Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внимание как активный выбор информации. Теория активного внимания У. Найссера. Внимание как перцептивное действие. Перцептивный цикл.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Найссер 1967. Внимание – акт активного выбора. Внимание как перцептивное действие. В переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде участвуют схемы или внутренние когнитивные структуры. Критика моделей ранней и поздней селекции. Отрицает существование специальных процессов и механизмов отбора информации. Но согласен, что внимание выполняет селективную функцию. Критика Теории фильтра Бродбента: у него процесс внимания негативный (что-то отфильтровывается или ослабляется), надо рассматривать их как позитивные: мы осуществляем активную переработку информации определенной части входа, а не оставшихся частей. Найссер указывает на связь процессов восприятия и целенаправленных моторных действий субъекта. Вывод по критике: Найссер подчеркивает активный, гибкий и конструктивный характер построения перцептивного образа.
Перцептивный цикл. Человек не воспринимает пассивно ничего; у него всегда есть исследовательская активность, направляемая предвосхищающими схемами (функция предвнимания); результат исследования модифицирует схему и исследование продолжается. Уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впоследствии. Есть временн ы е схемы: схема настраивается на оптическое событие в целом. Стадии переработки информации. 1) предвнимательная стадия (для всей стимуляции, поступающей на органы чувств). Происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности и намерений субъекта. Простая переработка информации достаточна для управления многими видами привычного поведения. Два класса процессов: а. сегментация стимульного входа на ряд единиц, объем единиц зависит от материала и навыков субъекта. Отчасти эти операции соответствуют работе перцептивных сил. Когнитивные единицы, полученные на выходе структур предвнимательной переработке, сохраняются в течение непродолжительного времени в системах сенсорной (эхоической и иконической) памяти и служат возможным материалом последующей переработки (потенциальные объекты внимания); б. Процессы бдительности, обнаружение жизненно значимых стимулов (интенсивных, движущихся, внезапных). Не все процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов (восприятие имени обусловлено опытом и научением). Текущая деятельность субъекта прерывается, и внимание переключается на процессы этого класса, которые требуют неотложной и более глубокой переработки информации. Специальный механизм отбора не нужен. Активность распределяется на часть входа, остальное игнорируется. Исследования бдительности по методике селективного чтения. 2) Стадия фокального внимания. На этой стадии происходят процессы анализа и синтеза. Сюда входят процессы построения перцептивного образа (они различны в разных задачах и ситуациях, но всегда активны). Пример. Зрительное восприятие: анализ – выделение углов и линий буквенных символов, синтез – их соединение в соответствующий контексту и ожиданиям символ. При слуховом восприятии речи происходит также (помимо выделения фонем) активный процесс внутреннего проговаривания. По сути внимание – активный процесс синтеза перцептивного образа.
6. Внимание как внутренний сокращенный и обобщенный самоконтроль. Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. К числу общих, т.е. не зависящих от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля. В соответствии с временным_принципом следует различать предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (итоговый) виды самоконтроля. В соответствии с пространственным принципом контролируемая составляющая, как, впрочем, и сам эталон, может поступать в операцию сличения по каналам различной модальности. В связи с этим различают: зрительный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. Самоконтроль пронизывает все психические явления, присущие человеку (процессы, состояния, свойства). В этом смысле можно говорить о самоконтроле за протеканием отдельного психического процесса: ощущения, восприятия, опознания, мышления и др. В соответствии с принципом произвольности следует различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки и достижения соответствующих целей при выполнении определенного вида деятельности. Сам же процесс выполнения деятельности, реализуемый через последовательность действий и отдельных движений, может осуществляться при участии самоконтроля, постоянная осознанность которого уже не является обязательным условием. Самоконтроль неотъемлемым образом включен в протекание психических процессов, являясь одним из важных условий адекватного отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной действительности. Обычно внимание раскрывается как направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Современные исследования нейрофизиологических механизмов внимания, выполненные под руководством А.РЛурия, указывают на их тесную взаимосвязь с самоконтролем. Иными словами, есть основание говорить о том, что сложнейшая форма произвольного внимания есть в то же время и высшая форма самоконтроля человека, проявляющаяся в его возможности самостоятельно контролировать собственное поведение и свою деятельность. Оригинальную трактовку внимания дал в своих работах автор теории планомерного поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин. Суть его концепции заключается в том, что всякое действие в том числе и умственное состоит из ори-ецщировочной собственно психической и исполнительной частей- Гальперин выделяет шесть основных этапов формирования умственного действия например, счета, в ходе которых происходит интериоризация, обобщение и сокращение действия: 1 формирование мотивационной основы действия; 2 формирование схемы ориентировочной основы действия; 3 становление материализованной основы действия; 4 формирование действия в громкой речи; 5 действия во внешней речи про себя; 6 действия в умственном плане.
7. Внимание как механизм интеграции (укрупнения) оперативных единиц сознания. Основатель экспериментальной психологии В.Вундт считал внимание суверенным психическим процессом, основная функция которого заключена в интеграции изолированных ощущений в целостные образы восприятия. Для обозначения этого процесса Вундт использует термин апперцепция. Отсюда и берёт своё начало теория Апперцепции Вундта. Для разграничения явлений внимания и явлений сознания, Вундт прибегнул к метафоре зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в периферии. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет. Испытуемые давали верные ответы для 8 двухдольных, 6 трехдольных и 5 четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии воспринимались испытуемыми одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, был наиболее отчетлив, следующий – менее отчетлив и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения. Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был внимательным, а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом. Таким образом, Вундт пришел к выводу, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания составляет шесть изолированных элементов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.250 (0.012 с.) |