Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль родителей в формировании реакции на болезнь у ребенка и значение работы с семьей больного

Поиск

Заболевание ребенка - это всегда трудная ситуация для семьи. Поведение родителей зависит от их отношения к ребенку, предшествующего опыта и впечатлений, связанных с собственными заболеваниями, заболеваниями других детей или родственников. Известно, что первые и последующие реакции на болезнь ребенка по многом зависят от личностных особенностей родителей, уровня их интеллекта, культуры и образования, ситуации, в которой они узнают о болезни ребенка и эмоционального состояния при этом.

Реакция родителей на болезнь ребенка зависит также от характера болезни, ее тяжести и опасности для жизни. Наиболее частой реакцией является тревога, озабоченность состоянием ребенка, страх за его жизнь. Поведение родителей при тяжелых и внешне тягостных состояниях часто оказывает неблагоприятное влияние на больных детей. Так, состояние удушья при бронхиальной астме, синкопальное состояние или судорожный припадок могут вызвать у родителей тревогу, которой индуцируется больной. Паническое состояние родителей, особенно склонных к истерическим формами реагирования, может осложнять работу врача при осмотре ребенка, сборе анамнестических сведений, выполнении необходимых диагностических и лечебных манипуляций, так как они могут при этом давать односторонние, не всегда достоверные сведения, своей суетливостью мешать работе врача. В таких случаях большое значение имеет выдержка врача, опыт и искусство так сообщить диагноз, объяснить сущность заболевания, методы лечения и прогноз, чтобы, по возможности, успокоить родителей, сделав их полноценными помощниками в борьбе за здоровье, а иногда и жизнь ребенка. Опыт и искусство врача в данной ситуации опираются на его человеческие качества и владение психотерапевтическими навыками.

Врач может сталкиваться в своей работе и с противоположным отношением родителей к болезни своего ребенка. В таких случаях они просто не обращают внимания на состояние ребенка, его жалобы, результатом чего являются запущенные случаи болезни. Чаще подобное отношение встречается в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут распущенный образ жизни. Однако иногда подобное отношение к болезни ребенка может иметь место и в семьях благополучных; причиной такого поведения родителей служит защитная реакция отрицания ими болезни ребенка. Не желая примириться с фактом заболевания своего ребенка, они

подсознательно не замечают болезненных проявлений, отказываются от предложенных методов обследования, необходимости госпитализации. Подобное отношение может негативно сказаться и на лечении, проводимом в домашних условиях, когда родители игнорируют врачебные назначения или выполняют их небрежно, что может привести к серьезным и опасным последствиям для здоровья ребенка.

Большие психологические сложности возникают у родителей, когда они узнают о тяжелом, часто неизлечимом хроническом заболевании ребенка. Первая реакция на диагноз часто носит характер шока. Затем может возникнуть реакция недоверия заключениям врачей и надежда, что диагноз поставлен без достаточных оснований. Ощущая необходимость решительных действий, родители начинают метаться от врача к врачу, от профессора к профессору, обращаться за помощью к народным целителям, колдунам, экстрасенсам, теряя при этом драгоценное время. Это не может не оказывать отрицательного влияния на психическое состояние ребенка, особенно если результаты консультаций часто обсуждаются в его присутствии.

По наблюдениям многих психологов и психиатров, занимавшихся проблемами психологических отношений в семьях, где имеется неизлечимо больной ребенок, в основе реакций родителей, узнавших о тяжелом хроническом заболевании ребенка, лежит глубокое чувство вины, которое возникает с началом заболевания и сознательно или подсознательно сопровождает их весь период болезни. В связи с этим, "чтобы загладить свою вину", к ребенку проявляют чрезмерное внимание, все разрешают, выполняют любые его требования и желания. Стремление некоторых родителей обеспечить больного ребенка чрезмерным количеством новых игрушек, модной одежды, бытовой техники рассматривается медицинскими психологами как компенсаторная реакция, являющаяся попыткой уйти от эмоциональных проблем, связанных с обсуждением его здоровья. Однако напряженное умолчание только создает психотравмирующую ситуацию для обеих сторон. Понимание родителями необходимости обсуждения с ребенком проблем, связанных с его здоровьем, помогает преодолеть эмоциональные барьеры и облегчить проведение необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий.

Отсутствие коррекции поведения ребенка приводит через некоторое время к ситуациям, которые почти не контролируются, что еще в большей мере затрудняет лечебный процесс. Несмотря на болезнь, подход родителей к ребенку должен быть разумным, включать воспитательное воздействие на фоне сохранения тесного эмоционального контакта. Достичь такого подхода помогает методичная работа врачей, а также медицинских психологов с родителями больного.

Значение контакта педиатра-онколога с семьей больного подчеркивается в методических рекомендациях И.П.Киреевой "Что надо знать педиатру-онкологу" (1999). Установление доверительного

контакта может представлять значительные трудности для врача. Это связано как с личностными особенностями родственников больных, так и с их актуальным психическим состоянием. Одной из наиболее частых реакций родителей является страх перед неблагоприятным 'исходом болезни, чувство отчаяния и беспомощности, выливающиеся затем в депрессивное состояние.

Нередко у родителей как форма психологической защиты возникает реакция агрессии, распространяющаяся на окружающих, в том числе на врачей и других "людей в белых халатах", являющихся спутниками их несчастья (Кошель И.В., 1977). Установлено, что тяжелое заболевание ребенка наносит удар по супружеским отношениям. Многие родители, боясь выяснения отношений друг с другом в вопросах "кто не досмотрел", у кого хуже наследственность и др., стараются избегать друг друга, иногда это заканчивается разрывом семейных отношений.

