Амбулаторный (диагностический) период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Амбулаторный (диагностический) период



В амбулаторном периоде врач имеет возможность, правильно оценив психологическое состояние пациента, влиять на его поведение и эмоциональные реакции, которые могут привести к совершению импульсивных поступков, наносящих вред собственному здоровью.

В случае, когда человек, обнаружив у себя те или иные признаки болезни, старается не придавать им особого значения, не обращать на них внимания, врач должен тактично, с чувством меры, убедить больного пройти соответствующее обследование. Тревожных мнительных пациентов, напротив, необходимо успокоить, объяснив им, что заболевание требует более детального обследования с целью предупреждения дальнейшего неблагоприятного развития.

Наиболее сложными в психологическом отношении являются пациенты, избегающие под различными предлогами посещения врача и уклоняющиеся от обследования. Часто за этим скрывается страх перед обнаружением онкологического заболевания, который

подавляется при помощи механизмов психологической защиты в виде отрицания или вытеснения. Такие пациенты просят врача дать им подумать о предложенных методах диагностики и лечения или посоветоваться с родными. Некоторые из них затем надолго исчезают из поля зрения врача и появляются через значительное время, иногда с симптомами уже запущенной болезни. В таких случаях врачу следует проявить активность в отношении больного, не упускать его из виду и не затягивать обследование. Врач должен помнить, что перед ним больной, субъективно не ощущающий симптомов заболевания и сомневающийся в обязательности лечения. Поэтому не следует ему давать много времени на сомнения, а постараться амбулаторно обследовать в максимально короткие сроки и быстрее поместить в стационар.

При упорном отказе больного от обследования и лечения врачи онкологи считают необходимым сообщить ему, что у него подозревается онкологическое заболевание, которое требует более тщательного обследования и лечения. Однако необходимо учитывать, что сообщение о диагнозе в открытой, резкой форме способно вызвать у пациента шоковое состояние и создать опасность суицидального поведения.

Вопрос о раскрытии больному диагноза онкологического заболевания до настоящего времени является предметом дискуссий среди врачей и психологов. В Западной Европе и США наиболее распространенной является практика "информированного согласия" - сообщение больному и его родственникам всех сведений о характере заболевания, планируемых лечебных мероприятиях, прогнозе и т.д. Аргументом для подобного подхода служит то, что человек имеет право на информацию. Многие отечественные врачи по-прежнему считают нецелесообразным сообщать больному истинный диагноз, объясняя это необходимостью щадить его психику. Однако сокрытие диагноза, использование в медицинских документах синонимов и других условных обозначений рака и других онкологических болезней не всегда является благом для больного, а в ряде случаев может даже причинить дополнительный вред. Это объясняется тем, что большинство больных все равно стремится узнать свой диагноз, пытается расшифровать записи врачей самостоятельно или с помощью других людей. Выяснение в конечном итоге тщательно скрываемого диагноза приносит дополнительную психическую травму больному. По мнению И.Харди, для неизлечимого больного вред подобной ситуации заключается в том, что он теряет всякую надежду и тогда возможна депрессия и самоубийство. У больных, пренебрежительно относящихся к заболеванию или отрицающих его, знание диагноза может только усилить такое поведение или разрушить психологическую защиту и вызвать психологический срыв.

Сокрытие от больных истинного диагноза помогает до определенного времени сохранять их активность, интерес к жизни, решить

некоторые жизненные проблемы без учета болезни. Однако за этим часто кроется и опасность пренебрежения больным необходимостью серьезного лечения, в результате чего может быть упущено время, и болезненный процесс станет необратимым. Поэтому врач не имеет права скрывать диагноз в тех случаях, когда возникает ситуация, препятствующая обеспечению больному полноценного обследования и адекватного лечения. Вопрос о том, что и как сообщить больному о диагнозе его заболевания должен решаться в каждом случае индивидуально с учетом особенностей его личности, ее устойчивости и зрелости, а также актуального психологического состояния. Никогда не следует идти на поводу у больного и, например, верить его словам, что он сильный человек, все выдержит, поэтому ему "можно все говорить открыто". Именно у сильных, физически здоровых людей могут наблюдаться наиболее тяжелые психогенные реакции на болезнь, грозящую инвалидность и возможную смерть.

