Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно - личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. 1.Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождают резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. 2. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. 3. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. 4.В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах преобладают инициативные высказывания над ответом. 5.Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. 6. Действия ребенка направлены на сверстника боле разнообразны. 7.При общении со сверстником ребенок контролирует его делает замечания учит навязывает свое мнения демонстрирует свои способности и умения. 8. В общении со взрослым дошкольник внимательно выслушивает отвечает на вопросы выполняет задания. 9.От взрослого он ждет оценки своих действий. 10.Взрослый разрешает возникшие между детьми споры и конфликты. К 12 месяцам впервые складывается деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстником. Формирование такой потребности начинается с 3 месяцев с появлениям ориентировочной активности на сверстника. В 5 месяцев у ребенка яркие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во втором полугодии первого года жизни ребенка складываются сложные формы поведения, выступая как последующее этапы развития потребности в общении со сверстником. В возрасте от 1 года до полутора содержание контактов со сверстником остается такое же, как и в младенчестве. В ровесники малыша привлекает, прежде всего, внешность поведения. Совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга. В полтора года происходит перелом в отношениях со сверстником. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей. Формы общения со сверстниками. К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Новая потребность в общении занимает четвертое место в сед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослым и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью. Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключается в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодом. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь. В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесником. С 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно их первых мест. Это связано с тем, что бурно развивается сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержания потребности в общении. Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремлении к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью. Дети используют разнообразные средства общения, и, несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольником четко намечается тенденция к ее развитию. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Главное средство общения – речь. Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно - деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. Внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.
Понятие о способностях. Признаки и показатели. Классификация видов способностей: врожденные (биологические) и приобретенные (социальные): общие и специальные, учебные и творческие, теоретические и практические, предметные и межличностные. Понятие задатков, их роль в развитии способностей. Формы проявления способностей: одарённость, талант, гениальность. Взаимосвязь и компенсация разных способностей. Понятие о способностях. Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: - быстрота овладения деятельностью, - качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень. От чего это зависит? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т. д.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других они могут быть слабо развиты. Если люди обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Во-первых, способности - это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. Способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности. К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца. Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества). Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Способности и деятельность. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образование. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей — способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьезную ошибку допустит тот учитель, который поспешно и поверхностно сделает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребенок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми знаниями и умениями. Принимать во внимание способности ученика, его возможности при оценке знаний, умений и навыков вполне допустимо. Одинаковые результаты учебной деятельности могут вызвать неудовлетворение опытного учителя в одном случае («Ты занимаешься недостаточно, от тебя можно ожидать большего») и похвалу в другом случае («Результаты твои значительно лучше, чем раньше. Известных достижений ты уже добился, продолжай работать»). Природные предпосылки развития способностей. Играют ли какую-нибудь роль в развитии способностей природные, врожденные факторы? Признают роль природных, биологических факторов как природных предпосылок, развития способностей. Такие природные пред посылки развития способностей называют задатками. Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологическнг особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. Разумеется, только наличием особо благоприятных задатков и особо благоприятных условий жизни и деятельности объясняются чрезвычайно высокие уровни достижений Задатки — это только одно условий формирования способностей. Задатки многозначны на основе одних и тех же могут формироваться разные способности Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей. Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению. Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков. Например, Римский-Корсаков уже с двухлетнего возраста хорошо различал все мелодии, которые пела его мать, в четыре года он уже напевал все, что играл отец, вскоре сам начал подбирать на фортепьяно слышанные от отца пьесы. Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные занятия с маленькими детьми, даже если малыши не обнаруживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии. Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн). Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не являются тождественными). Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество. Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивал важность выдвижения и разработки рядом зарубежных психологов, и в первую очередь В. Штерном, понятия компенсации способностей и свойств. Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Л.С. Выготский писал: «Каждая наша „способность" работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы ее исследуем в изолированном виде, может оказаться запоминающим лучше, чем человек с хорошей памятью, просто в силу того, что память никогда не выступает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением - и совокупное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каждого из слагаемых». Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Проблема одаренности - это прежде всего качественная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной вопрос - каковы способности человека, к чему у него способности и в чем их качественное своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект. Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретические и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о талантливых ученых, писателях, учителях, художниках, конструкторах, руководителях и пр. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и квалифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др. Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талантливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, талантливые инженеры и строители. Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка. Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Достаточно высокий уровень развития общих способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. - позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению». Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека. И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. «Все специальные способности человека - это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л. Рубинштейн. - Способности человека - это проявления, стороны его способности к обучению и труду». Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития. Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др. Все они являются порождением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделения новых видов деятельности как самостоятельных занятий. Все виды специальных способностей являются результатом развития материальной и духовной культуры человечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного. Способности каждого человека достаточно широки и разнообразны. Как уже отмечалось, они и проявляются, и развиваются в деятельности. Любая деятельность человека - сложное явление. Ее успешность не может быть обеспечена только одной способностью, каждая специальная способность включает в себя ряд компонентов, которые в своем сочетании, единстве образуют структуру этой способности. Успешность в занятиях какой-либо деятельностью обеспечивается особым сочетанием различных компонентов, входящих в структуру способностей. Влияя друг на друга, эти компоненты придают способности индивидуальность, неповторимость. Именно поэтому каждый человек способен, талантлив по-своему в той деятельности, в которой трудятся и другие люди. Например, один музыкант может быть талантлив в игре на скрипке, другой - на рояле, третий - в дирижировании, проявляя и в этих специальных областях музыки свой индивидуальный творческий почерк. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте - подростковом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключений. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет. В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности. Необходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества. 10. Предметная деятельность детей раннего возраста. Развитие действий в младенческом возрасте как подготовка к овладению действий с предметами. Этапы овладения предметной деятельностью. Виды предметов, виды предметных действий: соотносящие и орудийные. Их характеристика. К числу важных новообразований раннего возраста относят овладение ребёнком предметной деятельностью. Предпосылки её формировались в младенческом возрасте. Уже в период младенчества ребёнок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами, он может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослыми, перенести усвоенное действие на новый предмет. Но манипуляции направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов – ложкой он действует также, как и палочкой, карандашом, совочком. Переход от младенчества к раннему возрасту связан с развитием нового отношения к миру предметов. Они начинают выступать для ребёнка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определённый способ употребления, то есть в той функции, которая закреплена за ним в общественном опыте. Следовательно, Предметная деятельность – это деятельность ребёнка, связанная с развитием нового отношения к миру предметов, то есть вещи начинают выступать как объекты, имеющие определённое назначение и определённый способ употребления – в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. Открытие назначение предметов и отличает предметную деятельность ребёнка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца. Функцию вещей и предметов открывает ребёнку взрослый. Он может дать знания о назначении предметов, показать приёмы их использования, участвуя в деятельности ребёнка на правах организатора, партнёра (старшего). Без помощи взрослого ребёнок много раз может стучать ложкой об стол. Основные интересы ребёнка переносятся в область овладения всё новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый вступает в роли помощника. Усвоение назначения предметов ребёнком является специфически человеческими, оно очень сильно отличается от тех форм подражания, которые наблюдаются. Обезьяна может научиться пить из кружки, но кружка не приобретает для неё постоянного значения предметов, из которого пьют. Если животному хочется пить, и оно видит воду в кружке, то пьёт из неё. Но с таким же успехом оно будет пить из ведра или с пола. Ребёнок с помощью взрослого усваивает постоянное назначение предметов, закреплённое за ними обществом. Это конечно не означает, что усвоив то или иное предметное действие, ребёнок употребляет только по назначению. Научившись черкать карандашом по бумаге, он сможет строить из них колодец и т.