Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения внимания и их значение в клинической практикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Среди нарушений внимания наиболее распространенными и значимыми являются: Повышенная истощаемость внимания - нарушение всех основных параметров внимания при психической нагрузке вследствие патологической утомляемости. Нарушение концентрации внимания - ослабление или утрата способности сосредотачивать внимание на конкретных объектах и явлениях. Отвлекаемость внимания - снижение избирательности внимания, неспособность длительно сосредоточиться на одном объекте, отвлечение внимания на посторонние раздражители и детали. Сверхотвлекаемость внимания - переключение внимания на самые незначительные изменения в окружающем или спонтанное рассредоточение при отсутствии каких-либо изменений. Инертность внимания - недостаточная переключаемость внимания с одного объекта или вида деятельности на другой. Состояние внимания пациента имеет важное значение в практике врача начиная со сбора анамнеза, когда неспособность больного сосредоточиться, отвлекаемость затрудняют получение необходимых сведений, и заканчивая назначениями, которые также могут быть не восприняты больным из-за его невнимательности. Не меньшие сложности в клинической работе может доставлять недостаточная способность пациента к переключению внимания, фиксация на одних моментах и игнорирование других. Подобные качества присущи лицам с определенными характерологическими особенностями (наличием черт психической ригидности), а также пациентам с ипохондрическими расстройствами. Врач в своей работе должен учитывать, что внимание больного человека сосредоточено на его болезни. Поэтому он будет избирательно обращать внимание и обостренно воспринимать все, что касается состояния его здоровья, подчас неправильно интерпретируя полученную информацию и игнорируя те рекомендации врача, которые, по мнению больного, не заслуживают внимания. Следует также помнить, что любое соматическое заболевание, сопровождающееся значительными астеническими расстройствами, психофизической истощаемостью, приводит к выраженной неустойчивости и истощаемости внимания. Больной обнаруживает рассеянность, постоянно переспрашивает собеседника (врача), особенно часто к концу беседы. Иногда истощаемость внимания настолько выражена, что может быть ошибочно принята за интеллектуальную недостаточность больного. Расстройства внимания, кроме того, могут входить в структуру других психопатологических синдромов. Так, отвлекаемость внимания характерна для маниакальных состояний. При острых бредовых расстройствах отмечаются явления растерянности, при которой имеет место сверхотвлекаемость внимания. Грубые нарушения внимания возникают при расстройствах сознания. В повседневной клинической практике оценить состояние внимания пациента можно в ходе беседы и обследования по его сосредоточенности или отвлекаемости на случайные раздражители (посторонний разговор, уличный шум, какой-то предмет, попавший в поле зрения и т.п.), способности удерживаться на одной теме разговора и переключаться на другую, точности выполнения инструкций и ответов на вопросы в начале и в конце обследования. Не меньшее значение имеют индивидуальные качества внимания врача, как в процессе его обучения, так и профессиональной деятельности. Индивидуальные свойства внимания должны учитываться при выборе врачебной профессии вообще и ее более узкого направления. Например, такое свойство, как переключаемость внимания, особенно необходимо в работе врачей, занятых оказанием ургентной помощи, оперирующих хирургов. Распределение внимания необходимо врачам, когда требуется одновременный контроль за несколькими пациентами или за большим числом показателей состояния больного. Умение врача сконцентрировать свое внимание, не упустить малейшие изменения в состояния больного позволяет избежать многих ошибок при диагностике и лечении. На процесс внимания врача оказывают влияние его заинтересованность в своей деятельности, объем и качество профессиональных знаний, навыки и умения. Психологическое состояние врача, его собственные переживания (волнение, тревога, страх, подавленность, злость и др.), а также выраженное переутомление приводят к нарушениям внимания, которые могут пагубно отразиться на результатах его работы и нанести вред здоровью пациента. Память В ассоциативной деятельности, наряду с мышлением, не меньшее значение имеют мнестические процессы, или процессы памяти, обеспечивающие способность объединить настоящее с прошлым, пережитое с переживаемым, создавать условия для предвосхищения (антиципации) событий, накапливать навыки, знания, опыт. Таким образом, память представляет собой систему