Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивный и негативный опыт, его проекция на будущее ребёнка

Поиск

Если родители расставили правильно лимиты дозволенного, то ребёнок открывает возможности своего тела, учится владеть им путём целенаправленного повторения.
Если ребёнок постепенно научается обходиться без посторонней помощи – то становится уверенным в себе, обретает умение быть находчивым в новых обстоятельствах.
На базе уверенности формируются умелость, чувство компетенции и умение делать выбор, основанный на собственных предпочтениях.
И тогда ребёнок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, имеющего собственные убеждения, но ещё зависимого от родителей человека.

Внешняя твёрдость и постоянство со стороны родителей предохранит ребёнка от «потенциальной анархии» и научает анализировать и принимать разумные правила, права и обязанности, закон и порядок.

Инструктор.
Это все результат мудрого, компетентного подхода родителей к формированию самостоятельности в ребёнке.
Ну а если родители в данном возрасте ребёнка ведут себя с точностью наоборот, какие надо ожидать результаты?

Если близкие люди не способствуют самостоятельной деятельности ребёнка, то у него развиваются сомнение в собственных возможностях и стыд.

Сомнение трактуется как чувство неадекватности, неприспособленности. Неадекватность формирует сознание собственной неправоты в глазах других. «Сомнение есть брат стыда».

Стыд - это осознание себя, что ты полностью выставлен на всеобщее обозрение. Это чувство «раздетости» или «наготы» зарождает гнев, направленный на себя. При этом у ребёнка появляется желание спрятать своё лицо, зарыться лицом во что-то, чтобы не видеть своих обвинителей и судей.

Инструктор.
Было ли такое с вашими детьми или вы наблюдали такое у других детей, когда ребёнок плачет из-за неудачи или запрета, или кто-то его осуждающе «назидает», он старается спрятать лицо или в подол юбки матери, крепко обхватив её ноги, или падает на землю вниз лицом, или просто закрывает лицо ручками. Знаете, почему он это делает? Ему кажется, что если он спрячет лицо, то его обвинители и судьи исчезнут.
Но это и верный признак, что у ребёнка очень большие проблемы с формированием самостоятельности.
При чтении слушателями перечня причин, приводящих к формированию негативных комплексов, по необходимости комментируйте отдельные положения или иллюстрируйте их.

Причины, по которым формируютсясомнение и стыд:

Когда стремление детей к самостоятельности и или совершенствованию наталкиваются на постоянные неудачи, в случае если взрослые не долготерпеливы, суровы и склонны к критике.

Когда ребёнка наказывают за всякое проявление самостоятельности.

Если неудачи сопровождаются фрустрацией – эмоционально тяжёлым переживанием своей неудачи, чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели. Всякая фрустрация рано или поздно приводит к прямой или скрытой форме агрессии.

Когда лимиты возможного или разрешаемого резко сужены. Вспомните авторитарный стиль воспитания.

Когда у ребёнка практически нет возможности сделать самому что-то, следовательно, он не может увидеть результат своей самостоятельности, у него отсутствует возможность приобретения собственного опыта.

Когда взрослые непоследовательны, меняют правила для ребёнка в зависимости от их желания и потому периодически блокируют самостоятельность ребёнка.

Если взрослые отговаривают ребёнка от всякой новой деятельности. Им так спокойнее.

Если взрослые делают за ребёнка то, что он может сделать сам, чрезмерно опекая его.

Если ребёнка сравнивают с другими детьми как худший вариант.

 

В результате получаем проявления сомнения и стыда. Ребёнок оставляет попытки сделать что-то самостоятельно. Нарастают недостатки в развитии даже элементарных двигательных навыков, слабо развивается речь.
Ребёнок теряют активность к исследованию нового и становятся пассивными.
Затем, проявляется как слабая или отсутствует «учебная компетентность», т.е. уверенность ребёнка в своих способностях научиться чему-либо. Вместо заявления «Я сам» - звучит «Я не могу. Не умею. Не хочу».
Если же чрезмерно опекают ребёнка, то появляются сомнения в своих силах или не формируется необходимость как таковая вообще чему-то учиться.
Большинство детей преследует боязнь за свои поступки, тревога, которая имеет неопределённый или генерализованный характер. Тревожные дети чего-то опасаются, но не знают, чего именно. Вследствие такой детской фрустраций (состояние подавленности, тревоги, возникающие у человека в результате крушения надежд, невозможности осуществления целей) могут сформироваться такие черты характера как ненависть, агрессия и своеволие вместо сотрудничества.

Инструктор.
У страха и тревоги много причин. Маленькие дети тревожиться о том, что родители бросят их или перестанут любить. Если родители, даже иногда, в целях наказания, лишают ребёнка своего расположения, внимания и защиты – это вызывает тревогу у детей. Предчувствие других форм наказания, особенно физического, - ещё один источник страхов маленьких детей. Маленькие дети считают своих родителей всесильными, у малышей нет реального представления о том, как далеко они могут зайти в наказании.

Затем ребёнок отказывается от внутреннего стремления к самостоятельной деятельности.
А далее перед всякой деятельностью, новой или обыденной и привычной появляется тревога и желание отложить данную деятельность «на потом».

Инструктор.
Проанализируем, каково отдалённые последствия позитивных и негативных вариантов формирования самостоятельности у ребёнка.
Если будет время, предложите при прочтении различных вариантах устанавливать причинно следственные связи.

Различные варианты отдалённых перспектив:

При правильном формировании самостоятельности (автономии) у ребёнка дальше развивается правовоё чувство собственного достоинства и законную независимость от окружающих, понимание свободы выбора.
Формируется доброжелательное отношение к своему окружению, правильное понимание добра и зла.
Отсутствие неоправданного сомнения или стыда.
Воспитанное в детстве чувство автономии служит и в дальнейшей жизни гарантией сохранения чувства справедливости, постижение и принятие справедливых правил и законов.
Встретив любящего, понимающего и принимающего Бога, такой человек легко принимает Его требования и обязанности.

При неверно сложившейся самостоятельности (автономии) взрослые люди, даже не склонные к неврозам, имеют большую иррациональную чувствительность относительно возможной позорной «потери лица» - гипертрофированное чувство стыда и страх «нападения со спины». Часто такая чувствительность появляется на фоне постоянной внутренней тревоги – чувстве беспокойства, опасения или страха, которое имеет неопределённый или неизвестный источник.
У таких людей доминирует деформированное понимание добра и зла, деформированное понимание свободного выбора.
Или у них присутствует постоянная потребность получать подтверждение границ своей воли со стороны «более взрослого» или «значимого человека».
У них возрастает понимание маленького бытия. Тайное желание уйти с чем-то.
Недооценка себя, ближних, Бога. Постоянное чувство недостижимости Божьих правил. Непостижимость любящего Бога, Который прощает.

При чрезмерной опеки в детстве сохраняется чувство неадекватности и сомнение в свои силы и во взрослом возрасте. Также сохраняется тяга держаться за кого-то, особенно за родителей.

Самостоятельность же, доведённая до крайности, ведёт к бесстыдству и самодовольству. Они признают только свои правила. Они не способны себя ограничивать или не хотят ограничивать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Каждый отец, каждая мать желает, чтобы их дети были личностью, способной к самостоятельным ответственным решениям, независимым от внешнего давления различных авторитетов, преходящих обстоятельств и собственных страхов. Не пропустите того времени, когда ваш ребёнок естественно, в соответствии с Божьим планом развития человека, приобретёт эти качества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.33 (0.007 с.)