Концепция внимания У. Джеймса. Комбинированная классификация видов внимания (по объекту, по способу связи с мотивом, по произвольности). Понятие преперцепции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция внимания У. Джеймса. Комбинированная классификация видов внимания (по объекту, по способу связи с мотивом, по произвольности). Понятие преперцепции.



Внимание – это процесс, функцией которого является отбор впечатлений, образов памяти и идей.

Как психолог Джеймс считал, что внимания нет, как отдельного механизма. «Каждая схема производит отбор»

 

Как философ Джеймс, постулируя свободу воли, говорил о существовании внимания. Усилие воли = усилие внимания. Усилие воли (то есть внимание) проявляется в том, что мы удерживаем в сознании слабый (идеальный) мотив. Таким образом, внимание связано с усиленным волевым действием.

Физиологические условия внимания

1. До возникновения внимания к данному объекту необходимо, чтобы соответствующиё кортикальный центр был возбуждён и центральным путём, и путем внешнего чувственного раздражения.

Ирриадиционное возбуждение центра. Мы направляем внимание на периферию картины, чтобы создать более подробную идею, так как идея делает ощущение более ясным. В актах внимания всегда есть антиципация (предварение) объекта внимания. Это ожидание идёт одновременно с приготовлением соответствующего нервного центра к разряду. Если освещать рисунок искрой, то после 2-3 вспышек будет лишь смутное ощущение, но оно есть. Потом после дальнейших вспышек это впечатление дополняется также благодаря внутренней активности, которая вызывается внешним впечатлением.

Если прослушать определённый обертон (пример обертона: на рок-концерте следим только аз партией бас-гитары), то потом при прослушивании тона его будет легче услышать. То есть очень важно сочетание: восприятие + представление. Появление образа в уме – это и есть внимание.

Гельмгольц. Двузначные фигуры (картинка «жена-тёща»): что хотим, то и видим.

Когда ждём чьих-то шагов, то мы нам кажется, что мы их слышим.

В объекте мы видим и выделяет те его характеристики, которые нам знакомы.

2. Затем орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчётливому восприятию внешнего впечатления. Наблюдается, когда внимание направлено а внешнее чувственное впечатление и когда объектом внимания служит мысль. Мы непроизвольно приспосабливаем глаза и уши к раздражению, а также поворачивает корпус. Интеллектуальное внимание:

a) Когда переносим внимание, например, со зритнльного объекта на слуховой, то ощущаем чувство перемены направления напряжения;

b) Когда вызываем опредёлнынй образ, то чувствуем напряжение внимания.

Приспособление органа - второстепенный процесс, так как существует зрительное периферическое внимание, которое можно тренировать. Например, учителя, когда диктуют диктант, при этом видят учеников.

3. Необходим известный приток крови к соответствующему кортикальному центру. Джеймс это не раскрывает.

 

Развитие внимания

1. Необходимо укреплять внимание в детях, сообщая изучаемому объекту привлекательность. Если это не получается, что нужно награждать за внимательность. Очень важно, чтобы новая информация была связана со старой.

2. У взрослого внимание можно тренировать, если просить отчётливо различать слышимые или видимые слова, повторяя про себя каждое слово.

 

3 основания для классификации:

1) По объекту

· Чувственное (сенсорное) – объектами являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств – ощущения и восприятия.

· Умственное (интеллектуальное) – направлено на процессы мышления, памяти, воображения.

2) Аффективная сфера сознания

ü Непосредственное, если объект интересен сам по себе

ü Производное, опосредованное, если объект приобретает интерес лишь по ассоциации

3) Волевая сфера (переживание усилия)

o Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) происходит без усилия

o Произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Всегда опосредовано, т.е. его объект связан с отдаленным интересом.

 

Свойства сознания:

1) непрерывность (есть объективные перерывы, но субъективно их нет – пример со сном);

2) изменчивость (ни одно состояние сознания не повторяется);

3) селекция.

