![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Экспериментальные методы Г.Эббингауза. Метод сбережения.
Метод заучивания. Этот метод был предложен Германом Эббингаузом (1885). Флорес: метод последовательных воспроизведений. Цель – добиться полного усвоения материала испытуемым. Критерий усвоение – первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте – два безошибочных воспроизведения). Методика: 1. Материал предъявляется в определенном темпе. 2. Испытуемый воспроизводит материал (в том же самом порядке, как он предъявлялся). 3. Материал предъявляется еще раз. 4. Испытуемый воспроизводит материал. По полученным данным можно построить кривую научения: ось абсцисс – число проб; ось ординат – число правильных элементов в каждой пробе. Подвиды метода заучивания: a) метод постоянного числа предъявлений (критерий – определённое число предъявлений); b) метод уравнивания (предъявление + воспроизведение удержанных элементов, правильно воспроизведённые элементы исключаются)
Метод антиципации. Был предложен Эббингаузом (1902). Антиципация – предвидение. Методика: пачки стимулов (a – b – c – d); испытуемый должен вспомнить все стимулы, соблюдая их порядок. Если испытуемый допускает ошибку, экспериментатор поправляет его, если испытуемый не помнит какой-то элемент, экспериментатор «подсказывает» его ему. И т.д. до первого безошибочного воспроизведения. Что получают: ü Общее время заучивания ü Число проб, необходимых для достижения критерия усвоения ü Число ответов, правильно предвиденных в каждой пробе ü Число ошибок в каждой пробе
Метод парных ассоциаций. Этот метод был предложен Калкинс (1894). Методика: даются пары, в которых первой частью пары является стимул, второй – ответ. Испытуемый должен запомнить пары таким образом, чтобы при предъявлении первой части пары, он в ответ называл вторую. Эту методику можно использовать в сочетании с методом антиципации: при этом дается подсказка.
Метод узнавания. Варианты: I. 1. Испытуемый должен выучит 10 элементов. 2. Во второй серии первые 10 элементов смешивают с 30 новыми (итого: 40). Испытуемый должен узнать первые 10 элементов. II. 1. Испытуемый должен выучить 10 элементов. 2. Материал делится на 10 групп, где один элемент нужный, а 3 других – посторонние. Важно учитывать вероятность того, что испытуемый выбрал правильный ответ наугад.
Есть и вариация этого метода: сначала стимулы даём всей кучей, а потом даём несколько рядов стимулов; в каждом ряду есть один элемент, который был в самом первом ряду (его и надо узнать). Трудности этого метода: 1) увеличение числа новых стимулов; 2) большая степень сходства (между старыми и новыми стимулами); 3) случайность ответов.
Чтобы преодолеть эти трудности Постман придумал специальную формулу: Rc=B-M/(n-1) Rc – окончательное узнавание B – число правильных идентификаций M – число ошибочных идентификаций n – количество элементов
Метод сбережения. Введен Эббингаузом (1885). Иногда испытуемый, выучив материал, не может никак его воспроизвести. Но это не значит, что он его забыл совсем. Что-то остается! Повторное заучивание требует гораздо меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа. Повторное заучивание: § Должно осуществляться тем же методом, что и первый раз. § Испытуемый снова должен достигнуть того же критерия усвоения. Сбережение оценивается по следующим показателям. Абсолютное сбережение = первоначальное заучивание – повторное заучивание. Абсолютное сбережение оценивается временем или количеством проб/ошибок. Относительное сбережение = абсолютное сбережение / (первоначальное заучивание – критерий усвоения) × 100%. Эббингауз. Заучивал 8 рядов по 13 слогов за сеанс. Через определенный интервал времени осуществлял повторное заучивание. Смотрел % сбережения (насколько быстрее заучивается ряд по сравнению с первым заучиванием). Эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания; затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, во время которой наклон кривой постепенно становится все слабее и, наконец, совсем незначительным. Пьерон. Считал, что быстрый и значительный спад кривой непосредственно после заучивания объясняется интерференцией, возникающей при последующем заучивании однородного материала.
Заучивал 5 различных рядов по 10 цифр (от 0 до 9). Повторное заучивание производил через 7, 14, 28, 60 и 120 дней. На каждый интервал – свой ряд. Получил 100% сбережения в течение 7 дней, потом резкий спад, потом постепенное выравнивание и уже незначительный спад.
