Методики исследования личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики исследования личности



1. MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) - миннесотский многопрофильный личностный опросник.

Созданный в 1941-1947 гг. американскими психологами тест MMPI весьма широко применяется в психологии и психиатрии для изучения особенностей личности у психически здоровых и больных лиц. В отечественной практике наибольшее распространение получил адаптированный вариант MMPI - стандартизованная методика исследования личности (СМИЛ, по Л.Н.Собчик). Эта методика предназначена для определения таких структурных компонентов личности, как характерологические особенности, тип реагирования на стресс, адаптивные и компенсаторные возможности индивида, особенности межличностных отношений, социальная направленность, а также для выявления и оценки выраженности ряда психопатологических радикалов.

Испытуемый оценивает свыше 500 утверждений (полный вариант), моделирующих различные жизненные ситуации, состояние психических и физических функций человека. Он должен выразить свое отношение к предложенным утверждениям в форме "верно" или "неверно". При этом большая часть утверждений носит проективный характер, позволяющий исподволь выявлять реакции испытуемого в различных ситуациях. В зависимости от ответов испытуемого определяют его индивидуальные личностные особенности, их выраженность, наличие или отсутствие ряда психопатологических проявлений.

а) Оценочные шкалы, или шкалы достоверности, выявляют установку испытуемого на то, чтобы показать себя в "лучшем свете", уклониться от откровенных ответов или выпятить дефекты своего характера либо даже симулировать болезненные симптомы: шкала L - стремление улучшить впечатление о себе; шкала F - стремление подчеркнуть наличие проблем; шкала К - стремление избежать откровенности.

Тест первоначально был задуман как клинико-диагностический, поэтому названия шкал соответствовали тем патологическим состояниям и заболеваниям, которыми страдали репрезентативные группы больных: шкалы ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании. В дальнейшем названия шкал стали более обтекаемыми.

б) Основные (клинические) шкалы: шкала 1 - избыточный контроль и сосредоточенность на своем самочувствии (ипохондрия); шкала 2 - депрессия; шкала 3 - эмоциональная лабильность (истерия); шкала 4 - импульсивность (социальная дезадаптация, психопатия); шкала 5 - женственный (у мужчин) или мужской (у женщин) стиль адаптации; шкала 6 - аффективная ригидность установок (паранойя); шкала 7 - тревожность (психастения); шкала 8 - аутизм, шизоидность; шкала 9 - оптимизм и активность (гипомания); шкала 0 - интраверсия.

Результаты заносятся на специальный бланк, где вычерчивается профиль личности. Интерпретируется не отдельно взятая шкала (повышение или понижение), а их сочетание. При этом отклонение профиля от нормы выявляет наличие психологических проблем, реакцию личности на трудности, фрустрированность, напряженность. Полученные результаты могут служить дополнением к клинической диагностике.

2. Личностный опросник Г.Ю.Айзенка (EPI - Eysenck Personality Inventory). Состоит из 57 вопросов, среди которых есть относящиеся к шкале "лжи" или достоверности, к шкале "нейротизм" или стабильность-нестабильность и к шкале "экстраверсия-интраверсия".

Результат подсчитывается в баллах, показатели изображаются в виде так называемого круга Айзенка, позволяющего судить о типе темперамента испытуемого. Показатель "экстраверсия-интраверсия" является достаточно стабильной характеристикой личности больного, направленности реакций. Учет данного показателя имеет значение для выбора тактики поведения врача в процессе общения с пациентом. Показатель "нейротизм" коррелирует с выраженностью психоэмоциональной напряженности, помогая объективизировать актуальное психическое состояние больного и оценивать эффективность проводимой психотерапии.

3. Проективный метод Роршаха. Испытуемому предлагается 10 рисунков с многоцветными и одноцветными изображениями-пятнами. Задается вопрос: "На что похоже это пятно". Интерпретацию проводят по следующим категориям:

1) локализация (ответ охватывает все изображение или относится к какой-либо детали);

2) детерминанты, или характеристика "качества" ответов (отдается предпочтение форме изображения или выделяются цвет либо сочетание формы и цвета, полутона, наличие движения в созданном образе);

3) знак формы: оценивается положительным (+) или отрицательным (-) знаком, показывающим, насколько адекватно отражена форма пятна в созданном образе;

4) учет содержания интерпретации (человек, животное, географические названия, растительный мир и т.д.);

5) дополнительные факторы (оригинальность, популярность, персеверации, конфабуляции).

Значительное количество целостных интерпретаций с положительным знаком свидетельствует о богатстве воображения, способности к синтезу, критичности. Преимущественный выбор деталей для создания образа свидетельствует о конкретной интеллектуальной активности. Внимание к мелким деталям с негативной формой типично для психически больных. Кинестетические интерпретации (движение) характеризуют степень внутренней активности, творческое воображение, свидетельствуют о глубоких и наиболее индивидуальных тенденциях личности. Большое количество цветовых образов указывает на эмоциональную лабильность, при адекватной форме - на достаточный контроль со стороны интеллекта за аффективной сферой. Большое количество ответов с учетом серого цвета и его оттенков свидетельствует о беспокойстве и тревожности.

Следует отметить, что результаты экспериментально-психологической и клинической оценки психического состояния больного могут существенно различаться. В таких случаях необходимы повторное экспериментально-психологическое и более тщательное клиническое обследование для уточнения его психического состояния. Необходимо учитывать, что многие психологические тесты (стандартизованные интервью, опросники, тесты Люшера, Роршаха и др.) весьма субъективны, хотя и производят впечатление объективных, поскольку их результаты имеют количественное выражение. Это зависит от отношения испытуемого к эксперименту и экспериментатору, мотивации, подверженной частым изменениям, профессиональной позиции и предпочтения психолога и других факторов.