сложных ассоциативных динамических структур. Память - это процесс отражения прошлого опыта и действительности, заключающийся в запоминании (фиксации), сохранении (ретенции), воспроизведении (репродукции) и забывании (амнезии) информации. Память классифицируют по формам и видам. Формы памяти: По происхождению - видовая (генетическая), включающая совокупность врожденных реакций, способствующих сохранению жизни индивида, и индивидуальная (приобретенная). По времени сохранения информации - кратковременная, или оперативная (сохранение информации без повторения до 30 с), и долговременная. По характеру процесса фиксации и воспроизведения - непроизвольная (запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без постановки специальных целей и приложения особых волевых усилий) и произвольная, когда сознательно ставится определенная цель, прилагаются волевые усилия, используются вспомогательные меры (повторение, записи, тренировки и т.п.). Проявления человеческой памяти чрезвычайно многообразны. Это объясняется тем, что память носит сквозной характер в психической деятельности человека и, по сути, является универсальным интегратором психики. Виды памяти: Механическая память - запоминание осуществляется путем многократного стереотипного повторения материала без его осмысления и установления внутренних связей. Используется для запоминания имен, дат, номеров телефонов и другой информации, с трудом поддающейся логическому осмыслению. Наглядно-образная память (конкретная) - запоминание наглядных образов воспринимаемых предметов и явлений действительности (формы, цвета, звуков т.д.). Данный вид памяти лежит в основе такого явления, как эйдетизм, - способность после однократного знакомства с объектом безошибочно воспроизвести его в мельчайших подробностях. В зависимости от степени участия в процессе запоминания и воспроизведения тех или иных анализаторов, образная память делится на:
Смысловая память включает две разновидности: словесно-логическую память, предусматривающую активное участие мышления для организации информации, установления существенных связей и взаимозависимостей, облегчающих запоминание, и словесно-отвлеченную память, обеспечивающую запоминание словесного и абстрактного материала (понятия, смысл, символы и т.д.). Эмоциональная память - память на пережитые чувства; позволяет сохранить и воспроизвести пережитые человеком чувства и события, имевшие значимую эмоциональную окраску. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от того или иного поступка. Помимо процессов запоминания, удержания и воспроизведения, важное значение в мнестической функции имеют процессы забывания и узнавания. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, процесс угасания прежней информации, чувств, имевшихся навыков. Забывание часто является естественным и весьма целесообразным процессом, так как если бы его не существовало, мозг человека был бы переполнен огромным количеством ненужной ему информации. Считается, что сохранение и забывание являются разными характеристиками одного процесса: сохранение - это борьба с забыванием; при этом подразумевается сохранение лишь нужной информации. Узнавание - появление чувства уже знакомого при повторном восприятии. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что образы, закрепленные в памяти, "оживают" без опоры на повторное восприятие. "Чистые" виды и типы памяти обычно не встречаются. Речь может идти о преобладании определенного типа памяти. Люди, у которых преобладает слуховая память, предпочитают услышать информацию, поскольку они лучше усваивают материал, когда слушают, а не когда записывают; включение же в процесс запоминания зрительного анализатора приводит к торможению слухового и наоборот. Встречающаяся у некоторых людей так называемая синестезия анализаторов означает их содружественное участие в мнестических процессах. При воспроизведении зрительной информации оживляются "энграммы" (следы) сопутствовавшего ей ранее звукового ряда, которые способствуют припоминанию информации. У лиц со словесно-логическим типом памяти появляются общие представления о содержании услышанного или прочитанного в виде определенных смысловых блок-схем, способствующих сохранению в памяти цепочки ассоциаций. Иногда для лучшего запоминания не связанной по смыслу информации создают искусственные связи - так называемая мнемотехника. При этом используют прием "привязывания" информации, нуждающейся в запоминании, к хорошо знакомым объектам. Например, студенты для запоминания анатомических взаимоотношений используют слово "нева" (означает последовательность расположения в нервно-сосудистом пучке нерва, вены, артерии).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.013 с.) |