Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль родителей в формировании реакции на болезнь у ребенка и значение работы с семьей больногоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Заболевание ребенка - это всегда трудная ситуация для семьи. Поведение родителей зависит от их отношения к ребенку, предшествующего опыта и впечатлений, связанных с собственными заболеваниями, заболеваниями других детей или родственников. Известно, что первые и последующие реакции на болезнь ребенка по многом зависят от личностных особенностей родителей, уровня их интеллекта, культуры и образования, ситуации, в которой они узнают о болезни ребенка и эмоционального состояния при этом. Реакция родителей на болезнь ребенка зависит также от характера болезни, ее тяжести и опасности для жизни. Наиболее частой реакцией является тревога, озабоченность состоянием ребенка, страх за его жизнь. Поведение родителей при тяжелых и внешне тягостных состояниях часто оказывает неблагоприятное влияние на больных детей. Так, состояние удушья при бронхиальной астме, синкопальное состояние или судорожный припадок могут вызвать у родителей тревогу, которой индуцируется больной. Паническое состояние родителей, особенно склонных к истерическим формами реагирования, может осложнять работу врача при осмотре ребенка, сборе анамнестических сведений, выполнении необходимых диагностических и лечебных манипуляций, так как они могут при этом давать односторонние, не всегда достоверные сведения, своей суетливостью мешать работе врача. В таких случаях большое значение имеет выдержка врача, опыт и искусство так сообщить диагноз, объяснить сущность заболевания, методы лечения и прогноз, чтобы, по возможности, успокоить родителей, сделав их полноценными помощниками в борьбе за здоровье, а иногда и жизнь ребенка. Опыт и искусство врача в данной ситуации опираются на его человеческие качества и владение психотерапевтическими навыками. Врач может сталкиваться в своей работе и с противоположным отношением родителей к болезни своего ребенка. В таких случаях они просто не обращают внимания на состояние ребенка, его жалобы, результатом чего являются запущенные случаи болезни. Чаще подобное отношение встречается в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут распущенный образ жизни. Однако иногда подобное отношение к болезни ребенка может иметь место и в семьях благополучных; причиной такого поведения родителей служит защитная реакция отрицания ими болезни ребенка. Не желая примириться с фактом заболевания своего ребенка, они подсознательно не замечают болезненных проявлений, отказываются от предложенных методов обследования, необходимости госпитализации. Подобное отношение может негативно сказаться и на лечении, проводимом в домашних условиях, когда родители игнорируют врачебные назначения или выполняют их небрежно, что может привести к серьезным и опасным последствиям для здоровья ребенка. Большие психологические сложности возникают у родителей, когда они узнают о тяжелом, часто неизлечимом хроническом заболевании ребенка. Первая реакция на диагноз часто носит характер шока. Затем может возникнуть реакция недоверия заключениям врачей и надежда, что диагноз поставлен без достаточных оснований. Ощущая необходимость решительных действий, родители начинают метаться от врача к врачу, от профессора к профессору, обращаться за помощью к народным целителям, колдунам, экстрасенсам, теряя при этом драгоценное время. Это не может не оказывать отрицательного влияния на психическое состояние ребенка, особенно если результаты консультаций часто обсуждаются в его присутствии. По наблюдениям многих психологов и психиатров, занимавшихся проблемами психологических отношений в семьях, где имеется неизлечимо больной ребенок, в основе реакций родителей, узнавших о тяжелом хроническом заболевании ребенка, лежит глубокое чувство вины, которое возникает с началом заболевания и сознательно или подсознательно сопровождает их весь период болезни. В связи с этим, "чтобы загладить свою вину", к ребенку проявляют чрезмерное внимание, все разрешают, выполняют любые его требования и желания. Стремление некоторых родителей обеспечить больного ребенка чрезмерным количеством новых игрушек, модной одежды, бытовой техники рассматривается медицинскими психологами как компенсаторная реакция, являющаяся попыткой уйти от эмоциональных проблем, связанных с обсуждением его здоровья. Однако напряженное умолчание только создает психотравмирующую ситуацию для обеих сторон. Понимание родителями необходимости обсуждения с ребенком проблем, связанных с его здоровьем, помогает преодолеть эмоциональные барьеры и облегчить проведение необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Отсутствие коррекции поведения ребенка приводит через некоторое время к ситуациям, которые почти не контролируются, что еще в большей мере затрудняет лечебный процесс. Несмотря на болезнь, подход родителей к ребенку должен быть разумным, включать воспитательное воздействие на фоне сохранения тесного эмоционального контакта. Достичь такого подхода помогает методичная работа врачей, а также медицинских психологов с родителями больного. Значение контакта педиатра-онколога с семьей больного подчеркивается в методических рекомендациях И.П.Киреевой "Что надо знать педиатру-онкологу" (1999). Установление доверительного контакта может представлять значительные трудности для врача. Это связано как с личностными особенностями родственников больных, так и с их актуальным психическим состоянием. Одной из наиболее частых реакций родителей является страх перед неблагоприятным 'исходом болезни, чувство отчаяния и беспомощности, выливающиеся затем в депрессивное состояние. Нередко у родителей как форма психологической защиты возникает реакция агрессии, распространяющаяся на окружающих, в том числе на врачей и других "людей в белых халатах", являющихся спутниками их несчастья (Кошель И.