д. Но важно то, что ребёнок знает истинное назначение предмета. Когда ребёнку 2 годика, и он надевает на голову свой ботинок, он смеётся, так как понимает несоответствие выполняемого действия назначению ботинка. Связь действия с предметом. Предметы, которые окружают ребёнка и с которыми он учится действовать, различаются между собой по внешнему виду, по употреблению и, что очень важно, - по тому, каким образом и насколько твёрдо закреплено за ними определённое назначение. Значительная часть предметов в самом своём устройстве как бы несёт своё назначение. Это, прежде всего, предметы-орудия, которые служат для воздействия на др.предметы и материалы: ложка, вилка, расческа и др. другие предметы, точнее их употребление определено правилами, нарушать, которые не разрешается Полотенце, носовой платок, салфетка и тряпка для пыли может быть очень похожи друг на друга, но нельзя вытирать полотенцем нос. К предметным действиям ребёнок переходит от манипуляций с предметами. теперь ребёнку нужно научиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют взрослые. Отличие состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребёнок, созданы людьми и для определённой цели: ложкой едят, из чашки пьют, шапочку надевают на голову. Это общепринятые способы его употребления. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначения. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать для чего нужен предмет, а потом овладевают самой техникой его употребления. Мама причёсывает мальчика чёткой для волос. Затем даёт щетку ему в руки, и они вместе причёсывают мальчика. Затем мальчик, подходя к зеркалу, и увидев щетку для волос, начинает себя расчёсывать (конечно, с ошибками). На 2-м году жизни дети усваивают представления об употреблении большинства окружающих простых предметов, что ведёт к возникновению тесной связи действия с предметом: каждый предмет стремится использовать по назначению. К концу раннего возраста – 3 года – связь действия с предметом становится более свободной: ребёнок знает, для чего служит предмет, но может использовать его не по назначению. Палочкой может причёсываться или рукой. В повседневной жизни орудийные операции усваиваются при помощи взрослого. В условиях совместного общения взрослый обращается к ребёнку и одобряет его действия, усвоение новых предметных действий протекает успешнее. Поэтому удовлетворение потребности в общении со взрослыми является важным условием совершенствования предметных действий. В формировании предметной деятельности ребёнка можно выделить 3 этапа Этапы развития предметной деятельности.
Важно, что, усваивая действие по употреблению предметов обихода, ребёнок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами. Рассердившись на взрослого, ребёнок кидает чашку на пол, но тут же на его лице появляется испуг: он уже понимает, что нарушил правила обращения с предметом, которые обязательны для всех. Не все действия, усваиваемые ребёнком в этот период, однотипны, и не все они имеют одинаковое значение для псих.развития. Особенности действий зависят прежде всего от особенностей самих предметов. Одни предметы имеют совершенно определённый, однозначный способ употребления: одежда, посуда, мебель. Нарушение способа их употребления может рассматриваться и как нарушение правил поведения. С другими предметами можно обращаться гораздо свободнее: игрушки. Но между ними есть очень большая разница. Некоторые игрушки созданы специально для выполнения определённых действий, в самом строении несут способ употребления (пирамидки, матрёшки), а есть и такие, которые можно употреблять по-разному: кубики, мячи. Наиболее важно для псих.развития овладение действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен. Помимо предметов с одним функциональным назначением и способами действия, закреплёнными исторически в культуре, существуют и полифункциональные предметы. В игре ребёнка и практической жизни взрослых эти предметы могут замещать др.предметы. ребёнок открывает возможности применения полифункциональных предметов чаще всего с помощью взрослого. Способ употребления разных предметов различаются между собой. В одних случаях для употребления предмета достаточно выполнить элементарное действие Потянуть за ручку, чтобы открыть дверцу шкафа, в других – сложное, требующее учёта свойств предмета и его связи с др.предметами. Выкопать ямку в песке совочком. Действия, предъявляющие большие требования к психике, больше способствуют псих.развитию. Виды предметных действий. Из числа действий, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, особенно значимыми для его псих.развития оказываются соотносящие и орудийные действия.
Предметные действия способствуют развитию: - познав.процессов ребёнка - в действиях с предметами формируются способы восприятия - при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллект.деятельности - наглядно-действенное мышление в простейших формах - мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение - речь. Опыт использования речи как средства деловых контактов ребёнка со взрослыми оказывает существенное положительное влияние на адаптацию ребёнка к новым условиям на развитие интеллектуальных и личностных качеств преддошкольника.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.02 с.) |