Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция внимания У. Джеймса. Комбинированная классификация видов внимания (по объекту, по способу связи с мотивом, по произвольности). Понятие преперцепции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внимание – это процесс, функцией которого является отбор впечатлений, образов памяти и идей. Как психолог Джеймс считал, что внимания нет, как отдельного механизма. «Каждая схема производит отбор»
Как философ Джеймс, постулируя свободу воли, говорил о существовании внимания. Усилие воли = усилие внимания. Усилие воли (то есть внимание) проявляется в том, что мы удерживаем в сознании слабый (идеальный) мотив. Таким образом, внимание связано с усиленным волевым действием. Физиологические условия внимания 1. До возникновения внимания к данному объекту необходимо, чтобы соответствующиё кортикальный центр был возбуждён и центральным путём, и путем внешнего чувственного раздражения. Ирриадиционное возбуждение центра. Мы направляем внимание на периферию картины, чтобы создать более подробную идею, так как идея делает ощущение более ясным. В актах внимания всегда есть антиципация (предварение) объекта внимания. Это ожидание идёт одновременно с приготовлением соответствующего нервного центра к разряду. Если освещать рисунок искрой, то после 2-3 вспышек будет лишь смутное ощущение, но оно есть. Потом после дальнейших вспышек это впечатление дополняется также благодаря внутренней активности, которая вызывается внешним впечатлением. Если прослушать определённый обертон (пример обертона: на рок-концерте следим только аз партией бас-гитары), то потом при прослушивании тона его будет легче услышать. То есть очень важно сочетание: восприятие + представление. Появление образа в уме – это и есть внимание. Гельмгольц. Двузначные фигуры (картинка «жена-тёща»): что хотим, то и видим. Когда ждём чьих-то шагов, то мы нам кажется, что мы их слышим. В объекте мы видим и выделяет те его характеристики, которые нам знакомы. 2. Затем орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчётливому восприятию внешнего впечатления. Наблюдается, когда внимание направлено а внешнее чувственное впечатление и когда объектом внимания служит мысль. Мы непроизвольно приспосабливаем глаза и уши к раздражению, а также поворачивает корпус. Интеллектуальное внимание: a) Когда переносим внимание, например, со зритнльного объекта на слуховой, то ощущаем чувство перемены направления напряжения; b) Когда вызываем опредёлнынй образ, то чувствуем напряжение внимания. Приспособление органа - второстепенный процесс, так как существует зрительное периферическое внимание, которое можно тренировать. Например, учителя, когда диктуют диктант, при этом видят учеников. 3. Необходим известный приток крови к соответствующему кортикальному центру. Джеймс это не раскрывает.
Развитие внимания 1. Необходимо укреплять внимание в детях, сообщая изучаемому объекту привлекательность. Если это не получается, что нужно награждать за внимательность. Очень важно, чтобы новая информация была связана со старой. 2. У взрослого внимание можно тренировать, если просить отчётливо различать слышимые или видимые слова, повторяя про себя каждое слово.
3 основания для классификации: 1) По объекту · Чувственное (сенсорное) – объектами являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств – ощущения и восприятия. · Умственное (интеллектуальное) – направлено на процессы мышления, памяти, воображения. 2) Аффективная сфера сознания ü Непосредственное, если объект интересен сам по себе ü Производное, опосредованное, если объект приобретает интерес лишь по ассоциации 3) Волевая сфера (переживание усилия) o Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) происходит без усилия o Произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Всегда опосредовано, т.е. его объект связан с отдаленным интересом.
Свойства сознания: 1) непрерывность (есть объективные перерывы, но субъективно их нет – пример со сном); 2) изменчивость (ни одно состояние сознания не повторяется); 3) селекция. Механизмы внимания: Отбор осуществляется при помощи: 1. Настройка органов чувств 2. Возбуждение идиационного центра. Предварительный, схематический образ того, что может быть воспринято или осознано. Если нет предвнимания, мы никогда не заметим, что происходит, нужна преперцепция. Пример: надо обращать внимание ребенка на детали. Приток крови к идиационному цнтру. Кровь – как ресурс внимания.
Преперцепция. Термин близок к «аккомодации» Титченера. Преперцепция – мысленное ожидание наступающего явления. («Пловина перцепции»).
Внимание как мобилизация организма. Моторная теория Т.Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания. Внимание – состояние относительного моноидеизма, сопровождаемое и обеспечиваемое движениями. Моноидеизм=неподвижность. Относительный моноидеизм ~ цепь ассоциаций, идущих в коридоре, соответствующем цели, аффективному состоянию и пр. Акцент на двигательной составляющей. Субъективное переживание внимания – равноправная сторона физиологического процесса. Рибо трактует внимание как явление психологической и физиологической неподвижности (задержки), и в этом смысле внимание – состояние, которое противоречит нормальному течению психических процессов. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием заключается в том, что внимание стремиться к единству сознания, в то время как нормальное состояние – множественность состояний.
Свойства внимания: · интенсивность; · продолжительность; · неподвижность; · объективность
Фазы развития искусственного внимания: 1) Дрессура. 2) Подражание и самовоспитание. 3) Организованное, привычное внимание.
Формы внимания: u Направленное на внешние предметы (внимание в тесном смысле). u Направленное на явления внутреннего мира (размышление).
Компоненты акта внимания. 1. аффект (эмоция) ® стремление (влечения, потребности). В основе этого компонента инстинкт самосохранения (базовая мотивация по Рибо); 2. наличие объекта познания (направленность на объект познания); 3. моторный компонент – движение. С помощью движений можно затормозить или акселерировать акт внимания: Ø Сосудодвигательные явления. Ускорение кровообращения «в нервном субстрате этих мыслей». Поэтому после усиленного внимания – краснота или бледность лица. Ø Дыхательные явления. Изменение дыхательного ритма – замедление или временная остановка. Ø Двигательные явления. Телодвижения.
Виды внимания: u Естественное. Непроизвольное внимание, видоспецифичное. Настоящее. Врожденное. Нужно для игры, сна, питания и размножения. Такое внимание у животных, маленьких детей, наркоманов и гениев. Сопровождается аффектом, выраженным чувствами эгоизма, симпатии и страха. Круг объектов ограничен и узок. Движения незначительно тормозят или активируют внимательность. u Искусственное. Произвольное внимание. Это условие и продукт цивилизации. Нет естественной связи с базовой мотивацией (инстинкт самосохранения). Смысл его заключается в том, чтобы сделать привлекательным то, что само по себе таковым не является. Подражание, результат внимания, дрессировки. Продукт цивилизации, опирается на непроизвольное внимание.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.179 (0.007 с.) |