Раздел 7. Роль семьи в формировании у подростка понимания: кто я есть. Каковы мои взгляды, убеждения и позиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Роль семьи в формировании у подростка понимания: кто я есть. Каковы мои взгляды, убеждения и позиции.



(7 часов)

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:

Слушатели поймут особенности сложностей, с которыми сталкиваются подростки на пути к идентификации в современном сложном мире, и поймут архиважную роль семьи в этом процессе.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

- Слушатель поймёт особенности изменений, происходящих в организме подростка и в его взаимоотношениях с различными структурами окружающего мира;
- Слушатель продумает качество взаимоотношений семьи, с постоянно меняющемся подростком;
- Слушатель вместе со своей семьёй будет мудро, с любовью и пониманием оказывать помощь в поиске идентичности своему подростку.

ВСТУПЛЕНИЕ
Подростки. Кто они есть? Какие они ест? Что они думают о себе? Что они думают о других? Что они думают о своих родителях?
Оставим до времени вопросы без ответов.

 

7.1 КТО ЕСТЬ ВАШ ПОДРОСТОК? ИЗМЕНЯЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ ПОДРОСТКА
Занятие 1
(3 часа).

Инструктор.
Предложите родителям в своих учебниках на полях самостоятельно, основываясь только на свой и опыт и мнение, написать ответы на вопросы, поставленные во вступлении.
Оставьте эти ответы до времени без обсуждения и комментариев.

Образ, который возникает при наблюдении за подростками особенно младшего и среднего подросткового возраста (12-16 лет), это образ ребёнка, который со смешанными чувствами прощается с детством и пытается одевать, а вернее примерять на себя взрослые «одёжки».

Условный возраст, относящийся к подростковому, обозначают как с 12 до 18 лет. Почему условно, об этом мы поговорим позже.

Инструктор.
Обратите внимание слушателей, когда мы наблюдаем за подростком, мы видим в нём и ребёнка и взрослого, и подростка. Видимо состояние «подросток» - это сложное состояние.
Наше исследование этого состояния лучше всего начать с физических и физиологических изменений, которые происходят у человека в данный период жизни.

Физические и физиологические изменения в теле подростка:

Инструктор.
Предложите прочитать нижеописанные характеристики тем слушателям, у которых в семье есть подростки. При необходимости комментируйте информацию.

В плане физического развития и физиологической перестройки это самый сложный период развития человека.
В возрасте 12 -16 лет происходит интенсивный рост скелета. Трубчатые кости удлиняются, ростковая зона истощается, испытывается дефицит кальция, связочный аппарат не успевает укрепляться.
Физические и половые изменения в организме подростка, происходят под воздействием изменений в работе эндокринных желёз. Эту тонкую работу эндокринных желёз регулируют и поддерживают гипоталамус и гипофиз, которые начинают посылать сигналы и управлять процессами роста, репродукции. Сам гипофиз также вырабатывает несколько гормонов. В результате таких преобразований в работе организма ребёнка, наступает пубертат – период полового созревания, с вытекающими из этого последствиями: менструация у девочек, семяизвержение у мальчиков и изменение внешних половых признаков.
Но гормоны могут еще, и активизировать некоторые формы поведения и эмоции, воздействую на нервную систему ребёнка, и такое воздействие может быть незамедлительным или отсроченным.
Сердечнососудистая система также не успевает адаптироваться к такому мощному обстрелу, как со стороны эндокринной системы, так и со стороны головного мозга. А он мозг требует от неё реагировать на постоянно меняющееся поведение подростка. Она не справляется. И мы можем наблюдать у подростков различные типы проявлений сосудистой дистонии. Меняется работа сальных, потовых желёз, что ещё более осложняет жизнь подростков.
Очень быстро меняются формы тело подростка, и внешний облик.
Все эти изменения происходят мощно, динамично. В результате, подростки в большей или меньшей степени, не справляются с этими изменениями. Они быстро утомляются, часто не адекватно реагируют на окружающее и окружающих (особенно на близких им людей), становятся импульсивными. Для них характерны частые смены настроения от безумствующей радости до резкого снижения настроения, вплоть до депрессии. Появляется неусидчивость, плохая концентрация внимания.
Подростки становятся склонными, агрессивно отстаивать свои права. Они становятся импульсивными, тревожными, появляется или усиливается проблемное поведение. И при этом они страдают от своего состояния, потому что самостоятельно не могут разобраться, что с ними происходит.

Инструктор.
Мы предложили вам весьма захватывающую историю. Но мы обнажили только часть айсберга положения подростка. А изложили мы вам это для того, чтобы смогли понимать своих подростков и причину их неадекватности искать не только в непослушании.

Важные положения, которые должны усвоить родители:
- Подросток - это уже не ребёнок, но ещё не взрослый.
- Естественное состояние подростка – претензия на взрослость, что он периодически и пытается делать.
- Ребёнок-подросток не может длительно удерживаться во взрослом состоянии и соскальзывает в детство, чтобы, вновь набравшись сил реализовать свои претензии на взрослость.

Инструктор.
Предложите слушателям проанализировать третье положение «Ребёнок-подросток не может длительно удерживаться во взрослом состоянии и соскальзывает в детство, чтобы, вновь набравшись сил реализовать свои претензии на взрослость».
Помогите им это сделать при помощи следующей схемы.

Дети 12лет..13лет..14лет..15лет..16лет..17лет..18лет..?..?..? лет Взрослые

           
 
 
   
 
   
 
 

 

 


Разберите три возможных варианта претензий подростков на взрослость.

Первый вариант: подросток претендует на взрослость, но родители продолжают воспринимать его как ребёнка, нуждающегося в пошаговой помощи, оценивании и высоких материальных и эмоциональных поощрениях, которые привязывают его к родителям как эмоционально, так материально. В конце концов, ребёнок-подросток, а затем и став взрослым и взрослый перестаёт претендовать на взрослость, смиряется с участью, оставаясь вечным подростком с вытекающими из этого последствиями.

Второй вариант: подросток претендует на взрослость. В ответ на это родители категорично заявляет типа следующего, что раз ты такой умный, то когда у тебя ничего не получиться, не обращайся ко мне и не проси помощи. Раз взрослый, то и веди себя, как взрослый.
Но мы то - понимаем, что подросток не может долго удерживаться в состоянии взрослости, он обязательно соскользнёт в детство. Ему надо, чтобы его приняли как любимого ребёнка, дали осмыслить, что и как было, так и что не так, дали «отдышаться» от взрослости. А если родители его не принимают, то он вынужден идти к тем, кто его примет. И не исключено, что они принимают совсем не из-за благих намерений. И может получиться, что родители своими руками отправили своего ребёнка куда-то ….

Третий вариант: подросток претендует на взрослость. Родители понимают, что когда-то этот момент должен был настать. Они наблюдают за его действиями, состоянием, кругом общения, результатами его взрослости, при этом могут вмешаться в ситуацию, только когда есть серьёзная проблема. Когда ребёнок претендует на взрослость, они общаются с ним как с взрослым. Как только ребёнок соскользнул в детство и начал демонстрировать поведение ребёнка, родители принимают его и общаются с ним, как с любимым ребёнком. Они хорошо чувствуют когда, как и какие можно задавать вопросы. Когда, как и какие можно давать советы.
Как только ребёнок восстановился, он снова начинает претендовать на взрослость, но при этом он уверен, что его семья всегда примет его как любимого сына или дочь. И это может быть одним из мотивов, смело, но мудро набирать опыт взрослой жизни.

Какой путь взросления вы выберите для своего ребёнка, зависит, прежде всего, от вас.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.006 с.)