Понятие памяти. Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. Развитие двигательной, образной, эмоциональной памяти в дошкольном возрасте. Роль разных видов деятельности в развитии памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие памяти. Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. Развитие двигательной, образной, эмоциональной памяти в дошкольном возрасте. Роль разных видов деятельности в развитии памяти.



Память – это познавательный психический процесс, состоящий в отражении прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал ранее, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти велико, абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять информацию.

В основу видовой классификации памяти положено три критерия:

- объект запоминания (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная);

- степень волевой регуляции (произвольная и непроизвольная);

- длительность сохранения в памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).

С момента рождения на малыша действуют разные раздражители, и эти первые впечатления фиксируются в памяти и имеют важное значение в его последующей жизни.

Сразу после рождения приступает к функционированию об­разная память (в элементарной форме). На первом месяце жиз­ни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Постепенно расширяется круг узнаваемых ребенком объек­тов. Малютка узнает лицо и голос матери. Это очень важное приобретение для малыша, свидетельствующее об избиратель­ности по отношению к раздражителям. Оно помогает устанав­ливать контакты со взрослым.

В 3-4 мес. ребенок узнает предметы, связанные с кормлени­ем, в 5 мес. отличает людей по голосам, в 6 мес, выделяет люби­мую игрушку. На 7-8-м месяце узнавание предмета опосредует­ся словом, о чем свидетельствует то, что малыш находит какую-либо вещь в ответ на вопрос взрослого: «Где...?» В 8-9 мес. ма­лыш узнает знакомого человека после 2-3 недель разлуки. К12 мес. он различает мелодию, которая когда-то вызвала у него положительные эмоции, а также по просьбе взрослого выпол­няет несложные движения: делает «ладушки», машет ладошкой при расставании.

Узнавание предметов в младенческом возрасте обычно про­исходит по одному, часто несущественному, признаку. Незна­чительное изменение внешнего вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает маму в новом платье. В то же время при­знака, который находил в опыте малыша наиболее значимое подкрепление, бывает достаточно для узнавания.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием уд­линяется, но остается по-прежнему небольшим. В виде свобод­ных воспоминаний образная память наблюдается только в на­чале второго года жизни ребенка.

О первом появлении двигательной памяти свидетельствует сформировавшийся у малыша рефлекс на положение для кор­мления. Находясь в позе «под грудью», ребенок начинает делать сосательные движения. Процесс развития двигательной па­мяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами (освоение и хватание), двигаться, учится ползать и ходить.

Следует подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в вос­приятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно. Если малыша в одно и то же вре­мя кормят, купают, постепенно у него формируется рефлекс на время, он начинает «готовиться» к соответствующему режим­ному процессу, например просыпается к кормлению. Эмоциональная память все ярче проявляется во вто­ром полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями (например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него от­рицательные переживания).

Интерес к речи взрослого у младенца возникает рано в свя­зи с тем, что речь выступает отличительным признаком челове­ка. Слово взрослого «руководит» поведением малыша. Взрос­лый называет окружающие предметы, их признаки, действия, свойства. Это постепенно приводит к тому, что малыш начина­ет связывать предмет со словом, запоминает его название.

В раннем детстве, когда ребенок учится ходить, расширяет­ся его взаимодействие с окружающим миром. Для него стано­вится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он при­ступает к овладению предметными действиями в соответст­вии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно-гигиенических навыков и основных движений. Движения ребенка становятся более точными, легкими, ко­ординированными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоятельности. В этот пе­риод образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируются представления об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш пока­зывает часы независимо от их пространственного располо­жения.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроиз­водить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток меж­ду запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребе­нок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 мес., а на третьем - объекты, которые воспринимал год назад). Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая памя­ть: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую струк­туру слова, а на его значение. На третьем году жизни он пони­мает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу. Постепенно ребенок переходит от пассивной речи к активной. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания и произношения. Расширение словаря, накопление опыта деятельности и действий приводит к тому, что малыш начина­ет понимать некоторые нравственные нормы и правила поведения: «Что можно, а что нельзя?», «Как надо и как не надо делать?»

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребен­ка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознан­ным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие призна­ки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэ­тому представления, которые составляют основное содержа­ние памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонен­та ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второ­степенное, а существенное забывает. Развитие мышления при­водит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим фор­мам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает системати­зацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобре­тают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представ­ления.

На протяжении дошкольного возраста, наблюдается переход:

- от единичных представлений, полученных в процессе вос­приятия одного конкретного предмета, к оперированию обоб­щенными образами;

- от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных час­тей, а есть только случайные, несущественные детали в непра­вильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированно­му, логически осмысленному, вызывающему определенное от­ношение к нему ребенка;

- от нерасчлененного, слитного статического образа к ди­намическому отображению, используемому старшими дошколь­никами в разной деятельности;

- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, вклю­чающих выразительные, динамические образы, то есть отра­жающие предметы в многообразии связей.