Механизмы внимания:

Отбор осуществляется при помощи:

1. Настройка органов чувств

2. Возбуждение идиационного центра. Предварительный, схематический образ того, что может быть воспринято или осознано. Если нет предвнимания, мы никогда не заметим, что происходит, нужна преперцепция. Пример: надо обращать внимание ребенка на детали.

Приток крови к идиационному цнтру. Кровь – как ресурс внимания.

Сознание – принимает то, что совпадает или сходно  
Преперцепция  
Идиационный центр – сравнение того, что ожидается с тем, что поступило
Кровь  
Группа стимулов, отобранных при настройке

 

 


Преперцепция.

Термин близок к «аккомодации» Титченера.

Преперцепция – мысленное ожидание наступающего явления. («Пловина перцепции»).

 

Внимание как мобилизация организма. Моторная теория Т.Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания.

Внимание – состояние относительного моноидеизма, сопровождаемое и обеспечиваемое движениями.

Моноидеизм=неподвижность.

Относительный моноидеизм ~ цепь ассоциаций, идущих в коридоре, соответствующем цели, аффективному состоянию и пр.

Акцент на двигательной составляющей.

Субъективное переживание внимания – равноправная сторона физиологического процесса.

Рибо трактует внимание как явление психологической и физиологической неподвижности (задержки), и в этом смысле внимание – состояние, которое противоречит нормальному течению психических процессов.

Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием заключается в том, что внимание стремиться к единству сознания, в то время как нормальное состояние – множественность состояний.

 

Свойства внимания:

· интенсивность;

· продолжительность;

· неподвижность;

· объективность

 

Фазы развития искусственного внимания:

1) Дрессура.
Эта фаза может быть у животных. С помощью внешних сил (в онтогенезе – это взрослый) происходит отклонение от естественных объектов на непривлекательные, но необходимые объекты. Опора на чувстве страха, симпатии, эгоизма; награда и наказание.

2) Подражание и самовоспитание.
Опора на чувстве соревнования, честолюбия, долга, практического интереса.
Внешние силы – коллектив. На этой фазе есть переживание усилия – в основном кожно-кинестетические ощущения + чувство неудовольствия.

3) Организованное, привычное внимание.
У человека формируется определенная мотивация к конкретным видам деятельности, например, влечение и любовь к труду.
Повторение фаз → появление привычки, усилия больше не прикладываются, привычка становится второй натурой. Мало связано с аффектом. Движения играют определяющую роль.

 

Формы внимания:

u Направленное на внешние предметы (внимание в тесном смысле).

u Направленное на явления внутреннего мира (размышление).

 

Компоненты акта внимания.

1. аффект (эмоция) ® стремление (влечения, потребности). В основе этого компонента инстинкт самосохранения (базовая мотивация по Рибо);

2. наличие объекта познания (направленность на объект познания);

3. моторный компонент – движение. С помощью движений можно затормозить или акселерировать акт внимания:

Ø Сосудодвигательные явления. Ускорение кровообращения «в нервном субстрате этих мыслей». Поэтому после усиленного внимания – краснота или бледность лица.

Ø Дыхательные явления. Изменение дыхательного ритма – замедление или временная остановка.

Ø Двигательные явления. Телодвижения.

 

Виды внимания:

u Естественное. Непроизвольное внимание, видоспецифичное. Настоящее. Врожденное. Нужно для игры, сна, питания и размножения. Такое внимание у животных, маленьких детей, наркоманов и гениев. Сопровождается аффектом, выраженным чувствами эгоизма, симпатии и страха. Круг объектов ограничен и узок. Движения незначительно тормозят или активируют внимательность.

u Искусственное. Произвольное внимание. Это условие и продукт цивилизации. Нет естественной связи с базовой мотивацией (инстинкт самосохранения). Смысл его заключается в том, чтобы сделать привлекательным то, что само по себе таковым не является. Подражание, результат внимания, дрессировки. Продукт цивилизации, опирается на непроизвольное внимание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.009 с.)