Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продуктивные расстройства (расстройства по содержанию).

Поиск

К ним относятся бредовые, навязчивые и сверхценные идеи.

Бредовая идея - идея, возникающая на патологической основе, не соответствующая действительности или ее искажающая; она полностью овладевает сознанием, определяет поведение и не поддается коррекции. Наличие бреда свидетельствует о грубом болезненном нарушении психики, требующем психиатрической помощи, так как больные не критичны к своим суждениям и поступкам, и их поведение может представлять опасность для окружающих или их самих.

Навязчивая идея - идея, возникающая у человека непроизвольно, сопровождающаяся переживанием чуждости и желанием избавиться от нее при сохранности критики.

Сверхценная идея - идея, возникающая в связи с реальными событиями, которые в сознании человека приобретают чрезмерное значение, связаны с его личностью, эмоционально переживаются с недостаточной критичностью к собственным высказываниям и поведению. Сверхценную идею от навязчивой отличает отсутствие критики и тесная связь с личностью больного, от бредовой - наличие реальной основы, психологической понятности, отсутствие изменений личности и мировоззрения.

Механизмы возникновения, клинические особенности и варианты патологических идей подробно изучаются в курсе психиатрии. Задача врача общей практики обратить внимание на соответствующие высказывания и поведение больного, которые могут определяться патологическими идеями, другими расстройствами мышления и своевременно обеспечить консультацию врача психиатра (в случае психоза) или рекомендовать пациенту самому обратиться за психиатрической или психотерапевтической помощью (при непсихотическом уровне расстройств). В случае неправильного поведения больного, представляющего непосредственную опасность для него самого и/или окружающих, врач обязан уметь оказать ему ургентную помощь до психиатрического освидетельствования.

При выраженных расстройствах мышления у больного невозможно получить анамнестические сведения, информацию о физическом состоянии, или она бывает искаженной и бесполезной. У большинства соматически больных грубые нарушения мышления и речи отсутствуют. Вместе с тем "нормальное" мышление всегда имеет индивидуальные особенности, существенно влияющие на лечебно-диагностический процесс. У одних пациентов более развито наглядно-действенное, или образное, мышление, у других - абстрактно-логическое. У каждого из них своя степень способности к логическому мышлению, переключению с одной мысли на другую и т.д.

В период значительной декомпенсации соматической патологии мышление и речь больных могут становиться замедленными, бедными по содержанию, что затрудняет изложение ими жалоб и понимание чужой речи. Врач должен учитывать особенности мышления больного и, набравшись терпения, постараться, по возможности, полно и достоверно установить жалобы и собрать субъективный анамнез. При разъяснении пациенту его состояния, предстоящего обследования и даче необходимых рекомендаций следует выбирать формы и выражения, доступные его пониманию.

Мыслительные способности имеют важное значение как в процессе профессиональной подготовки врача, так и в дальнейшей его деятельности. Индивидуальные особенности мышления должны учитываться при выборе будущего вида медицинской деятельности: врач хирург общей практики и сотрудник научной экспериментальной лаборатории, врач терапевт и клинический фармаколог и т.д.

Особое значение в работе практического врача имеет так называемое клиническое мышление, однозначного определения которого не существует. Оно представляет собой высшую форму реализации познавательных способностей человека применительно к задачам медицинской диагностики и лечения. Клиническое мышление включает в себя способность воспринимать, анализировать и синтезировать все данные о больном, привлекая к этому ранее встречавшиеся наблюдения, теоретические знания, интуицию, опыт постановки диагноза, определения прогноза и способов терапии. Клиническое мышление реализуется на основе логического, понятийного, образного и эвристического мышления, функционирующих содружественно и определяющих качества творческого мышления, необходимого в работе практического врача.

Основные свойства творческого мышления (по А.Л.Гройсману, 1998):

1. Гибкость мышления, т.е. способность быстро переходить от одного класса явлений к другому, подчас далекому по содержанию.

2. Свобода от шаблона, т.е. нетривиальность мышления, характеризующаяся поиском новых, не стандартных подходов к решению творческих задач.

3. Широта, определяющая возможность привлечения знаний из различных областей.

4. Критичность, характеризующаяся способностью верно оценивать объект собственной деятельности и ее результаты.

5. Глубина, определяемая степенью проникновения в сущность явлений.

6. Открытость - доступность различного рода привходящим идеям и суждениям.

7. Антиципация, или мышление, предвосхищающее события.

8. Независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально формулировать и решать задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои позиции.

9. Реверсивность, т.е. умение перестроить мыслительную цепь в обратном направлении.

10. Эмпатичность - способность понимать ход мыслей другого человека.

