Условия и механизмы формирования трудолюбия и чувства способности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и механизмы формирования трудолюбия и чувства способности



Специалисты утверждают, что возраст, когда любовь к труду формируется легко как потребность в этом, от шести до двенадцати лет.

В физическом плане дети данного возраста быстро развиваются, становятся сильными за счёт хорошо контролируемых, целенаправленных движений крупной мускулатуры.
Они становятся физически ловкими и стараются реализовать эту способность в спортивной и трудовой деятельности.
Но в то же время и тонкая моторика кистей рук также быстро прогрессирует в развитии, что позволяет детям выполнять достаточно точные сложные движения. Это возбуждает их практиковаться в письме, рисовании, лепке, осваивать музыкальные инструменты.

Совершенное владение своим телом позволяет думать детям о себе «Я могу» и гордиться своими возможностями.

Инструктор.
Порекомендуйте слушателям, зафиксировать внимание на физических и моторных характеристиках, потому как при организации труда, его надо будет соотносить его с физическими и моторными возможностями ребёнка.

Важно отметить ещё и то, что именно в этот период жизни у детей совершенствуются навыки устной речи, увеличивается и усложняется их словарный запас, совершенствуется чтение и письмо – что расширяет формы коммуникации с окружающим миром, дает множество новых идей для познавательной и социальной деятельности. Что увеличивает побуждение к деланию чего-либо.

И потому в этот период жизни значительная часть времени и энергии детей легко, естественно направляется на приобретение новых знаний и навыков.
Их интересует, каким образом вещи устроены, как их производят и каким образом они сами могут участвовать в производстве этих вещей.

Инструктор.
Остается только умело организовывать их деятельность и формировать у ребёнка устойчивое позитивное представление о себе. Что собственно и предоставляется сделать родителям.

Основной вопрос детей данного возрастного периода: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы приспособиться к этому миру и выжить в нём?

Инструктор. Поясните слушателям, что именно поэтому дети везде хотят участвовать, за всё берутся, одновременно участвует во многих делах. И возможно кто-то из вас внутри себя комментирует: И ничего не получается, и всё бросает недоделав. Ивы правы. Но почему так случается у 6-7леток и почему это случается у 10-12леток, мы должны разобраться.

Специалисты считают, что главным конфликтом этого периода детства является то, что в течении всего его периода дети выступают как усердные делатели, и одни вознаграждаются за свои достижения в школе и дома, а другие терпят неудачу за неудачей и развивают чувство неполноценности.

Условия необходимые для формирования трудолюбия или достижения чувства способности (проследим, какие шаги родителей и близких людей способствуют естественному формированию трудолюбия у детей и возрастающему чувству способности):

- Самое главное условие – это чтобы взрослые ободряли детей участвовать вместе с ними в какой-то деятельности или в желании что-то делать самостоятельно.
- Следующее условие – чтобы при организации деятельности обеспечивалась физическая и эмоциональная безопасность ребёнка. Инструктор. Объясните, что есть эмоциональная безопасность и что она значит для ребёнка.
- Важно, чтобы уровень притязаний взрослых к деятельности ребёнка не был выше уровня возможностей ребёнка или значительно занижен относительно этого уровня. Инструктор. Предложите слушателям условия авторитетной системы дисциплинирования детей в семье.
- Очень важно, чтобы деятельность, предлагаемая ребёнку, была с учетом его коммуникативных возможностей. Инструктор. Обязательно объясните различные варианты этого очень важного условия.

