Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальные методы Г.Эббингауза. Метод сбережения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод заучивания. Этот метод был предложен Германом Эббингаузом (1885). Флорес: метод последовательных воспроизведений. Цель – добиться полного усвоения материала испытуемым. Критерий усвоение – первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте – два безошибочных воспроизведения). Методика: 1. Материал предъявляется в определенном темпе. 2. Испытуемый воспроизводит материал (в том же самом порядке, как он предъявлялся). 3. Материал предъявляется еще раз. 4. Испытуемый воспроизводит материал. По полученным данным можно построить кривую научения: ось абсцисс – число проб; ось ординат – число правильных элементов в каждой пробе. Подвиды метода заучивания: a) метод постоянного числа предъявлений (критерий – определённое число предъявлений); b) метод уравнивания (предъявление + воспроизведение удержанных элементов, правильно воспроизведённые элементы исключаются)
Метод антиципации. Был предложен Эббингаузом (1902). Антиципация – предвидение. Методика: пачки стимулов (a – b – c – d); испытуемый должен вспомнить все стимулы, соблюдая их порядок. Если испытуемый допускает ошибку, экспериментатор поправляет его, если испытуемый не помнит какой-то элемент, экспериментатор «подсказывает» его ему. И т.д. до первого безошибочного воспроизведения. Что получают: ü Общее время заучивания ü Число проб, необходимых для достижения критерия усвоения ü Число ответов, правильно предвиденных в каждой пробе ü Число ошибок в каждой пробе
Метод парных ассоциаций. Этот метод был предложен Калкинс (1894). Методика: даются пары, в которых первой частью пары является стимул, второй – ответ. Испытуемый должен запомнить пары таким образом, чтобы при предъявлении первой части пары, он в ответ называл вторую. Эту методику можно использовать в сочетании с методом антиципации: при этом дается подсказка.
Метод узнавания. Варианты: I. 1. Испытуемый должен выучит 10 элементов. 2. Во второй серии первые 10 элементов смешивают с 30 новыми (итого: 40). Испытуемый должен узнать первые 10 элементов. II. 1. Испытуемый должен выучить 10 элементов. 2. Материал делится на 10 групп, где один элемент нужный, а 3 других – посторонние. Важно учитывать вероятность того, что испытуемый выбрал правильный ответ наугад. Есть и вариация этого метода: сначала стимулы даём всей кучей, а потом даём несколько рядов стимулов; в каждом ряду есть один элемент, который был в самом первом ряду (его и надо узнать). Трудности этого метода: 1) увеличение числа новых стимулов; 2) большая степень сходства (между старыми и новыми стимулами); 3) случайность ответов.
Чтобы преодолеть эти трудности Постман придумал специальную формулу: Rc=B-M/(n-1) Rc – окончательное узнавание B – число правильных идентификаций M – число ошибочных идентификаций n – количество элементов
Метод сбережения. Введен Эббингаузом (1885). Иногда испытуемый, выучив материал, не может никак его воспроизвести. Но это не значит, что он его забыл совсем. Что-то остается! Повторное заучивание требует гораздо меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа. Повторное заучивание: § Должно осуществляться тем же методом, что и первый раз. § Испытуемый снова должен достигнуть того же критерия усвоения. Сбережение оценивается по следующим показателям. Абсолютное сбережение = первоначальное заучивание – повторное заучивание. Абсолютное сбережение оценивается временем или количеством проб/ошибок. Относительное сбережение = абсолютное сбережение / (первоначальное заучивание – критерий усвоения) × 100%. Эббингауз. Заучивал 8 рядов по 13 слогов за сеанс. Через определенный интервал времени осуществлял повторное заучивание. Смотрел % сбережения (насколько быстрее заучивается ряд по сравнению с первым заучиванием). Эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания; затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, во время которой наклон кривой постепенно становится все слабее и, наконец, совсем незначительным. Пьерон. Считал, что быстрый и значительный спад кривой непосредственно после заучивания объясняется интерференцией, возникающей при последующем заучивании однородного материала. Заучивал 5 различных рядов по 10 цифр (от 0 до 9). Повторное заучивание производил через 7, 14, 28, 60 и 120 дней. На каждый интервал – свой ряд. Получил 100% сбережения в течение 7 дней, потом резкий спад, потом постепенное выравнивание и уже незначительный спад.