Врач и медперсонал должны быть готовы к не всегда адекватным реакциям некоторых родителей, понимая, что горечь, страх за ребенка, обида на судьбу требуют "выхода". В отношениях между врачом и родителями ребенка, больного тяжелым прогрессирующим или неизлечимым заболеванием, постоянно таится возможность конфликтных ситуаций. Причиной последних могут быть разные взгляды по вопросам выбора методов обследования и лечения, оценки состояния ребенка и др. Несмотря на серьезность психологических проблем, врач обязан стремиться к адекватному взаимодействию с родственниками больного ребенка, так как без этого не удастся нормализовать психическое состояние последнего, надеяться на выполнение родителями необходимых назначений. Для этого необходимо обучение педиатров основам детской и семейной психологии, психопатологии и психотерапии.

По мнению специалистов, занимавшихся психологическими проблемами тяжелобольных детей и их родственников (Исаев Д.Н., 1996; Киреева И.П., 1999; и др.), необходима организация в клиниках психологического и психотерапевтического консультирования и коррекционной помощи.

Организация работы детских лечебных учреждений с целью оказания эффективной помощи больным детям

Рассмотрение механизмов психологического реагирования детей на заболеваний и возможных психических расстройств свидетельствует о том, что для предупреждения последних, их лечения и последующей реабилитации в детских лечебных учреждениях необходимо создание не только особого чисто медицинского режима, но и четкая организация медико-педагогической работы.

Внимательное, доброжелательное, ласковое отношение и забота являются лишь одной из сторон оказания помощи больным детям. Помимо этого чрезвычайно важны, особенно для детей с

хроническими заболеваниями, вынужденными длительное время находиться в условиях стационара, организация игровой и учебной деятельности, развитие навыков самообслуживания, желания помочь друг другу, коррекция поведенческих отклонений. Задачи медицинского персонала заключаются в том, чтобы осуществляя комплексный медико-педагогический подход, особенно актуальный в отношении грудных детей и детей младшего возраста, способствовать наилучшей адаптации пациентов к условиям стационара и их психофизическому развитию. Часто ребенок, который в домашних условиях не имеет полноценных условий для физического воспитания и психического развития, оказавшись в больнице с правильно организованным детским коллективом и целесообразно построенными занятиями, несмотря на болезнь, может продвигаться вперед в своем развитии и в последующие годы не обнаруживать признаков психического инфантилизма.

Если позволяет время, то ребенка сознательного возраста необходимо готовить к госпитализации постепенно, рассказывая ему о больнице, о других детях, стараясь уменьшить страх перед людьми в белых халатах, перед процедурами. Надо помнить, что для дошкольника большое значение имеет игровая ситуация, и помещение в больницу также должно содержать этот игровой компонент. Ласковый уход, игрушки, терпеливое обращение, как правило, способствуют привыканию ребенка к больничной обстановке, переключению его интересов и восстановлению нормального состояния психики и нарушенных функций.

В детском учреждении врачи и медицинский персонал должны уметь заниматься с детьми, играть с ними. В игре ребенок находит радость и успокоение, проявляет свои творческие способности, выражает свои чувства. Для врача в играх открываются возможности изучения личности ребенка, его желаний, потребностей, которые он часто не может высказать. Игрой удается отвлечь внимание от неприятных переживаний, из игровой ситуации выявить причины этих переживаний и успокоить ребенка.

Целесообразно в одну палату помещать детей с одинаковым уровнем развития. Дети, несомненно, беседуют между собой о предстоящих обследованиях, операциях, "оценивают обстановку". Помогая друг другу, ухаживая за соседями по палате, они проявляют чувства жалости, сострадания или "заряжаются" от уже выздоровевших детей верой в свое собственное выздоровление. Надо помнить, что дети, даже маленькие, всегда прислушиваются к разговорам врачей и студентов в палате, а затем высказывают непосредственно родителям или в играх свои страхи и опасения.

В подростковом возрасте иногда наблюдаются симуляция и аггравация болезненных проявлений. Дети могут жаловаться на несуществующие боли, очень искусно симулировать повышение температуры и другие расстройства здоровья. Часто это служит механизмом

психологической защиты в случае конфликтов в семье, школе или способом привлечения внимания в референтной группе. Подобное поведение является иногда протестом против сложившихся обстоятельств, в ряде случаев связано с желанием избежать посещения занятий. Дифференциальный диагноз может быть затруднен. Обычно для решения вопроса требуется наблюдение в стационаре.

Роль медико-психологических мероприятий особенно велика при хронических соматических заболеваниях, когда дети вынуждены часто и подолгу находиться в больницах или становятся инвалидами вследствие болезни. Работа врача и педагога в этих случаях направлена на то, чтобы болезнь не привела к задержке психического развития, психическому инфантилизму. Если само заболевание не вызывает остановки развития, то требуется создание условий для дальнейшего укрепления психического здоровья. И здесь большая роль принадлежит правильному поведению родителей и коллективу больниц.

В создании наиболее благоприятных условий для реабилитации детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, большое участие принимают органы социального обеспечения (интернаты, реабилитационные центры, хосписы и др.), а также общественные и благотворительные организации.

22.2. Особенности психического развития детей при некоторых заболеваниях, начинающихся в раннем детском возрасте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.76 (0.011 с.)