Механизм формирования любви к труду или достижения чувства способности:

- Первое и важное условие, на которое родители, как правило, вообще не обращают внимания, - это формирование трудолюбия у ребёнка начинать с нацеливания на любой труд как на игру, или реализацию фантазии с лучшими перспективами. Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. И надо предоставить ребёнку возможность формировать свои трудовые навыки играючи. Инструктор. Объясните, что для ребенка игра – это его любимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, на требования и запреты, которые свойственны миру взрослых. Известный российский педагог и психолог Д.Б.Эльконин определяет игру как форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Эльконин Д.Б. «Психология игры». «Педагогика», Москва, 1978г., стр. 5.
Существует четыре группы игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. И при таком подходе трудовая активность вызывает активность познавательную и творческую.
- Следующий шаг в формировании трудолюбия - развивать познавательный интерес к виду деятельности, в которой участвует ребёнок. Инструктор. Объясните слушателям, что необходимо в интересной форме рассказывать, как важна эта деятельность, в каких случаях она пригодится ребёнку, когда и в каких обстоятельствах без этой деятельности просто не выжить или не обойтись. Приведите примеры, как уважают людей, которые владеют конкретно такой деятельностью. Можно рассказать, как он – взрослый папа осваивал эту деятельность, и как не сразу всё это получилось у него. Когда ребёнок больше знает о труде, в котором ему предстоит участвовать, интерес к нему возрастает многократно, сама деятельность для ребёнка будет эффективней. Предложите слушателям порассуждать вслух, какие ещё преимущества они увидели в таком предварении деятельности ребёнка.
- Третий шаг. Каждый раз, вводя новую деятельность, необходимо учить ребёнка ставить цели или предъявлять претензии к деятельности в соответствии с умственными и физическими возможностями. А затем шаг за шагом несколько раз провести по этапам этой деятельности до её завершения. Необходимо научать ребенка всегда доводить деятельность до логического конца. Инструктор. Порассуждайте с аудиторией, каким образом этот шаг будет помогать ребёнку в любой его деятельности.
- Далее параллельно, потихоньку, не торопясь, играючи необходимо подвести ребёнка к активному усвоению инструментальных и предметных действий, что бы он мог развивать в себе чувство умения, навыка, компетенции. Инструктор. Проиллюстрируйте этот шаг.
- Абсолютная необходимость - на каждом этапе формирования трудолюбия научать ребёнка получать удовольствие и наслаждение от выполненной работы, демонстрируя это удовольствие буквально через радостный возглас, восторженный жест или поведение или какой-то общепринятый знак.
- С самого начала приучения к труду, необходимо учить коммуникативным навыкам в трудовой деятельности. Учить распределять роли по силам, не соревнуясь, но быть соработниками в трудовой деятельности. Учить быть благодарными всем участникам совместного труда. И в то же время начинает развиваться первичное чувство разделения труда и понимание различных возможностей и даров. Инструктор. Объясните этот шаг через иллюстрацию.
- Далее необходимо учить оценивать свой труд, сравнивая достигнутый вариант с поставленными целями. К этому необходимо приучать уже с шести лет.
- Взрослые должны не забывать использовать метод «положительного оценивания» выполненного труда. Инструктор напомните, что этот метод мы объясняли в четвёртом разделе нашего семинара.
- Только после того, как у ребёнка стремление привести свою производительную деятельность к её целесообразному завершению становится целью, постепенно вытесняются побуждения игры. А это означает, что трудовая деятельность как таковая начинает присваиваться ребёнком. Наступил момент, когда можно и нужно формировать чувство ответственности и долга за порученную и проделанную работу. Не раньше! При этом не должно быть, ни каких проявлений авторитаризма со стороны взрослых! Инструктор. Обсудите со слушателями, почему только при этих обстоятельствах можно начинать формировать чувство ответственности и долга за порученную и проделанную работу. Если этот спрос начинается раньше, что может случиться?

- При формировании трудолюбия со стороны взрослых необходима последовательность и систематичность в обучении и воспитании, и что особенно важно - наличие хороших примеров для подражания.

Инструктор.
Подведите подитог изученной части раздела: В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в качестве составной части в свой образ. Они понимают, что усердная работа приводит к достижению желанных результатов, и потому продолжают попытки осваивать всё новые и новые инструментальные, коммуникативные умения и навыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.232 (0.005 с.)