В., 1977). Установлено, что тяжелое заболевание ребенка наносит удар по супружеским отношениям. Многие родители, боясь выяснения отношений друг с другом в вопросах "кто не досмотрел", у кого хуже наследственность и др., стараются избегать друг друга, иногда это заканчивается разрывом семейных отношений. Врач и медперсонал должны быть готовы к не всегда адекватным реакциям некоторых родителей, понимая, что горечь, страх за ребенка, обида на судьбу требуют "выхода". В отношениях между врачом и родителями ребенка, больного тяжелым прогрессирующим или неизлечимым заболеванием, постоянно таится возможность конфликтных ситуаций. Причиной последних могут быть разные взгляды по вопросам выбора методов обследования и лечения, оценки состояния ребенка и др. Несмотря на серьезность психологических проблем, врач обязан стремиться к адекватному взаимодействию с родственниками больного ребенка, так как без этого не удастся нормализовать психическое состояние последнего, надеяться на выполнение родителями необходимых назначений. Для этого необходимо обучение педиатров основам детской и семейной психологии, психопатологии и психотерапии. По мнению специалистов, занимавшихся психологическими проблемами тяжелобольных детей и их родственников (Исаев Д.Н., 1996; Киреева И.П., 1999; и др.), необходима организация в клиниках психологического и психотерапевтического консультирования и коррекционной помощи. Организация работы детских лечебных учреждений с целью оказания эффективной помощи больным детям Рассмотрение механизмов психологического реагирования детей на заболеваний и возможных психических расстройств свидетельствует о том, что для предупреждения последних, их лечения и последующей реабилитации в детских лечебных учреждениях необходимо создание не только особого чисто медицинского режима, но и четкая организация медико-педагогической работы. Внимательное, доброжелательное, ласковое отношение и забота являются лишь одной из сторон оказания помощи больным детям. Помимо этого чрезвычайно важны, особенно для детей с хроническими заболеваниями, вынужденными длительное время находиться в условиях стационара, организация игровой и учебной деятельности, развитие навыков самообслуживания, желания помочь друг другу, коррекция поведенческих отклонений. Задачи медицинского персонала заключаются в том, чтобы осуществляя комплексный медико-педагогический подход, особенно актуальный в отношении грудных детей и детей младшего возраста, способствовать наилучшей адаптации пациентов к условиям стационара и их психофизическому развитию. Часто ребенок, который в домашних условиях не имеет полноценных условий для физического воспитания и психического развития, оказавшись в больнице с правильно организованным детским коллективом и целесообразно построенными занятиями, несмотря на болезнь, может продвигаться вперед в своем развитии и в последующие годы не обнаруживать признаков психического инфантилизма. Если позволяет время, то ребенка сознательного возраста необходимо готовить к госпитализации постепенно, рассказывая ему о больнице, о других детях, стараясь уменьшить страх перед людьми в белых халатах, перед процедурами. Надо помнить, что для дошкольника большое значение имеет игровая ситуация, и помещение в больницу также должно содержать этот игровой компонент. Ласковый уход, игрушки, терпеливое обращение, как правило, способствуют привыканию ребенка к больничной обстановке, переключению его интересов и восстановлению нормального состояния психики и нарушенных функций. В детском учреждении врачи и медицинский персонал должны уметь заниматься с детьми, играть с ними. В игре ребенок находит радость и успокоение, проявляет свои творческие способности, выражает свои чувства. Для врача в играх открываются возможности изучения личности ребенка, его желаний, потребностей, которые он часто не может высказать. Игрой удается отвлечь внимание от неприятных переживаний, из игровой ситуации выявить причины этих переживаний и успокоить ребенка. Целесообразно в одну палату помещать детей с одинаковым уровнем развития. Дети, несомненно, беседуют между собой о предстоящих обследованиях, операциях, "оценивают обстановку". Помогая друг другу, ухаживая за соседями по палате, они проявляют чувства жалости, сострадания или "заряжаются" от уже выздоровевших детей верой в свое собственное выздоровление. Надо помнить, что дети, даже маленькие, всегда прислушиваются к разговорам врачей и студентов в палате, а затем высказывают непосредственно родителям или в играх свои страхи и опасения. В подростковом возрасте иногда наблюдаются симуляция и аггравация болезненных проявлений. Дети могут жаловаться на несуществующие боли, очень искусно симулировать повышение температуры и другие расстройства здоровья. Часто это служит механизмом психологической защиты в случае конфликтов в семье, школе или способом привлечения внимания в референтной группе. Подобное поведение является иногда протестом против сложившихся обстоятельств, в ряде случаев связано с желанием избежать посещения занятий. Дифференциальный диагноз может быть затруднен. Обычно для решения вопроса требуется наблюдение в стационаре. Роль медико-психологических мероприятий особенно велика при хронических соматических заболеваниях, когда дети вынуждены часто и подолгу находиться в больницах или становятся инвалидами вследствие болезни. Работа врача и педагога в этих случаях направлена на то, чтобы болезнь не привела к задержке психического развития, психическому инфантилизму. Если само заболевание не вызывает остановки развития, то требуется создание условий для дальнейшего укрепления психического здоровья. И здесь большая роль принадлежит правильному поведению родителей и коллективу больниц. В создании наиболее благоприятных условий для реабилитации детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, большое участие принимают органы социального обеспечения (интернаты, реабилитационные центры, хосписы и др.), а также общественные и благотворительные организации. 22.2. Особенности психического развития детей при некоторых заболеваниях, начинающихся в раннем детском возрасте
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.76 (0.011 с.) |