Воображение

Одной из составляющих познавательной деятельности является воображение - свойство, характерное только для человека и формирующееся в процессе психического онтогенеза.

Воображение - психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта. Оно связано с реальной действительностью и порождается ее запросами. На основе образов воображения создаются реальные предметы, процессы, явления. Воображение, таким образом, может стать стимулом к активной, преобразующей деятельности. Оно способно влиять на чувства.

Приемы воображения (создание ассоциативных образов):

  • объединение частей отдельных предметов и явлений;
  • подчеркивание общих признаков предметов и явлений;
  • переосмысление на основе контраста, столкновения взглядов и теорий.

Виды воображения:

Пассивное (непроизвольное) - не требует специальных действий с привлечением внимания, воли, постановки целей и задач. Примерами пассивного воображения в норме могут служить сновидения, образы, появляющиеся в просоночном состоянии или перед засыпанием (по типу грез), имидж человека (образ привычек). Патологические состояния с расстройством пассивного воображения выражаются непроизвольным наплывом галлюцинаций.

Активное (произвольное) - целенаправленное сознательное создание образов, контролируемое мышлением. Это мечты, творчество. Активное воображение лежит в основе создания человеком чего-либо нового, в основе изобретений и научных открытий.

Значение воображения в клинической практике

Воображение, будучи связанным с ощущениями, восприятием, памятью, мышлением, способно оказывать влияние на переживания больных, которые могут высказывать жалобы и предъявлять симптомы несуществующих болезней. Особенно это характерно для внушаемых и тревожно-мнительных личностей. В механизме самовнушения, способствующем возникновению некоторых форм психосоматических нарушений, существенную роль играет воображение, через которое происходит переключение с психического уровня расстройств на физический. Патологическое воображение лежит в основе так называемого синдрома Мюнхгаузена, при котором пациенты предъявляют жалобы и демонстрируют симптомы отсутствующих хирургических заболеваний (чаще клинику острого живота) и подвергаются повторным ненужным операциям. С другой стороны, наличие достаточно развитого воображения у больного может быть использовано в проведении психотерапевтических мероприятий (аутогенная тренировка, самовнушение, поведенческая психотерапия и др.).

Воображение в профессии врача необходимо при обучении. Оно позволяет лучше понять различные временные и пространственные феномены, полезно для формирования клинического мышления. Способность воображения влиять на чувства важна при общении с пациентом, так как помогает лучше понять и оценить его душевное состояние. Воображение лежит в основе такого качества, необходимого врачу, как эмпатия, под которой понимается способность к глубокому проникновению в мысли, чувства и действия другого человека, сопереживанию.

Произвольное воображение, связанное с мышлением и волей, может служить побуждением к преобразованию существующих объектов, ситуаций, созданию новых образов и их воплощению в реальную жизнь. Это касается как новых методов обследования и лечения, так и новых оригинальных идей этиологии и патогенеза заболеваний, прогрессивных методик инструментальных и лабораторных исследований, организации труда и т.д.

 

3.6. Способности и интеллект

Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Различают общие и специальные способности. Общие способности характеризуют уровень психического (умственного) развития, от которого зависит процесс усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для любого вида деятельности. Специальные способности - это способности к отдельным видам человеческой деятельности (к музыке, живописи, математике и т.д.).

Выделяют уровни развития способностей: высокий, средний, низкий. Высокий уровень развития специальных способностей, обусловливающих успешное самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. Высшая степень талантливости с развитием выдающихся способностей называется гениальностью.

Наличие общих способностей необходимо человеку для успешного овладения определенными видами деятельности и их осуществления.

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание или ум, рассудок) - это интегративная функция психики, заключающая в себе все познавательные способности человека. Основными предпосылками интеллекта являются мышление и память. Имеют значение воля, внимание и другие психические функции. Однако интеллект нельзя считать простой суммой когнитивных (познавательных) способностей. Интеллект оценивают по наличию способностей приобретать знания и умения, проникать в сущность явлений, устанавливать причинно-следственные отношения, планировать и предвидеть ход событий и использовать знания и умения на практике адекватно ситуации. В соответствии с определением Векслера, разработавшего одну из методик определения коэффициента интеллекта, под интеллектом понимается способность разумно действовать, рационально мыслить, хорошо адаптироваться.

Психологи в структуре интеллекта выделяют три вида мыслительных процессов (по Р.Стернбергу):

1) вербальный интеллект (запас слов, умение понимать прочитанное, эрудиция и т.д.);

2) способность решать проблемы;

3) практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке и добиваться поставленных целей).

Биологическими предпосылками интеллекта являются психические задатки, обусловленные генетическими факторами, а также врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга. Реализация их происходит в социальной среде, благодаря процессу обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.008 с.)