20. Детерминация эффективности мнемических процессов местом материала в структуре деятельности. Смирнов. Источник мнемической направленности (МН): сознательное намерение запомнить (произвольное запоминание). Противоположное – непроизвольное запоминание. Наличие МН имеет важное значение для продуктивности запоминания. Пр.: 1. если испытуемый не понимает, что нужно слоги заучить, а не просто прочитать, он не запомнит их. 2. у экспериментаторов нет МН, цели запомнить материал, они его не запоминают, а у испытуемых она есть и они запоминают. МН: задачи (осознаны) и/или установки (неосознанны) запоминания: 1. На полноту (запоминаем материал выборочно или весь) 2. На точность (дословно, буквально или своими словами) 3. На последовательность 4. На прочность и длительность (запоминаем на короткое время или навсегда). 5. На своевременность. Факторы мнемической направленности: 1) Мотив запоминания. Оценка: поощрение/наказание. Величина оценки. Ориентация на личные/деловые интересы человека (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности (см. исследование Истоминой ниже). 2) Цели запоминания. 3) Требования к запоминанию. 4) Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.). 5) Индивидуально-психологические свойства запоминающих: ü Мнемические способности ü Черты характера ü Привычки ü Эмоциональное отношение к материалу (интерес, отвращение и др.) ü Желание запомнить материал 6) Особенности материала 7) Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности. 8) Осознание своеобразия материала и предъявленных требований. Исследование Истоминой. Истомина. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. 3-4 года – непроизвольное запоминание 5-6 лет – развитие мнестической деятельности. I серия: лабораторный эксперимент. II серия: запоминание включено в игровую деятельность («Магазин»). Мотивы в обеих сериях различны. Результаты: Дети 3-х лет. Не запоминают то, что сказал воспитатель, т.к. нет еще мнестической деятельности. Дети 4-х лет. Внимательно выслушивают, что надо «купить в магазине». Но только у части детей была цель запомнить. Дети 5-и лет. Повторение вслух во время подачи инструкции. Дети 6-и лет. Повторение вслух и про себя после подачи инструкции. Интеллектуализация действий ребенка. Дети 6-7-и лет структурируют материал соответственно целям. Уровни поведения при запоминании: 1. Цель припомнить слова не вычленяется 2. Цель припоминания вычленяется, но приемы припоминания отсутствуют 3. Используются приемы припоминания. Развитие произвольной памяти: произвольное воспроизведение → произвольное запоминание. Ребенок выделяет мнемические цели только тогда, когда условия требуют активного запоминания и воспроизведения. Очень важен мотив (игра). Переход к произвольной памяти (этапы): 1) выделение и осознание ребенком мнемических целей; 2) формирование действий и операций, согласованных с целями.
Влияние сходства и различия на запоминание, эффект фон Ресторф. Эффект фон Ресторф Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные
Признаки сходства: ü Однородность материала (слово и слово) ü Много общих идентичных элементов, образующих эти стимулы. Пр.: сходны: ФЕД и НЕД; не сходны: ФЕД и ХОН ü Идентичность структур (2 квадрата) ü Отношение к одной семантической категории (стол, стул, шкаф, кровать) ü Вызывают идентичные ответы (2 любых резких слова вызывают всплеск на КГР). Сходство материала. Гибсон и Андервуд: число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения возрастает с увеличением сходства между элементами. Т.е., если все элементы материала схожи, то такой материал труднее запомнить. Различие материала. Фон Ресторф (гештальтпсихолог, ученица Кёлера) чередовала разнородные элементы материала в разных пропорциях. 1 опыт: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары (например, 4 пары слогов, 1 пара фигур, 1 пара цветов и т.д.), эти ряды предъявлялись 2-3 раза, затем, после перерыва в виде нейтральной деятельности, испытуемые опрашивались по методу парных ассоциаций. Результат: 33% правильных ответов, если в ряду 4 однородные пары, и 74% – если только одна пара фигур среди 7 других пар. 2 опыт: предъявлялись три типа рядов с интервалом в 1 день, затем через 10 минут после предъявления каждого ряда надо было воспроизводить элементы: ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 препинак, 1 химическая формула, 1 пуговка и 1 графический символ Результат: · лучше всего (70%) воспроизводятся изолированные элементы ряда (I – 1 цифра, II – 1 слог) · количество правильных воспроизведений тех же элементов в ряду III – 40% · однородные элементы рядов I и II правильно воспроизводились в 22% случаев. Вывод: Если степень разнородности всех элементов одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов.
Влияние осмысленности материала на запоминание. Степень осмысленности (ассоциативная сила) – относительная частота возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении стимула испытуемым. Методы определения ассоциативной силы: испытуемым предъявляется ряд стимулов (напр., слоги или a – b – c), и спрашивается: «какие ассоциации вызывает этот стимул?». Получили следующие закономерности: 1. При одинаковом времени упражнения число запомненных стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов (Мак-Геч). 2. Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала (Гилфорд). 15 бессмысленных слогов → 20 проб 15 слов → 8 проб 15 слов, связанных по смыслу → 3 пробы.
Влияние сходства материала на запоминание Сходство бывает разным. 1. Два слова более сходны, чем слово и цвет. Однородность стимулов. 2. Сходство по идентичным элементам. Слоги ФЕД и НЕД более сходны, чем слоги ФЕД и ХОН. 3. Структурное сходство. Два квадрата разной величины сходны. 4. Семантическое сходство. Слова «стул», «шкаф» и «кресло» более сходны, чем слова «абрикос», «газета» и «художник». 5. Сходство по ответу. Два разных резко звучащих слова вызывают одинаковую очень сильную кожно-гальваническую реакцию.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.007 с.) |