У дошкольника значительно изменяется содержание двига­тельной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и разма­хивает платочком. Движения осуществляются на основе сфор­мированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэ­тому роль образца взрослого по мере освоения движения или, действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполне­ние с собственными идеальными представлениями. Такое срав­нение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновремен­но решать другие задачи. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с эле­ментами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

Совершенствование действий с предметами, их автомати­зация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализи­рованной мелкой моторике, - вышивает, шьет и т.д.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизве­дении литературных произведений, рассказываний, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изло­жение собственного опыта становится логичным, последова­тельным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависи­мость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, пре­рывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэто­му малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспи­тателя оставляют глубокий след впамяти ребенка.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобре­тает элементы произвольности. Раньше запоминание материа­ла происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и за­помнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В стар­шем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспро­изведения и контролировать его ход. Возникновение произволь­ной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регули­рующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и уме­ния подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для при­поминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем за­поминание, становится произвольным. Дошкольник, испыты­вая трудности в восстановлении требуемого материала, прихо­дит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоми­нания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошколь­нику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Тако­выми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группиров­ка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, 7, Запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности.

Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступа­ет появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, вза­имоотношения со взрослыми и сверстниками.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

-память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребен­ка;

-складываются элементы произвольной памяти как способ­ности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрос­лого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса за­поминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

 

Понятие о воображении. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Переход от репродуктивного к творческому воображению. Способы детского творческого воображения. Развитие познавательной и аффективной функций воображения. Роль разных видов деятельности в развитии воображения.

Под воображением понимают психический познавательный процесс со­здания новых образов путем переработки материалов восприятия и пред­ставления, полученных в прошлом опыте.Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, кон­струирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы вооб­ражения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон пред­метов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответст­вующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация - выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкрет­ном образе. То есть воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. В зависимости от степени ак­тивности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и ориги­нальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих опи­санию. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помога­ет воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответству­ет имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение высту­пает как пассивный процесс. Становление механизма представ­ления, воссоздания образов, а также умения слушать и откли­каться на содержание сообщения происходит через развитие по­нимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являют­ся реакция сосредоточения и адекватные эмоции.

На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается от­сроченное подражание увиденному, что говорит о наличии до­статочно сложного представления, об умении действовать на ос­нове сформированного образа.

О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетель­ствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функ­цию предмета, действие с ним и повторяет его.

Мотив игрового действия лежит не в получении реального продукта, результата, следовательно, игровое действие надо рассматривать как воображаемую реализацию нереализован­ных желаний.

Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игро­вых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроиз­водят показанные взрослым замещения. Замещение осмыслен­но, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий харак­тер. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и связано дальнейшее развитие замещения. Освоение речи при­водит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения, которым ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называет палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с па­лочкой как с ложкой и называет ее ложкой).

К концу раннего детства складывается новый способ дейст­вия с предметами-заместителями, полноценное использование замещений.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего воз­раста зарождаются творческие элементы. Ребенок на фоне ин­тереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них свои нюансы, варьировать, апробировать разные схемы их вы­полнения, а также осуществлять самостоятельные игровые дей­ствия. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого зна­ния - недостаток и достоинство детского воображения. До­школьник легко объединяет разные представления и некрити­чески относится к полученным комбинациям, что особенно за­метно в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новиз­ны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он край­не неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не за­думывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побу­дитель к действию. А у ребенка комбинации образов практи­чески бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фан­тазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, со­здания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с пред­метом, выполняющим функцию внешней опоры. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссо­здании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описан­ные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения геро­ев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние осо­бенности и черты характера.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух пла­нах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, ко­торого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и пред­ставление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в дея­тельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены события­ми, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Воображение дошкольника остается в основном непроиз­вольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взвол­новало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подска­зывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализа­цию и подбирает необходимые средства.

Рост произвольности воображения проявляется у дошколь­ника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

У младших дошкольников замысел рождается нередко пос­ле того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко раз­рушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само воз­никновение замысла происходит стихийно, под влиянием си­туации, предмета, кратковременного эмоционального пережи­вания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает не­преднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольст­вием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нари­суй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руково­дить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения на протя­жении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличе­нию продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.С возможностью планирования прямо связано умение со­здавать целостные произведения.

Старшие дошкольники способны фантазировать произволь­но, заранее до начала деятельности планируя процесс воплоще­ния замысла. Они намечают план достижения цели, предвари­тельно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их про­извольно создавать образы. А затем дети самостоятельно пред­ставляют замыслы и план по их реализации. Позже произвольность воображения проявляется в индиви­дуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании высту­пает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые дейст­вия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробе­лы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впе­чатлений, создавая целостную картину мира.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажа­ми, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.. Причина по­добных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление - серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовле­творяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В ран­нем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более стар­шем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых со­бытиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные си­туации из жизни ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средст­ва и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошколь­ном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимае­мую ситуацию.

Наиболее распространенным приемом в словесном творчест­ве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт соци­альных взаимоотношений.

Приемом антропоморфизации - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок.

Более сложным приемом, который используют дошкольни­ки, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов.

Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребенок рисует фантастическую чудо-машину, исполь­зуя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинированне (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуа­цию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошколь­ников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Со­храняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмо­циональными, пронизанными эстетическими, познавательны­ми чувствами, личностным смыслом.

В сказках старших дошкольников значительное место за­нимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качест­вами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социаль­ными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпи­зоды в придуманных детьми сказочных историях не просто на­низываются один на другой, а приобретают внутреннюю логи­ку развития. Так в словесном творчестве ребят проявляется про­цесс становления личностных смыслов.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предпо­лагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фан­тазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает не­обходимость в наглядной опоре для создания образов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.054 с.)