энергию, активно «суёт нос» всюду. Основной мотив такого поведения – любопытство. Инструктор. Попросите подчеркнуть слово «любопытство».

Если взрослые поощряют любопытство в рамках установленных лимитов. Если «нельзя», «не ходи», «не лезь» - редкие слова в лексиконе родителей, а напротив любопытство ребёнка завершается объяснениями на уровне возрастного мышления ребёнка всего, что было увидено, найдено и открыто, - то ребёнок вдохновленный идёт на новые открытия.

Если любопытство даёт ребёнку новые знания – формируется любознательность, заинтересованность в изучении окружающего мира. Инструктор. Попросите подчеркнуть слова «новые знания», «любознательность». И соединить их последовательно стрелочками (любопытство новые знания любознательность), получилась очень функциональная и логичная цепочка. Вот именно поэтому мы можем наблюдать на первый взгляд «ужасные» вещи, о которых мы ранее говорили. Разобранная (но ни как не сломанная) машинка – решается вопрос, как она устроена и как работает. Разобранная пищалка в области живота у куклы (но ни как не раздраконенный живот) – решается вопрос, кто там повторяет каждый раз «ма-ма». Бабочки с удаленными по очереди крыльями (но ни как не издевательство над насекомым) – вопрос, сколько необходимо крылышек, чтобы летать.

С подобными целями пятилетки оказываются в самых непредсказуемых местах, совершают шокирующие взрослых действия. А взрослые воспринимают их, как агрессивное поведение или непослушание. Зачастую активные энергичные действия, которыми ребёнок пытается изучить окружающий мир, или испытывает свои новые интеллектуальные навыки, стремление покорить окружающий мир, при этом, проявляя самостоятельность – это есть только любопытство. Но именно любопытство – есть предтеча к познавательной и образовательной деятельности человека.

Познавательный цикл формируется таким образом:
Любопытство ради любознательности побуждает к активности действий, в результате которых ребёнок добывает новые образы восприятия, новые знания, новые переживания.
А они в свою очередь развивают живое воображение, стимулируют к целенаправленной познавательной деятельности в изучении окружающего, а в дальнейшем использование этих знаний в своей практической жизни.
И снова всё начинается с любопытства – любознательность – активная деятельность с целью добыть что-то новое для ума, сердца и деятельности – новые образы восприятия – живое воображение – целенаправленная познавательная деятельность – пролонгирование знаний в практику жизни. И так во все дни жизни.

Именно в этом возрасте дети желают изучать окружающий мир, а родители могут заложить базу к развитию учебной компетентности. Инструктор. Предложите слушателям подчеркнуть словосочетание «учебная компетенция» и от ранее полученной цепочки провести стрелочку к этому словосочетанию.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.005 с.)