Врач должен уметь выбрать момент и форму сообщения диагноза пациенту. При этом необходимо учитывать характер его реакции и подбирать наиболее подходящие выражения, которые вызывают меньше беспокойства и не так сильно травмируют. Врачу важно следить не только за своими словами, но и за мимикой, жестами, так как по ним больные могут догадаться о своем состоянии и часто истолковать это неправильно.

Следует помнить, что больной считает свою болезнь исключительной, не похожей на болезнь других. Учитывая это, врач всегда обязан найти объяснение тем или иным изменениям в его состоянии, не прибегая к обману, поскольку не способен удержать в памяти все предыдущие объяснения, и в последующих беседах обман может выявиться, что посеет у больного сомнения. Излишняя суета вокруг пациента, привычка некоторых врачей и сестер шептаться в его присутствии создают излишнее напряжение, заставляют вслушиваться в слова окружающих, которые он иногда понимает превратно. В результате у больного появляется дополнительная тревога и худшие опасения в отношении своего состояния.

Доверие пациента врачу и медперсоналу, хороший психологический контакт являются предпосылками для более успешного лечения, так как помогают снять излишнюю напряженность, улучшить настроение, резко изменяющееся после сообщения диагноза.

Необходимо отметить, что в начальных стадиях онкологических заболеваний, в период до окончательного установления диагноза, суицидальные попытки редки. Пониженное настроение не достигает степени выраженной депрессии, но ощущение полноты жизни утрачивается. Успехи на работе, приятные жизненные события не приносят прежней радости. Внимание становится все более приковано к своему телу, собственным ощущениям. Последние и все окружающее начинают оцениваться сквозь призму подозрений на наличие грозного заболевания. Появляется некоторая отгороженность

болького от окружающих вследствие погруженности в мир собственных переживаний, связанных с состоянием здоровья. В то же время он становится более подверженным внушениям со стороны окружающих. В его сознании стойко фиксируются различные сообщения о болезни, значении тех или иных симптомов, применяемых методах диагностики и лечения.

В этот период реакция личности на болезнь зависит в основном от преморбидных особенностей и связанных с ними механизмов психологической защиты в стрессовой ситуации. Так, при наличии психастенических черт могут наблюдаться метания больного от одного врача к другому, то отчаяние, то надежда. Пассивно предается судьбе мечтатель, замыкается и молчит волевой, "вытесняет", игнорирует опасность истерик. Редко встречаются больные, аггравирующие свое состояние, или больные с ипохондрической фиксацией на болезненных ощущениях.

В картине психических нарушений ведущей становится аффективность. Она может проявляться как в виде реакций тревоги, страха, так и в виде возмущения и гнева. Следствием таких реакций могут быть попытки самоубийства, а также агрессивные и аутоагрессивные действия. Этот период продолжается несколько недель, а затем выраженность аффективных переживаний сглаживается, больной приспосабливается к новой ситуации. Среди психических проявлений ведущими являются расстройства, относимые к адаптационным (психогенным): депрессивные и смешанные (тревожно-депрессивные) реакции, нарушения поведения.

В диагностическом периоде психогенные реакции по выраженности редко достигают психотического уровня. Они проявляются патологическим спокойствием, пассивностью, фантазированием, визуализацией своих навязчивых мыслей и опасений, замещением угрожающих представлений. Таким образом, в этот период могут иметь место как гипернозогностические типы реагирования на болезнь (преимущественно депрессивные, реже фобические и ипохондрические), так и гипонозогностические за счет таких механизмов психологической защиты как вытеснение и замещение. Но с этого времени начинается и борьба личности с надвигающейся грозной опасностью, и на борьбу мобилизуются все ее силы - инстинкт, аффективная сфера, перестраивающаяся интеллектуальная деятельность, изменяющееся отношение к внешнему и внутреннему миру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.006 с.)