![]()
20. Детерминация эффективности мнемических процессов местом материала в структуре деятельности. Смирнов. Источник мнемической направленности (МН): сознательное намерение запомнить (произвольное запоминание). Противоположное – непроизвольное запоминание. Наличие МН имеет важное значение для продуктивности запоминания. Пр.: 1. если испытуемый не понимает, что нужно слоги заучить, а не просто прочитать, он не запомнит их. 2. у экспериментаторов нет МН, цели запомнить материал, они его не запоминают, а у испытуемых она есть и они запоминают. МН: задачи (осознаны) и/или установки (неосознанны) запоминания: 1. На полноту (запоминаем материал выборочно или весь) 2. На точность (дословно, буквально или своими словами) 3. На последовательность 4. На прочность и длительность (запоминаем на короткое время или навсегда). 5. На своевременность. Факторы мнемической направленности: 1) Мотив запоминания. Оценка: поощрение/наказание. Величина оценки. Ориентация на личные/деловые интересы человека (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности (см. исследование Истоминой ниже). 2) Цели запоминания. 3) Требования к запоминанию. 4) Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.). 5) Индивидуально-психологические свойства запоминающих: ü Мнемические способности ü Черты характера ü Привычки ü Эмоциональное отношение к материалу (интерес, отвращение и др.) ü Желание запомнить материал 6) Особенности материала 7) Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности. 8) Осознание своеобразия материала и предъявленных требований. Исследование Истоминой. Истомина. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. 3-4 года – непроизвольное запоминание 5-6 лет – развитие мнестической деятельности. I серия: лабораторный эксперимент. II серия: запоминание включено в игровую деятельность («Магазин»). Мотивы в обеих сериях различны. Результаты: Дети 3-х лет. Не запоминают то, что сказал воспитатель, т.к. нет еще мнестической деятельности. Дети 4-х лет. Внимательно выслушивают, что надо «купить в магазине». Но только у части детей была цель запомнить. Дети 5-и лет. Повторение вслух во время подачи инструкции. Дети 6-и лет. Повторение вслух и про себя после подачи инструкции. Интеллектуализация действий ребенка. Дети 6-7-и лет структурируют материал соответственно целям. Уровни поведения при запоминании: 1. Цель припомнить слова не вычленяется 2. Цель припоминания вычленяется, но приемы припоминания отсутствуют 3. Используются приемы припоминания. Развитие произвольной памяти: произвольное воспроизведение → произвольное запоминание.
Ребенок выделяет мнемические цели только тогда, когда условия требуют активного запоминания и воспроизведения. Очень важен мотив (игра). Переход к произвольной памяти (этапы): 1) выделение и осознание ребенком мнемических целей; 2) формирование действий и операций, согласованных с целями.
Влияние сходства и различия на запоминание, эффект фон Ресторф. Эффект фон Ресторф Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные
Признаки сходства: ü Однородность материала (слово и слово) ü Много общих идентичных элементов, образующих эти стимулы. Пр.: сходны: ФЕД и НЕД; не сходны: ФЕД и ХОН ü Идентичность структур (2 квадрата) ü Отношение к одной семантической категории (стол, стул, шкаф, кровать) ü Вызывают идентичные ответы (2 любых резких слова вызывают всплеск на КГР). Сходство материала. Гибсон и Андервуд: число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения возрастает с увеличением сходства между элементами. Т.е., если все элементы материала схожи, то такой материал труднее запомнить. Различие материала. Фон Ресторф (гештальтпсихолог, ученица Кёлера) чередовала разнородные элементы материала в разных пропорциях. 1 опыт: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары (например, 4 пары слогов, 1 пара фигур, 1 пара цветов и т.д.), эти ряды предъявлялись 2-3 раза, затем, после перерыва в виде нейтральной деятельности, испытуемые опрашивались по методу парных ассоциаций. Результат: 33% правильных ответов, если в ряду 4 однородные пары, и 74% – если только одна пара фигур среди 7 других пар. 2 опыт: предъявлялись три типа рядов с интервалом в 1 день, затем через 10 минут после предъявления каждого ряда надо было воспроизводить элементы: ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 препинак, 1 химическая формула, 1 пуговка и 1 графический символ Результат: · лучше всего (70%) воспроизводятся изолированные элементы ряда (I – 1 цифра, II – 1 слог) · количество правильных воспроизведений тех же элементов в ряду III – 40%
· однородные элементы рядов I и II правильно воспроизводились в 22% случаев. Вывод: Если степень разнородности всех элементов одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов.
Влияние осмысленности материала на запоминание. Степень осмысленности (ассоциативная сила) – относительная частота возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении стимула испытуемым. Методы определения ассоциативной силы: испытуемым предъявляется ряд стимулов (напр., слоги или a – b – c), и спрашивается: «какие ассоциации вызывает этот стимул?». Получили следующие закономерности: 1. При одинаковом времени упражнения число запомненных стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов (Мак-Геч). 2. Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала (Гилфорд). 15 бессмысленных слогов → 20 проб 15 слов → 8 проб 15 слов, связанных по смыслу → 3 пробы.
Влияние сходства материала на запоминание Сходство бывает разным. 1. Два слова более сходны, чем слово и цвет. Однородность стимулов. 2. Сходство по идентичным элементам. Слоги ФЕД и НЕД более сходны, чем слоги ФЕД и ХОН. 3. Структурное сходство. Два квадрата разной величины сходны. 4. Семантическое сходство. Слова «стул», «шкаф» и «кресло» более сходны, чем слова «абрикос», «газета» и «художник». 5. Сходство по ответу. Два разных резко звучащих слова вызывают одинаковую очень сильную кожно-гальваническую реакцию.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.46 (0.041 с.) |