Метод анализа продуктов деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод анализа продуктов деятельности



Анализ продуктов деятельности – написанных текстов (например, школьных сочинений), рисунков, других из­делий – имеет большое значение и для науки и для прак­тики. Так, школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученика, может получить ценную информацию из тетрадей школь­ника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочи­нения. Сделанные им выводы могут быть ценным допол­нением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Вообще метод анализа продуктов дея­тельности часто используется совместно с другими мето­дами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.

Изучение результатов деятельности детей позволяют оценивать сам результат деятельности, его качество, но не процесс его выполнения.

Анкетирование

По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличие от последних, не имеют жестких, стан­дартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. На их основании нельзя де­лать выводы об индивидуально-психологических особенно­стях человека, формулировать психологический диагноз.

В дошкольном возрасте не проводится, т.к. дети не умеют писать и читать.

Беседа или интервью

Этот метод занимает особое место среди средств дея­тельности психолога. В исследовательской и психодиагнос­тической практике беседа используется как основной ме­тод и как дополнительный метод.

Как основной метод исследования или психодиагнос­тики беседа может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задают­ся в строго определенном порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план интер­вью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возмож­ны и промежуточные формы.

Для получения надежных данных в беседе использу­ются разные типы вопросов. Помимо прямых, «откры­тых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в сво­бодное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

В одних случаях содержание беседы полностью опреде­ляется психологом. Ему принадлежит активная роль в орга­низации и проведении беседы, он добивается, чтобы каж­дый как можно полнее и понятнее отвечал на поставлен­ные вопросы. Такая беседа называется управляемой. Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема.

В других случаях, напротив, задача психолога – создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабо управля­емая беседа. Умение взять инициативу – ценный диагнос­тический показатель. Здесь также могут быть различные про­межуточные варианты.

Психолог, проводящий беседу, с помощью специаль­ных средств создает особые условия для разговора, позво­ляющие собеседнику говорить раскованно, свободно вы­ражать свою точку зрения. Самое важное здесь – умение слушать собеседника. Этой цели служат техники активного слушания, которым психолог специально обучается. Од­нако не менее, чем техники, психологу необходимы под­линная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.п.

Беседа – очень сложная форма работы, требующая от психолога многих специальных умений и опыта. Особые проблемы возникают при интерпретации результатов бе­седы.

Особое значение приобретает беседа как метод консуль­тационной, развивающей и психо-коррекционной работы, а также методов немедицинской психотерапии. Эти методы составляют арсенал практической психологии, т.е. непос­редственной работы психолога с людьми.

При использовании с детьми дошкольного возраста метод беседы имеет ограничения. До четырех лет опрос проводится таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. После четырех лет становится возможным опрос, предполагающий словесные ответы детей.

Применяется если нужно выяснить знания, мнение ребенка. Ответы детей буквально фиксируются. Вопросы тщательно продумываются. Проводить беседу должен подготовленный исследователь.

Социометрия.

Метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между людьми и детьми, положения которое они занимают в группе. С дошкольниками социометрия проводится при помощи выбора действий, например дети дарят подарки. Распределение подарков служит основанием для составления таблицы – социограммы, - из которой видно, какие дети пользуются наибольшей популярностью в группе, какие меньшей, какие вовсе не привлекают симпатии сверстников. Социограмма показывает также взаимосвязь выборов, и позволяет сделать предположения о дружеских связях.

Связь психологии с другими науками. Предмет и задачи детской психологии. Характеристика основных закономерностей развития ребенка: скачкообразность, неравномерность, стадиальность, наличие сензитивных периодов, пластичность, компенсация, интеграция, дифференциация.

Психология как наука имеет множество отраслей и связей с другими науками. Так она тесно связана с естественными науками, которые являются ее основой. Изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии и т.д.). Точными науками, которые активно пользуются знаниями психологии при создании техники, ее эксплуатации, а психология использует оборудование в своих исследованиях. Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии. Психология неразрывно связана с педагогикой, которая использует знания об особенностях психического развития детей при построении учебного процесса. Близость к другим наукам просматривается в отраслях психологии.

 

Педагогика

Точные науки Естественные наук

Детская психология опирается на те знания о психике человека, которые дает общая психология, и имеет такую же тесную взаимосвязь с другими отраслями знаний. В то же время детальное изучение детского развития, помогает глубоко понять общую природу человеческого познания.

Развитие каждой психической функции, каждой формы по­ведения подчиняется своим особенностям, но психическое раз­витие в целом имеет общие закономерности, которые проявляют­ся во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего он­тогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны нерав­номерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего ус­ложнения психической деятельности. Например, в первые ме­сяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные дей­ствия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действен­ное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивнымы. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает за­коны грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жиз­ни. Так, год жижи в младенчестве по своему объективному зна­чению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происхо­дит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом сле­дуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповтори­мый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое разви­тие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельнос­ти. Ведь только реализация всех возможностей данного возрас­та обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качест­венно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, час­тью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).Характеристиками стадий психического развития выступа­ют социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотноше­ние внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Вы­готский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические измене­ния, возникающие в данном возрасте и определяющие преоб­разования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития имен­но в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно пред­ставлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружаю­щей действительности, которые в данный период являются источ­никами психического развития. В этой деятельности формиру­ются основные личностные новообразования, происходит пере­стройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в ран­нем возрасте формируются «гордость за собственные достиже­ния», активная речь, складываются предпосылки для возник­новения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающи­ми формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выгот­ский, АН Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.): Внутренние противоречия выступают движущими силами психического разви­тия. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время проте­кают в рамках одного, главного противоречия, между потреб­ностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жиз­нью, занимать определенное место в жизни общества, прояв­лять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно высту­пает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное проти­воречие ведет к усвоению новых знаний, формированию уме­ний и навыков, 1с освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрас­ти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступ­ны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действи­тельности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возрас­та, с внутренней необходимостью определяя аннулирование со­циальной ситуации развития, окончание данной эпохи разви­тия и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит диффе­ренциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Диффе­ренциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятель­ной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей меж­ду отдельными сторонами психики. Так, познавательные процес­сы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественном уровне. В частности взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивает ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

В-четвертых, на протяжении психического развития проис­ходит смена детерминант-причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по меревзросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает воз­можность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальнос­ти, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зре­ния, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластич­ности - подражание. В последнее время оно рассматривается Г как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специ­фически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собст­венной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.013 с.)