![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Концепция внимания У. Джеймса. Комбинированная классификация видов внимания (по объекту, по способу связи с мотивом, по произвольности). Понятие преперцепции.
Внимание – это процесс, функцией которого является отбор впечатлений, образов памяти и идей. Как психолог Джеймс считал, что внимания нет, как отдельного механизма. «Каждая схема производит отбор»
Как философ Джеймс, постулируя свободу воли, говорил о существовании внимания. Усилие воли = усилие внимания. Усилие воли (то есть внимание) проявляется в том, что мы удерживаем в сознании слабый (идеальный) мотив. Таким образом, внимание связано с усиленным волевым действием. Физиологические условия внимания 1. До возникновения внимания к данному объекту необходимо, чтобы соответствующиё кортикальный центр был возбуждён и центральным путём, и путем внешнего чувственного раздражения. Ирриадиционное возбуждение центра. Мы направляем внимание на периферию картины, чтобы создать более подробную идею, так как идея делает ощущение более ясным. В актах внимания всегда есть антиципация (предварение) объекта внимания. Это ожидание идёт одновременно с приготовлением соответствующего нервного центра к разряду. Если освещать рисунок искрой, то после 2-3 вспышек будет лишь смутное ощущение, но оно есть. Потом после дальнейших вспышек это впечатление дополняется также благодаря внутренней активности, которая вызывается внешним впечатлением. Если прослушать определённый обертон (пример обертона: на рок-концерте следим только аз партией бас-гитары), то потом при прослушивании тона его будет легче услышать. То есть очень важно сочетание: восприятие + представление. Появление образа в уме – это и есть внимание. Гельмгольц. Двузначные фигуры (картинка «жена-тёща»): что хотим, то и видим. Когда ждём чьих-то шагов, то мы нам кажется, что мы их слышим. В объекте мы видим и выделяет те его характеристики, которые нам знакомы. 2. Затем орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчётливому восприятию внешнего впечатления. Наблюдается, когда внимание направлено а внешнее чувственное впечатление и когда объектом внимания служит мысль. Мы непроизвольно приспосабливаем глаза и уши к раздражению, а также поворачивает корпус. Интеллектуальное внимание: a) Когда переносим внимание, например, со зритнльного объекта на слуховой, то ощущаем чувство перемены направления напряжения;
b) Когда вызываем опредёлнынй образ, то чувствуем напряжение внимания. Приспособление органа - второстепенный процесс, так как существует зрительное периферическое внимание, которое можно тренировать. Например, учителя, когда диктуют диктант, при этом видят учеников. 3. Необходим известный приток крови к соответствующему кортикальному центру. Джеймс это не раскрывает.
Развитие внимания 1. Необходимо укреплять внимание в детях, сообщая изучаемому объекту привлекательность. Если это не получается, что нужно награждать за внимательность. Очень важно, чтобы новая информация была связана со старой. 2. У взрослого внимание можно тренировать, если просить отчётливо различать слышимые или видимые слова, повторяя про себя каждое слово.
3 основания для классификации: 1) По объекту · Чувственное (сенсорное) – объектами являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств – ощущения и восприятия. · Умственное (интеллектуальное) – направлено на процессы мышления, памяти, воображения. 2) Аффективная сфера сознания ü Непосредственное, если объект интересен сам по себе ü Производное, опосредованное, если объект приобретает интерес лишь по ассоциации 3) Волевая сфера (переживание усилия) o Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) происходит без усилия o Произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Всегда опосредовано, т.е. его объект связан с отдаленным интересом.
Свойства сознания: 1) непрерывность (есть объективные перерывы, но субъективно их нет – пример со сном); 2) изменчивость (ни одно состояние сознания не повторяется); 3) селекция. Механизмы внимания: Отбор осуществляется при помощи: 1. Настройка органов чувств 2. Возбуждение идиационного центра. Предварительный, схематический образ того, что может быть воспринято или осознано. Если нет предвнимания, мы никогда не заметим, что происходит, нужна преперцепция. Пример: надо обращать внимание ребенка на детали. Приток крови к идиационному цнтру. Кровь – как ресурс внимания.
Преперцепция. Термин близок к «аккомодации» Титченера. Преперцепция – мысленное ожидание наступающего явления. («Пловина перцепции»).
Внимание как мобилизация организма. Моторная теория Т.Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания. Внимание – состояние относительного моноидеизма, сопровождаемое и обеспечиваемое движениями. Моноидеизм=неподвижность. Относительный моноидеизм ~ цепь ассоциаций, идущих в коридоре, соответствующем цели, аффективному состоянию и пр. Акцент на двигательной составляющей. Субъективное переживание внимания – равноправная сторона физиологического процесса. Рибо трактует внимание как явление психологической и физиологической неподвижности (задержки), и в этом смысле внимание – состояние, которое противоречит нормальному течению психических процессов. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием заключается в том, что внимание стремиться к единству сознания, в то время как нормальное состояние – множественность состояний.
Свойства внимания: · интенсивность; · продолжительность; · неподвижность; · объективность
Фазы развития искусственного внимания: 1) Дрессура. 2) Подражание и самовоспитание. 3) Организованное, привычное внимание.
Формы внимания: u Направленное на внешние предметы (внимание в тесном смысле). u Направленное на явления внутреннего мира (размышление).
Компоненты акта внимания. 1. аффект (эмоция) ® стремление (влечения, потребности). В основе этого компонента инстинкт самосохранения (базовая мотивация по Рибо); 2. наличие объекта познания (направленность на объект познания); 3. моторный компонент – движение. С помощью движений можно затормозить или акселерировать акт внимания: Ø Сосудодвигательные явления. Ускорение кровообращения «в нервном субстрате этих мыслей». Поэтому после усиленного внимания – краснота или бледность лица. Ø Дыхательные явления. Изменение дыхательного ритма – замедление или временная остановка. Ø Двигательные явления. Телодвижения.
Виды внимания: u Естественное. Непроизвольное внимание, видоспецифичное. Настоящее. Врожденное. Нужно для игры, сна, питания и размножения. Такое внимание у животных, маленьких детей, наркоманов и гениев. Сопровождается аффектом, выраженным чувствами эгоизма, симпатии и страха. Круг объектов ограничен и узок. Движения незначительно тормозят или активируют внимательность. u Искусственное. Произвольное внимание. Это условие и продукт цивилизации. Нет естественной связи с базовой мотивацией (инстинкт самосохранения). Смысл его заключается в том, чтобы сделать привлекательным то, что само по себе таковым не является. Подражание, результат внимания, дрессировки. Продукт цивилизации, опирается на непроизвольное внимание.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.101.84 (0.023 с.) |