Раздел 3. Психология больного человека

Глава 11. Психосоматические взаимовлияния и болезнь

Еще в древней медицине было известно, что душевное состояние человека влияет на его физическое самочувствие и наоборот. Это положение отражено в основном постулате клинической медицины - лечить не болезнь, а больного. Взаимозависимость души и тела использовали представители различных религий (особенно восточных), педагоги и врачи.

Психосоматическая медицина (от греч. psyche - душа, soma - тело) является междисциплинарным направлением, раскрывающим и использующим в клинической практике взаимовлияние психики и тела. Вместе с тем со времен Платона, отделившего "душу от тела", имела место недооценка роли психосоматических механизмов в возникновении и динамике соматической и психической патологии. Научно-медицинские исследования в этой области получили свое развитие относительно недавно. Доказанная при помощи экспериментальных методов и клинических наблюдений связь соматических расстройств не только с определенными функциональными и структурными изменениями тех или иных органов и систем, но и с психическими проявлениями привела к пересмотру в медицине XX века односторонних органолокалистических взглядов. Термин "психосоматика" был предложен в 1818 году немецким психиатром И.Хайнротом, высказавшим мысль, что внутренний душевный конфликт порождает соматические заболевания. Через десять лет К.Якоби предложил использовать понятие "соматопсихическое" как противоположное и в то же время дополняющее понятие "психосоматическое". Во врачебный лексикон термин "психосоматика" был введен лишь спустя столетие. Принято считать, что психосоматическое направление в медицине получило свое развитие с начала XX века, когда вопросы возникновения и течения любого патологического процесса начали рассматриваться с позиций единства психической и физической сущности "Я". Однако это нельзя рассматривать как новую концепцию в медицине, по сути, речь идет о возрождении принципов медицины древности,

рассматривавшей заболевания в единстве души и тела, как болезнь конкретного человека.

Можно выделить три научных направления, которые способствовали становлению психосоматики как особой области научной и практической медицины: 1) психоанализ З.Фрейда; 2) теория кортико-висцеральной патологии (основой являются работы И.П.Павлова и Курцина-Быкова); 3) концепция адаптации и мобилизации У.Кен-нона и теория стресса Г.Селье. Захвативший в первой половине XX века лидирующие позиции в зарубежной психосоматической медицине психоанализ пытался объяснить механизмы возникновения болезней с позиций бессознательного и подавленных влечений, и именно это привело к кризису данного направления.

Закономерный отказ отечественной медицины от надуманных концепций "глубинной медицины" и методологии психоанализа с его произвольным толкованием ощущений и переживаний больного временно привел к полному игнорированию (к счастью, временному) влияния психических факторов на соматическое состояние человека. К настоящему времени необходимость учета конкретных механизмов психосоматических корреляций, соотношения психического и соматического в состоянии больного стала очевидной для всех областей клинической медицины.

Первоначально термином "психосоматические" обозначались заболевания, в развитии которых существенную роль играют неблагоприятные психотравмирующие воздействия (артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.). Сегодня понятие "психосоматические" значительно расширилось. Наряду с использованием его для обозначения заболеваний в традиционном, узком понимании этого термина, психосоматикой называется область медицины, изучающая круг расстройств, достаточно сильно различающихся между собой, но при этом объединенных тесной взаимозависимостью психических и соматических нарушений. В МКБ-10 специального раздела для психосоматических расстройств не предусмотрено. Исходя из взаимовлияния и взаимозависимости психических и соматических факторов в генезе заболеваний можно выделить три варианта: 1) соматопсихическая коморбидность - относительно независимое возникновение и течение соматического заболевания и патологии психической сферы (шизофрения и острый аппендицит или пневмония и т.п.); 2) превалирование или существенная роль в этиологии и патогенезе психических или соматических расстройств психических факторов; 3) превалирование или существенная роль в этиологии и патогенезе психических или соматических расстройств биологических (соматических) факторов.

Расстройства и заболевания с превалированием в этиопатогенезе психических факторов:

  • невротические, в том числе конверсионные (истерические) соматоформные расстройства;
  • функциональные соматоневрологические расстройства (неорганический энурез и энкопрез, органные неврозы, тики);
  • соматизированные расстройства при психических заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз);
  • особые формы психических заболеваний (гипертоксическая, или фебрильная форма шизофрении);
  • типичные психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертоническая болезнь, мигрень, нейродермит).

Расстройства и заболевания с превалированием в этиопатогенезе соматических факторов:

  • двигательные расстройства органического происхождения (тики, дискинезии и др.);
  • умственная отсталость;
  • органические заболевания головного мозга (энцефалопатии травматические, сосудистые, токсические и др.);
  • симптоматические психические расстройства, соответствующие реакциям экзогенного типа К.Бонгеффера (обусловленные черепно-мозговой травмой, интоксикациями, инфекциями, соматическими заболеваниями);
  • неврозоподобные и психопатоподобные расстройства при соматических заболеваниях;
  • нозогении (патологические реакции личности на болезнь).

Следует отметить, что нозогении отнесены к данной группе расстройств с определенной степенью условности, поскольку влияние соматических факторов в этих случаях опосредовано личностью больного и ситуацией болезни, т.е. имеют место психогенные механизмы.

Ввиду того, что большинство из перечисленных расстройств и механизмы их возникновения рассматриваются в курсе психиатрии, здесь целесообразно остановиться лишь на имеющих наибольшее распространение и представляющих диагностические трудности истероконверсионных и соматоформных, или соматизированных расстройствах, а также собственно психосоматических заболеваниях. Реакции личности на болезнь, в том числе патологические, изложены в соответствующем разделе настоящего руководства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.015 с.)